Презентация книги архитектора
Известный архитектор, профессор Евгений Окиншевич избран в действительные члены ПАНИ, ему на встрече вручены диплом и удостоверение академика. Под торжественную музыку ученый секретарь МО ПАНИ Светлана ЖуликОва облачила академика в мантию.
Его рекомендовал в ПАНИ и представил коллегам академик Борис Клементьев, заслуженный художник России. Он приехал на встречу академиков, чтобы поздравить коллегу и рассказать о нем:
- Евгений Анатольевич многие годы преподает живопись в Московском архитектурном институте. При этом Окиншевич – практикующий архитектор, автор ряда проектов и построек, монументально-декоративных работ, научно-исследовательских разработок в области архитектурной колористики, лауреат многих премий в области архитектуры. Художник признается, что так и не смог в своей жизни сделать выбор в пользу живописи или архитектуры.
Е.А. Окиншевич окончил Московский архитектурный институт (государственную академию). В 1978–1980 годы преподавал на кафедре живописи МАрхИ, а с 1995 года и по настоящее время является профессором кафедры.
Архитектурное начало, склонность к цветовой и световой экспрессии обусловили особенности творческого стиля художника в самых ранних работах. Важной особенностью живописных работ Евгения Окиншевича является также мощное и одновременно легкое воздушное пространство, которому художник на своих полотнах всегда отводит много места. Композиции большинства произведений часто не заполнены целиком, воздушная среда, создаваемая цветом и светом, играет в них самостоятельную эмоциональную роль («Инверсия», 1990, «Запуск змея», 1996).
Окиншевич – наследник европейской традиции колоризма. Приняв живопись Кандинского и Дюфи, Сезанна и Поллока, Окиншевич создал свою собственную живописную манеру, легко узнаваемую в постмодернистском пространстве современного искусства. Его свободное, лёгкое, прозрачное и одновременно плотное, насыщенное экспрессивно-ритмическими мазками живописное построение картины создавало ощущение динамического движения, полёта.
На встрече Евгений Окиншевич поблагодарил за доверие, избрание его в академики. Для него, как он сказал, - это почетно и ответственно. В дар академии он преподнес каталог своих работ «Прикосновения» (живопись и графика).
Искусствовед, член Российской академии художеств Елена Романова во вступительной статье к каталогу приводит слова мастера из своего интервью с ним: «Моя живопись – это вера в ту идеальную гармонию, которая должна окружать нас и которая, в конечном счёте, составляет единство с Всеобщей Гармонией Космоса…»
Далее она, в частности, пишет:
«Видимо, действительно у художника существует устойчивая связь с Космосом, о которой он часто говорит: «Живопись, особенно экспрессивная, возникая на холсте импульсами, отвечает космической ритмике. Энергия космоса в момент написания картины передается (проникает) в живописную ткань и остается (аккумулируется) в ней, “выходя” к зрителю при её созерцании…». И эта связь, по словам Окиншевича, позволяет ему чутко улавливать поступающие из Вселенной сигналы. Поэтому столь органично смотрится каноническая тема Тайной Вечери, решенная Окиншевичем в своем ключе – с включением в композицию пустующих стульев по традиционному числу участников священного события («Тайная Вечеря», 2011). Создаваемый мазками красочный нимб, словно спускающийся с неба и осеняющий участников события, точнее, его декорации, не оставляет сомнений в серьезности живописного высказывания художника.
В последние годы Окиншевич все больше отдает предпочтение лирической абстракции. В эти работы можно всматриваться, словно в чашу раку, бесконечно долго, забыв о времени, открывая для себя всё новые галактики метафизического пространства Вселенной. Именно в этих работах с новой силой проявился интерес художника к цвету. Сегодня он все больше работает с локальными открытыми цветами, жизнеутверждающее созвучие которых принимается им как данность («Карнавал леса», 2012, «Белый танец», 2014, «Преодоление горизонта», 2015). Их звучность, создаваемая широкими свободными мазками, становится всё глубже, выразительнее, экспрессивнее. Впечатление, что художник с течением временем еще больше раскрепощается в своей живописной технике, отдаваясь свободному течению чувства и мысли. Его произведения отличает всё большая музыкальность, хотя тема музыки в них присутствовала всегда («Полифонический пейзаж», 1990, «Кантата», 2013, «Кантата 2», 2014, и т.д.).
Уже классикой стало изречение Уолтера Патера о том, что «любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой». Живопись Окиншевича целиком укладывается в эту формулу. Полифоническая энергия его работ насыщает зрителя с головы до ног, словно с головой погружая в музыкальные сферы симфонии, кантаты, прелюдии… По сравнению с другими видами искусства музыке намного легче затронуть душу человека, коснуться ее глубин. Живописи Евгения Окиншевича это удаётся.
С избранием Евгения Окиншевича в академики ПАНИ поздравляют (слева направо) Борис Клементьев, Светлана ЖеликОва и Владимир Кузнецов
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
вице-президент ПАНИ, кандидат пед. наук,
1-й зам. председателя МО ПАНИ