Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

 

Святитель Иоанн митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворецi

Иоанн Тобольский (Максимович) (1651-1715) является самым почитаемым в Сибири святым, который известен как заступник перед Богом, помогающий людям избавиться от душевных и телесных болезней.

Родился будущий святитель в 1651-м году в городе Нежине Черниговской губернии.

Как один из самых способных учеников Киевской духовной коллегии Иоанн после её окончания был оставлен в ней в качестве учителя.

В 1675-м году он утверждается в мысли посвятить свою жизнь служению Богу и принимает монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. Что побудило двадцатичетырёхлетнего молодого человека отказаться от мирской жизни, брака, от желания стать отцом? В чём видел он своё счастье? Видимо, Иоанн был убеждён, что путь к Богу через монашеский обет – это самое правильное и необходимое лично для него решение. Вскоре инок Иоанн был рукоположен в иеродиаконы, а потом и в иеромонахи.

Четырнадцать лет, с 1681-го года, Иоанн управлял Ново-Печерским монастырём (недалеко от г. Брянска).

В 1695-м году Иоанна Максимовича избрали Черниговским архиепископом.

Черниговский владыка заботился и о духовном, и о материальном благополучии своей епархии. В 1700-м году усилиями архиепископа в Чернигове появляется духовное учебное заведение – коллегиум (коллегия). Коллегия получила широкую известность. В ней учились дети не только духовенства, но и дворян, мещан, казаков. Максимович проявлял особую заботу о бедных учащихся. В его честь учебное заведение получило название «Коллегия Архиепископо-Максимовическая Черниговская».

Иоанн уделяет много внимания Черниговской монастырской типографии и руководит её книгоиздательской работой. Кроме церковных, в ней печатались книги общеобразовательного характера.

Не чужд был архиепископ Иоанн и участию в политической жизни страны. Когда гетман Украины Мазепа задумал измену царю Петру, часть украинских дворян пошла за ним. Святитель Иоанн остался верен царю.

В 1711-м году Святителя Иоанна вызвали в Москву. Там ему объявили от имени Петра I, что он назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири. Автор одного из жизнеописаний Иоанна подчёркивал, что его «перевод в Тобольск был повышением, но, в виду трудностей в Сибири, отдалённости края и суровости его природы, мог казаться почти ссылкой». Сам Владыка, видимо, воспринял своё назначение в Сибирь как испытание, которое даётся ему по воле Божией. По дороге в Тобольск он пишет путевой дневник «Путник», где обращается к теме своего вынужденного отъезда из Чернигова, вопрошая:

«Или чем не бех достоин, ли нечто согреших,

Коея ради выни Чернигов оставих?»

Конечно, в пятьдесят восемь лет оставлять свою благодатную родину-Украину и отправляться в далёкую, холодную Сибирь, было очень тяжело, тем более что Иоанн понимал: он покидает Малороссию, видимо, навсегда…

Всего три года (1712-1715) длилось сибирское служение митрополита Иоанна Максимовича, но за этот небольшой срок он совершил много полезных для Тобольского края деяний.

Очень заботился Владыка о сибирском образовании. Он расширил славяно-латинскую школу, созданную его предшественником Филофеем, и содержал её на собственные деньги; выписывал для неё опытных преподавателей из Малороссии, неустанно пёкся о нуждах учеников, стараясь привлекать к обучению в ней не только русских детей, но и инородцев.

Одной из важных проблем в Сибири была проблема миссионерства. Тобольский митрополит организовал первую православную миссию в Китай. Она была вызвана обеспокоенностью святого Синода тем, что потомки русских казаков, живущие в Поднебесной, всё больше отходят от православия.

Сибиряки сохранили много воспоминаний, которые рисуют образ митрополита народным радетелем, скромным, сострадательным человеком, помогающим бедным. Добро он старался делать тайно. Как сказочный принц из восточных сказок, переодетый, ходил он вечерами по городу, тихонько стучался в окна к беднякам и со словами «Примите во имя Иисуса Христа» передавал им деньги, а потом поспешно отходил.

Он любил навещать заключённых в тюрьмах, ободряя их добрым словом и снабжая деньгами; помогал содержать богадельни.

О литературных трудах Иоанна Максимовича, которыми он занимался в течение всей своей жизни, в наше время далеко не так известно, как о его деяниях. А между тем, он автор более десяти произведений. Почти каждое важное событие в своей жизни, свои мысли и чувства он отражал в стихах.

Кроме стихотворных сочинений, перу Владыки принадлежит и духовная проза. Как и некоторая часть его поэзии, она представляет собой переводы сочинений западноевропейских богословов. Однако переводчик, как это было принято в XVIII веке, не только редактировал текст, но и переосмыслял его в духе православия, что-то добавлял или сокращал. Переводные произведения Максимовича «Феатрон нравоучительный», «Илиотропион, или соображение человека с волей Божией» и др. имеют самостоятельное и очень важное нравственно-духовное значение для своего времени.

К оригинальным произведениям И. Максимовича относятся: «Богородице, Дево, радуйся», «Рассуждение о Боге», «Есть путник из Чернигова в Сибирь» и др.

В 1996-м году в московском издательстве «Писатель» вышла небольшая брошюрка «Как жить, Господи!» - «Извлечение из творений Митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича», как указано в подзаголовке. В ней в виде ответов на вопросы просто, понятно и вместе с тем глубоко излагаются основные постулаты православия, если так можно выразиться, практического характера: «В чём заключается исполнение закона Божия?», «По чьей воле происходят стихийные бедствия?», «Для чего Бог пропускает нам беды и как мы должны к ним относиться?», «Если всё происходит по воле Божией, не значит ли что не надо ей противиться, например, употреблять лекарства во время болезни…?» и другие. На наш взгляд, эта книжечка может быть полезна не только верующим, но и всем, кто интересуется вопросами православия и искренне пытается вникнуть в них.

Митрополит Иоанн заранее предчувствовал свою близкую смерть. 9 июня 1715-го года он, отслужив Божественную Литургию, собрал в своих покоях городское духовенство и нищих. Сам подавал им блюда, а потом простился со всеми, ушёл к себе в спальню и встал на молитву. Ранним утром на следующий день его нашли мёртвым в коленопреклоненной позе у иконы Божьей Матери.

Иоанн Максимович был похоронен в Тобольском Софийско-Успенском соборе.

Великое почитание Иоанна Тобольского в народе связано не только с теми добрыми делами, которые он совершал при жизни, но, более всего, с чудесными исцелениями больных, происходящими благодаря обращённым к нему молитвам.

Общенародное поклонение святителю Иоанну, многочисленные случаи исцеления от его мощей привели к его канонизации в 1916-м году.

Как нам, людям XXI века, относиться к таким чудесам? «Каждому воздастся по вере его», - сказано в Библии. «Искренняя и глубокая вера в чудо способна с успехом заменить само чудо», - утверждал один из русских писателей.

Ответ на частный вопрос веры в чудеса, совершаемые православными святыми, так же, как и на глобальный вопрос: «Есть Бог или нет?» - каждый должен давать сам.

«Наставник благочестия», «питатель сирот», «утешитель скорбящих», «безмездный врач больных», «скорый помощник тем, кто страждет душой», «тёплый молитвенник за всех к Господу» - так называет Иоанна Тобольского тропарь, воспеваемый его память. И в каждом из этих названий суть подвижничества митрополита, жизнь которого была посвящена тому, чтобы сделать человека нравственно чище и выше духовно.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1). Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном промысле. – М.: «Паломник». – 1996.

2). Максимович И. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волею. – Издательская группа Свято-Троице – Серафимо-Дивеевского монастыря «Скит». – М.: Профиздат. – 1994.

3). Как жить, Господи! Извлечение из творений митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича. - М.: 1996.

4). Фомин С. В. Последний царский святой. – СПб.: Общество святителя Василия Великого. - 2003.

5). Жития Сибирских святых. – Новосибирск. – 1999.

6). Овсянников П. Наставниче благочестия, скорбящих утешителю… / Сибирская православная газета. – 2012. - №7.

Комментарии для этой записи закрыты