АНАТОЛИЙ ДУДНИК (слева), ЧЛЕНЫ ПАНИ: ОЛЬГА И АНАСТАСИЯ УДОВЫ, АКАДЕМИК ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ
Приношение художников родному краю
Приуроченные к Дню города Химки вернисажи, на которых можно увидеть творения подмосковных мастеров изобразительного искусства, уже давно стали традиционными. Их история началась в конце прошлого века.
Нынешняя экспозиция не столь обширна, как обычно: ей выделен небольшой зал в музейно-выставочном комплексе парка имени Л. Н. Толстого (Химки), но ее камерность отнюдь не портит впечатлений от приношения талантливых людей городу, в котором они живут и творят. Скорее, наоборот, - малое пространство создает ощущение уюта, который как будто переселился сюда из наших парков и скверов, а ощущение масштаба – с улиц и проспектов.
И еще – с канала имени Москвы. Он вместе с арочным железнодорожным мостом - визитная карточка Химок, поэтому на правом берегу знаменитого канала, на набережной, облагороженной чугунными ажурными парапетами, нередко можно увидеть на пленэре людей, сидящих за мольбертами.
Ольга Полякова, член-корреспондент ПАНИ «Лодочный причал. Химки»
Любящая рисовать водные просторы Ольга Полякова (член-корр. ПАНИ) обратила свой взор на лодочный причал возле высотного дома «Маяк».
- Меня вдохновляют колыхание волн, отражение неба в воде, люблю даже запах воды. Находиться в парке и рисовать – это же такое удовольствие: вдоль набережной – лавочки, на которых можно посидеть, почитать или просто помечтать, здесь приятно погулять, а хочешь - покатайся на велосипеде или самокате.
Не откажешь и Анастасии Удовой в романтическом восприятии атмосферы города. Она создала серию живописных полотен, на которых непременным атрибутом является троллейбус. Во время карантина она написала сюжет "Троллейбус идет" - этим названием художница одушевляет один из новых символов города. В качестве декоративного украшения она взяла листья боярышника. Осенняя тема продолжена на второй ее работе - «Вечерний маршрут»: а здесь троллейбусная тема романтизирована ажурными листьями рябины.
Анатолий Дудник однажды выбрал место для пленэра на берегу Барашкинского пруда около 13-го лицея – получилось полотно с узнаваемым и любимым химчанами местом. По водной глади плывет белый лебедь, и как тут не вспомнить балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»! Анатолий Тимофеевич бывает и на Бутаковском заливе, на котором находится яхт-клуб. Взгляд зрителя развлекают катера, стоящие на приколе у причала.
У Сергея Скачкова тоже есть свой излюбленный водоем – река Клязьма неподалеку от аэропорта Шереметьево. Пейзаж с дачными домиками залит солнечным светом, деревья покрыты золотом, голубое облако; пространство разрезает водная гладь реки. Не минул Сергея соблазн передать на холсте свое отношение к символу Химок: он изобразил мост, наблюдая за его жизнью из парка сквозь деревья.
Этому живописцу, его пристрастному взгляду на мост вторит Татьяна Верховод. Она рисовала арку, находясь на площадке у музея. «Мне повезло, - сказала она, - три дня, пока я приходила сюда и рисовала, стояла солнечная погода». И еще одна работа с мостом – у Ларисы Васильевой, использующей, следуя канонам экспрессионизма, только насыщенную палитру. У нее мост пронзительно голубой. Кстати, хочу использовать возможность для извинения перед Татьяной: в статье о коллективной выставке в ДК «Родина» года два назад я, упоминая ее работу, написал фамилию неверно: Верхогляд. Ей, по манере письма и характеру, эта фамилия явно не идет. А вот Верховод – это в точку.
Алексей Федотов, действительный член ПАНИ (академик)
"Химкинский лес" - это полотно Алексея Федотова созвучно публицистике с прицелом на полемику вокруг одной из острых тем жизни химчан. Большое полотно заполнено остроугольными геометрическими предметами, композиционно создающими образы уничтоженных деревьев (лес рубят - щепки летят). Со стены на зрителя в упор смотрят чьи-то глаза (возможно, Духа леса). Вряд ли это творение, производящее на человека оглушительное воздействие, создано с оглядкой на стилистику голландского художника Пита Мондриана, которому удалось на рубеже 19-20-го веков заразить Европу своим геометрическим абстракционизмом. Сторонники этого течения отказывались от тем на социальные проблемы. А к чему призывал представитель беспредметного искусства Василий Кандинский? Он предлагал коллегам «отворачиваться от опустошающего душу содержания современной жизни и обращаться к сюжетам и окружению, дающим свободный исход нематериальным устремлениям и исканиям жаждущей души», а для такого самовыражения предметы вовсе не нужны. Нет, у Алексея Федотова - ни то, ни другое. У него - свои линия, пятно, да и цвет - всё работает на рассказ через сложные образы социума, где не всё в порядке - в итоге с его картины мы "слышим" что-то вроде "Крика" экспрессиониста Эдварда Мунка. Хороший ход, маэстро!
Не обошлось и без произведений фигуративизма, направления в искусстве, которое можно назвать "предметная живопись". Художники сохраняют сходство с реальными объектами, от которых произведены, и, таким образом, по определению репрезентативны.
Город – это, прежде всего, люди. "Химки в лицах" - так, пожалуй, можно назвать монументальное творение Юрия Лютера. На нем, как он утверждает, - известные личности Химок, среди которых немало художников, над головами которых - светящиеся золотом нимбы. Позади «святой» толпы развевается флаг города, а вдали – всё тот же мост, по которому идет поезд, а под мостом – прогулочный катер. На здании надпись: "Городской музей", и это не могло не понравиться директору выставочного комплекса в парке Марии Соломатиной: "Наше учреждение впервые изображено на картине", - сказала она. Заметим: здание музея на картине с признаками классицизма, а в жизни - с отголосками конструктивизма. И что-то тут есть от живописного символизма… В любом случае, это успешный проект Лютера.
Для Константина Синявина рисунок – один из способов запечатлеть исторические личности и здания. Смотришь на карандашный портрет В. М. Ковтуненко и акварельный – С. А. Лавочкина и понимаешь, что их автор - скульптор. Такие наброски часто делают мастера объемного искусства перед тем, как приступить к лепке бюста. Интересно изображена им «Усадьба Патрикеева» в селе Космодемьянское.
- На выставке посетитель, благодаря оригинальной работе Анны Литвиновой "Зеркало", может увидеть свой «живой портрет», а по сути, свое отражение на гладкой отражающей поверхности, помещенной в багет. В целом экспозиция получилась разноплановой, - сказала ответственный секретарь Союза художников Подмосковья, член-корр. ПАНИ Елена Лебедянская, - каждый художник показал «свои» Химки, и они на работах интересны и прекрасны.
Фото автора