Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Арнамент

11-12 декабря в Петербурге и Москве с использованием видеосвязи прошла Пятая международная научно-практическая конференция «Знаки и знаковые системы народной культуры». Организаторами конференции выступили Петровская академия наук и искусств, Российская академия естественных наук, Российский этнографический музей, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, Пензенский государственный университет, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Елецкий государственный университет им. А. И. Бунина, Русское космическое общество, Общество «Знание»,  Психологический институт Российской академии образования.

 

Среди основных тем форума представлены:

- Народная культура – первичная опора в развитии человека, народа, государства и человечества.

- Этнокультурные и родокультурные знаки в археологии, этнографии, культурологии, - народоведении, биологии и других науках.

- Знаки православного христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, ислама и родноверия древних славян.

- Вклад знаковедения в развитие знаний о народной культуре в историческом измерении.

- Исследование роли культурного наследия разных народов в становлении личности, её культурного самоопределения и самоотождествления.

Приветствие в адрес организаторов и участников конференции направил Президент ПАНИ, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, профессор А. В. Воронцов. С приветственным словом и докладом выступил Вице-президент ПАНИ, Президент Ноосферной академии наук, профессор А. И. Субетто. В ходе работы форума было заслушано более 20 докладов. Многие участники являлись членами ПАНИ.

Представляем Вашему вниманию доклад Вице-президента ПАНИ, члена Союза писателей России А. В. Антонова

«Правление и право наших пращуров, как знаковая система развития общества. О традициях русского народовластия».

Аннотация: Цель доклада – с учётом имеющихся современных данных представить краткий обзор законодательства и управления Древней и Средневековой Руси, как развитой правовой системы, соответствующей стандартам того времени. При этом автор обосновывает самостоятельное развитие отечественного права в древности, и, как  минимум, историческую равнозначность древнерусской системы права византийской и западноевропейской правовым системам.

Ключевые слова: право, копное право, вече, покон, Русская Правда, народовластие.

Любое человеческое общество живёт и развивается благодаря установленным в нём правилам и нормам поведения, отвечающим интересам добропорядочного большинства. В противном случае наступает хаос и развал. А уровень правовой системы, правовой культуры, полагаю, характеризует уровень развития самого общества. Является своего рода знаковой системой развития общества.

Сегодня, когда мы ищем эффективную модель управления и защиты общества, стоит заглянуть в наше прошлое. Взять лучшее из опыта прошлых веков и адаптировать его к современности. Тем более, мы располагаем большим набором фактов, свидетельствующих, что проторусы, русы на протяжении тысячелетий шли в авангарде мировой цивилизации.

С учётом ограниченного времени кратко изложу сведения о правовой системе наших пращуров. Об устройстве управления у славян писал в 6 веке после Р. Х. византийский историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена, славяне, анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них все решения принимаются сообща». Прошу обратить внимание на наличие термина «издревле».

Об общественном устройстве славян говорит «Влесова Книга»: «И мы имеем вече. И то, что решено на вече, то принималось за истину. А что не было принято, не должно было быть», «Наша кровь – святая кровь! Про то молвил князь, как избрали мы князя Старого Ария нашего. И так он правил нами через вече пятьдесят веков назад. И мы собирались на оных вече, дабы судить всякого и подлого сословия, и того кто глава». «Влесова Книга» написана в 8-9 веках н. э. Тогда правление Старого Ария можно датировать около 4 тыс. лет до Р. Х.

Арии

По приведённому можно судить, что ещё в древности славяне строили свой общественный уклад на основе вечевого правления, принципов народовластия. И можно утверждать, что у славян были соответствующие тому времени органы законодательной власти – вече, исполнительной власти - князь. Существовало судебное производство. О наличии законов у славянорусов в древности утверждал в своих трудах Е. И. Классен: «Что жрецы и мудрые между славян писали народные законы на деревянных дощечках…».

В последние года всё чаше упоминается копное право, как древнейшая форма самоуправления славянской общины, племени. Копа (купа) - это объединение представителей родов и семей – сходатаев-домохозяев, решавших жизненно важные для славянской общины вопросы. «Скупщиной» сегодня называются высшие законодательные органы в Сербии,  Черногории, Боснии и Герцоговине. Немало однокоренных слов со словом «копа» имеется в русском языке - «скопище», «копить», «копна», «совокупность».

