- Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, в котором вошла система хозяйственного взаимодействия Человечества и Биосферы на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, обозначила собой начало Эпоха Великого Эволюционного Перелома. Этот Эволюционный Перелом действует не только по отношению к социальной эволюции человечества, но и по отношению к глобальной эволюции Биосферы. Эта эпоха есть эпоха реализации императива экологического выживания человечества, как императива его перехода к Ноосферной Истории в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта – Управляющего Разума, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма. Наступила Эпоха Ноосферной человеческой революции, которая охватит весь XXI век, и научной идеологией которой становится Ноосферизм – научно-мировоззренческая система, разработанная А.И.Субетто в России (за последние 30 лет) на базе научных достижений Русской Ноосферной Научной Школы, становление которой началось с момента разработки В.И.Вернадским своего учения о переходе Биосферы в Ноосферу (1927 – 1945гг.).
- Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это наступившие Экологические Пределы рыночно-капиталистической, стихийной парадигме развития. Рыночно-капиталистическая парадигма развития мировой экономики превратилась в экономику экологической гибели человечества в XXI веке.
Экологическое спасение человечества на Земле имеет только единственную стратегию – стратегию перехода к Ноосферизму, как новому пути развития человечества в виде управляемой социоприродной эволюции, в свою очередь предполагающей установление на Земле:
- Ноосферного Экологического Духовного Социализма,
- Научно-образовательного общества, в котором выполняются требования законов устойчивого развития – Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе и Закона опережения прогрессом человека научно-технического, в том числе «цифрового», прогресса,
- Ноосферной, управляемой экономики,
- Ноосферной, планетарной кооперации народов-этносов, цивилизаций на Земле,
- Мира без Войн и Насилия.
- Ноосферизм определяет новую модель устойчивого развития, а именно управляемую ноосферную гармонию, а это в свою очередь определяет Эпоху Великого Эволюционного Перелома как Эпоху Родов Действительного – Ноосферного и Управляющего – Разума и ему соответствующего – Действительного – Ноосферного – Человечества.
- Необходимо осознать, что вместе с переходом глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы наступил Конец всей Стихийной истории, в «пространстве» которой человечество могло развиваться под «защитным зонтиком» гомеостатических механизмов Биосферы (Закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы, открытого А.Л.Чижевским) и мощного производства негэнтропии Биосферой (благодаря действию законов Э.Бауэра – В.И.Вернадского).
Глобальный экологический кризис, и тем более – первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, наступившие в ХХ-ом веке, проявили несовместимость стихийных механизмов развития человечества(по К.Марксу – культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню) и происшедшей Энергетической Революции в ХХ-ом веке – скачка в энергетическом базисе мирохозяйственного природопотребления в 10-ть в 7-й степени раз. Эта несовместимость отразила собой нарушение рыночно-капиталистическими механизмами развития требований открытого А.И.Субетто. Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, по которому: чем выше энергетическая мощь воздействия на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы со стороны хозяйства (экономики) социальной системы (общества), тем с большим лагом упреждения должно осуществлять прогнозирование возможных негативных экологических последствий от такого воздействия, и тем с большим лагом упреждения должно осуществляться научное управление социоприродной эволюцией.
Но выполнить требования этого Закона и обеспечить научное управление социоприродной эволюцией может только социальная организация воспроизводства жизни общества как социальной системы и его экономики только в виде Ноосферного Экологического Духовного Социализма, в пространстве которого государство становится ноосферным, реально осуществляется грядущий Ноосферный синтез Науки и Власти. Это государство становится воплощением нового типа демократии, которой не знала История Человечества. – Ноосферной, и Социалистической одновременно, Демократии.
