Надо ли посетителю выставки знать лично художника для того, чтобы лучше «понять» произведения, особенно если они богаты символами, беспредметными образами, да и предметными тоже, но их «жизнь» на холсте кажется, на первый взгляд, немотивированна? Речь, как вы понимаете, об абстрактном искусстве. Нет сомнения в том, что, зная планиду творца, легче приблизиться к его «облаку в штанах», образам, часто не выдерживающим логики и прямо противоположным по всем параметрам, что присуще некоему оксюморону.
Ассоциация с духом известной поэмы Маяковского возникает при знакомстве с живописными холстами Алексея Федотова, предоставившего для экспозиции в музейно-выставочном комплексе парка Л.Н. Толстого 24 произведения из серии «Рыбы». Этот талантливый мужчина, ей-богу, напоминает того, из 20-30-х годов прошлого века, обозначившего свое кредо в предисловии к «облаку» лозунгами: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой вашу религию».
«Вот уже несколько лет «Во мне живут рыбы» - как вам нравится столь сюрреалистическое признание художника? Так и экспозиция названа. Он поясняет:
- Они для меня – контур, в который я вписываю самые разные темы, используя, по сути, все жанры живописи: в условном пространстве тела рыб есть изображения и пейзажные, и портретные, и сюжетные, и натюрморты. Мне важно передать визави посредством масляных красок синтез чувств как продукт духовной работы («Душа обязана трудиться…»)
Особое значение для создания чувственных картин имеет один нюанс, который нельзя не заметить – Федотов редко смешивает на палитре краски: он просто берет тюбик и выдавливает содержимое, используя его в чистом виде. В этом тоже что-то есть от Маяковского-футуристического, питавшего неприязнь к любым рамкам, что вызывает деформацию разума, превращая его в кашу. Чаще всего живописцы долго и упорно ищут нужный оттенок путем добавления одного цвета в другой. Классика.
- Я хочу радовать зрителя, который любит всё яркое, - и эта позиция Алексея Федотова вызывает уважение: декаданс, упадничество угнетает, а его в наши времена предостаточно.
Автор приоткрывает перед зрителями ширму, рассказывая о том, что и цвета, и композиция у него рождаются спонтанно, что, на его взгляд, позволяет сделать произведение более «живым» и экспрессивным.
- Мои рыбы – это же вовсе не то, что обитает в реках и морях – я не ставлю задачи передать с фотографической точностью внешний облик того или иного вида обитателей водной стихии. Это лишь форма для наполнения философией чувств, прежде всего, любви.
В этом автору «помогают» глаза диковинных существ подводного царства: в них зритель видит и страдание, и удивление, и радость – весь спектр состояния души. Души автора. Понятно, с натуры федотовские рыбы не пишутся… Они возникают в голове. Работа закончена – и художник никогда ее не переделывает, да и подмалевки ему ни к чему: он не занимается раскладкой основных цветовых «пятен», и к этюдам обращается чрезвычайно редко.
Ассоциативное искусство Федотова то и дело вызывает параллели с другими творцами. На выставке, к примеру, слышу от посетительницы: «Ой, смотри, какие рыбочки!» Как тут не вспомнить Высоцкого: «Ой, Вань! Смотри, какие клоуны!»… Случайные люди на выставке – это занятное явление. Каждое полотно Федотова сопровождается весьма интересными названиями, которые, по мнению мастера, помогают человеку увидеть на полотне то, что автор ему хочет сказать. А под «Рыбочками» написано: «Вчера ко мне приплывала рыба. Она была одета в осень». В этом же столько поэзии, певучей, есенинской! Или вот – «Осенью остывает небо, и поэтому еще больше хочется на море». Такой лирической фразе может позавидовать маститый писатель.