«Человек! – Познай самого себя!»
Гроза бушевала, дождь и ветер били ему прямо в лицо налетающими порывали, океан гремел бьющимися валами волн о берег, а он, человек, стоял, как каменный утес под ним, – стоял крепко, споря с грозой, распластав руки как крылья, – как будто он были готов взлететь над этой разбушевавшейся стихией и укротить её. Как он это не раз делал в своей истории.
12 апреля 1961 года! Великий фокус человеческой истории, который так до сих пор человеком на Земле не осознан, в той мере, как он того заслуживает.
Юрия Алексеевич Гагарин! Советский лётчик-космонавт, русский парень родом из смоленщины, прокричавший во время старта древний клич русских ямщиков «Поехали»! И взлетевший впервые за всю историю человечества в Космос и облетевший в один оборот на космическом аппарате планету Земля, – и впервые увидевший, какая она красивая, эта голубая, и зеленая, одновременно, планета, ставшая колыбелью эволюционного рождения «Человека на Земле».
«Человек! – Познай самого себя!» – было написано на дельфийских вратах в Древней Греции, почти два с половиной тысячелетия назад. А еще за более чем две тысячи лет до появления этой надписи мыслитель древнего Египта Имхотеп, возможно под влиянием экологической катастрофы, которая оставила нам пустыню Сахару, кактут не вспомнить известное изречение Карла Маркса – культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню, оставил предупреждение всем последующим поколениям людей, и нам, людям XXI века в том числе, которое, словно гром во время грозы, гремит над планетой уже более четырёх тысяч семьсот лет – «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания мира!»[1].
Космический прорыв в форме полета Юрия Гагарина вокруг Земли 12 апреля 1961 года – это ведь и космическая ступень реализации призыва дельфийского оракула «Человек! – Познай самого себя».
Но одновременно с этим Космическим Возвышением Человека мы, то есть люди, наблюдаем и собственное падение, сопровождаемое религиозными и военными преступлениями, гибелью миллионов людей в войнах на протяжении всей многовековой истории, апофеозом которых стали: как преступления немецкого фашизма во главе с Гитлером и его подельниками – Гиммлером, Геббельсом, Герингом и другими во второй мировой войне и осужденные Нюрнбергском трибуналом, так и преступление империализма США во главе с президентом Трумэном в форме атомной бомбардировки двух японских городов Хиросима и Нагасаки в начале августа 1945 года, превратившей эти города в пылающий ядерный смерч, в котором сотни невинных, мирных людей за секунду стали пеплом, запечатлелись темными силуэтами на стенах обожжённых ядерной плазмой домов.
Человек, как исчадие ада, наиболее ярко воплощенный в Гитлере, хотя и до него было немало зловещих фигур, стоит вспомнить «пирамиды из человеческих черепов» как символ войн Тамерлана на картинах Верещагина. – И человек как свет, как величайшее воплощение божественного духа, как богочеловек, – Иисус Христос, взошедший на крест две тысячи двадцать лет назад, ради спасения всего человечества, погрязшего в грехе.
Эти два полюса тьмы и света – есть два полюса, в напряжении между которыми разворачивалось историческое восхождение человека к свету – к правде и справедливости, к любви и добру для всех, к космическому дерзанию. Восхождение к величайшему своему призванию – «Быть человеком! Быть человеком на Земле, поддерживая и развивая гармонию в Жизни, и в Космосе, везде на невиданных звездно-планетных мирах, куда «вступит он – Человек, будущий Космический разум!».
- «Бездны бесчеловечности» и взлеты человеческого духа
Вся история человечества, которая состоялась и которую мы изучаем по учебникам в школах и вузах, есть самопознание человеком самого себя и восхождение к самому себе – к человеку! Восхождение трагическое и драматическое. Восхождение,сопровождаемое падениями в «бездны бесчеловечности и всепоглощающей человеческую суть алчности», – и не уступающими им, этим падениям, более того – их все более и более превышающими, взлетами силы человеческого духа, героизма, самопожертвования, взлетами такой силы любви, перед которой человек склонял голову, а искусство воспело в своих бессмертных произведениях, как в знаменитой драме «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Тут моя память подбрасывает неожиданно образ «Скупого рыцаря», созданного гением величайшего русского поэта и не менее величайшего гуманиста мира Александра Сергеевича Пушкина.
Для «скупого рыцаря» накапливаемое золото, накапливаемый денежный капитал олицетворяли власть над миром[2]:
«Так я по горсти бедный принося
Привычно дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм – с высоты его
Могу взирать всё, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? Как некий демон
Отсюда править миром я могу.
Лишь захочу, – воздвигнутся чертоги,
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою,
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель, и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползёт окровавленное злодейство…».
Это влечение человека к богатству, к концентрации капитала как можно более и более мощной в своих руках, чтобы с помощью денег править миром, особенно проявилось именно в последние два тысячи лет. Именно после заповеди Христа, как заметил православный мыслитель и философ Сергей Николаевич Булгаков, «об исполнении которой Он просит нас», и которая «решительно повелевает стать на сторону труда, признать справедливость в общем и в целом… именно требований труда».
Деньги – это власть Капитала-Сатаны, это самая мощная сила, искушающая человека властью, наслаждениями, но одновременно и уничтожающая его душу, превращающая его в «стреляющий автомат» или в «ядерную бомбу», сжигающую в ядерной топке (в нравственное предупреждение последующим поколениям) города Хиросима и Нагасаки. «Сатана там правит бал, Сатана там правит бал, люди гибнут за металл!» – поёт Мефистофель в опере Гуно «Фауст», поставленной по поэме «Фауст» Гёте – великого поэта, мыслителя и человековеда.
Сколько раз человек в истории совершил преступления и совершает до сих пор против самого себя, против жизни на Земле ради денег и вожделенной власти с помощью капитала над миром?
Если прибыль достигает трехсот процентов, –писал в «Капитале» Карл Маркс, – капиталист готов ради неё идти на любые преступления.
Этими преступлениями вымощена дорога становящегося капитализма в Европе, в мире до наших дней. Колонизация открытой Колумбом Америки с истреблением древних цивилизаций инков, майя и ацтеков, с истреблением индейцев, работорговлей, колонизация европейцами – англичанами, французами, испанцами, голландцами, португальцами, бельгийцами – Азии и Африки сопровождалась массовыми преступлениями против человека.
И одновременно на этом потоке богатства, который устремлялся в страны Англии, Западной Европы, потом – США, расцветала культура, литература, создавалась бессмертная музыка, воздвигались бессмертные творения архитектуры.
- Дилемма XXI века – «Быть или не быть человечеству на Земле?»
Николай Васильевич Гоголь написал пророческое произведение – поэму в прозе «Мертвые души». Главный герой этой поэмы – Павел Чичиков, в профиле лица которого «проглядывался»Бонапарт, реализует свою зловещую комбинацию. Чтобы стать херсонским помещиком, – скупает по «дешевке» «мертвые души» у помещиков, т.е. тех их подданных из крепостных крестьян, которые умерли, и уже лежат в земле. Скупает, чтобы населить «ими» земли на Херсонщине, и став помещиком, превратить их в капитал.
Но так происходит и в реальности. – Капитал «наливается» мощью, превращая души людей в «мертвые души» и забирая у них жизни через жестокую эксплуатацию, расизм, войны, голод, развращение, искушение наслаждениями, рабство.
«Равенство, братство и свобода» – эти лозунги Французской буржуазной революции обернулись только одним – свободой для тех, кто владел капиталом, и капиталистическим, невидимым «рабством» для тех, кто, трудясь, создавал этот капитал. Буржуазная свобода для людей труда, для тех, кто своим творчеством, талантом, мастерством создавал материальные богатства, обернулась одним – свободой продавать себя, свой труд, а иначе – голод, или «социальное гетто», в котором жизнь теряет смысл, где человек никому не нужен, в том числе и себе, где человек гибнет вначале духовно и нравственно, а затем и физически.
