О традиции. Она имеет свои определения в каждой сфере деятельности человека и в гуманитарной тоже. Вне традиций невозможна творческая деятельность, и ее формы составляют ядро традиции, из которого познающий черпает идеалы своего существования.
И в Московском отделении сложилось несколько традиций, одна из них – тематическая выставка художников-академиков «Россия, здравствуй!» Первый камень в фундамент этого проекта был заложен в 2013 году. Однако в 2020-м возник неожиданный барьер из-за ковида. Пришлось перестраиваться на ходу, и для того, чтобы не нарушить традицию, 7-ю выставку сделали дистанционно: мастера изобразительного искусства прислали свои работы на заявленную тематику (она - в названии), был написан сценарий и проведена экскурсия online по виртуальной галерее. Видеофильм был смонтирован сотрудницей библиотеки имени В. В. Вересаева Алисой Григорец. Процесс контролировала директор библиотеки, академик ПАНИ Светлана Жуликова. Материал был размещен на каналах Ютуб, его посмотрели сотни пользователей социальных сетей и оставили свои отзывы, и только восторженные.
Однако такое знакомство с произведениями искусства не может заменить их живого «общения» со зрителем, и мы с нетерпением ждали, когда откроется библиотека Вересаева, и в галерее «Живая жизнь» мы сможем открыть экспозицию. Ждали не зря. Светлана Николаевна сообщила в конце июля о том, что в августе можно будет смонтировать 7-ю выставку «Россия, здравствуй!»
- Это у нас в библиотеке первое массовое мероприятие после карантина, - сказала Светлана Николаевна, - и радостно, что мы возобновляем свою деятельность именно с выставки академиков. Для Москвы это всегда событие, поскольку ваши художественные произведения всегда на высоком уровне. Здесь представлены работы, в которых академики рассказывают посредством изобразительных средств о своем отношении к России. Без сомнения, авторы картин любят Родину, какой бы она ни была, и какие бы страдания ни испытывал наш народ.
Излишне говорить, с какой радостью было воспринято художниками приглашение на выставку, правда, если в online-проекте приняли участие 20 членов академии, то в настоящей – семеро (хочу добавить: семеро смелых). Многие еще опасаются ездить по столице и тем более принимать участие в массовом собрании, кто-то отдыхает далеко от Москвы, кто-то болеет…
И всё же экспозиция получилась цельной, выдержанной тематически, интересной, с точки зрения объектов внимания мастеров и техники исполнения. А еще она светлая, каковой живет в наших душах Россия. У каждого она – своя.
У Светланы Рудягиной это – Подрезково, где она живет, учит детей рисовать и сама творит, причем много и талантливо. На нынешней выставке из ее небольших по формату творений образовалась мини-галерея из подмосковных и московских пейзажей; в нее гармонично вписалась серия «Картинок с лошадками».
- Мне нравится состояние тишины, спокойствия. Гуляю и наблюдаю за жизнью листочков, веточек, замечаю, как падает свет. Чтобы спокойно рисовать, мне нужно уединиться, найти уголок, где светло и никто не потревожит. Разное освещение всех пейзажей не случайно.
«Ночное Подрезково». Свет приходит гостем на мои родные улицы. Он через фонари проявляет сумерки в этой картине.
«Домик, рябинка». Свет на этой картине рассеивается через влагу облаков очень мелкими частицами и освещает все уголки пейзажа, забирается под мостик на переднем плане, прячется в окнах и под крышей домика, облепляет ствол рябинки и её веточки.
«Ночь, облака в Подрезкове». На этой картине, - говорит Светлана, - мой гость освещает облака снизу, пробегается бликами по листочкам и заставляет светиться стволы деревьев и фонарь.
«Молжаниново, футбольное поле». На этой картине изображён уголок Москвы – район Молжаниново, хотя место это в трех шагах от изображенного на предыдущих картинах. Утренний спокойный свет от восходящего солнышка освещает поле, ожидающее футболистов. Но еще все спят, только облака быстро разбегаются и тают в небе.
Серия «Картинки с лошадками». Лошади для художницы символизируют красоту, свободу и выносливость. На одной картинке запечатлен момент общения этих чудных животных. У лошадок - разный возраст, разные характеры, но что-то их связывает. На другой - лошадка-мать заботится о своем ребенке, думает, как его накормить. Ребенку интересно смотреть на мир, хочется бежать, но боязно отойти от матери.
