У каждого человека - свой ответ на этот вопрос: "С чего начинается Родина?"
Почему? Потому что представление о России и любовь к ней зарождаются в нашей душе там, где мы сделали первые шаги в своей жизни, а еще - в городах и весях, которые вдохновляют нас на творчество.
Меня не перестают удивлять художники-москвичи, члены Петровской академии наук и искусств. Они создают полотна высокого художественного уровня для нашей выставки "Россия, здравствуй!", начиная с 2012 года. В этом году она - седьмая. Как только после победы над вирусом откроется библиотека Вересаева, ее директор Светлана Жуликова и участники выставки пригласят вас в галерею "Живая жизнь".
Ну а пока я для вас проведу онлайн экскурсию и познакомлю с произведениями своих коллег. Ее открывает руководитель нашего отделения Валерий Иванов-Таганский:
- Дорогие друзья, участники академической выставки "Россия, здравствуй!", наши академики! Всякий раз, когда мы открываем эту тематическую экспозицию, хочется воскликнуть слово Станиславского: "Верю!" Верю в талант каждого из вас. Вы разные, но всех объединяет вера в Россию, ее возрождение, ее расцвет. Эту веру я вижу в ваших художественных произведениях. Благодарю вас за участие в проекте и желаю удач!
Итак, мы отправляемся в путешествие по России.
Коренной химчанин Юрий Купцов испытывает гордость за свою малую родину, и в его акварельной работе "Россия в космосе" слышится величальная песнь нашей стране, Химкам, где на заводе Лавочкина были разработаны первый искусственный спутник Земли, "Луноход" и другие космические аппараты.
Автор делает центром композиции женщину как образ России: она в красном платье идет к нам навстречу, в одной руке держит модель спутника, второй указывает на космос, в который первыми проложили путь русские люди.
Второй работой Юрий Купцов рассказывает (и тоже с помощью символических образов) о своей гражданской позиции: об отношении к трагедии на Украине. В беседе с Юрием Ефимовичем он сказал: "Трагедия на Украине заставляет задуматься народы о будущем, о детях, которые гибнут от обстрелов каждый день, о людях, переживающих болезненный перелом в истории страны".
На переднем плане - маленькая девочка, но ее взгляд по-взрослому сосредоточен, чувствуется напряжение. У ребенка отобрали детство люди, которые в нее стреляют из тяжелого оружия. Девочку автор изобразил в момент выстрела. За спиной малышки - мама. Она, как и дочь, направила свой взгляд на нас, как бы вопрошая: что вы делаете, люди? Мама как защита, как оберег от беды.
Тема Великой Отечественной войны бередит воображение художников, наших современников. В этом году исполнилось 75 лет с того дня, как мы победили.
Представленный для экспозиции карандашный рисунок на бумаге академиком Омаром Годинесом «Залп "Катюш» напоминает нам о легендарной боевой машине, сказавшей свое веское слово в сражениях на всех фронтах. Автор обращается к этому символу Великой Отечественной, чтобы напомнить тем, кто сегодня строит планы нападения на Россию: она не позволит себя поставить на колени. У нас есть оружие, и оно является фактором сдерживания далеко идущих планов агрессивного Запада.
Отзвуки далекой войны слышатся и в работах заслуженного художника России, академика Бориса Клементьева. Ему понятен язык цветов, и он использует изображение букета незабудок как напоминание о тех, кого нет рядом, кого нет уже на этой Земле. Вероятно, цветы кто-то принес к подножью памятника - он на заднем плане: солдат снял каску и опустился на колено, вдали - обелиск с красной звездой на конусе.
Севастополь, город боевой славы. Здесь Борис Клементьев остановил свой взгляд на Аллее Победы. Идущих по ней ветеранов сопровождают ярко-горящие осенние деревья. На рейде стоит военный катер.
