«Моя Россия, или Закат, ночь, рассвет» - так обозначила Лиля Даль (Бирюкова), член-корреспондент ПАНИ, тему экспозиции живописных работ, вышедших из-под ее кисти в период с 2013 по нынешний год. Открытие состоялось 13 апреля в галерее «Живая жизнь» Библиотеки № 6 имени В.В. Вересаева.
- При выборе картин для персональной выставки я поняла, что хочу показать свое чувственное отношение к Родине, - раскрыла художник секрет своего подхода к формированию экспозиции, - к ее необыкновенной красоте, которую так ярко оттеняют времена рассвета, заката и загадочной ночи.
И в этом откровении художника ключевым словом, пожалуй, надо счесть «оттеняют». Именно счесть. Вспомним строчку из басни И.А. Крылова: «Пусть так, но всё признаться должно, что огурец не грех за диво счесть», то есть принять за то, чего собственно предмет не представляет.
В своих пейзажах Лиля Даль (Бирюкова) подсознательно (или вполне продуманно) следует тому, что вложил в глагол «оттенять» В.И. Даль (не родственник ли он мастеру?): оттенять – класть тени, затемнить рисунок, оттушевывать и делать переходы теней. Так он написал в своем «Толковом словаре живого великорусского языка», а он ведь был издан 158 лет назад, однако значение слова «оттенять» ничуть не изменилось, по крайней мере, его употребляют преподаватели академической живописи в художественных вузах по сей день.
- Мы видим в живописных сюжетах Лили Даль ее стремление следовать традициям отечественного изобразительного искусства, - сказал на открытии выставки заслуженный художник России, академик ПАНИ Николай Горский-Чернышев, - хотя угадывается своеобразная манера рассказать зрителю «обобщенно» о том, что он видел в своей жизни, причем очень похожее на изображенное Лилей Даль.
Кто же из нас не прогуливался по лесу зимой на лыжах? Лиля Даль подходит к изображению обычной ситуации как романтик, делая обрамление композиции из берез, бросающих тени на белый снег («Прогулка»). Лыжник преодолевает овраг и стремится вдаль. Над ним стоит высокое солнце. Это совсем не картинно, не надуманно, обыденно, но у зрителя сюжет вызывает созвучие, а всё потому, что подобное было с ним. Разве это не зовется гармонией?
И зритель не сомневается в том, что художник приглашает нас к чувственному отношению к родной природе. Она, в хорошем смысле, - пропагандист любви ко всему русскому, и не случайно на ее полотнах нередки «портреты» берез. Они для нее, как люди, как полноправные герои произведений. Чтобы донести до зрителя свое чувственное отношение к Родине, надо изображаемый объект познать.
Что такое чувственное познание? А оно вовсе не зависит от нашего сознания, опираясь на образы, возникающие в результате деятельности пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
- Работы Лили Даль вызывают эстетическое наслаждение, - говорит Ольга Полякова, член Союза художников России, член-корреспондент ПАНИ, - какая-то существенная сторона ее жизненных впечатлений приводит к зарождению художественных образов, требует их воплощения.
«Осеннее утро». Справа - старые березы, как символ увядающей природы, а слева – молодая поросль, и сквозь нее просматривается силуэт лошадки.
На полотно «Крымский пейзаж» нельзя не обратить внимания. Остановилась на нем в своем выступлении и Елена Болотских, заслуженный художник России, искусствовед, подчеркнув талант Лили Даль (Бирюковой) в создании образа с помощью неординарного решения «цветового пятна»: на гору Старого Крыма падает поток солнечного света, и этой яркой точкой посреди «невеселого» рельефа и большого пространства местности, заросшей какой-то растительностью, автор говорит нам о надежде, пусть пока незначительной, на то, что милый русскому сердцу край когда-нибудь расцветет в полную силу. Возможно, есть и иной подтекст этого композиционного и цветового решения…
Чтобы основательнее прикрепить себя к изображаемой красоте русских просторов, автор помещает на холст себя, стоящую в окружении молоденьких берез за мольбертом на переднем плане спиной к зрителю («На пленэре»). Вдали – ее коллега тоже делает наброски. Перед ними – река, лодка в ожидании рыбака, а за ней на горизонте угадывается солнечный свет.
Восхищает вид «Лунной дорожки», правда, она «вышита» вовсе не на водной глади, как у Юрия Антонова, – «блистает серебром», нет. У Лили Даль – Луна заливает своим светом березовую аллею, по которой неспешно бредет парочка влюбленных. Луну поначалу зритель может спутать с солнцем, проглядывающим сквозь листву деревьев, и это тоже не случайное сходство светил. Автор изобразила покой и радость – и это главное в жизни и искусстве.
- Мне понятны и близки суждения Андрея Кончаловского об искусстве, - призналась Лиля Даль, - в частности, он говорит о том, что «художник делится своими чувствами. Не мыслями – потому что мыслями делится философ, не идеями – потому что идеями делятся политики. Художник создает образы, которые должны сообщить чувства и уже потом вызвать идеи, мысли о сути жизни, об этических целях и в результате – о прекрасном». Я, как и многие творческие люди, воспринимаю мир не таким, как он есть, а каким я его себе представляю.
И своим творчеством Лиля Даль объясняет нам свою позицию.
Владимир Кузнецов, вице-президент ПАНИ,
кандидат педагогических наук,
руководитель секции МО ПАНИ «ИЗО», искусствовед