Общаться журналисту, пусть и опытному, с известными людьми не так-то просто. Надо себя к интервью основательно подготовить, прежде всего, психологически.
Нельзя сказать, что после нескольких лет съёмок авторской программы «Прогулка со звездой» об интересных людях России я испытывал мандраж перед встречей с Зинаидой Кириенко, но без волнения не обошлось. Помогло то обстоятельство, что я с Народной артисткой РСФСР работал на протяжении пяти лет на Московском международном форуме «Одарённые дети – будущее России»: она – председателем жюри в номинации «Театральная», я – председателем жюри в: «Союзе юных журналистов» и «Литературном салоне». В кулуарах форума я с Зинаидой Михайловной много беседовал.
- Зинаида Михайловна, часто вспоминаю дни, когда мы с вами работаем на форумах. Не могут не оставить следа в юных душах Ваши выступления. Вы не только талантливо читаете стихи, но и поёте. У Вас тоже, как и участников форума, талант проявился в раннем возрасте?
- Да, я решила стать артисткой, когда мне было лет пять-шесть. А дело было так: я случайно прочитала дневники своей тёти, цирковой артистки, которая приехала к нам погостить. Её откровения открыли для меня новый неведомый мир. Я совсем маленькой посмотрела кинофильм «Человек с ружьём». Это было моим первым знакомством с кинематографом. В моей памяти – кинотеатр, где я увидела мировой киношедевр. Зал был переполнен. Моё детское воображение было потрясено увиденным на экране.
- Реализовать мечту удаётся не каждому. Дорога в искусстве не усыпана только розами. Как Вы начинали восхождение на Олимп?
- Ни о каком пути на Олимп я и думать не думала. Окончила семь классов и поехала из своей родной Махачкалы в Москву, поступила в железнодорожный планово-финансовый техникум, но через полгода вернулась домой, и меня приняли в сельхозтехникум. Но и его оставила. Меня не оставляли в покое мысли о кино и театре. Поехала в Москву. Сначала меня приняли во ВГИК «условно», то есть без стипендии и общежития. Мне повезло: Тамара Федоровна Макарова, которая была в приёмной комиссии, сказала мне: «Приезжай в будущем году. Герасимов будет набирать курс». Я её послушалась, и всё получилось.
- Сергея Апполинариевича Вы называете своим «крёстным отцом» в искусстве. Именно он ввёл Вас в мир кино?
- Это так. Уже после первого курса я сыграла роль в кино. В то время ООН задумала международный проект: киноальманах «Роза ветров» о борьбе женщин за мир. Он состоял из новелл о женщинах разных стран. О русской девушке доверили снять моему мастеру, и он не побоялся доверить мне роль в новелле, которую назвал «Надежда» по имени героини. Съёмки проходили в Сталинграде, я играла передовую работницу, призывающую своего не слишком сознательного любимого бросить всё и поехать на целину. Свои горячие воззвания я произносила на волжском причале, перекрикивая ветер и шум волн. Думаю, получилось неплохо…
- У вас много ярких интересных ролей, но советские люди полюбили и запомнили Вас в роли Натальи Мелеховой в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»… В прессе писали: «Зинаида Кириенко наделила Наталью Мелехову мощным драматическим темпераментом, сильными чувствами, нежеланием мириться с унижением и предательством. Казалось, что только в этой молодой актрисе и могла ожить героиня Шолохова».
- Мастер мне сказал ещё на съёмках «Надежды» о том, что в роли Натальи он видит только меня. Её образ мне близок: Наталья - женщина ранимая и в то же время сильная. Мой успех в этой картине - это заслуга Герасимова. Он был и остался моим первым учителем, главным творческим наставником. Сердцем большого художника он тонко чувствовал и мягко тактично вкладывал в нас все те "можно", "нужно", "нельзя", которые осваивает актёр в своём творческом поиске. Учил думать сосредоточенно, самозабвенно, честно, никогда не боялся похвалить.
- Через пять-шесть лет по окончании ВГИКа Вы были уже одной из самых популярных актрис. Вы стали сниматься и у других режиссёров. С кем было Вам интересно работать?
- Я старалась выбирать сценарии, которые позволили бы мне возможность жить на экране страстно и ярко. Интересно было работать в фильме Юлия Солнцева «Поэмы о море», в ней я сыграла Катерину, а в драме Наума Трахтенберга «Сорока-воровка» – крепостную актрису князя Скалинского Аннету. Для меня было событием приглашение в кинодраму Сергея Бондарчука «Судьба человека».
