или Как художник создает образы в живописи, стекле и металле
На выставках интересно не только рассматривать картины, но и наблюдать за посетителями, которые не могут оставаться равнодушными, вглядываясь в сотворенное рукой мастера, и выражают свои эмоции. По-разному.
А вот на выставке картин Юрия Лютера в Музейно-выставочном комплексе парка имени Л.Н. Толстого (Химки) на всех лицах можно было прочитать одно состояние: ошеломление.
- Невозможно не удивиться тому, что делает художник, - сказал его коллега по Союзу художников Подмосковья, академик ПАНИ Алексей Федотов, - Юрий Анатольевич создаёт необычные произведения искусства: ключевую роль играет их оформление. Оно как продолжение живописного сюжета, и зритель воспринимает то, что создал автор как единое целое.
Он чаще всего не заключает свои сюжеты в багет, а дает событию выйти за рамки (рамы) и продолжает размышлять по поводу… А поводы у него абсолютно разные: от жесткого обличения происходящего вот уже восьмой год в соседней братской стране до воспевания красоты московских улиц.
- Цветочки и пейзажики мы все умеем малевать, - говорит Анатолий Дудник, - однако не всем дано говорить своими работами на насущные темы. Юра – настоящий патриот с четкой гражданской позицией. От его диптиха «Украина» - мурашки по телу: «Последний сепаратист, или Сон Потрошенко» и "Воз сена" - в этих работах он даёт однозначную оценку безмозглой политике правителей прекрасной, но загубленной страны.
Юрий Лютер «Последний сепаратист, или Сон Потрошенко»
И в этой работе обрамление несет функциональную нагрузку: искореженные куски металла на живописной части произведения (кроваво-красного, зловещего цвета) соседствуют с таким же содержимым, но уже предметным, вырезанным автором из жести, а еще здесь – «скелеты» домов, зияющие пустотой окна. Страна «успешно» распотрошена…
До боли в сердце воспринимается и триптих «Война», датированный 2015-м годом: «Вторжение» (как сгусток крови и в масле, и в металле), «Весна 45 года» (смешение чувств радости и горя). Средняя часть «Букет 41 года» выполнена без живописи, в виде металлической конструкции, в которой угадываются отдельные части тел: руки, опутанные колючей проволокой, ноги, а вместо лица – театральная маска, выражающая ужас. Стебли тюльпанов заканчиваются не бутонами, а громкоговорителями военного времени.
Юрий Лютер «Букет 41 года»
- Эта работа меня особенно потрясла, - говорит Лера Демченко, обучающаяся в школе журналистики, - такое под силу придумать и воплотить только тому человеку, который помнит историю своей Родины и то, какой ценой завоеван мир.
У серии картин «Старая Москва» столпилось много почитателей творчества Юрия Анатольевича. Известный певец и дирижер Владимир Яцкевич влюблен в столицу, и он легко узнал в работе мастера «Вид с Никольской улицы на Владимирские ворота». Ему пришелся по душе «Дом, где была музыка. Дом-музей П.И. Чайковского» в Клину: на металлической раме – ноты из «Времен года».
По-особенному легко и радостно воспринимаются душой творения художника в технике стекложивописи: из той же серии - «Лубянская площадь», «Торговые ряды. ГУМ», «Торговая площадь».
- Мне удалось придумать технологию работы на плоскости расплавленным стеклом. Это требует большой отдачи сил, и не только творческих. Но зато, когда застыла последняя капля стекла и замысел завершен, радости нет конца.
Загадочно выглядят романтические натюрморты с подсолнухами, бабочками и муравьями в траве. Притягивает красотой и величием «Флот Петра Великого».
Юрий Лютер «Флот Петра Великого»
Стекложивопись была выставлена в 2011 году на ВДНХ, и их автор был удостоен звания лауреата, диплома и золотой медали. Первые шаги как дизайнера экстерьера и интерьера он сделал в Московском художественном училище памяти 1905 года (это были 70-е годы), изучая дизайн экстерьер и интерьера, а потом прошел огромный конкурс в Московский полиграфический институт на художественно-графическое отделение.
- Мне немыслимо повезло: я был определен в мастерскую Андрея Васнецова, внука Виктора Васнецова. Понимание структуры и построения художественного пространства, выпестованное во мне Андреем Владимировичем, стараюсь по мере возможностей развивать в своем творчестве.
Учащиеся школы журналистики Влада Красноярского берут интервью у Юрия Лютера
Алина Липская, преодолевающая дебри корреспондентского труда в школе журналистики, обратила внимание на монументальное живописное эпическое творение «Художники Химок в раю», а ее коллегу Юлию Махлину заинтересовал полиптих на тему трагедии под названием «Covid-19». На злобу дня.
О любом событии из настоящей жизни или прошлого Юрий Лютер рассказывает зрителю через образ, который каждый из нас воспринимает в соответствии со своим эго. Совершенно очевидно, что в искусстве мастера нет надуманности и фальши, а есть желание донести до масс свое «я», а оно достойно нашего внимания. Поверьте мне и успейте сходить на выставку до 4 мая.
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
вице-президент ПАНИ,
профессор изобразительного искусства,
фото автора