Борис Клементьев известен как портретист - и даже цветы он пишет, как человека: его натюрморты с чудесными созданиями прирды имеют свое лицо и характер. "Майская сирень" позировала мастеру три года назад на его подмосковной даче. Крупным планом - этот символ мая, написанный в традициях русского импрессионизма, ярким представителем которого был Константин Коровин. Известен его натюрморт "Сирень", написанный в 1915 году.
К такому же стилю относится работа Бориса Клементьева "Красные розы". Они тоже из сада в Подмосковье. Живостью мазка, колористической игрой цвета на картине художник подчеркивает жизненный заряд, идущий от прекрасных роз и незаученно передает атмосферу загородного дома, в который проникает свет из окна.
Россия ассоциируется с сиренью у Галины Семиглазовой, члена-корреспондента академии. Она пишет эти цветы каждую весну и замечает, что, вдохновляясь цветом и ароматом сирени, все лучше и лучше чувствует ее и все совершеннее становится рисунок.
По признанию художника, эта сирень своим видом напоминает ту, которой юная Галя наслаждалась в бабушкином палисаднике. Без нее трудно себе представить русские усадьбы 19-го века. Этот букет она писала на пленэре в подмосковном Старбееве.
Галина Семиглазова создала галерею портретов великих русских людей. В 2018 году она замахнулась на самого Льва Николаевича. Сделала три варианта, и только на этом она поставила точку. "Человечище" - так она назвала свое творение углем. Художник хотела в портрете Толстого передать мощь таланта писателя. Вот как оценивает свою работу Галина Михайловна: "Я стремилась изобразить ту степень величия мыслителя, философа, которую я не могу до конца охватить".
Ну что тут сказать? На самом деле, получился человечище. Прикоснулась ее душа и к другому русскому творцу, Михаилу Юрьевичу Лермонтову, правда, на сей раз она обратилась к жанру пейзажа.
"Осень. Середниково". Художник любуется золотом этого времени года. Над ярко-желтыми молодыми деревцами просматривается угол усадебного дома, некогда принадлежащего бабушке поэта Елизавете Арсеньевой. Сюда на летние каникулы не один год приезжал юный Миша.
Значительную часть экспозиции нашей выставки занимают произведения о главном городе России - Москве. Академик Мария Вальдес Одриосола родилась в столице, и у нее, как и у всех нас, есть любимые места. Она так и назвала серию работ - "Любимые московские места". Три картины из этой серии она представила на нашу выставку.
История этого дома длиною почти в два с половиной столетия началась в 1786 году, когда известному зодчему Матвею Федоровичу Казакову поступил заказ на строительство городской усадьбы для князей Гагариных. Впоследствии тут располагался Английский клуб. Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе находился штаб конницы Наполеона, в составе которой служил интендант Анри-Мари Бейль, более известный под его творческим псевдонимом - Стендаль. С 1833 года здесь располагалась Ново-Екатерининская больница, которая в 1945 была реорганизована в городскую клиническую больницу № 24, она занимала дом до 2009 года. В настоящее время усадьба входит в комплекс зданий Московской городской думы.
На второй работе - Высоко-Петровский монастырь, основанный предположительно до 1326 года святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Впервые Петровский монастырь в Москве упомянут в "Повести о Митяе Михаиле", содержавшейся в Троицкой летописи начала XV в. Монастырь являлся одним из главных царских богомолий во второй половине XVII века.
- Третья моя картина- вид из окна дома, где я родилась. Угол 4-й Тверской-Ямской улицы и Оружейного переулка.
Православная тема у наших художников весьма популярна, и Москва, некогда именуемая городом сорока сороков, вдохновляет мастеров изобразительного искусства на создание картин во имя торжества православия.
Москва вдохновляет на творчество академика, профессора изобразительного искусства Киру Гаврилову. Она создала серию работ под общим названием "Две эпохи". Три картины, представленные художником на выставку, написаны в 2020 году. "Московский Кремль". Об этой работе Кира Тимофеевна сказала так: "Московский Кремль - не только шедевр древнерусской архитектуры, но и духовный центр России. Золоченые купола церквей древней Руси, а рядом на башнях - рубиновые звезды социализма. Государственный флаг России как объединяющий символ всех эпох, оставивших свой след в облике Кремля".