Фидель Кастро, выдающийся лидер Кубинской социалистической революции во второй половине ХХ-го века, недавно, незадолго до ухода своего из жизни, заметил, характеризуя современную капиталистическую систему[3]:
«Развитая капиталистическая система… породила мир спекуляции, создание фиктивных богатств и ценностей… Эта система ничего не обещает человечеству и не нужна ни для чего, кроме самоуничтожения, причем вместе с ней будут, возможно, уничтожены природные ресурсы, служащие опорой для жизни человека на планете».
Как это перекликается с тем, что оставил нам знаменитый ученый биолог-эволюционист, современник Наполеона-Бонапарта Жан Батист Ламарк, очевидно осознавший ложь и лицемерие идущего на смену феодализму капитализма с его равнодушием к ценности человека и колониальными преступлениями, в качестве «предупреждения», и одновременно приговора человеку, запутавшемуся в «паутине» капиталистической системы эксплуатации[4]:
«Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств… к самосохранению и, тем самым, истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…».
Неужели и правда Человек на Земле появился только для того, чтобы уничтожить себя, поддавшись искушению быть богатым и властвовать с помощью капитала над миром, его ресурсами и другими людьми, и возможно – уничтожить всю систему жизни на планете? Неужели это стремление властвовать над людьми, неужели эксплуатация и войны, которые такими «властителями» воспринимаются как нечто «вечное» и «естественное», свойственное «природе» человека, сильнее человеческого в человеке, сильнее любви, добра, духовности, нравственности, сильнее всей истории культуры, звавшей всегда к духовным очищению и просвещению человека, сильнее тех религий, которые вселяли веру в силу очищения человека от греха, звали к совершенствованию и любви?
Неужели «все было зря»? Однажды задал себе этот вопрос наш советский писатель-классик Василий Макарович Шукшин и ответил по-русски:
«Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
В шекспировской драме «Гамлет» её главный герой Гамлет задает себе роковой вопрос «Быть или не быть?». И этот вопрос неоднократно повторяется в искусстве разных стран и народов вот уже более четырех сотен лет. Но это дилемма, как правило, касалась жизни отдельного человека.
Теперь, в XXI веке, этот вопрос приобрел космопланетарный масштаб – он обращен ко всему человечеству, живущему на Земле: «Быть или не быть человечеству на Земле?». И это дилемма-вопрос сформулирована самой Системой Бытия Человека на Земле в форме фундаментального противоречия между ним и Природой – Биосферой и планетой Земля как суперорганизмами, переросшего на «границе» ХХ-го и XXI-го веков в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.
И ответ «Быть» – означает для человечества скорейшее «расставание» со всей системой мирового капитализма, рынка и эксплуатации, включая и систему экономического колониализма, и переход к Ноосферному Социализму или Ноосферизму.
«Расставание» со всей Стихийной историей в «логике» – «Благами намерениями устлана дорога в ад» – и переход к Управляемой Социо-Природной (или Социо-Биосферной) Эволюции, когда Человек становится Субъектом такой Эволюции, и поэтому становится Истинным Человеком и Истинным Разумом, обретающим Истинную Свободу, потому что он становится Сознательным Творцом своей Судьбы, – становится императивом продолжение жизни человечества на Земле, ухода от экологической гибели в XXI веке.
- Ноосферизм – новый путь развития всего
человечества
Хотя термин «ноосфера» как синоним «сферы разума», стоит вспомнить что еще Платон мечтал о создании науки о разуме – ноологии, предложил французский ученый-математик Леруа, после прослушивания лекций о биосфере и живом веществе великого русского ученого-энциклопедиста, Титана Русского Возрождения, Владимира Ивановича Вернадского в Париже в 1924 году, научное учение о ноосфере создал в Советском Союзе в период между 1928 и 1945 годами именно Вернадский.
«Ноосфера» – это не только сфера разума, как следует из этимологии этого слова, но и новое состояние Биосферы, писал великий русский ученый, философ и мыслитель, в котором «научная мысль как планетное явление», вооруженная «энергией культуры» (т.е. энергиями сил Природы, открытыми наукой), становится фактором геологической эволюции Биосферы, равномасштабным по своей мощи, другим геологическим фактором этой эволюции. Третий раздел «Философских мыслей натуралиста», написанныхв период с 1937 по 1943 годы, был В.И.Вернадским символично назван «Новое научное знание и переход Биосферы в Ноосферу»[5].
Он писал в этом разделе[6]:
«Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает её в ноосферу, геологически охватывает её разумом. Уже исходя из одного этого факта, биогеохимия связывается не только с областью наук биологических, но и гуманитарных… научные дисциплины о строении орудия научного познания связаны с биосферой… Это науки о «духовном» творчестве человеческой личности и её социальной обстановке, психологии или логике. Они обуславливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам – в новое её состояние – в ноосферу…».
Прошло полтора десятилетия после смерти В.И.Вернадского в начале января 1945 года – и произошло то, что он даже не мог предполагать: «охваченная человеком биосфера» вошла в глобальный экологический кризис. Этот кризис к концу ХХ-го века перерос в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, превратив в одночасье всю рыночно-капиталистическую систему бытия человека и природопотребления на Земле в систему экологического самоубийства человечества, т.е. в систему реализации предупреждений Имхотепа и Жана Батиста Ламарка.
Гамлетовский, пропущенный через призму ноосферного мировоззрения, вопрос «Быть или не быть человечеству на Земле?» приобрел содержание «дилеммы Будущего» как «дилеммы XXI века»:
- или рыночно-капиталистическая экологическая гибель человека на планете,
- или Ноосферный Прорыв к единственной модели будущего устойчивого развития человечества – к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта,или, что тоже самое, управляющего социального разума, научно-образовательного общества и ноосферного экологического духовного социализма.
Рождается Ноосферизм в России, который есть новая научно-мировоззренческая система XXI века, развивающая учение о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, порожденную:
- первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы,
- императивом выживаемости человечества
- и императивом сохранения Биосферы.
Ноосферизм – это новый путь развития всего человечества и одновременно своеобразный «фокус» великой ноосферно-ориентированной, её уже, по предложению М.Полунина и Ж.Гриневальда, назвали в честь В.И.Вернадского «вернадскианской»[7], революции – в науке, культуре, искусстве, в духовно-нравственной сфере, в сфере базовых ценностей, которой не знала человеческая история.
За этой «революцией» основ бытия человека на Земле скрываются «Роды Действительного Разума Человечества», и следовательно – Действительной Науки, Действительной Культуры, и соответственно Действительного Человека, т.е. такого Человека, который высоко поднимает «факел» своего ноосферного призвания.
- Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это «послание» от Биосферы человечеству, которое гремит как «экологический колокол» над планетой
Возникает вопрос «Чем выделился из всей человеческой истории именно ХХ-й век, что в нем вдруг, неожиданно, Биосфера заявила о себе как своеобразный «Субъект Эволюции» и ответила системой «обратных связей» на растущее «давление» мирового хозяйства человечества именно глобальным экологическим кризисом, который к концу этого века стал перерастать в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы?».
Ответ лежит все в тех же основаниях все той же «логики» обобщения, которую использовал В.И.Вернадский, – в «энергии культуры», в скачке энергии хозяйственной деятельности человечества, как совокупного человека на Земле, произошедшем благодаря достижениям в научном познании сил и энергии Природы.
Вернадский сделал первый шаг в этом обобщении в форме открытия, как глобальной закономерности, перехода Биосферы в Ноосферу.
Но есть еще одно следствие, на которое не обратил внимание великий естествоиспытатель, но которое стало вторым открытием, уже сделанным мноюпри теоретической разработке Ноосферизма, – это несовместимость большой энергетики миро-хозяйственного воздействия на Биосферу и стихийных регуляторов исторического развития человека, построенных на доминировании закона конкуренции, частной собственности на средства производства, власти капитала – капиталократии, войн, отношений эксплуатации.
За этой несовместимостью, которая приняла масштаб первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, и соответственно глобальной катастрофы стихийного человека в его взаимодействии с природой, скрывается закон интеллектно-информационно-энергетического баланса, действие которого и поставило экологический предел стихийному, рыночно-капиталистическому, мотивируемому деньгами, прибылью, капиталом, наслаждениями, властью, потребительством человеку.