Все маленькие картинки Светланы Рудягиной говорят о ее трепетном отношении к природе, животным, человеку, миру. Она предпочитает отражать на бумаге и холсте свои простые ощущения при помощи самых простых красок так, чтобы они казались огромными и серьезными.
- Именно такие ощущения я и испытываю, глядя на этот подбор произведений для выставки о Родине, - сказала писательница Тамара Кротова, - небольшой формат произведений Светланы Юрьевны не дает оснований для того, чтобы определить их как этюды. Они, я бы так сказала, спокойные, светлые, правильные.
Кстати, Светлана Рудягина – одна из немногих художников, кто для online-выставки в июне сделал видеозапись, на которой рассказала о своих произведениях, правда, на выставку в галерею она их не привезла.
Замечательную видеозапись к виртуальной выставке сделала и академик Мария Вальдес Одриосола, и она на нынешней экспозиции представила именно те произведения, о которых поведала зрителям Ютуб-канала.
«Фасад дома Гагариных». История этого дома началась два с половиной столетия назад, когда известному зодчему Матвею Федоровичу Казакову поступил заказ на строительство городской усадьбы для князей Гагариных. Впоследствии тут располагался Английский клуб. Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе расположился штаб конницы Наполеона, в составе которой служил интендант Анри-Мари Бейль, более известный под творческим псевдонимом Стендаль. С 1833 года здесь располагалась Ново-Екатериниская больница, которая в 1945 была реорганизована в городскую клиническую больницу № 24, она занимала дом до 2009 года. Сейчас усадьба входит в комплекс зданий Московской городской Думы.
Художница с детства влюблена в Высоко-Петровский монастырь, и на одной из работ – ее представление об этом культовом месте. Он основан до 1326 года святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Впервые упомянут в "Повести о Митяе Михаиле", содержавшейся в Троицкой летописи начала XV в. Монастырь являлся одним из главных царских богомолий во второй половине XVII века.
- А на этой работе - вид из моего окна дома, где я родилась: угол 4-й Тверской-Ямской улицы и Оружейного переулка.
На online-выставке заметно среди остальных работ академиков выделялась «Бомбардировка Москвы» Ольги Поляковой. Она подготовила к юбилею Великой Победы серию картин.
- Чтобы проникнуться атмосферой той страшной войны, я пересмотрела много видеоматериалов, прочитала воспоминания очевидцев, официальную хронику тех лет, и, когда впечатления просто захлестнули меня, как большая волна (до спазмов в горле), я начала писать, сначала наброски и эскизы, потом переносила замысел на холст. Хотелось показать войну глазами обычного мирного жителя, который попал в жернова этой страшной трагедии и выживет ли - одному Богу известно. С 22 июля по 31 декабря 1941 года Москва отразила 121 массированный налёт вражеской авиации. Свыше 2000 человек погибли, более 6000 ранены.
Объявлена воздушная тревога, бегут люди, авиабомба попадает в дом (он на картине перед нами), пробиты перекрытия этажей, сквозь зияющую дыру в стене вырываются языки пламени, дым застит небо. На фоне клубов дыма, как призраки, появляются силуэты погибших душ с отражающимися в пустых глазницах языками пламени...
Понравились академикам и «Старые вещи» Ольги Поляковой. Натюрморт. Вроде ничего особенного: лапти, керосиновая лампа и веточка рябины с побуревшими осенними листьями. Во всем этом есть очарование старины. Мерцающий свет пробивается откуда-то из глубины картины, обрисовывая силуэт старой лампы, и проникает сквозь щели плетеных лаптей. Всё зыбко и почти нереально. Это некое путешествие во времени: мы смотрим на старые, отжившие свой век вещи, а прошлое смотрит на нас.
Тема Великой Отечественной небезразлична и академику Омару Годинесу. "Залп Катюш" - об этом карандашном рисунке, который сделан для обложки книги о войне, было рассказано в online-экскурсии накануне Дня Победы. Работа интересна абсолютной простотой изображения и говорит об уважении автора к нашей истории. Еще в экспозиции - два этюда Омара, они - о современной России, точнее, о Подмосковье, где по Казанской дороге есть такое славное местечко - Черусти. Художник сделал работы во время карантина, объектом его внимания стала собственная дача и ее окрестности.