Эта работа Киры Гавриловой - как будто заставка для серии "Две эпохи": на фоне образца конструктивизма - гостиницы "Россия", возведенной в старинном районе Зарядье, красуются Москворецкая и Тимофеевская башни конца 15-го века.
Всё в этом мире меняется, и города тоже. Контраст старой и новой столицы - в акварельной работе Киры Гавриловой "Москва-сити". Небоскребы международного делового центра на Пресненской набережной Москвы-реки и оставшиеся в этом районе Центрального округа жилые дома - это ли не олицетворение двух эпох.
"Кто был в Москве, тот знает Россию", - изрек некогда Николай Карамзин. И судя по работам Лили Даль, члена-корреспондента академии, она хорошо изучила столицу. Приехав в Москву в 1982 году, она частенько стала посещать Главный Ботанический сад имени Цицина Российской академии наук.
И Лиля Даль не могла не коснуться в своем творчестве живописных рассказов об этом чудесном уголке Москвы, где растут и хорошо себя чувствуют около 30 видов березы. Художник написала этот символ России на пленэре у каскада прудов рядом с Лабораторным корпусом.
Тема православия Лили Даль тоже близка. Это хорошо узнаваемая русским зрителем церковь Покрова на Нерли, один из замечательных памятников древнерусского зодчества. Он изображен в предрассветной дымке.
А как видит Россию православную Марина Сибирякова, член-корреспондент ПАНИ? Она работает над серией "Святые люди". В нашей экспозиции - ее графическая работа «Благословение».
Семья подходит к храму, и их встречает Николай Чудотворец. Мама фотографирует церковь, а ребенок приветствует святого, сотворяющего чудеса, помогающего всем, кто к нему обращается. Автору с помощью гелиевых ручек удается выписать ажурные детали Креста на куполе и облачения святого
Какое место в России особенно любо Елене Стёпиной, академику ПАНИ? Ответ Вы найдете на нашей выставке. Художник представила 4 впечатления от Селигера.
- Для меня это не просто озеро в Тверской области. Это особая магия. Что меня манит туда в любое время года, в любую погоду? Чистая водная гладь, катание на лодке, рыбалка, особенные Селигерские облака, закаты, сосновый лес, мягкие мхи, грибы, ягоды, песчаные пляжи, ночёвки в палатках, посиделки с друзьями у костра, вдохновляющие виды и этюды. Уже много лет мы собираемся там с друзьями большой весёлой компанией, многие из которых художники или замечательные творческие люди.
Очень много этюдов написано в этом месте. Это виды с озером, лесом. Люблю писать старые деревни, дома, которые там ещё можно найти. Старинный город Осташков – центр Селигерского края. Обязательно тянет приехать в Нилову пустынь, посетить Исток Волги, Серебряное озеро. Хотя, казалось бы, такое же озеро, как и множество других, а вот нет, не такое. В общем, это чудесное место для вдохновения.
Коллега Елены Стёпиной по Центральной детской школе искусств (Химки) Наталья Алексеева, академик ПАНИ, тоже находит вдохновение в иных широтах. На этот раз она знакомит нас с красотами села Медведецкое, названное по реке Медведица, впадающей здесь в Волгу. Это Тверская область.
Для Натальи Валерьевны это знаковые места: здесь жили ее предки в 19-м веке. Тогда село было богатым - со своей церковью, которая была разрушена после революции. На том месте теперь стоит часовенка, построенная на деньги прихожан.
Явно видно по работам, написанным масляной пастелью, акварелью и маслом, что автор обладает романтическим взглядом на мир. Такими видами вполне может вдохновиться и поэт.
В свой родной город влюблен Пётр Овченков. Он родился на Урале, в Нижнем Тагиле.
- Я давно уже здесь не живу, но приезжаю сюда, начиная с 1968'года. Здесь мощная природа: озера, леса, по которым я хожу и набираюсь сил и вдохновения. Брожу даже по болотам. Интересны эти места весной и осенью. Вот я и представляю на выставку "Россия, здравствуй!" свой весенний и осенний взгляды на нижнетагильские просторы.