Этот закон предстает как базовое условие развития человека и общества на Земле: чем больше воздействие по своей энергетической мощи со стороны хозяйства социальной системы, и соответственно – коллективного Разума общества, тем больше требуется лаг упреждения в прогнозировании негативных экологических последствий от такого воздействия и тем более долгосрочным, т.е. с большим лагом упреждения в целеполагании, должно быть стратегическое управление социоприродной эволюцией со стороны этой системы.
Пока этот закон, за которым стоит императив Родов Действительного Управляющего Разума, да еще в ноосферном качестве, не осознаётся наукой и человечеством. Но он действует, служа еще одним императивным основанием ответа на ноосферно-антропологическую дилемму «Быть человеку на Земле или не быть?».
«Сигналы тревоги» поступают с разных сторон, но они не могут пробиться к разуму Человека, в силу царствования корыстного интереса.
«Мне кажется, что в корыстном интересе таится безумие», – предупредил в 1918 году русский философ и мыслитель Николай Александрович Бердяев.
Это предупреждение Бердяева переросло в экологический приговор «корыстному миру» бытия человека, который предстал на рубеже ХХ-го и XXI-го веков «экологически-безумным миром рыночно-капиталистического человека».
«Сон разума рождает чудовищ!».
Этот «сон разума», как метафорическое определение стихийной, построенной на отношениях эксплуатации и несправедливого присвоения «по капиталу» прибавочного, созданного трудом, продукта, истории, которую К.Маркс назвал «предысторией», длится на протяжении всей этой истории. Длится до последнего момента,когда от Природы – Биосферы и планеты Земля, как супеорганизмов, не поступило «послание», что наступила Эпоха Пробуждения от этого «сна», которое и есть Роды Действительного Разума. Это «послание», которое гремит как «экологический колокол» над планетой, есть процессыпервой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. А то, что это «послание» Природы не стало предметом нашей широкой рефлексии – философской, научной, культурной, политической, информационной – и есть «сон разума» большинства людей на планете, породивший уже Глобальную Интеллектуальную Черную Дыру, когда «реакция» – на процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, проявляющиеся в растущем их разнообразии, – со стороны тех, кто несет ответственность за политику и за информированность общества о грозящих опасностях и рисках, запаздывает на 25 – 50 лет.
Бьют тревогу по поводу растущего разрушения среды обитания человека многие передовые мыслители из разных стран.
Б.Коммонер, американский эколог, написал книгу почти 50 лет назад с ярким метафорическим названием «Замыкающийся круг». В этой работе он пришёл к выводу о необходимости упразднения частной собственности ради экологического спасения человечества, которое как императив коммунистической революции звучало в знаменитом «Манифесте Коммунистической партии», написанном Марксом и Энгельсом ещё в 1848 году.
Коммонер предупреждает[8]:
«Мы уже знаем, что современная технология, являющаяся частной собственностью, не может долго прожить, если она не разрушает общественное богатство, от которого зависит, – экосферу. Следовательно, экономическая система, основанная преимущественно на частном бизнесе, становится непригодной и неэффективной для того, чтобы распоряжаться жизненно важным достоянием. Значит эту систему надо менять».
Но человечество не слышит, разум его не пробудился!
Вначале 90-х годов, вернее в 1991 году, группа ученых во главе с Робертом Гудлендом, Германом Дейли, Салехом Эль-Серафи по заказу Мирового Банка написали доклад, в котором прозвучал вердикт, вызвавший шок и растерянность в «головах» Анти-Разума мировой финансовой капиталократии:
«…в условиях уже заполненной земной экологической ниши рыночный механизм развития экономики исчерпал себя»[9].
Но человечество не слышит! «Разум», а вернее – «Анти-Разум», обуянный погоней за прибылью, накоплением капитала, деньгами, и не может слышать эти предупреждения. И процессы его экологической гибели развиваются.
Исраэль Шамир, известный журналист-международник, в «Каббале власти» в 2008 году ярко воспроизводит ситуацию тревоги, которая захватывает многие умы в мире[10]:
«…наша Мать-Земля тяжело больна. Апокалипсис близок, и многие остро чувствуют это в последние годы…
В Москве и Нью-Йорке, Иерусалиме и Багдаде, Париже и Берлине, неверующие практичные люди обращаются друг к другу с вопросом:
«Неужели это конец света?».
«Да, он самый», – ответил на этот вопрос известный американский философ Иммануил Валлерстайн, но добавил осторожную оговорку в заглавие своей книги: «Конец (известного нам) Света».
…Он полагает, что «известный нам мир» сложился примерно 500 лет назад в Западной Европе и достиг апогея в Соединенных Штатах Америки. Он охарактеризовался специфическим феноменом, так называемым «капитализмом» или «рыночной экономикой». Валлерстайн смело отклонил аксиому «неизбежного прогресса».
…капитализм – это болезнь, и её надо уметь остановить, пока она не уничтожила организм общества».
Через 10 лет, в январе 2018 года, близкое к валлерстайновскому суждению высказала свое положение-прогноз генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов и один из председателей Давосского форума Шаран Барроу. Она заявила, что процесс разделения мира не остановить, пока будут действовать «законы рыночной алчности», и что в то же время 85% населения мира жаждет перемен, и поэтому «нужно новое видение мира, новая модель мира».
Главное в этом высказывании Шаран Барроу – это положение о«законах рыночной алчности», которые повинны в разделении мира, а я добавлю и которые уже сформировали «рыночный экоцид» природы и человечества, и который есть просто другоеназвание процессов экологического самоубийства человечества. И одновременно это подтверждение уже действующего более 170 лет коммунистического императива об упразднении частной собственности на средства производства, который в «пространстве» процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы стал экологическим и ноосферным императивом, требующим ради экологического спасения человечества установления на Земле Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
- «Капитализм – это болезнь», которая разрушает человечество», в формулировке Валлерстайна, -
перерастает в Экологический Приговор Природы
«Капитализм – это болезнь», которая разрушает человечество, в формулировке американского философа Иммануила Валлерстайна, перерастает в Экологический Приговор Природы и капитализму, и человечеству, которое находится в «плену» действия Глобальной Капитал-Мегамашины, и одновременно – и Приговор «водителям» этой Глобальной Капитал-Мегамашины – мировой финансовой капиталократии или мировой власти «хозяев денег» (в определении русского политэконома, выдающегося ученого современности Валентина Юрьевича Катасонова).
Мировая финансовая капиталократия – это ведь сообщество людей, часть человечества, которая с помощью механизмов эксплуатации, рынка, конкуренции, переходящей в жестокие геополитические конкурентные войны, банковской формы отчуждения финансового капитала от капитала производительного, промышленного, стала владельцем таких огромных объемов финансового (фиктивного) капиталов, которые «растворили» в себе человеческую сущность этого сообщества, его «человеческую природу», превратив этих «водителей», это сообщество, во врагов человека и человечества в целом, в том числе и во врагов самим себе, тем остаткам человеческой сущности, которые еще, благодаря механизму социогенетики, сохраняются на «донышке» их «душ».
Вот она – мировая финансовая капиталократия – уже задумывает создать цифро-чипизированное «гетто» для всего человечества с глобальной формой ликвидации «неугодных», обладающим знанием и сознанием, с «лица» Земли! Еще в 1995 году в отеле «Фермонт» в Сан-Франциско штата Калифорния Соединённых Штатов Америки, по свидетельству немецких журналистов, работающих в издательстве «Шпигель» в Германии Г.-П. Мартина и Х.Шуманна[11], на совещании представителей крупного транснационального капитала была заявлена модель стратегии управления миром со стороны мировой финансовой капиталократии – «20% : 80%», по которой «80%» населения планеты объявлялись «лишними» с позиции интересов воспроизводства мирового капитала и подлежащими постепенному устранению в течение XXI века. Устранению с помощью голода, войны, «оранжевых революций», управления рождаемостью, в том числе с помощью механизмов «евгеники» на базе «генной инженерии». А чтобы те, кому предназначено стать «низшей расой», подлежащей ликвидации, не понимали, что с ними будет происходить и нейтрализовать их и ум, и волю к сопротивлению, к протесту, к революции, включаются по замыслу авторов этой модели стратегия «оболванивания», манипуляции сознанием. Тезис Маркса – если прибыль достигнет трехсот процентов, капиталист идет на любые преступления – приобрел космопланетарный масштаб.