Под понятием  «копное право», полагаю, можно понимать совокупность народных обычаев, традиций и сложившихся на их основе правовых норм, регулирующих отношения в древнерусском обществе, а также нормы, определяющие порядок принятия решений.

Для обсуждения и принятия решения по различным вопросам копа собиралась на совещание (вече), где каждый мог вещать (говорить). Место проведения вече копы называлось коповище, копище, капище. Решения вече основывались на правиле единогласия - прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев. Прийти к такому итогу было непросто. Принятое решение являлось обязательным для всех.

Соблюдение подобной процедуры принятия решения говорит о сплочённости древних общин и ответственности её членов перед сородичами. Люди понимали, что только сообща могут разрешать насущные проблемы. Можно говорить, что порядок управления обществом у наших предков строился на принципах народовластия, взаимопомощи и взаимоответственности членов общины, племени.

Участвовать в собрании копы, на вече, могли лишь домохозяева, имевшие кроме собственности постоянную оседлость. Правом голоса обладали главы семейств, те, которые доказали своими действиями, что способны руководить семьёй, своим хозяйством и могут упорядочивать пространство вокруг себя.

О копном праве писал в 19 веке историк Н. Д. Иванишев в своём труде  «О древних сельских общинах юга Руси»: «В порядке судопроизводства копа следовала своим древним обычаям… Совокупность народных юридических обычаев называется копным правом; суд, производившийся на основании этих обычаев, называется копным судом…». Копные суда являлись важным механизмом применения древнерусского права.

Вот что сказано о копных судах в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890-1907): «Суды копные так назывались в западной и юго-западной Руси древние народные суды сельских общин…

Возникновение копных С., вероятно, относится к глубокой древности. Следы общинных судов находятся уже в Русской Правде».

о копных судах

Сохранившиеся летописи упоминают о вече в Белгороде Южном (997 год), Новгороде Великом (1016 год), Киеве (1068 год). Русский историк  Игорь Яковлевич Фроянов считает, что в конце 1 тысячелетия – начале 2 тысячелетия от Р. Х. вече было высшим правящим органом во всех русских землях. Представители знати - князья, бояре, церковные иерархи являлись непременными участниками этих собраний, но не обладали достаточной силой, чтобы противодействовать решениям народа или подчинить вече своей воле.

Вече копы, городской общины можно назвать законодательной властью города, конкретной территории. Князь же обеспечивал обороноспособность территориального образования. Он набирал дружину, на содержание которой община выделяла десятину (десятую долю дохода домохозяев). Во власти князя сосредотачивалась также в значительной степени власть судебная.

Исполнительная власть могла сосредотачиваться в руках иного выборного лица. К примеру, в Новгороде - в руках посадника, как первого гражданского сановника, председателя вече. В его функции входили отношения с иноземными государствами и внутреннее управление. Предводителем новгородского ополчения являлся тысяцкий, в его обязанности также входили: сбор налогов, торговый суд.

Говоря о древнерусском праве нельзя не упомянуть такое понятие, как «поконы». К примеру, из Краткой Русской Правды (Правды Роськой), статья 42, известен «покон вирный», норма права, по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру, налог в пользу князя за совершённые преступления. То есть покон (по кону), можно понимать, как правило, основанное на обычае предков. Обычае, прошедшим проверку временем и ставшим впоследствии нормой права.

Старое русское слово «кон» означает выработанные обществом изначальные правила, пришедшие из глубокой древности. Современное слово «кон» имеет несколько значений, в том числе, «ряд», «порядок».  А порядок наступает при  выполнении определённых правил. «Покон», т. е. по кону, можно понимать «по изначальному порядку», «по исконному порядку». И русская община жила, выполняя поконы. Известно выражение «Поконом весь мир стоит».

 Не смотря на ломку многовековых традиций после крещения, в Русской Правде 11 века установленные правила кормления вирника были названы «покон вирный». Древнее происхождение имеет и понятие вира - мера наказания за преступление, когда с виновника взыскивалось материальное возмещение, выкуп.