- 60-е годы были для Вас непростыми…
- Я не люблю вспоминать то время: тяжело. Тогда не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами. Много лет спустя узнала фамилию чиновника, который мне перекрыл кислород, но его я никогда не назову: Бог ему судья.
- Но тяжёлые времена имеют свойство заканчиваться… И через восемь лет Вы вернулись к своему зрителю…
- Ну от зрителя я никогда не уходила. Все эти годы без кино я играла в театре Киноактёра - Катерину в «Грозе» А. Н. Островского и Александру Перегонец в спектакле «Они были актерами». Запрет высокопоставленного чиновника давать мне кинороли нарушил Евгений Матвеев. Я его считаю вторым «крёстным отцом» в кино. Он пригласил меня на главную роль Ефросиньи Дерюгиной в картину «Любовь земная». Здесь я как будто обрела второе дыхание. Спустя три года снялась в продолжении фильма «Любовь земная» - «Судьба». За исполнение роли Ефросиньи Дерюгиной в этих картинах в 1979 году я была удостоена Государственной премии СССР и звания Народной артистки РСФСР. Люблю роли матери Сани Григорьева в детском приключенческом фильме Евгения Карелова «Два капитана»), Рамазановой в детективе Альберта Мкртчяна «Лекарство против страха».
- Многие актёры «потерялись» в перестроечное время. Хорошее кино перестали снимать…
- И меня не миновала эта участь. Отечественный кинематограф развалился, и большое количество выдающихся актёров оказались попросту не нужными. Но я вновь вернулась на экран в 1996 году, и вновь в картине Евгения Матвеева. В мелодраме «Любить по-русски»-2 сыграла женщину-прокурора Зинаиду Георгиевну Широкову. Сценарист так назвал героиню не случайно: это мои настоящие фамилия, имя и отчество. Отец Георгий Константинович Широков встретил в Дагестане Александру Петровну Иванову, которая была моложе его на девять лет. Когда мама ждала ребёнка (меня), прочитала роман «Аида» и заявила, что у неё обязательно родится дочь, которая станет актрисой. Назвать же дочку она решила Аидой. 9 июля 1933 года в семье Широковых действительно родилась дочь. Однако когда подошло время ее регистрировать, мама заболела, и в ЗАГС отправился отец. Ему имя Аида показалось чересчур сложным, нерусским, и он зарегистрировал дочь как Зинаиду. Папа и мама оказались слишком разными людьми. Когда мне не исполнилось и трёх лет, они развелись. Этот развод впоследствии спас нашу семью: в 1939 году отца арестовали. Что с ним было дальше, никто не знает. Позже мама вышла замуж за Михаила Игнатьевича Кириенко, так что фамилия и отчество у меня от отчима.
- Ваша личная жизнь была счастливее, чем у матери?
- С Валерием Тарасевским я познакомилась в Грозном во время съёмок фильма «Казаки». Для массовок пригласили спортсменов. Среди них был Валерий — красавец, великолепно сложён, с тёплым взглядом удивительных глаз. Спустя два месяца после знакомства мы сыграли свадьбу, а после съемок уехали в Москву, где мне от студии дали комнату. Валерий оказался для меня надёжной опорой: он сыновей и вырастил. Валерий стал тем стержнем, который скреплял нашу семью. Больно осознавать, что со мной больше нет Валерия: он умер в 2003 году.
— Кем стали сыновья?
— Тимур окончил институт военных переводчиков. Максим учился в институте по менеджменту-аудиту. У Максима — сын и дочь, у Тимура — два сына и дочка, так что я пять раз бабушка.
— Вы совсем не похожи на бабушку. Выглядите прекрасно. Есть секрет молодости?
— Когда я гуляла с первым внуком Лёшенькой, знакомые были убеждены, что это мой сын… Я долго не могла сказать внуку: «Иди к бабушке!». Потом привыкла. Мне по-прежнему удаётся сохранять силу духа, оптимизм, благодаря герасимовской школе: ни за что нельзя сдаваться, хотя и случаются минуты слабости, отчаяния. Я умею радоваться жизни и люблю радовать других. Стараюсь ко всему относиться с юмором. Ем все, что нравится, но стараюсь не переедать. Люблю попариться в баньке на даче, а потом попить чайку из самовара, полежать, расслабившись, почитать.
Влад Красноярский