Разворачивается спланированный капиталогенный процесс «удушения» жизней почти 4/5 населения Земли, как «лишних». По Мартину и Шуманну процветающие 20% населения в модели 20% : 80% потребляют 85% мировой древесины, 75% обработанных металлов, 70% энергии[12]. Анти-Разум мировой финансовой капиталократии приходит к необходимости геноцида оставшихся этих четырех пятых населения на Земле, поскольку, по Мартину и Шуманну, «достичь такого уничтожающего природу благоденствия населению планеты не удастся никогда. Земля накладывает на человечество собственные ограничения»[13].
Прошло 25 лет. Процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы развиваются. И на этом фоне зловещая модель «20% :80%», не уступающая, по своему капитало-расистскому сумасшествию, стратегии гитлеровского фашизма с его концлагерями для «недочеловеков», получает свое развитие через создание «цифрового концлагеря» на планете.
В передаче «Бесогон», которую ведет актер и режиссер Никита Сергеевич Михалков на телеканале «Россия 24», состоявшейся 2-го мая этого, 2020-го, года на тему «У кого в кармане государство?»,поставил вопросы, обращенные и к государственнойвласти, и к обществу России[14].
«Правда ли, что небезызвестные лица в США открытым текстом заявляли о перенаселенности планеты и необходимости сокращения числа жителей земли? Правда ли, что Билл Гейтс, непонятно с какого перепугу занявшийся вакцинами и озаботившись переизбытком углекислого газа, получил пакет на криптоволюту, использующую данные активности тела? Случайно или нет номер этого патентаWO/2020/060606? Конечно, мы не жители средневековой Европы, чтобы впадать в ступор от трех шестерок, а всё же интересно. Правда ли, что это самая криптовалюта означает тотальное чипирование населения земли?».
И далее:
«Михалков рассказывает о той самой патентованной криптовалюте, работающей следующим образом: в тело вживляется чип, использующий роль контролирующего органа на предмет соответствия характеристик ежегодной активности. Если условия выполняются, человек получает определенные бонусы, может на что-то потратить. Само собой, что условия диктуются теми, кто владеет, патентом. Не хотите чипироваться – не чипируйтесь. Но не обессудьте: ни высшего образования, ни нормального заработка без чипов не будет. Правильное поведение роботизированных людей позволит им получить комфортное существование».
Отметим лишь, что, и Билл Гейтс, и другие «водители» Глобальной Капитал-Мегамашины, приготовившиеся загнать всех «лишних» людей из «незолотых миллиардов» в «оцифрованное социальное гетто», выполняют по сути стратегию мировой финансовой капиталократии, разработанную Збигневым Бжезинским, другом Дэвида Рокфеллера, исполнительным директором созданной Рокфеллером Трехсторонней комиссии в 1973-76гг., и опубликованную в 1972 году в книге «Технотронная эра».
Уже тогда, 50 лет назад, была сформулирована программа установки диктатуры мировой финансовой капиталократии над людьми и ресурсами мира, на основе тотального компьютерно-цифрового контроля, с уничтожением разнообразия цивилизаций, национальных государств, культур, обществ.
«В технотронный эпохе, – в соответствии с капиталорационализированной мечтой-моделью Збигнева Бжезинского, этого ярого антикоммуниста, врага Советского Союза и России[15], – образуется постепенно, шаг за шагом, все более контролируемое общество. Такое общество будет управляться элитами, которые не будут поддерживать традиционные ценности. И скоро станет возможным наблюдение и контроль практически за каждым гражданином, станет возможным собирать даже самую интимную информацию о каждом гражданине и хранить её в особых электронных папках. И власти тогда смогут напрямую пользоваться этими папками в случае необходимости… В технотропном обществе тенденция будет идти в сторону сведения миллионов одиночных и не связанных друг с другом граждан в общую массу, которая будет легкоуправляемаяи направляема харизматичными и симпатичными личностями. Эти харизматичные люди для управления массами будут использовать самые современные технологии коммуникаций, чтобы направлять чувства людей и контролировать их мышление».
«Капитализм», как «болезнь» по Иммануилу Валлерстайну, разрушающая общество, и соответственно человечество, есть строй мировой финансовой капиталократии или, что тоже самое, мировой власти «хозяев денег», который одновременно есть «капитало-расизм», постоянно переходящий в фашизм, постоянно рождающий ненависть к человеку, который неожиданно становится помехой для этой власти «больших денег».
Потому что, как заметил Бак Роджерс, вице-президент американской компании ИБМ, «Цель капитализма – это дальнейшее обольщение людей, у которых есть деньги для инвестиций»[16], т.е. для власти «хозяев денег».
Вот уже, по свидетельству Светланы Землеловой, в России «Сбербанк… заключил соглашение с Microsoft, то есть все с тем же Гейтсом, о создании или воспитании новой молодежи с перестроенным сознанием, для чего в ближайшее время начнется активное внедрение дистанционного образования…». Со ссылкой на эту передачу «Бесогон» от 2 мая Н.С.Михалкова, указывается, что уже подготовлен проект разделения учащихся в России на «избранных» и «неизбранных». Одно из руководящих лиц во власти в России заявило: «…Образование будущего разделится на два вида: компьютерное – оно будет дешевым; и человеческое – оно будет дорогим. Потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать»[17]. Не этой ли стратегией «20% : 80%» и указанием З.Бжезинского о создании, для утверждения власти финансового капитала, управляемого технотропного общества, мотивировано было высказывание Г.О.Грефа на Петербургском экономическом форуме в 2012 году. Он заявил, что образованными, обладающим знаниями людьми сложно управлять или манипулировать. «Как жить, как управлять таким обществом, где имеют возможность судить напрямую, получать информацию, не препарированную через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы, – средства массовой информации, – которые как бы независимы…»[18].
Эти конвульсии Анти-Разума мировой финансовой капиталократии на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, выход из которых требует, наоборот, колоссального скачка в сознании всех людей на Земле, требует перехода от состояния «Разума-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса», т.е. всеобщего ноосферного высшего образования для всех, – есть рыночно-капиталистическая, и «цифровая» – в том числе, агония «мирового капитализма», которую мы, т.е. люди Земли, если не преодолеем, то нас всех ждет планетарная экологическая гибель.
И тогда на воображаемой каменной плите над коллективной могилой, под которой найдут свое вечное упокоение в том числе и те, кто мечтал управлять массами людей, манипулируя их сознанием, можно будет написать эпитафию: «Здесь покоится человечество, в котором каждый хотел счастья только для самого себя, в том числе покоится капиталократия, которая возомнила себя господами мира».
- «Жить честно, по правде» – императив Д.С.Лахичева в XXI веке приобретает ноосферный смысл
Все эти, по сути античеловеческие, и значит – антиэкологические и антиноосферные, оценки, суждения, планы, проекты, прогнозы, желания находятся в каком-то фантастическом, запредельном конфликте вообще со всей многотысячелетней традицией мировой культуры, с этим на все века актуальным призывом греческого оракула «Человек – познай самого себя!», с глубинной, коллективистской природой человека.
Как то, о чем мечтали Дэвид Рокфеллер и Збигнев Бжезинский, как то, о чем говорят те, кто планирует создать «дешевое» «цифровое», дистанционное образование, «дешевое» с позиции капиталократии, для масс, для «неизбранных», и «человеческое», очень дорогое, только для «избранных», только для тех, кто будет допущен к «услужению» для капиталократии, расходится, вступает в конфликт с ценностями высших достижений культуры, религий, с теми призывами, которые нам оставили Иисус Христос, величайшие гуманисты, такие, как Сократ Платон, Шекспир, Гёте, Бальзак, Гюго, Диккенс, Лао Цзы, Ганди, Верди, Сергий Радонежский, Александр Пушкин, Федор Достоевский, Антон Чехов, Лев Толстой, Петр Чайковский, Максим Горький, Александр Твардовский, Михаил Шолохов, Николай Островский, Николай Симонов, Георгий Свиридов и многие – многие другие.
