1642 – после 1720
«С. У. Ремезов, несомненно, был выдающейся личностью не только на фоне Сибири, но и всей России», - писал профессор В. И. Кочедамов в книге «Тобольск (Как рос и строился город)».
Коренного сибиряка, уроженца Тобольска Семёна Ульяновича Ремезова по многогранности дарования и разносторонности деятельности можно сравнить с выдающимися людьми эпохи европейского Возрождения. Неслучайно его называют сибирским Леонардо да Винчи.
Архитектор, художник, историк, картограф, литератор, этнограф, географ, краевед. Он был военным – «служилым человеком» и много путешествовал по Уралу и Зауралью. Энциклопедичность знаний Ремезова поражает ещё и потому, что он овладевал ими «самоуком», поскольку школ в то время в Сибири не было
Сохранилось мало сведений о том, чем занимался С. У. Ремезов до 1682-го года, т. е. примерно до сорока лет. Именно с этого года начинается его государственная служба: он был повёрстан в чин боярских детей.
Она включала в себя длительные поездки по сибирскому краю, военные походы против «неприятельских людей», сбор ясака с инородцев, охрану русских земель, исследования неизвестных территорий. Ремизов занимался «железным делом» на Уральских заводах и в Сибири и даже в 70 лет государеву службу исполнял: по слободам ездил и рекрутов набирал, перепись всех чинов людей проводил.
«… во все страны – летячая стрела – тоболяк езда», - образно писал Ремезов о своих быстрых передвижениях по Сибири. Подчас такие поездки несли в себе большую опасность.
При такой интенсивной «служилой» занятости он сумел внести значительный вклад в культуру и науку Сибири.
Прекрасное знание Сибири, врождённые способности и желании послужить родной стране и России побудили Ремезова заняться составлением географических карт.
В Петровскую эпоху составление карт России и отдельных её территорий имело большое государственное значение. Необходимо было получить наиболее полное представление обо всех землях огромной империи для того, чтобы осуществить реформы в её административном управлении и в экономике, обеспечить природными ресурсами и разработать основы национальной политики, разведать и расширить её географические границы.
Именно Ремезову Сибирский приказ поручает серьёзнейшее задание: составить чертёж Тобольского уезда, а потом и всей Сибири. Каждая карта – это плод огромного труда: несколько лет Семён Ульянович с сыновьями добывал сведения для составления карты Зауралья. Они объездили сотни вёрст, побывали в глухих, малонаселённых территориях, плавали по рекам, старицам и озёрам, объезжали слободы, остроги и города, стойбища тундровиков и рыболовецкие пески, сталкивались со всевозможными опасностями. А те места, куда не могли попасть, описывали со слов «бывальцев» и «ведомцев». Карты Сибири, составленные Ремезовым, высоко оценили его современники.
Снабжение карт всевозможными сведениями о географии, культуре, экономике изображённого географического объекта обогащали знания о Сибири, а рисунки автора добавляли им художественную ценность.
Известны три главных картографических труда С. У. Ремезова:
1). Хорографическая чертёжная книга Сибири» (1697-1711).
2). «Чертёжная книга Сибири» (1699-1701).
3). «Служебная чертёжная книга Сибири» (1702-1730). Она дописывалась после смерти Ремезова его сыновьями.
Современные учёные считают географические чертежи Ремезова вершиной достижения картографической науки XVII века.
Пётр I покровительствовал Тобольску. В этом городе он видел величественную столицу Сибири и хотел придать ему соответствующий внешний вид, соорудив там каменный кремль. Такому решению способствовала и необходимость обезопасить город от частых пожаров.
В 1697-м году царь посылает «наказ» тобольским воеводам о строительстве каменного кремля в Тобольске. Побывав в Москве, где он совершенствовался в строительно-архитектурном деле, Ремезов возвращается в Тобольск и назначается главным «архитектом» кремля, единственного в Сибири.
За семнадцать лет он в основном осуществил замысел создания монументального ансамбля тобольского кремля.
