Современный театр. Чем он живет?
«Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры» - эту фразу В. Шекспира («Как вам это нравится») повторяют театральные критики из статьи в статью, когда разглагольствуют о подоплеке того или иного сценического материала, касающегося самого сложного явления на Земле – взаимоотношений.
Ну а если люди, по профессии, артисты, то им сам Бог послал «играть», что и достаточно убедительно делают служители Мельпомены в химкинском театре «В!Смысле», погрузившиеся в предлагаемые Кшиштофом Занусси и Эдвардом Жебровским – обстоятельства. Режиссер Александр Башлаев сделал ставку на опытную актрису, хорошо знакомую российскому зрителю по кинофильмам и ролям в разных театрах, Яну Полторжицкую, нагрузив ее в спектакле по полной: она выходит на сцену то в образе актрисы не первой свежести, то престарелой маркизы.
- У Яны Владимировны, весьма молодой женщины, превосходно получается перевоплощение, - говорит студент актерского факультета МГИКа Саша Лаврентьев, - я занимаюсь у нее в студии с трех лет и не перестаю удивляться этому ее мастерству. Особенно правдиво ей удалась роль звезды, хотя в жизни она совсем иная: наша!
- «Женские игры» - так мы назвали спектакль, - говорит режиссер, - и под этим названием объединили две пьесы польских авторов: «Недоступная» и «Милосердие, оплаченное заранее». «Списанная» актриса сильно разочарована в людях: в них она видит воплощение тщеславия и обмана. Хорошо зная психологию бедных и откровенно их недолюбливая («Их так много…»), она выводит несчастных на чистую воду, благодаря своей искусной игре.
Не удается добиться того, чего хотел проникший в дом под видом фотографа журналист. Актер Кирилл Прокин блестяще показал характер нашего брата, охотника за новостями, однако звезда его переиграла, и он ушел не солоно хлебавши. А ему надо было добыть снимки «недоступной» звезды для прессы. Линией поведения Яна дает понять о том, что авторы «списали» образ с Греты Гарбо, закрывшейся в 70-х годах от всех после неудачных съемок в кинокомедии.
Маркиза тоже играет, причем для того, чтобы ей было интересно жить, и это ей удается. Она устала от лизоблюдства, подхалимства, и по этой причине устраивает дома спектакль, предложив молодой служанке притвориться старой и глухой. Кстати, в нее превосходно перевоплотилась Александра Макарова (ей в жизни немногим за 20), чем вызвала восторг публики, особенно, когда «лежачая больная» маркиза встала с постели, и служанка тоже легко и проворно скрылась за кулисами. Маркиза в открытую унижает сиделку из Сербии (эта роль досталась Софии Манохиной), однако девушка дала отпор хамству, и хозяйка делает финал в своей игре радостным не только для себя, но и для сиделки: она помогает девушке оформить визу.
- Спектакль получился жизненным, - высказал свое удовлетворение результатом работы труппы автор постановки, - предрекаю ему долгую жизнь, прежде всего потому, что в нем много свободы для актерской игры, и на него можно ходить много раз. Ну и зрителю есть, о чем задуматься…
Влад Красноярский,
фото автора