Необходимо коснуться такого значимого института древнерусского права, по которому наши предки судили о виновности-невиновности подозреваемого или правоте спорящих лиц, как ордалии. Они носили мистический характер. В широком смысле ордалии – это Божий суд, в более узком практическом понимании – испытание огнём, водой, иногда железом. Подобные действия при древнем судопроизводстве характерны для многих народов.

Выдержавший эти испытания признавался оправданным или правым. Либо проверяющие смотрели у кого наименьшие повреждения на теле после испытаний кипятком, железом, как быстро они прошли. В этом случае правым признавался тот, чьи повреждения были наименьшими, и либо у кого они прошли быстрее. Эта проверка имеет своё обоснование. Если человек прав, то чувство правоты, желание отстоять собственное достоинство мобилизуют его. Возникает душевный подъём, в состоянии которого человек способен легче переносить какие-либо воздействия.

    Знали наши предки ещё одну форму «Божьего суда» - поединки. В качестве наказания можно привести такую жёсткую санкцию, как изгнание из общества за совершение тяжкого преступления. Род отказывал изгою, извергу и в защите, он мог погибнуть в одиночестве от голода, хищного зверя, пленён инородцами, его могли безнаказанно убить.

«Божий суд» - поединки

Обратим внимание на старинный термин «рота», неоднократно упоминаемый в древнерусских летописях, литературе. Его обычно переводят как «присяга», «клятва». Но, видимо, рота несёт в себе более всеобъемлющее понятие. Рота в смысловом плане означала для пращуров великий Вселенский закон, который является основополагающим для всего окружающего мира. «Рота» - аналог, а может быть, даже прообраз древнеиндийской «риты».

В Договорах Руси 10 века в подтверждение соблюдения взятых русской стороной обязательств нередко говорится о клятве русичей Богам и «хождении по роте». Так в русско-византийском Договоре 971 года от лица князя Светослава имеется ссылка на роту.

Договора Руси с Византией 911, 944, 971 годов весьма интересны. Текст Договора Вещего Олега с Византией 911 года дошёл до наших дней. Напомню, что этот Договор был заключён по итогам победоносного похода Олега на Константинополь в 907 году.

Он содержит обширный перечень правовых норм в области торгового, наследственного, берегового права, возмещения убытков, возмещения ущерба от преступных посягательств, определяет права и обязанности жителей Киевской Руси и Византии по отношению друг к другу. Если бы славянорусы на тот период не знали нормы регулирующие данные правоотношения, разве смогли бы они составить с византийцами и затем подписать подобный правовой документ.

В договоре есть фраза в отношении русов, служащих в греческой земле: «Если же сделает завещание, то возьмёт завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество…». Т. е. в то время уже было известен такой правовой институт, как завещание. А то, что завещание русич мог написать, а наследники прочитать, говорит ещё и о грамотности русов в те года.

В договоре 911 года имеется ссылка на «закон русский», видимо, являвшийся сводом правовых норм, действовавших на русской территории. Полагаю, «закон русский», эволюционно развиваясь, существовал задолго до подписания указанного Договора.

И появившийся в первой половине 11 века при Ярославе Мудром древнейший известный нам письменный свод законов «Русская Правда» создавался не на пустом месте. Он вобрал в себя существовавшие тогда нормы русского права и, полагаю, стал эволюционным развитием русской правовой системы. Согласно официальной историографии, тексты документа разделяют на три редакции Русской Правды - Краткую, Пространную и Сокращенную, которые содержат нормы уголовного, гражданского, наследственного, торгового и процессуального права.

В Русской Правде нашли отражение такие древние обычаи, как кровная месть, ордалии - судебные испытания железом, водой. В ст. 17 Пространной Правды говорится, что в случае отсутствия послухов (свидетелей) при обвинении в убийстве проводится испытание железом. Железо присуждалось  насильно («из неволи») по искам до полугривны золота.  Если иск меньше, до двух гривен серебра, то испытание  водою;  при  меньших  исках  шли  к  роте.

Если говорить о кровной мести, то она основывалась на принципе талиона «око за око, зуб за зуб» и регулировалась законом. Вина подозреваемого должна была доказываться в ходе проводимого судебного разбирательства.