Вот передо мной лежат «Письма о добром»[19] академика АН СССР, и затем РАН, Дмитрия Сергеевича Лихачева. В письме «По велению совести» он обращается к своему читателю:
«Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. А душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётная. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке. Но душевная потребность это не всегда присущая человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму… жить честно, по правде. Но это необходимо только для начала. Жить же нужно интуитивно «по велению совести»…».
А в письме «О жадности» Дмитрий Лихачев замечает: «Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим».
Вот почему «жадность», «корысть», стремление к обогащению и сверхобогащению – как главный мотив бытия всей капиталистической системы стали унизительными для человека вообще, для того «истинного человека» по Гёте, которым является по его утверждению только человечество в целом.
«Жить честно, по правде» – этот императив Дмитрия Сергеевича Лихачева в XXI веке приобретает ноосферный смысл. Он означает – заботиться о всей планете Земля, о Биосфере. Он означает, что человек тогда сможет «жить честно» и «по правде», когда он сохраняет Будущее для всех – и для человечества, и для Биосферы, обеспечивает такую социальную справедливость, в «пространстве» которой нет стратификации людей ни по доступности качественногообразования, ни по доступности знаний, ни по богатству и бедности.
Д.С.Лихачев пишет об «этажах заботы» и о «заботе», которая «скрепляет отношения между людьми». Антон Семенович Макаренко в свою систему коммунистического воспитания ввел понятие «труда-заботы», как важнейшего фактора воспитания советских детей и молодежи.
Ноосферный человек – это человек, который поднимается на самый высокий «этаж заботы» – заботы о сохранении всего многообразия жизни на Земле. «Жить честно, по правде!» – это значит жить в «труде-заботе», устремленном к сохранению всей Мегасистемы Жизни на Земле – Биосферы.
Настоящая духовная жизнь в XXI веке рождает братство, она отрицает себялюбие, отрицает эгоизм, рождает щедрость и заботу и том общем, что объединяет людей, одухотворяет смыслы жизни, поднимает человека на высоту ноосферной заботы.
Знаменитый оперный певец, солист Большого театра Советского Союза и России Александр Филиппович Ведерников критикует складывающуюся «массовую культуру», как культуру «внешней мнимой массовости», а «точнее – скопищности», которая «не объединяет людей», а, напротив, «ведет к внутренней замкнутости», к «одиночеству в толпе» по определению писателя Юрия Бондарева. Почему так происходит? – «Потому что при этом не происходит общения душой. Какая уж там душа, если цели-то преследуются совсем иного качества – возбудить нездоровые инстинкты, страсти», – замечает Александр Ведерников. – «Весь опыт духовной жизни человечества, всех предшествующих поколений учит совершенно другому. Человек ведь создан для того, чтобы трудиться и испытывать радость от своего труда, чтобы любить, сострадать, помогать ближнему, заботиться о семье, о процветании всей Родины. Он должен, наконец, задуматься, зачем живёт на земле… нормальный человек не может всю жизнь пребывать в экзальтированном состоянии, ему все-таки потребуется естественная среда обитания. Но надо ему помочь обрести эту среду. Иначе он задохнётся»[20](выдел. мною, С.А.).
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это первая ступень краха «естественной среды обитания» уже не только отдельного человека, или отдельного народа, или отдельной цивилизации, но и всего человечества. Краха именно по рыночно-капиталистическим основаниям его развития, на которые Природа, как Целое, наложила Экологический Запрет, поставив вопрос об антиестественности, и поэтому – античеловечности, всей рыночно-капиталистической системы бытия.
Вспомним еще раз ведерниковское вопрошание к человеку – «Он должен… задуматься, зачем живёт на Земле?». Неужели ради того, чтобы, как предупреждал Жан Батист Ламарк, уничтожить себя, сделав планету не пригодной для жизни.
Те из сонма «хозяев денег» и их обслуживающих «мыслителей», ныне увлеченных идеей создать «цифровое общество», в котором можно манипулировать сознанием масс, в том числе и с помощью «оцифровыванной» массовой культуры, хоть на какой-то миг задумывались над тем, зачем они живут на Земле. Похоже – нет, потому что живут в денежно-финансовой экзальтации, в «бездумном и безумном мире денег, царства фиктивного капитала», в котором нет места большинству человечества, оно должно быть «технотронно», «компьютерно», «цифрово» сокращено в 5 – 6 раз.
В.Ю.Катасонов назвал такую рыночно-капиталистическую, и «технотронную» одновременно, экономику – «экономикой смерти». А как может быть иначе, если действует задачи-указания: «резкое сокращение численности населения планеты (до одного миллиарда человек); деиндустриализация; добровольный отказ государств от национального суверенитета ради консолидации человечества; создание мирового правительства»[21]. Замечу, что «создание мирового правительства» – это только процедура легализации уже давно действующего «мирового правительства» в форме указанного круга самых богатых на планете лиц – руководящего «ядра» мировой финансовой капиталократии, «звеньями» которого являются Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, Международной Валютный Фонд, Федеральная Резервная Система (ФРС) в США и другие. «Жить честно, по правде!»– это значит противостоять этому экологическому безумию рыночно-капиталистического диктата и противопоставлять ему ноосферную стратегию развития, мобилизуя людей на её реализацию.
- «…цепь времен любовью одолев..!»
Мировая рыночно-капиталистическая система –«дитя» истории Западной Европы, рожденное Эпохой Западноевропейского Возрождения 500 лет назад, ставшее к началу XXI века системой глобального империализма и экономического колониализма мировой финансовой капиталократии, –потому и терпит экологическую катастрофу, устремляя человечество к экологической гибели в XXI веке, что её «питательной» почвой служит расчеловечивание человека, торговля всем, в том числе и людьми, женщинами, детьми, человеческими органами, наркотиками, войнами (с помощью «частных военных компаний» – ЧВК).
Владимир Сергеевич Соловьев, предложивший свою философию любви и добра, как стержень философского отношения к миру, писал[22]:
«Заранее над смертью торжествуя
Я цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев…».
Я писал, продолжая эту мысль В.С.Соловьева, в своем «Слове о русском народе и русском человеке», о любви как онтологической категории так[23]:
«…цепь времён любовью одолев…»! Любовь – это скреп жизни, основа её бессмертия и, следовательно, преодоления «цепи времен». Любовь в её онтологическом понимании есть скреп человеческого бытия, она, если её поднимать на уровень значимой философской категории, таит в себе смысл кооперации, взаимопомощи, стяжения, притяжения, того, что объединяет людей, того, что превращает природу в «метафизический коммнизм мироздания» в определении[православного мыслителя-философа С.Н.Булгакова].
Коммунизм есть строй «любви», строй товарищества, в котором доминирует закон кооперации, а значит – коллективизм, соборность, то «Общее Дело», философию которого пытался разрабатывать Н.Ф.Федотов. Именно в этом смысловом контексте «коммунизм Христа» (в определении К.Клуге, и на который указывала Айн Рэнд) Гарнак назвал «любовным коммунизмом». О скрепляющей силе любви, которая лежит в основании бытия России и русского народа, писал Ф.И.Тютчев, противопоставляя её идее Бисмарка сплотить Германию «железом» и «кровью».
Владимир Соловьев рассуждает о «трех силах», которые управляют человеческим развитием в истории:
- о силе тоталитарной власти диктатора над «твердыней мертвого единства» массы рабов;
- о силе свободы индивидуалистической, под воздействием которой происходит дробление «общественного организма» на враждующие «частные организмы» – на базе «эгоизма корпоративного», «эгоизма кастового» и «эгоизма личного» (характерного для капитализма Запада);
- и о силе «зиждительных начал», приходящих к человеку и обществу от «высшего рода знаний», связанного с признанием «божественного мира», скрепляющего воедино мир реальный.
Фактически за положением о третьей силе лежит русско-философская организмоцентрическая картина мира, к которой пришла современная наука, показывающая, что Земля, Солнечная система, Галактика ведут себя как «суперорганизмы», в которых действуют гомеостатические механизмы. Собственного говоря, все это живое единство мира С.Н.Булгаков и назвал «метафизическим коммунизмом мироздания». «Когда воля и ум, – писал В.С.Соловьев, размышляя о «великом историческом предназначении России», – вступят в действительное общение с вечно и истинно существующим, тогда только получает своё положительное значение и цену все частные формы и элементы жизни и знания – все они будут необходимыми органами или посредствами одного живого целого. Их противоречие и вражда, основанная на исключительном самоутверждении каждого необходимо исчезнет, как только все вместе свободно подчинятся общему началу и средоточию» [24](выдел. мною, С.А.).