Надежда Сапунова – активный участник всех проектов МО ПАНИ, и в виртуальной выставке ее работы тоже замечены. На августовскую выставку она не смогла прибыть, но ее друзья заранее привезли две картины. Мы скоро откроем в галерее «Живая жизнь» персональную выставку Надежды Сапуновой, и на ней увидим плоды ее прошлогодней творческой экспедиции на Камчатку. Одну из картин можно увидеть и сейчас.
«Тихий океан». Это совсем рядом с Петропавловском-Камчатским. Туда можно доехать общественным транспортом, хотя город расположен на берегу Авачинской бухты, переходящей в Тихий океан.
- Меня поразил черный вулканический песок на берегу, мощь океана и все время меняющееся пространство: когда начинала писать, виднелись две скалы, через некоторое время за ними обнаружился залив и еще три скалы. Так же менялось и небо. Вообще Камчатка очень изменчива. Вулканы то еле дымятся, то могут начать извергаться. Вот это состояние изменчивости я и хотела передать.
На второй картине Сапуновой – Таруса, связанная с именами Марины Цветаевой, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Ватагина, Дмитрия Горлова...
- Я написала весеннюю Тарусу, когда еще буйная зелень не перекрыла дали, очень характерные для Тарусы. Очень люблю раннюю весну с ее свежестью, нежностью и обещаниями.
Камчатка будоражит воображение и Лили Даль (Бирюковой). И снова перед нами – Авачинская бухта и спящий вулкан. Он является одной из жемчужин Камчатки. Первым упомянул и кратко описал его в своих записках еще в XVIII веке С. П. Крашенинников, ставший свидетелем его извержения. Сейчас Авачинский представляет собой ступенчатую постройку. Его кратер заполнен лавой, излившейся во время извержения 1991 года. Это один из самых посещаемых туристами вулканов, так как имеет пологие склоны, удобные для восхождения.
Вторая работа Лили Даль - «Ленские столбы». Они расположены на берегах сразу трёх рек: Лены (в среднем ее течении), Буотамы и Синей - и образуют природный парк протяженностью 524 км и высотой 200 м. Они особенно хороши на закате, когда превращаются в золотые слитки
.
И третья работа – «Смоленщина». Ее художница написала в дни самоизоляции.
- В 90-е годы мы ехали к себе в дом на Смоленщине и видели сплошь заросшие сорняками поля и руины ферм. Но уже с десяток лет назад все стало меняться. Сначала мы проехали по хорошей дороге, а затем стали появляться стада коров и засеянные поля. И эта перемена радует глаз и душу: просыпается родная Смоленщина, просыпается Россия.
Кстати, Лиля Даль недавно на Президиуме ПАНИ избрана членом-корреспондентом академии. Ей мы вручили Диплом, удостоверение и значок с изображением Петра Великого.
- Считаю, что избрание в академию - это весьма почетно и престижно, - сказала Лиля Даль. - Буду делать все, зависящее от меня, чтобы нашу жизнь наполнить достойным содержанием.
Нам радостно, что ряды академии пополняют столь интересные люди, которые, к тому же, берут с места в карьер: Лиля еще до избрания в ПАНИ участвовала в наших мероприятиях, и в online-выставке тоже.
Поздравили академики с избранием членом-корреспондентом и Николая Третьяка, который не раз принимал участие в тоже традиционном Международном поэтическом конкурсе «Россия, перед именем твоим…» и всегда занимал призовые места. В 6-м конкурсе он удостоен Гран-при. Ему вручен Диплом победителя и документы члена-корреспондента. Николай Владимирович для этой церемонии прибыл из далекой станицы Кумылженская Волгоградской области.
- Для меня открытие выставки и встреча членов академии – событие из ряда тех, которые интересны не только сами по себе, но и оставляют в памяти глубокий след. К сожалению, сегодня редко бывает так, что знакомство с чем-то новым сильно западает в душу, цепляет, как говорится. Данный случай оказался очень и очень приятным исключением. С самого начала было заметно абсолютно позитивное и благожелательное отношение всех без исключения людей, с которыми я имел удовольствие познакомиться. Впервые оказавшись в новом коллективе, почувствовать, что находишься в кругу единомышленников, близких тебе по духу и взглядам – это дорогого стоит. К тому же мне всегда безумно интересно общаться с людьми, которые состоялись как серьёзные, целеустремлённые личности. А в данном случае, помимо этого, совпала и сфера наших интересов. Так что здесь, как говорится, всё прошло на высоте. Тем более, что события такого плана и уровня для меня пока в новинку. Уверен, что в дальнейшем подобное общение продолжится на ещё более позитивной волне. Само собой, со своей стороны я естественно приложу все усилия, чтобы так оно и было. Надеюсь на то, что следующего собрания ждать долго не придётся, потому что подобные события являются большим стимулом для дальнейшего развития в творческом и духовном плане.
