Когда человек ищет красоту в обыденном
На протяжении многих лет, наблюдая за творчеством Эдуарда Есенкина, я задумывался о том, почему на его картинах - обыкновенные, заурядные предметы, сооружения, пейзажи? И только недавно, встретившись с ним накануне 90-летия мастера, получил ответ от него самого: "Мне наиболее интересно то, с чем человек сталкивается повседневно, и оно гораздо красивее и ближе сердцу моего зрителя, чем помпезные, парадные сюжеты".
"Горячие вещи". На картине изображены керосиновая лампа, примус и утюг - предметы домашнего обихода из далекой юности художника. Они "переехали" на холст со стены кухни, где Эдуард Николаевич впервые попробовал свои силы в изобразительном искусстве.
- Это был 1976 год, - вспоминает начало своего пути в искусстве Есенкин, - я купил краски и твердо решил заняться живописью, хотя к тому времени уже был состоявшимся конструктором в МКБ "Факел", куда пришел после окончания института СТАНКИН в 1955 году. С детства я "болел" думой о перспективе стать художником, но и в школе, и в институте кто-то рисовал лучше меня, и это делало мои мечты призрачными.
Как-то язык не поворачивается назвать Эдуарда Есенкина самоучкой, хотя на самом деле он не оканчивал художественных учебных заведений. Впрочем, в истории искусств немало именитых мастеров, не имевших профессионального образования, в их числе Поль Сезанн, Нико Пиросмани, Винсент Ван Гог.
- Мне многое дали занятия в студии у Виктора Степашкина, - говорит юбиляр, - он был уникальным художником и одаренным преподавателем, к которому приходили чаще всего люди со своим взглядом на искусство и манерой письма, и он не "переделывал" их, а лишь подсказывал, что мы делали хорошо, а что плохо.
На открытии одной из персональных выставок Есенкина мэтр, помнится, сказал о нем как "о самобытном мастере со сложившейся манерой изображения среды обитания человека". Их работы: Степашкина и Есенкина - висят теперь рядом в фойе первого этажа ДК "Родина". Свою экспозицию Эдуард Николаевич разместил здесь в январе, в самом начале его юбилейного года. Это ретроспективный показ творений мастера, но есть и новые произведения.
- И я считаю их самыми удачными, - дает им оценку автор, - "Цветок провинции" - на этой картине - мальва, мое любимое создание природы, и "Берег" - на холсте водоем, мост и строения. Помогал в развеске внук Игорь, который осваивает строительную специальность, а сын Владислав окончил МАРХИ, так что мои потомки унаследовали способности выражать свои мысли неординарно. Мне очень повезло с женой. С Эллой Евгеньевной идем по жизни уже 59-й год.
Объекты внимания художника весьма условны. Когда-то подобное искусство в СССР сидело глубоко в подполье и относилось к андеграунду, правда, многое из того, что было под запретом, со временем перешло в разряд мейнстрима и стало популярным.
- Мое желание стать художником усилилось, когда во времена хрущевской оттепели я окунулся в атмосферу некоей свободы: мои друзья были фанатами запрещенного джаза, посещали "закрытые" концерты, слушали "Голос Америки". Тогда же знакомый музыкант привез из-за границы нотный альбом, на обложке которого был рисунок "Зеленый скрипач" Марка Шагала. Я испытал настоящее потрясение. В 60-е годы на ВДНХ была выставка американской графики, и на ней я наблюдал, как художница рисовала нечто абстрактное. На вопрос, кто из русских художников ей импонирует, ответила: Петров-Водкин. А я его не знал и лишь спустя много лет посетил выставку в Русском музее. До сих пор помню момент, когда увидел его "Ветку яблони"...
Лучшие образцы мирового искусства и сама жизнь - это и есть университеты Эдуарда Есенкина. Он с раннего детства набирался впечатлений, и этому способствовала частая перемена мест: отец был военным, и его переводили из одного гарнизона в другой. Родился Эдуард в Борисоглебске, в школу пошел в Омске, продолжил учебу в Чите, после войны семья жила в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), а аттестат получил в Орле. В Одессе учился на инженера морского флота.
За 44 года жизни в искусстве он создал огромную галерею натюрмортов и городских пейзажей. Его работы где только можно ни увидеть, в том числе в США, Германии и Японии. А тут недавно мои знакомые позвонили с теплохода "М. В. Ломоносов" и сказали, что в его интерьерах находятся полотна Есенкина. Да, поистине, "...если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно…"
Влад Красноярский. Фото Александра Курекова