А это и есть социальное устройство общественной жизни, которое можно назвать «коммунизмом любви» и которое хорошо описал в «Часе Быка» ученый, мыслитель и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов, назвав эру коммунизма, приходящую на смену эре эксплуататорских обществ – «Эре Разобщенного Мира», «Эрой Встретившихся Рук»[25]. Образ «Встретившиеся Руки» – это метафорическое отражение закона кооперации (дружбы, любви, взаимопомощи), который доминирует в Коммунистическом обществе как ассоциации свободного труда. Любовь в её онтологическом смысле – и есть кооперация, стягивающая людей в соборное единство…» (конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
«Цепь времен» как образ истории человечества на Земле может оборваться именно через его эколого-рыночно-капиталистическую гибель.
«Любовью одолеть» этот возможный экологический барьер, ставший на продолжении истории человека и следовательно – на пути дальнейшего его развития, – значит придать Любви как форме проявления Закона Кооперации ноосферное призвание и предназначение. Как предвосхищение такой Ноосферной Любви как стержня духовно-нравственной системы Ноосферного Человека можно рассматривать принцип Альберта Швейцера, величайшего гуманиста нашего времени, – принцип «благоговения перед любой жизнью на Земле».
Отмечу, что такой ноосферно-эволюционный взгляд на Любовь, как скреп Жизни на Земле, подтверждается парадигмой прогрессивной эволюции, выдвинутой Петром Алексеевичем Кропоткиным, величайшим русским ученым-естествоиспытателем, географом, до сих пор недооцененным в отечественной науке, которую я в «Ноосферизме» связал с Законом Кооперации, сопровождающим действие этого закона «механизмом интеллекта», противостоящим дарвиновскому механизму естественного отбора.
Он писал:
«…общительная сторона животной жизни играет гораздо большую роль в жизни природы, чем взаимное истребление. Она также более распространена… Взаимопомощь – преобладающий факт природы»[26].
Роды Ноосферного Человека как важнейшее основание стратегии экологического выживания человечества на Земле, а Роды Ноосферного Человека – это есть и Роды Действительного Разума Человека, освобождающегося от «химер» и «иллюзий», связанных с ценностями и механизмами развития рыночно-капиталистической системы с её культом рынка, конкуренции, власти финансового (банковского) капитала, прибыли, «права сильного», которые уже поставили под вопрос будущее человечества на Земле, –есть одновременно и возвышение Любви на самую высокую ступень человеческого бытия – космо-ноосферную ступень.
- Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни человека – одна из коренных проблем философии и культуры с давних времен, по крайне мере со времени Аристофана, Сократа, Платона, Аристотеля, Конфуция, Лао Цзы, Будды, в том числе и того безымянного человека, в голове которого созрел императив «Человек! – Познай самого себя!», как важнейший императив, от которого зависит дальнейшая судьба человека и его истории на Земле в XXI веке.
Советский философ и психолог М.М.Рубинштейн посвятил проблеме смысла жизни человека целый двухтомник, изданный в СССР в 1927 году[27]. Известные советские философы второй половины ХХ-го века А.Т.Москаленко и В.Ф.Сержантов написали в 1989 году монографию «Смысл жизни и личность»[28], в которой связали категорию смысла жизни с категорией личности.
Они писали о телеономичности понятия смысла жизни, «ибо оно выражает некоторую целенаправленность деятельности и жизнедеятельности вообще». И далее они обращают внимание на «императивность смысла жизни» и его связь со смыслами переживаемых тех или иных исторических эпох.
«Смысл жизни, –подчеркивают А.Т.Москаленко и В.Ф.Сержантов, –не согласуется с эгоизмом, индивидуализмом, с отстранением от себя обязательств по отношению к миру, к другим людям. Если человек оказывается нужным только самому себе и весь его интерес сводится лишь к собственной персоне, перед ним открывается пропасть, он утрачивает смысл жизни, приходит к безнадежному пессимизму. Широта связей человека с внешним миром, с другими людьми увеличивает полноту бытия. Действительно человеческий смысл жизни предполагает связь индивидуального смысла с универсальным, причем такую связь, которая отличается от абсолютного поглощения индивида универсумом, где уже теряется всякая индивидуальность и где индивид оказывается только средством реализации законов универсума. Положительное значение этой связи возможно только там, где есть не только назначение, хотя бы и высокое, но где оно свободно признано человеком, где сохраняется самоценность личности, её несводимость на роль только средства. Смысл жизни как индивидуальная реализация универсальной связи, выдвигает формирование экологического сознания как проблему широкого мирового значения и ответственность личности перед обществом и природой. Это значение и ответственность имеют тенденцию возвышения до космических по своим масштабам, тенденцию, которая в наши дни становится реальностью»[29](конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
Эта мысль А.Т.Москаленко и В.Ф.Сержантова 30-летней давности о смысле жизни как реализации связи с универсумом, в единстве со становлением экологического сознания, ответственности не только перед обществом, но и природой, является развитием важного положения М.М.Рубинштейна, как резюме в рефлексии над смыслом жизни именно в логике социалистической человеческой революции в СССР, сформированное им более чем 90 лет назад:
«Весь ход жизни и все усилия личности должны быть овеяны ароматом сверхлично обоснованной надежды – подкрепленной не только верой в себя, но и силами сверхличного порядка»[30].
Олицетворением таких «сил сверхличного порядка» и является ноосферный императив, как императив экологического выживания человечества в XXI веке, действие которого сопровождается именно крахом всей мировой рыночно-капиталистической системы, в том числе и того человека, который в центр своего смысла жизни поставил деньги, прибыль, алчность, обогащение и сверхобогащение, кто признал принцип Гоббса «война всех против всех» или «человек человеку – волк» за «естественный принцип бытия» в этой системе «естественного порядка», в котором над всем господствует Капитал-Фетиш, он же и Капитал-Бог, и Капитал-Сатана, и его механизм власти над миром – мировая финансовая капиталократия[31].
Капитализм утверждает свой порядок за счет расчеловечивания человека, в том числе за счет разрушения его смысла жизни, его высокого предназначения, которое в XXI веке становится ноосферным.
Именно поэтому он превратился в XXI веке в систему экологического самоубийства человечества, а те социальные волны конфликтов и потрясений, которые прокатываются по странам метрополии системы глобального империализма – США и странам Западной Европы в июне – июле проживаемого нами 2020-го года, – только начало этого глобального процесса саморазрушения всей пирамиды мировой капиталократии, который будет нарастать под «давлением» диктатуры лимитов природы.
Карл Маркс, еще будучи молодым, в середине XIX века написал своеобразный приговор, который продолжает действовать, материализовался в начале ХХ-го века в Великой Русской Социалистической Революции, а в начале XXI-го века ставит на «повестку дня» планетарную ноосферную социалистическую революцию.
Этот приговор звучит так:
«Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги – это всеобщая, установившаяся, как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они поэтому лишили весь мир – как человеческий мир, так и природу их собственной стоимости. Деньги – это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность повелевает человеком, и человек поклоняется ей» [32].
Деньги, как фетиш, как отчужденная от человека сила, направленная против человека, – и значит – против природы, лишая человека и природу «их собственной стоимости», уничтожают смысл и предназначение жизни человека на Земле. «Логика» истории капитализма как строя капиталократии, с конца XIX века – финансовой капиталократии и империализма, именно как растущее отчуждение человека, всей его истории в рыночно-капиталистическом формате от человека и от природы, закономерно, на уровне освоения энергий большой мощности, которые дала Природа Человеку в ХХ веке, подвела эту систему и человека, находящегося в «плену» этой системы, к роковой бытийной (если сказать на философском языке – онтологической) черте, за которой экологическая гибель, смерть, небытие.
И спасти Человека на Земле сможет только Социализм, и затем – Коммунизм, но в совершенной новой своей функции, о которой пока коммунисты мира почему-то продолжают молчать, в том числе – и в России, – ноосферной.