Нас не перестает удивлять своим творчеством Надежда Сапунова, член-корреспондент академии. Она сегодня показывает работы, написанные под впечатлением от поездки на Камчатку прошлым летом.
- Этюд "Авачинский залив" я написала в черте Петропавловска-Камчатского, расположенного на берегу водоема, вокруг которого - сопки и вулканы.
Мы видим, как автор смягчила очертания фигур и предметов, и тем самым картину можно отнести к стилю леонардовского сфумато.
"Эссо" на голос: "Эссо" - небольшой благоустроенный посёлок с отоплением термальными водами, с вкуснейшей минеральной водой. На этюде - сопка. Она образовалась после извержения вулкана. Автор видит в этом новообразовании природы мощные силы, способные изменить течение жизни.
Надежда Сапунова любит путешествовать и по средней полосе России, например, по Калужской области, и остановиться, например, в Тарусе, городе, который с легкой руки Василия Поленова и Василия Ватагина прозвали русским Барбизоном, подобно французской деревне, где существовала школа пейзажистов.
На живописной работе "Весна в Тарусе" Надежда Сапунова написала свою любимую улицу Даниловку в этом уголке знакового места для почитателей таланта Марины Цветаевой. Она получилась у художника динамичной, живой. Ранняя весна, бескрайние дали - это и есть лицо средней полосы России.
О своем уголке России пишет и много пишет Светлана Рудягина, член-корреспондент академии. В ее работах зрителя привлекает камерность и пейзажность, чувство цвета и света, которым она умеет передать свои впечатления и мысли с помощью красок зрителю. "Микрорайон Подрезково» и
«Лето» написаны месяц назад.
О своей России повествует Александр Голышев, член-корреспондент ПАНИ. Он родом из Владимира, и у него большая коллекция работ об этом древнем городе.
Сегодня он дарит нам минуты созерцания его творения, на котором - отец Сергий, священник храма Александра Невского во Владимире, стоящий у иконы Святой Троицы с сыном на руках.
"Псково-Печерская обитель". На картине - Никольская церковь и вход в один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Его название связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными».
"Засиделись" - название этой работы позволяет нам говорить о ней как о примере жанровой живописи, одного из пяти видов живописи, представляющего собой художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности.
В Белозерске, который находится на Вологодщине и стоит на берегах Белого озера, Александр Анатольевич написал пейзаж "Заросший пруд". Он подметил, как природа, наполняясь светом, по сути, пишет великолепные картины, картины тишины, умиротворения и благодати. Поистине прав Тургенев, сказавший: "Природа - храм".
Академик Евгений Бойко состоялся как художник, мастерски передающий настроение водной стихии. На его работах с парусниками превалирует белый цвет. Он родом из Альматьевска, но уже давно живет и творит в Москве, и здесь он создал серию городских пейзажей. Пишет легко, размашисто, пользуясь лишь мастихином и философией свободы. Евгений Павлович и его супруга, тоже академик, Надежда Вячеславовна много путешествуют.
Он показывает свой труд "Горное зеркало".
Невозможно не остановиться у работ и не проникнуться замыслом автора, которая живет в Риге, но в душе остается подданной России.
Академик Алина Литвиненко, наша современница, как и великий русский писатель Николай Гоголь, живший в первой половине 19-го века, ассоциирует Русь с птицей-тройкой.
"Тройка, окрыленная свободой» - так названа эта экспрессивная композиция. Алина Литвиненко сказала мне о том, что она ставила перед собой задачу - показать удаль, стать, резвость и силу - качества, которыми наделен русский человек, качества, которые всегда помогали России выстоять в противостоянии с врагами.
- Эту работу «Терем мечты», - рассказывает Алина, - я сделала под впечатлением от стихотворения Валерия Брюсова с одноимённым названием. В нем есть такие строчки: "Как девушки скрывались в терем, / где в окнах пестрая слюда, / В Мечте, где вечный май не вянет, мы затворились навсегда». На моем рисунке - затейливые каменные терема с островерхими башенками, узорчатыми порталами и пилонами.