Николай Владимирович прочитал стихотворение «Вечный поиск», которое он присылал на конкурс, и тронул сердца москвичей.
- Чувствуется, как искренне любит Россию Николай Третьяк, - сказала поэтесса, член жюри конкурса Зоя Кочеткова, - в его стихах – глубина переживаний, красота образов и мелодичность речи – всё это делает автора исключительно интересным, и я рада, что наши ряды пополняются именно такими талантливыми и достойными гражданами России.
Кстати, художники благодарны ему за развеску их работ. Он сам предложил свою помощь, хотя только что проехал 11 часов в автобусе, но Николай - крепкий казак и жаловаться на усталость ему не к лицу.
Прочитала свои стихи и Галина Ключникова, руководитель литературного объединения "Свиток" в городе Сергиев Посад Московской области. Она заняла первое место в номинации "Вместе весело шагать по просторам..." (Стихи для детей). В ее исполнении произведение "Важные дела" еще больше понравились членам жюри, чем на бумаге. Ее коллега из города Краснозаводска Сергиево-Посадского района Владимир Коблов удостоен диплома академии "За романтизм в поэзии".
Красиво, содержательно и эмоционально прозвучала речь академика, профессора ПАНИ Алины Литвиненко. Она живет в Риге, позвонила в галерею во время открытия выставки, здесь в минувшем году состоялась ее персональная выставка.
- Я от вас далеко, но чувствую атмосферу, в которой всегда проходят вернисажи и встречи творческих людей академии, - сказала Алина, - никогда не забуду то тепло, которое меня согрело на всю жизнь, тепло от директора библиотеки Светланы Николаевны, от моей замечательной подруги и великолепного поэта Зои Николаевны Кочетковой, от нашего лидера по творческой части Владимира Семеновича Кузнецова, – все оказали мне большую помощь в организации выставки, ее открытии. А сколько слов было сказано в мой адрес и в адрес моего творчества! Сделан прекрасный буклет. Желаю и дальше оставаться вам столь же открытым сообществом добрых, порядочных, умных и талантливых людей.
В наших рядах теперь известный композитор Виктор Киселев. В конце минувшего года он написал "Песню о Болгарии" на стихи Влада Красноярского. Ее аранжировал Дмитрий Мальцев, в студии которого записала песню заслуженная артистка России, академик Галина Улётова, причем на русском и болгарском языках (прекрасный перевод сделала член-корреспондент ПАНИ Диана Чекийска-Иванова). Член Союза композиторов России Виктор Киселев обрел статус члена-корреспондента ПАНИ, как и
Татьяна Матвеева, методист Московского губернского колледжа искусств. К этому моменту она шла несколько лет, а начала готовиться к избранию в академию, когда работала директором Дома детского творчества "Шмель" в Сходне Московской области. Она член Союза журналистов России, много и интересно пишет в периодической печати, в основном на культуроведческие темы.
- Прекрасно, что после долгого перерыва, вызванного неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, - сказала Татьяна Дмитриевна, - мне посчастливилось присутствовать на собрании членов Московского отделения Петровской академии наук и искусств. В комфортной и уютной обстановке библиотеки имени Вересаева состоялось открытие VII выставки МО ПАНИ «Россия, здравствуй!». Спасибо художникам академии за огромный талант и художественное воплощение любви к Родине, которая сквозит с каждого живописного полотна или графического рисунка. Верю, что у страны есть потенциал устоять против экспансии зла и бескультурья. Понравился «спящий вулкан» Лили Даль, серия работ С. Ю. Рудягиной «Лапти» Ольги Поляковой и храм в усадьбе Архангельское Евгения Бойко.
Огромный интерес вызвало творчество победителей поэтического конкурса, награждение которых также состоялось на этом вечере. С представленными конкурсными работами познакомилась ранее, но в исполнении авторов они заиграли новыми красками.
Собравшиеся тепло приветствовали «новобранцев», которым вручили дипломы, свидетельствующие о включении в академию. Горжусь принадлежностью к рядам творческих, самобытных и неравнодушных людей, которые оценили мой скромный вклад в развитие культуры и искусства.