Нередко указывается, что Русская Правда близка по содержанию более ранним германским Правдам – Салической Правде Франкского государства, рубеж 5-6 веков н. э., Рипуарской Правде франков, 6-8 века, Бургундской Правде, 5-6 века. Тем самым подчёркивается, что правовая система славян является более поздней по сравнению с германской.

Но так ли это было? Русский историк 19 века Е. И. Классен, проведя серьёзные исследования, писал: «Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним». Тому множество примеров. Развитие древнерусской правовой системы не исключение, и здесь, считаю, паши пращуры шли в авангарде мировой цивилизации.

Просто фальсификаторы, устраивая в течение последнего тысячелетия перестройки, здорово подчистили архивы. Но Правду не скроешь. Не случайно и письменные сборники древнегерманских законов именуются «Правда».

Очень показательно, что свод законов русского общества назывался «Русская Правда». Считаю, что слово Правда связано с древним мифологическим персонажем древнеславянского пантеона  - Богом Солнца Ра. Принадлежность Бога Ра к праславянской мифологии имеет  немало подтверждений. Отмечу лишь кратко, что в русском языке достаточно слов со слогом «ра»: рано (Ра нет), рассвет и радуга (свет, дуга Ра), разум (Ра за умом, светлый ум), радость (Ра доставить) и др. Не зря в древности река Волга называлась Ра-рекой.

Веда же означает знание. Тогда Правда – по-Ра-веда – можно понимать, как знания светлого Бога Ра. Да и понятие Правь, и производное от него понятие «право», связано, считаю, с Ра, по Ра выполнение. Выполнение заповедей, установок светлого Бога Ра.

В соответствии с мировоззрением, нравственными устоями древних русов правовые нормы, принятые на основе устоявшихся обычаев и традиций, должны регулировать жизнедеятельность в целях позитивного развития общества, конкретной личности, отвечать принципам созидания, гармонии с природой. Именно к этому призывали знания Светлого Бога Ра. И на основе этих знаний должны были создаваться Русские Законы. Это в корне отличает русский менталитет, мировоззрение от паразитирующих основ рабовладельческих обществ и, в целом, общества потребления, которое навязывается сегодня нашим соотечественникам.

В значительной мере эти отличия отразились в 20 веке, в первой половине которого происходила фашизация западного общества и через трудности, столкновения создавалось социальное общество в Советском Союзе. В годы Советской власти заложенные в древности принципы древнерусского народовластия во многом нашли своё воплощение.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.     В. Н. Татищев «История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Василием Никитичем Татищевым», Москва, 1768, переизд., АСТ, 2003.

2.     Е. И. Классен «Древнейшая история славян и славяно-русов дорюриковского периода», М., изд. «Белые альвы», 2008.

3.     М. В. Ломоносов «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года», М., изд. «Белые альвы», 2006 (репринт 1847).

4.     Повесть временных лет, перевод и комментарии О. В. Творогова, под ред. Д. С. Лихачёва и др., СПб, изд. «Наука, 1997.

5.     А. Д. Нечволодов «Сказания о русской земле», Кемерово, изд. «Кузбасс», 1991 (репринт 1913).

6.     Юшков С. В. «Общественно-политический строй и право Киевского государства», М.: Госюридиздат, 1949. 

7.     Русско-византийский договор, 911 года. Перевод Д. С. Лихачёва, б-ка РАН. http://diletant.media/document/34718606/.

8.     Н. Д. Иванишев «О древних сельских общинах юга Руси», К., изд. Кiевской Археографической Комиссiи, 1863.

9.     Ермолаев И. П., Кашафутдинов Р. Г. Свод законов Киевской Руси. - Казань, 1985.

10.  Калачов Н. В. Текст Русской Правды на основании четырех списков разных редакций. Издание 4-е (без перемен). М., 1889.

11.  М. Серяков «Великий закон славян», М., изд. Вече, 2016.

12.  Л. П. Грот «Прерванная история русов», М., изд. Вече, 2013.

13.  «Бог Ра от Египтян или………… Или как у славян откусывают историю!», сайт «Наука и медицина», http://www.glubinnaya.info/vera-i-religiya/bog-ra-ili-kak-u-slavyan-otkusyvayut-istoriyu-6047.html

14.  А. И. Асов «Свято-Русские веды. Книга Коляды», М., изд. Гранд-Фаир, 2009.

Комментарии для этой записи закрыты