Всегда на наших выставках отводится место и тем работам, которые можно отнести к абстракционизму, одному из основных направлений в искусстве авангарда. Художник отказывается подражать зримой реальности. Для него главное - не предмет, а цвет, линия и форма. Сюжет заменяется пластической идеей. Это мы наблюдаем в творчестве последнего времени Петра Цветкова, члена-корреспондента академии. На его картине "Музыка", как пояснил автор, - начало сотворения мелодии. Беспредметное искусство.
На современном художественном небосклоне уже давно сияет звезда нашего академика и профессора Александра Устинова, заслуженного художника России, выпускника Высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), факультета монументальной живописи.
"Вспоминая старых друзей..." - скорее всего эту работу можно отнести к так называемой предметной живописи, рассчитывая на ассоциативное мышление зрителя. На столе - три прибора, по краям - для живущих на Земле, в центре - для того, кого уже нет. В верхней части композиции - ломоть хлеба.
Всё имеет смысл, но передать его словами - это значит замылить избитыми фразами то, что художник говорит нам своим языком.
Я хорошо знаком с творчеством академика Алексея Федотова, но в этой экспозиции он предстал перед зрителем совсем иным Алексеем Федотовым, прибегнув к стилистике лубка.
На двух работах он постарался передать атмосферу, царившую в советской России 20-х годов, когда развитие экономики было поставлено на рельсы НЭПа. Автору удалось передать социальный контраст, точно изобразить новоявленные типажи.
Лубку свойственны жанровые сцены, и у Федотова они - в основе сюжетов. Он смог создать некую народную архитектонику: здесь и красноармейцы с буденовками на голове, и матросы, ухаживающие за дамочками в меховых шубках, и обыватели, и буржуа.
По мнению автора, языком лубка можно наиболее точно передать то непростое время в России.
Валерий Чурилов знакомит нас с картинами, написанными по воспоминаниям от поездок в Краснодарский край и на Волгу.
"Ночь над станицей" - это память о его пребывании с друзьями в живописном селении, расположенном меж двумя горными хребтами. Это было в 70-х годах. Луна, река, горы и церковные купола, мерцающие на фоне раскинувшейся в долине деревни.
- "Закат над заводью" на голос - этот вид, - говорит Валерий Тимофеевич, - я запечатлел в своей памяти десять лет назад, когда проводил на берегу Волги выездной семинар для коллег. Я давал им задание - по вечерам провожать солнце. И однажды перед нами предстал столь необычный красный закат.
По традиции, на наших выставках всегда делится своим впечатлением от новой экспозиции Светлана Жуликова, директор библиотеки Вересаева, с которой этот проект мы всегда реализуем совместными усилиями.
- В очередной раз выставка поразила разнообразием техник и жанров, - сказала Светлана Николаевна, - и я благодарю мастеров изобразительного искусства за интересные произведения, в которых они выразили свое отношение к России. Большую работу по реализации проекта проделал создатель проекта и бессменный куратор выставки Владимир Кузнецов. Проект вот уже два года делаем вместе: библиотека Вересаева и Московское отделение ПАНИ, и делаем, на мой взгляд, отлично.
Влад Красноярский. Фото автора
О выставке сделан видеофильм.
Автор фильма - академик, профессор литературы и изобразительного искусства, 1-й заместитель председателя Московского отделения ПАНИ Кузнецов Владимир Семенович (Влад Красноярский)
Кураторы проекта: вице-президент ПАНИ, руководитель МО ПАНИ Иванов-Таганский Валерий Александрович; академик, директор библиотеки Вересаева Жуликова Светлана Николаевна
Режиссер монтажа - Алиса Григорец
Редакторы: Фахретдинова Лидия Александровна, академик ПАНИ,
Кочеткова (Поплавская) Зоя Николаевна, член-корр.