- Советский человек – предтеча ноосферного человека
С позиции возвышения человека к достойному смыслу своей жизни самой высокой «вершиной» раскрытия человеческого духа, созидания, творчества, раскрепощенного от оков частной собственности на средства производства и власти частного капитала – капиталократии, от оков колониальной эксплуатации, явила миру советская цивилизация в лице Союза Советских Социалистических Республик.
Великая Отечественная война, великая Победа советского народа вместе с Коммунистической партией Советского Союза, комсомолом, вооруженными силами, военными операциями которых против немецко-фашистских захватчиков руководил верховный главнокомандующий И.В.Сталин, командующие фронтами Маршалы Советского Союза Жуков, Рокоссовский, Конев, Говоров, Малиновский, Ватутин, Толбухин и другие, Ставка Верховного Главнокомандования, в которую входили Маршалы Советского Союза Шапошников, Василевский и другие, руководители министерств, заводов, фабрик, колхозов и совхозов, обеспечившие работу всей экономики страны и поставку на фронт самого лучшего оружия в мире, –есть Воплощение Духа Советской Цивилизации, Советского Человека такой высоты, которой не знала история человечества никогда, хотя в ней есть немало «героических страниц».
И этопроизошло в том числе, и потому, что социализм, освобождение человека труда от диктатуры капитала, высокая доступность образования, науки, культуры, равенство в ценности любого труда, преумножили духовную, промышленную, культурную, экономическую мощь страны, – и отсюда обеспечили высокий смысл жизни советского (социалистического) человека.
Неслучайным является факт, что советские культура, искусство, спорт, наука, образование, здравоохранение достигли таких высот, которых не знала ни одна страна мира.
Примерами нового советского качества смысла жизни человека служили жизни: Николая Островского, чей роман «Как закалялась сталь» стал одним из вдохновенных примеров, в лице его героя Павла Корчагина, звавшего в годы войны на самоотверженную борьбу с немецким фашизмом, Валерия Чкалова, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев, генерала Карбышева, Чапаева, героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого летчика-истребителя Маресьева, космонавта СССР №1 Юрия Гагарина и многих – многих других. Героика советского кино, советская литература, советский театр были насыщены глубокими человеческими смыслами, героикой вдохновенного труда, смыслами творчества, научного поиска, борьбы со стихиями.
Советская песня хорошо передает этот высокий пафос жизни советского человека.
Поколения советских людей создали экономику такой мощи к началу 90-х годов ХХ-го века, что вот уже почти 30-ть лет рыночно-капиталистическая Россия, а по сути – ставшая экономической колонией Запада, живет за счет «проедания» этой мощи.
Именно тогда, когда был подписан Природой Экологический Приговор Рынку и Капитализму, руководящие представители Коммунистической Партии Советского Союза в лице М.С.Горбачева, А.Н.Яковлева, Б.Н.Ельцина и других, «отступились» от идеалов социализма и коммунизма, приняли «процветавший» тогда «Запад» за счет колониальной эксплуатации всего мира за эталон развития, фактически стали на ту же «дорогу» борьбы с коммунизмом, по которой шел немецкий фашизм во главе с Гитлером, втайне «подкармливаемый» капиталом США и Великобритании именно для уничтожения СССР, и тем самым предали Победу в Великой Отечественной войне.
Сам факт предательства коммунистов-руководителей, который привел к разрушению СССР и победе в «холодной войне» империализма США, требует глубокого теоретического анализа. Это тоже урок истории. И этот урок истории состоит в том, насколько сильно укоренены в человеке, за многие века истории эксплуататорских общества на Земле, чисто собственнические инстинкты, ценности денег, роскоши, власти, себялюбия, жадности, алчности, тщеславия, частной собственности.
И не смотря на все противоречия советской истории, не смотря на этот трагический урок истории, который оставила гибель СССР и который только высветил конфликт, и одновременно проблему, связанную с выживанием человека в XXI веке, – между рыночно-капиталистическим расчеловечиванием человека через искушение деньгами («Сатана там правит бал, сатана там правит бал, люди гибнут за металл») и социалистическим восхождением человека к своей истинной сущности, к вдохновенному творчеству, к «труду-заботе», обращенному к деланию благополучия для всех, – к сущности, свободной от мотивации прибылью и материальным богатством, императив выживаемости человека на Земле требует социализма и новогоноосферного человека, способного взвалить на себя духовно-нравственную ответственность, подкрепленную знаниями, за Будущей всей системы жизни на планете – Биосферы.
Устойчивость социалистического общества требует выполнения требований открытого мною еще в конце 80-х годов закона – закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Концепцию этого Закона я представил в книге «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив», опубликованной, благодаря поддержке директора Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Н.А.Селезнёвой, в 1990 году.
- Ноосферное призвание человека
Эпоха Великого Эволюционного Перелома снова нас возвращает к смыслу жизни человека на Земле – к ноосферному смыслу жизни, становление которого входит в понятия «Роды Действительного – Ноосферного – Разума» и «Роды Ноосферного Человека».
Ноосферный Человек – и есть Действительный Человек, становящийся «Разумом Биосферы».
Личность – это системно-социальное качество человека, раскрывающееся через связь человека и общества, связь индивидуального и общественного. Теперь эта системно-социальная природа личности становится еще более универсальной и универсально-гармоничной, обретая качество ноосферной природы личности.
Над этим в настоящее время и рамках Ноосферной общественной академии наук эффективно работали и работают ученые В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, В.В.Семикин, Г.М.Иманов, А.А.Горбунов,С.И.Григорьев, В.Н.Бобков, В.А.Татур, В.И.Оноприенко, В.Н.Василенко, И.А.Козиков, В.А.Патрушев, П.Г.Никитенко, Н.И.Захаров, Н.П.Фетискин, В.В.Чекмарев, Л.Г.Татарникова,Т.А.Молодиченко, Е.Е.Морозова, Е.М.Лысенко, О.А.Рагимова, А.Ж.Овчинникова, М.Н.Миловзорова, И.В.Каткова, Н.С.Радевская, О.П.Резункова, А.Г.Резунков, В.Б.Сапунов, С.В.Орлов, Ю.Е.Суслов, Э.С.Илларионова, Э.В.Баркова и др., разрабатывая и развивая направления единой ноосферной науки о человеке, как ноосферная акмеология, ноосферная экология, ноосферная валеология, ноосферная эстетика, ноосферная экономика, ноосферная кибернетика, ноосферная педагогика, ноосферная психология, ноосферная акмеология и др. направления.
Знаменитый памятник Мухиной советским рабочему и колхознице, возносящими серп и молот к небу, символизирующие собой будущую устремленность Человека Труда в Космос, которая материализовалась в советской космонавтике, в полете на космическом аппарате 12 апреля 1961 года Юрия Алексеевича Гагарина вокруг Земли, –это и символ становления Ноосферного Человека на Земле.
Смысл жизни человека менялся от одной исторической эпохи к другой. По Канту смысл жизни не вне его, а внутри человека, а базовым фактором, определяющим смысл жизни, служит идея, принимающая вид «нравственного закона», становящегося долгом, который выполняет человек через свою деятельность. Смысл жизни не существует сам по себе, не есть атрибут реальности, а есть выражение, по Канту, осознания человеком своем бытия как собственного человеческого бытия.
Каждая национальная культура есть одновременно и рефлексия над смыслом жизни.Стихийная история породила первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Маркс писал, что культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню. И поэтому смысл жизни стихийного человека был ограничен этой стихийностью, когда «благими намерениями дороги устилались в ад» (по христианской поговорке).
Я снова возвращаюсь к ХХ-ому веку, как Энергетической Революции. Скачок в энергетике мирового хозяйства – и, следовательно,человечества – в рыночно-капиталистической форме бытия в 10 в 7-й степени раз – создал катастрофическую несовместимость этой большой энергетики и рыночно-капиталистической системы хозяйствования, и соответственно смысла жизни человека, ограниченной этой формой бытия.
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это одновременно и Экологическое Отрицание всей Стихийной истории, всего смысла жизни человека на Земле, как он понимался всеми системами философии, культурами народов, в целом мировой культурой до сих пор, будучи запрограммированными этой стихийной матрицей смысловедения.