Академика Евгения Бойко вдохновил на создания живописного полотна музей-усадьба "Архангельское", который некогда принадлежал князьям Юсуповым. На картине - храм Архангела Михаила, построенный в 1660-1667 годах над старицей Москвы-реки и давший новое название селу Уполозы. Одноглавая церковь с приделами, декорированная рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами - таков портрет культового сооружения, похожего на белого лебедя.
"Русь славянская" - это излюбленная тема Юрия Купцова, так он назвал акварельную работу, на которой отцу с сыном, уставшим от жары и трудов праведных, голубоглазая девчина подносит кувшин с родниковой водицей. Они одеты в вышиванки. Все пространство работы заливает свет, который как будто заполняет и галерею. Свет прошлого. Мы все его помним и сейчас встречаемся с проявлениями доброты, а это и делает нашу жизнь чище и светлее.
Проект и работу отделения в условиях режима повышенной безопасности оценил член бюро МО ПАНИ, ведущий журналист «Медицинской газеты», академик Александр Георгиевич Иванов:
"Посетив сегодняшнее мероприятие, я подумал: а жизнь-то понемногу налаживается. Из режима то ли самоизоляции, то ли самосохранения мы постепенно входим в нормальное русло. Отрадно отметить, что набирает силу процесс "развиртуализации".
Одними из первых тропинку к привычной жизни прокладывают члены ПАНИ совместно с работниками библиотеки им. В.В. Вересаева, возглавляемой академиком С.Н. Жуликовой.
Следует особо подчеркнуть, что на этой площадке традиционно проходит множество мероприятий. Московское отделение Петровской академии наук и искусств в последние годы стало надежным партнёром "очага культуры".
Сегодня библиотечные работники с неподдельным радушием и особенной теплотой встречали своих друзей. Гости, по сути, физически ощущали эту теплоту, их сердца раскрылись навстречу протянутой руке дружбы. Чувство оказалось обоюдным. Так истосковались души по "единственной настоящей роскоши" - роскоши человеческого общения, так ждали этой встречи. И она удалась.
Вынужденные ограничения приучили многих к "дистанционке" и "удалёнке", хотя, понятно, это мера временная. И тем не менее далеко не всякий смог полноценно реализоваться в течение долгих и томительных месяцев принудительной изоляции. Особых слов восхищения заслуживает Московское отделение ПАНИ, которое регулярно, будто и не было никаких ограничительных мер, вело полноценную работу. Это и активное участие академиков-литераторов в видеопроекте «Поэты – детям», приуроченном к Дню защиты детей, и блестящая виртуальная выставка художников "Этот День Победы" к 75-летию Великой Победы, и (опять же виртуальная) выставка «Россия, здравствуй!».
Поиск новых форм общения, обретение свежего полезного опыта - это, признаться, дорогого стоит. Ведь можно было сидеть в уединении, пенять на "незадачу", тосковать и раздражаться. Такой путь неконструктивен и даже разрушителен. Однако наиболее активные члены Петровской академии встали на тропинку творчества и уверенно пролагали её. Столь уверенно, что, думается, отныне их опыт можно широко использовать впредь, экстраполируя на другие региональные отделения".
Итак, первая встреча академиков состоялась. И пусть проходила она с соблюдением мер предосторожности - все были в медицинских масках, держались на рекомендованном Роспотребнадзором расстоянии друг от друга - атмосфера радости, творчества, освобождения от непонятного гнёта вовлекла всех в процесс единения. После перенесённых переживаний общение с прекрасным, возможность насладиться лучшими образцами живописи вызвали у людей чувство нравственного очищения.
Гвоздём вечера стало выступление академика ПАНИ Вадима Павловича Винникова, у которого в августе 2020 года – юбилей, и ему была присуждена Президиумом ПАНИ премия имени Н.А. Некрасова. Он награжден медалью академии и удостоен ученого звания профессора.
ПАНИ не является закрытой структурой. Она живёт, дышит, развивается, постоянно обновляется. Конечно, недостаточно ещё талантливой молодёжи, но сказываются строгие критерии отбора кандидатов, что естественно.
В который раз наша встреча продемонстрировала, что русская интеллигенция существует, она деятельна. Она не только просвещает, но и способствует воспитанию в соотечественниках лучших и высоких душевных качеств, побуждает к служению на благо своего народа и Отечества.
Влад Красноярский. Фото Владимира Полторжицкого