- Эпоха Великого Эволюционного Перелома, таким образом обозначила собой и процесс перехода от доминирования Закона Конкуренции, рынка, механизма отбора, – к доминированию Закона Кооперации, плана, механизма общественного интеллекта или Управляющего разума Общества. Заканчивается Конкурентная История (её И.А.Ефремов назвал в романе «Час быка» – Эрой Разобщенного Мира) и наступает Кооперационная История (Эра Встретившихся Рук по И.А.Ефремову), за которым стоит переход от «Капитализма Войны», от «Мира Войн и Насилия», которая явилась неотъемлемой характеристикой Стихийной, Конкурентной Истории, – к Миру без Войн и Насилия, к ноосферной, планетарной кооперации народов-этносов на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
- Мир Войн и Насилия, которому, вместе с капитализмом, Природа подписала Экологический Приговор, на фоне изобретения все новых и новых видов оружия массового поражения (кроме развития термоядерного оружия, появилось климатическое (волновое) оружие, волновое оружие массового и избирательного поражения сознания людей и др.), превратился в механизм планетарного экологического самоубийства человечества. Он становится «выпуклой линзой», через которую проглядывает беспощадная правда истории – правда антиэкологичности, антиноосферности и античеловечности всей рыночно-капиталистической системы (на которые указывают работы, кроме работ марксистско-ленинской школы, Б.Коммонера, Д.Кортена, И.Валлерстайна, Г.Дейли, Р.Гудленда, С. Эль-Серафи, Н.Кляйн, Ш.Барроу, В.Ю.Катасонова, С.Ю.Глазьева, А.И.Фурсова и многих других).
- Разворачивается планетарное гуманистическое сражение Человеческого разума за Будущее Человечества, за Ноосферную гармонию, за планетарное человеческое братство на базе Общей Заботы и Общего Дела, отражающих Ответственность всего Человечества, Науки, Культуры, всех государств мира за будущее Всей Мегасистемы Жизни на Земле.
Снова возникла планетарная потребность в подъеме общественного движения за мир во всем мире, за запрет развертывания военных космических систем и создание ударных космических группировок, за запрет на военные доктрины, предполагающие превентивные ядерные удары, за запрет на климатическое и биологическое оружие.
Процессы экологической гибели рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле развиваются стремительно. Человеческий коллективный интеллект, интеллект политических элит стран мира, мировая наука оказалась в «ловушке» Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры, когда коллективная «реакция» на процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы запаздывает на 25 – 50 лет.
Нужны качественные перестройки во внутренней политике всех государств мира, с переходом к высшим приоритетам развития науки и образования, со становлением единой ноосферной науки и ноосферного непрерывного образования.
Ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система и новая идеология XXI века отвечает императивам Эпохи Великого Эволюционного Перелома. Только через ноосферное преобразование основ бытия человека на Земле, обеспечение успешного перехода Биосферы в Ноосферу, когда Человеческий разум поднимается на уровень «Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса» и главным функционалом управляемой экономики становится не прибыль, а повышение ноосферного качества жизни, - и Человеческий разум начинает управлять социоприродной эволюцией, опираясь на освоение мощи все новых и новых видов энергии, человечество сможет обеспечить себе Достойное Будущее и на Земле, и в Космосе.
«Повестка дня» для XXI века – это Ноосферный Прорыв человечества, в том числе и Прорыв к Миру без Войн и Насилия, который одновременно есть Мир Ноосферно-Космической Гармонии, олицетворяющий собой всю Ноосферно-Космическую Мощь Разума-Духа Человечества. «Дух есть Разум», – написал Гегель, 250-летние со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, в «Феноменологии духа».
В XXI веке «Разум-Дух» человечества должен стать Ноосферным. И только тогда откроются «горизонты» для его развития и превращения в Космический Разум. Именно для этого Эволюция Вселенной, через процесс своего «оразумления», и породила Человека на Земле.
Справка об авторах
Субетто Александр Иванович – директор Центра Ноосферного Развития Северо-Западного института управления – филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, профессор МУФО, член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, Почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Гранд-доктор философии (Оксфорд), Полный профессор (Оксфорд), Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, Лауреат Премии и Серебряной медали Н.Д.Кондратьева, Лауреат Премии П.А.Сорокина, Лауреат Золотой Международной медали Махатмы Ганди.
Джаясекара П. Шанти – ректор Международного университета фундаментального обучения (МУФО), председатель Президиума Международного Высшего Ученого Совета (МВУС), Сенатор Международного Парламента Безопасности и Мира по Международному образованию, Директор Всемирных программ Международного Ареопага Искусств «АПОЛЛОН-ЮНЕСКО», Координатор программ Оксфордской Образовательной Сети и Глобального договора ООН, Посол Доброй Воли, Гранд-доктор философии (Оксфорд), Полный профессор (Оксфорд).
Виктор Витальевич Лукоянов – президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ – ЮНЕСКО), президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), Ученый Секретарь Президиума Международного Высшего Ученого Совета, член Президиума Ноосферной общественной академии наук, доктор технических наук, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Гранд-доктор философии (Оксфорд), Полный профессор (Оксфорд), Заслуженный испытатель и создатель космической техники.