«Роды Ноосферного Человека» – это и скачок в качестве человека, скачок в осмыслении им своего ноосферного призвания.
Гегель писал, исходя из тех достижений науки, философии, немецкой культуры его времени, в котором центральной категорией была свобода человека: «Преимущественно из-за того человек и бывает недоволен, если он не соответствует своему призванию. Он ставит себя в такие условия, которыми не обладает как действительно своими. В то же время он принадлежит такому состоянию. Он не может отделаться от этого состояния. Он живет и действует, следовательно, в каком-то превратном отношении с самим собой»[33].
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы фактически есть своеобразный вердикт со стороны Природы, и соответственно – Эволюции, о несоответствии рыночно-капиталистического человечества, и соответственно человека, находящегося в «плену» Глобальной Капитал-Мегамашины, своему призванию.
А призвание это – ноосферное: стать «Управляющим разумом». Русский Социалистический Прорыв человечества в 1917 году, советская цивилизация в лице СССР – это был прорыв к одухотворенному великими целями созидания справедливого, без эксплуатации человека человеком, общества труду.
Но вся история социализма на Земле за весь ХХ-й век показала, каков этот трудный путь – путь возвышения человека к творчеству, к высокой миссии жить Общим Делом Созидания Лучшей Жизни для Всех, на базе плановой экономики и социальной справедливости.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома, Ноосферизм как стратегия выхода человечества из Экологического Тупика рыночно-капиталистической формы истории снова поставила на «повестку дня» проблему перехода всего человечества к социализму, но социализму нового качества – Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, как основе управляемой социоприродной эволюции.
Ноосферно-социалистическая революция, если у человека хватит воли, сознания, знания для её проведения до победного конца, охватит весь XXI век.
Мир нуждается в героях, наподобие Данко (героя одного из сказаний Максима Горького), который выводит свой заблудившийся народ к свету, в «лучший мир», освещая путь из темноты «огнем пылающего сердца», вырванного из своей груди.
Мир нуждается в большой духовной идее, которая даёт смысл жизни человеку на Земле. Это ноосферная идея, это подъем Разума и Духа Человека на высоту ответственности за управление социоприродной эволюцией, за установление «Мира без Войн и Насилия», Мира Действительного Ноосферного Человека, становящегося истинным гармонизатором как отношений внутри общества, так между ним и природой.
Без грядущей Ноосферной Истории не может быть продолжен начавшийся Космический Прорыв.
- Роды Ноосферного Человека
Я заканчиваю свой научно-философский этюд в форме размышления о «родах» ноосферного человека.
Вся история человечества, вся история его культуры, его поисков смысла жизни, его призвания, все высшие произведения искусства, которые прославляли любовь и великих героев, жертвовавших свои жизни ради жизни своих семей, племен, народов, великих борцов за свободу, справедливость, правду, за мир во всем мире, вся история научного познания мира и познания человеком самого себя, вся история становления великих духовно-нравственных систем и учений, – неужели это все окажется большой глобальной бессмыслицей, обернется вследствие действия законов рыночно-капиталистической алчности, небытием, короткой «вспышкой разума», который оказался несоответствующим по своему качеству тем природным энергиям, которые он открыл и стал осваивать.
Неужели начавшийся прорыв человечества к социализму из России, и который длится уже 100 лет, вся история СССР, победы социалистического созидания в Китае, на Кубе, во Вьетнаме, все коммунистические и социалистические движения окажутся не на высоте, и не «ответят» достойно на «вызовы», которые предъявили процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Я верю в великое предназначение человека на Земле. Я убежден, что Россия, которая первой открыла путь человечества к социализму, которая в лице СССР спасла человечество от чумы гитлеровского фашизма, которая в лице СССР первой открыла «дорогу» человечества в Космос, возглавит Ноосферный Прорыв человечества – Прорыв к новой форме бытия и к новому смыслу жизни – ноосферному.
Роды Ноосферного Человека начались. Задача образования, науки, культуры, искусства, средств массовой информации, и конечно – политических элит стран мира, состоит в том, чтобы они оказались успешными.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома, как Ноосферный Прорыв, есть возвышение Человека до высоты его ноосферного, а затем – космического, призвания.
«Человек – это звучит гордо!» – произносит герой пьесы «На дне» Максима Горького.
Теперь эта самооценка, обращенная в будущее, нуждается в ноосферной самореализации.
«Человек – познай самого себя!». Вся история человечества как история человеческого самопознания вышла на старт ноосферного преображения и человека, и самое себя!
На этом я временно прерываю свое размышление в деревне Мелехово Псковской области на заданную тему: «Размышление о «родах» ноосферного человека в XXI веке!».
Природа живет. Светит летнее солнце. Поливают дожди. Цветут луга. Наливается спелыми ягодами на лесных полянах земляника. Птицы и звери заняты воспитанием нового молодого потомства. Деревья, словно богатырские стражи жизни, еще стали выше, богаче своими кронами, и ближе к небу. Лето приближается к пику своей зрелости. Растет новый урожай пшеницы, ржи, ячменя, картофеля, свеклы, гречихи, льна, риса и всего-всего, что выращивает своим трудом человек на земле.
Пора осознать, что Природа, которая нас – людей – «породила» на Земле – породила нас именно как свой «разум» в процессе эволюционного «оразумления», ждет, что мы таковым и окажемся. Это наше эволюционно-природное призвание!
Человеческий разум – это и есть Разум Биосферы, – и только став таковым, он устремится к новому своему качественному скачку – Космическому!
Мелехово
22 июня – 1 июля 2020 года
Примечание
- Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания – СПб.: 2002, с. 8
- Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах, 1985, т.2, с. 434
- Фидель Кастро. Лучший мир возможен. Беседа с коменданте, на которую может рассчитывать каждый// «Отечественные записки» - «Советская Россия - 2016. – 11 августа. – с. 4 – 8; с. 6, 7
- Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания. – СПб.: 2002; с. 12
- Вернадский В.И, Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1991. – 271с.; с. 124 - 152
- Там же, с. 127 - 130
- Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная научная монография)/ Под науч. ред. А,И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.
- Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974.- 280с.
- Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания (К саммиту ООН «Рио+10»). – СПб.: 2002. – 86с.; с. 9
- Шамир И. Каббала власти. – М.: Алгоритм, 2008. – 544с.; с. 163, 164
- Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. – М.: «Альпина» - Изд. Дом, 2001.- 335с.; с. 20
- Там же, с. 53
- Там же
- Цитирую на статье Светланы Землеловой «Всё страньше и страньше» в «Советской России» от 8 мая этого года
- Цит. по статье В.Ю.Катасонова: «Дивный мир» для Рокфеллера// Советская Россия. – 2020. – 30 мая. – с. 3
- Цит. по кн. В.Ю.Катасонова «Закат эпохи либерализма», 2019, с. 386
- Замлелова С. Всё страньше и страньше// «Советская Россия. – 2020. – 8 мая. – с. 3
- Там же
- Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Изд-во «Logos», 2007. – 256с.
- Ведерников А.Ф. Чтоб душа не оскудела (Заметки певца). – М.: Изд-во «Советская Россия», 1989. – 224с.; с. 51
- Катасонов В.Ю. «Дивный мир» для Рокфеллера// «Советская Россия». – 2020. – 30 мая – с. 3
- Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения/ Сост. – Н.И.Цымбаева. – М.: Современник, 1991. – 323с.; с. 9
- Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2013. – 265с.; с. 78, 79
- Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения. – М., 1991, с. 39, 40 (см. ссылку выше)
- Ефремов И.А. Час быка: Научно-фантастический роман. – Петрозаводск: «Карелия», 1991. – 430с.; с.7
- Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991. – 496с.
- Рубинштейн М.М. О смысле жизни. В 2-х ч. М.: 1927. Ч. I. Историко-исторические очерки. Ч. II. Философия человека
- Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность – Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1989. – 205с.
- Там же, с. 6, 7
- Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Ч.I с. 197
- Субетто А.И. Капиталократия (философско-экономические очерки). – СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000. – 214с.
- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Изд. 2. Том 1. С. 410 - 413
- Гегель. Работы разных лет в двух томах. Т.2. – М.: 1973, с. 65
Продолжение следует…