До нашего времени дошли из построек Ремезова Гостиный двор, рентерея и две крепостные стены. В архитектуре Ремезова переплетаются западноевропейские приёмы и древнерусские традиции, что было характерно для эпохи Петровского времени. Вместе с тем Ремезов проявил себя и как новатор. Он один из первых стал проектировать будущие строения: чертить проекты зданий на бумаге.
В свои географические и чертёжные труды Ремезов часто вставлял литературные сочинения, иногда написанные рифмованной прозой или в стиле русского стихосложения XVII века. Создал он и крупное литературное произведение летописного характера.
Это «История Сибирская» Её ещё называют «Ремизовской летописью», «Тобольской летописью», «Сибирской летописью». Она написана Семёном Ульяновичем в зрелом возрасте. Широко используя документы, летописи, легенды, предания, в том числе и татарский фольклор, он рассказывает о времени присоединения Сибири к России, о походе и личности Ермака.
Способность Ремезова к поэтическому видению мира очевидна. Она ярко проявляется во многих его сочинениях. Прежде всего, это любовь Семёна Ульяновича как литератора к метафоре и сравнению, которая выражается во всей системе художественно-изобразительных средств, используемых им, даже в названии некоторых статей.
За 50 лет до Ломоносова Ремезов говорил об огромных богатствах недр Сибири. Восхищаясь ими, он сожалеет, что освоение их ещё «неразумно сибирякам», а «иноземцам незнаемо».
Семён Ульянович обладал незаурядными способностями к живописи. «История Сибирская» иллюстрирована 154 миниатюрами, автором которых явился он сам (часть выполнена его старшим сыном Леонтием). Эти чёрно-белые миниатюры очень своеобразны: с одной стороны, они кажутся простыми по исполнению, даже похожими на детские рисунки, с другой, - им свойственны метафоричность и глубокая содержательность; они несут историческую информацию и соответствуют стилю повествования.
Авторскими рисунками снабжены и другие литературные труды Семёна Ульяновича.
В 1713-м году он разрисовывал для украшения стены губернаторского дома князя Гагарина. Гости, приглашённые Гагариным, не могли не восхититься работами Ремеза-иконника с подмастерьями: здесь и сибирское взятие, и Ермак, и удалые его казаки, и хан Кучум в Искере, столице татарской.
Ремезов был зачинателем русского просветительства. Более того, по своим политическим и философским воззрениям он во многом опередил европейских просветителей XVIII века. Он был уверен, что просвещение является основой процветания общества. Идеалом государства для Ремезова являлась просвещённая монархия, а высшие духовные ценности - разум, правда и мудрость.
В последние годы жизни Ремезов, по его собственному признанию, «будучи много работал, обнищал и обезножел». Последний раз Семён Ульянович упоминается в Тобольской переписной книге за 1720-й год, тогда ему было «отроду семьдесят осмь лет». Могила его утеряна. Не осталось от Ремезова и портрета.
В Тобольске, на территории кремля ему поставлен памятник. Стоит тобольский зодчий рядом со своим талантливым творением – кремлём, наблюдая за тем, как люди его будущего, почтительно затихая, восхищаются той красотой, которую создали его душа, ум, знание, руки и любовь к родному городу…
БИБЛИОГРАФИЯ
1). Чертёжная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семёном Ремезовым в 1701 году. В 2-х томах. Т. 2. – М.: ФГУП «ПКО «Картография». – 2003.
3). Кочедамов В. И. Тобольск (как рос и строился город)». – Тюменское кн. изд-во. – 1963.
4). Сухорукова В. Н. «Кремль в веках» // Альманах «Тобольск и вся Сибирь». - № 10. – Издательский отдел Тюменского регионального общественного
5). Дергачева-Скоп Е., Алексеев В «Философии разных наук употребляющий…». Семён Ремезов – тобольский просветитель XVII века» // Альманах «Тобольск и вся Сибирь». - № 1. – Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». - Тобольск. – 2004.