Сегодня поговорим о Левитане. Точнее, о необычном шедевре столь странном и не характерном для художника - пейзажиста конца ХlX века. Итак, "Над вечным покоем"(холст, масло, 150х206, ГТГ)
Левитан начал ее писать в 1893 году в возрасте тридцати трёх лет, а закончил в 1894 году. В том же году картина демонстрировалась на XXII -й Передвижной выставке вместе с другой работой Левитана "На озере", которую зритель хвалил более увидев в ней красивое вечернее освещение и состояние покоя. Тем не менее, "Над вечным покоем" стала одним из немногих величайших картин русских художников религиозного содержания. Через это произведение кажется сам Создатель говорит с человеком. Здесь нет пейзажной красивости, нет любования приметным уголком местности или природным явлением. Мы наблюдаем нечто большее. Картина поднимается до высочайших степеней обобщения. Преодоление цикличности человеческого восприятия (жизнь и смерть, радость и печаль, смена времён года и т.п) и выход, погружение в вечность. Как все малозначимо там, где существует время; будь-то маленький погост или этот деревенский храм с горящим окном, где теплится жизнь. Мы даже с трудом можем определить на картине время года и время суток. Вся композиция неявно крестообразна. С одной стороны построена на эллипсах неба, глади озера, участков суши уходящих в горизонт, с другой стороны - вертикали купола церквушки устремленной в область света расположенную выше бурного небосвода. Картина имеющая столь широкие философско-религиозные смыслы, могла ли она сознательно родиться в голове скромного пейзажиста ученика Саврасова пусть уже набирающего популярность в профессиональных кругах. Трудно сказать. Мы не можем утверждать о какой-то особой религиозности художника или о явном философском складе личности. Мы знаем Исаака Левитана как тонкого наблюдателя, мечтателя, имеющего особый интуитивный дар и врождённый талант пейзажиста. Иногда повышенная восприимчивость сильно влияла на его настроение. Страдание и сострадание. Все его пейзажи - это пейзажи настроения. Будь то маленький этюд или большая картина. "У омута", "Тихая обитель", "Золотая осень", даже аморфная "Владимирка" с социальным подтекстом - все это тот классический Левитан, которого мы знаем и любим.
Левитана, который написал "Над вечным покоем" мы не знаем. Казалось бы все как всегда. Левитан работает по его обычной схеме. Делает наброски озера Удомля в Тверской области, собирает материал рисуя с Кувшинниковой в Высшним Волочке. И вдруг - какая-то смена пейзажной парадигмы! В картине, в отличии от эскизов, меняется решительно все. Исчезают сиюминутное и сердечное, то что относится к душевному чувству, то что всегда сопровождало левитановский пейзаж. Остаётся дух, и он растворяется в нечто большем, в Духе божественном, становится его частью. Это ощущение внутренне близко тому, что мы испытываем обращаясь к иконе. Давайте сравним этот удивительный шедевр Левитана с другими картинами на религиозную тему того времени.
А.А. Иванов "Явление Христа народу"(1837-1857 гг.) - большая иллюстрация Евангелие.
И. Крамской "Христос в пустыне" (1872 г.) - плод долгих философских размышлений.
И.Е. Репин "Крестный ход в Курской губерни" (1883 г.)- неудачна с религиозной точки зрения. Хорошо передана пыль дороги с лицами типажами.
М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею" (1890 г.) - русская сказочность в модной немного слащавой французской манере.
Н.Ге "Что есть истина" (1890 г.), "Голгофа" (1893 г.) - увлеченность идеями Л. Толстого.
И. Левитан "Над вечным покоем" (1894 г.) - создание образа Создателя Вседержителя вне каких либо форм и иллюстративости.
Провидец П. Третьяков приобрел картину в том же году ещё до открытия Передвижной выставки в Санкт-Петербурге, где она впервые экспонировалась.
Peter Tsvetkov, художник, искусствовед.
Исаак Левитан "Над вечным покоем" 1894 (ГТГ)
Петр Цветков, члена-корреспондент ПАНИ (Московское отделение), художник, искусствовед: