Поцелуй Вечности снизошёл на зрителей в галерее «Живая жизнь». 15 сентября в Ружейном переулке, 4/1 открылась выставка «Цветоформы солнечного Искана».
Представленная 90-ая выставка художника-абстракциониста Искандера Ильязова подарила массу впечатлений гостям библиотеки В.В. Вересаева.
Интересно и неожиданно вписалась экспозиция из 26 полотен в небольшой библиотечный зал. Оптически она расширила пространство, наполнив его воздухом, светом и энергетикой картин. Их цветоформы плавно перетекали одна в другую, превратив стены зала в большую палитру, где тёмные краски сменяли светлые, а тёплые – холодные.
«Я горжусь своей развеской!» – заметил художник.
Да, здесь всё было развешено умело и продумано. Картины не перебивали друг друга, не спорили, но дополняли. Каждая картина, являясь законченным произведением, составляла часть целой композиции. И всё здесь равноправно привлекало внимание.
Вот композиция 316. Она напоминает фреску, которая проступает на разрушенной стене. И остатки кладки, будто выложенной из солнечных лучей, открывают свежие чистые краски голубого неба и отчётливые ясные блики света.
Неподалёку – композиция 57. Страстные, дикие оранжево-чёрные захлёстывающие волны! Это верблюдик. Его абрис пронзает высь, – и две формы: оранжевый двугорбый бактриан и чёрный небосвод, плотно срастаются друг с другом.
Дорожка водяной глади, композиции 106, словно из сновидения, где метафора или образ может воплощаться буквально. На картине дорожка приобрела конкретные очертания дощатого пирса, на котором отразилась игра света и воды.
«Это пирс в Каннах рядом с кафешкой MOURE ROUGE. Деревянные пирсы нынче редкость на Лазурке, в Каннах их всего два», – прокомментировал Искан.
В композиции 20 – оранжевая футболка та самая пустая форма, которая осталась без содержания. Ещё сохраняя заданные внешние очертания, она, будто живёт самостоятельной жизнью. Она блуждает, подобно одинокому кораблику с раздутым парусом, а фактурные слои краски напоминают налипший ракушечник, который утяжеляет её и тянет ко дну.
Композиция 261 – Серебряная луна на синем небе. Серебряная луна – такая замкнутая, холодная и чужая и выступает как антипод ласкающим и энергетически тёплым солнечным пирамидам – композиция 322. Глядя на них, физически ощущаешь их нагретую поверхность от лучей высокого далёкого солнца. В нежной успокаивающей дымке пирамиды молчаливо вырастают перед нами, храня прикосновения вечности.
Композиция 17 – «начало осмотра»! Глядя на эту цветоформу, вспоминается пьеса "Женщина в стиле Осень». И про картину хочется сказать "Женщина в стиле". Фиолетовый цвет задаёт её стиль, её притягательную женскую силу, а плавные округлые линии делают её загадочной, как Джоконда. Жёлтый и оранжевый цвет зрительно приближают её к тебе, а синий и фиолетовый неизменно отдаляют. Она, то идёт к тебе навстречу, то бежит от тебя. Она ускользает. Она, как неуловимый образ вечной женственности, который ищут художники, и которому Максимилиан Волошин посвятил строки стихотворения «Она»: «В напрасных поисках за ней я исследил земные тропы…»
Про эту картину Искан также сказал несколько слов: «Её Ренэ Герра выделил и забрал бы себе, будь она не в России. Это 2015 год, через три месяца после того, как я начал писать картины».
Композиция 115 «Губы» вбирает в себя множество смыслов. В ней читается покой и созерцание, надежда на обновление и медленное, постепенное, но неустанное продвижение вперёд. Подобные чувства и настроения навеваются светлой цветовой палитрой: серой, голубой, желтовато-песочной. Эти цветовые области картины как бесконечные временные отрезки. В этой возникающей атмосфере и пространстве ясно очерченные губы дарят зрителю оберегающий, хранящий, возвышающий поцелуй Вечности. Но конкретность выписанных губ, их влажность, цвет, микроскопические капельки и трещинки, из отвлечённого образа на мгновение обращает нас к реальности бытия для осмысления себя и познания, чтобы вновь затем унести в мир высших духовных сфер для развития и устремления вперёд.
Эта картина наполнена музыкой. Она звучит как апофеоз вечной и истинной художественности, как гимн искусству, что по определению В.В. Кадинского есть «неприкрытое звучание вечности».
Выставка продлится до 20 ноября 2020 года.