Презентация книг Лолы Звонаревой
Творческая атмосфера, возникшая на почве гармоничного соединения нескольких видов искусства на вечере встречи академиков 13 апреля 2021 года членов Московского отделения ПАНИ, вызвала желание проанализировать предлагаемое нашими коллегами на всеобщее обозрение, прочтение и прослушивание.
На встречах академиков Москвы всегда находится место литературе.
Академик ПАНИ, профессор, доктор ист. наук, кандидат филологических наук Лола Звонарева представила собранию две новые книги.
Первая - «Потерянный рай Александра Алексеева. Серебряный век в Париже» вышла в соавторстве с Л.С. Кудрявцевой) 31 марта. Она отмечена дипломом «Лучшая книга года» конкурса, учрежденного Российской государственной библиотекой и «Литературной газетой» в номинации «Биографии».
- Нам, - сказала Лола Уткировна, - с Лидией Степановной Кудрявцевой посчастливилось встретиться с необычной судьбой и необыкновенным человеком с простым русским именем - Александр Алексеев. У многих наших даже просвещенных людей, интеллектуалов оно вызывало недоумение. Кто это? Оказалось, редчайшего таланта мастер графического искусства, прежде всего книжной графики, поднявший его на новую высоту - живя и работая в 20-м веке в Париже и став формально французом.
Несколько лет мы находились в плену мистического мира Александра Алексеева. Начиная с первой увиденной нами его работы в книге «Лунные картинки» Андерсена, поразившей восхитительной игрой света и тени в технике акватинты, мерцаниями их оттенков, виртуозным глиссандо – легким скольжением лунных образов, представленных воображением, и непередаваемым мастерством художника. На протяжении всего этого времени мы держали в руках все уникальные издания его книг и могли окунаться в созданные им, всякий раз неожиданные художественные решения пространства. Эту возможность нам щедро представил петербургский коллекционер Марк Иванович Башмаков, собравший полную коллекцию книг с иллюстрациями Алексеева, поразившими серьезного ученого.
Западный мир давно его знал как создателя нового анимационного кино и знаменитого игольчатого экрана – об этом написаны сборники статей, с которыми нам удалось познакомиться в переводах, для нас сделанных. Мы отдали этому дань. Но, по свойствам русского менталитета, нас прежде всего увлекала книга. И не напрасно. Экзистенциальное прочтение текстов открывало их с неожиданных сторон – работа, продолжавшаяся художником на протяжении полувека. Казалось, он заглядывал в самые заветные уголки авторского слова и прозревал его смыслы, воплощая всякий раз в найденной для них уникальной форме. Таково богатство творчества мастера, которое хочется назвать прозрением. Прозрением стали его монументальные графические циклы к «Слову о полку Игореве», «Анне Карениной», «Доктору Живаго», они шли в его творчестве буквально один за другим в 50-60-е. Как шли одни за другими его шедевры в 20-30-е. Неожиданным прозрением была его ранняя работа к «Запискам сумасшедшего» Гоголя, а за ними следом монументально-мистические «Братья Карамазовы» 1929 года. И в тот же ранний период зрелости – прозрение Дон Кихота, сложнейшим образом им воплощенное, и прозрение (анти)реальных героев Эдгара По в «Беседах Моноса и Уны». Мы постарались рассказать обо всем этом так, чтобы донести до читателей саму плоть этих прозрений, богатство и разнообразие мастерства, всякий раз открывающегося новой гранью. Всего один пример – «Записки из подполья» Достоевского, последняя книга художника. Гений Алексеева нашел поразительно точный художественный аналог слову писателя-гения. «Подпольный человек» произносит свой страшный исповедальный монолог, а мы видим и следим за проявлением его сущностей в зеркале. В небольшом зеркале, стоящем на пустом столе, - умышленно метафорическое отражение падения человека, циничного безверия во все и во вся: в изменяющихся на наших глазах чертах лица, производящих впечатление мимически подвижных. Шедевр мастерства и прозрения. Сам художник назвал это оживление гравюры «движущейся визуализацией», воплощенной им в этой книге с помощью игольчатого экрана.
Вторая книга Лолы Звонаревой - «Открывающий врата учености: жизнь и творчество Симеона Полоцкого».
- Уже более 40 лет я занимаюсь творчеством белорусского иеромонаха, учившегося в Киево-Могилянской коллегии и Виленской иезуитской академии, приехавшего в Москву в 1664 году и ставшего через полгода учителем детей царя Алексея Михайловича — царевичей Алексея, Федора, царевны Софьи, наблюдавшего за обучением маленького Петра, будущего императора, написавшего для него в стихах «Букварь языка славянского». Симеон, считавшийся ошибочно русским монахом, написал первые сто стихов на польском языке, еще десять на латыни, был членом ордена базилиан, но внес огромный вклад в развитие русского образования — написал устав первого русского университета, создал в Кремле «Верхнюю типографию», возродил в московских храмах проповеди, собрал огромную частную библиотеку и убеждал будущего царя Федора в необходимости государственной библиотеки, написал два монументальных стихотворных сборника по полторы тысячи страниц каждый — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», включен ЮНЕСКО в число выдающихся деятелей восточных славян.
Лола Уткировна преподнесла в дар библиотеке имени В.В. Вересаева обе новые книги. Они заняли почетное место на стеллаже, на котором находятся издания академиков-москвичей.
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
вице-президент ПАНИ, кандидат пед. наук,
руководитель секции «ИЗО» МО ПАНИ