Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

«Цифровизация в гуманитарном образовании»

web

14 мая 2021 года  В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Цифровизация в гуманитарном образовании», организаторами которого выступила Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки.

Эксперты обсудили понимание цифровизации с точки зрения задач гуманитарного знания и современные требования к образовательным программам гуманитарного цикла, а также вопросы, связанные с цифровизацией в исторических, лингвистических и филологических дисциплинах.

По мнению члена-корреспондента РАН Аскольда Иванченко, для того, чтобы система образования соответствовала требованиям современной науки, нужно не унифицировать  и тем более не укрупнять специальности, а, наоборот, необходимо привносить в образование больше гибкости и диверсификации.

«Студентам, которые обучаются по определенной специализации, необходимо дать возможность получать хотя бы зачатки образования в смежных дисциплинах. Это в полной мере касается и цифровых методов: они должны преподаваться не вообще в принципе и всем одно и то же, а должны даваться именно те методы, которые наиболее полезны в соответствующей дисциплине», – пояснил он.

О важности диверсификации образования говорила и заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская.

«В XXI веке мы действительно столкнулись с ситуацией, когда встал вопрос не в технических средствах общения и в форматах преподавания, а просто весь мир стал другой, это совершенно ясно. Мы столкнулись с этим особенно ярко в последний год.  И дело не в коронавирусе, а в том, что цивилизация вообще пошла по другой дороге. А разделение наук по цехам осталось не в XX, а даже в XIX веке», – подчеркнула она.

Алексей Семенов, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов МГУ отметил, что образование в области пересечения и объединения цифровых технологий и гуманитарного знания в очень большой степени относится и к школьному образованию: «То, что мы не даем школьникам те цифровые инструменты деятельности, которыми пользуемся сами, все больше и больше увеличивает цифровую пропасть между школой и окружающей жизнью».

Цифровизация особенно важна для открытия новых возможностей в изучении родных языков – об этом ранее говорили другие эксперты. Так, глава Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Наталья Комарова еще в 2019 году отмечала, что использование электронных ресурсов для образования необходимо развивать в том числе и потому, что большинство населенных пунктов, в которых проживают коренные малочисленные народы, находятся в труднодоступных местах.

По ее словам,  электронные возможности расширяют механизмы и способы получения образования, что крайне важно.

В том, что сохранить языки северных народов России возможно при цифровизации процесса их изучения и функционирования, уверен научный сотрудник Национальной библиотеки Якутии Алексей Иванов.

«В контексте цифровизации языка необходимо приравнивать текстовые данные к письменности. Текстовые данные сводятся к множеству символов системы письменности. Кроме этого, текстовые данные, как и письменность, позволяют не только передавать языки из поколения в поколение, но и при обращении к новым технологиям, изучать их», – отметил эксперт в феврале этого года.

Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ поддерживает цифровые проекты, направленные на развитие языков коренных малочисленных народов.

Так, например, в прошлом году Фонд оказал грантовую поддержку проекту по созданию онлайн платформы мансийского языка. Сайт уже создан: на нем собраны сведения о мансийской грамматике и фонетике, а также аудио- и видеозаписи на языке.

В своем выступлении А.В. Воронцов выразил сожаление в связи с тем, что в работе Круглого стола не принимают участие педагоги и психологи, то есть те, кто непосредственно вовлечен воспитательный процесс. Действительно, цифровые технологии глубоко проникли в различные области образования, развивая их. Примерами служат лингвистика, история, археологию и другие науки.

«При этом надо учитывать, что у ряда учащихся, особенно в глубинке,сегодня нет компьютеров и гаджетов, а в некоторых регионах, скажем, в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, просто нет Интернет-связи», - напомнил он

«И, конечно же, мы должны быть на уровне мировых технологий цифрового характера, но необходимо глубоко учитывать специфику отечественного образования и культуры» - отметил Воронцов. Он напомнил, что в известном обращении к президенту страны ученые ПАНИ выразили озабоченность насаждением цифрового образования, заявив: ««Цифровые технологии» должны рассматриваться только как одно из средств повышения качества образования и один из усилителей мощи «естественного интеллекта» человека. Но развитие их применения ни в коем случае не может выступать целью образовательной политики. <...> Подмена «средствами» «цели» ведет к известной в кибернетике «ошибке ложной цели», которая направляет управление развитием образования в стране к системной катастрофе”.

«Цифровизация отрывает человека от общения, тогда как в «цифровом» измерении образование отрывается от воспитания. Сейчас впору ставить вопрос о гуманизации образования», - подчеркнул Алексей Васильевич.

Затем он привел конкретный пример опасности цифровых технологий: «Молодой казанский «стрелок» Галявиев был крайне изолирован. Он не общался ни со сверстникам, ни родителями. Он жил в пространстве telegram и других социальных сетей. Мы не можем поставить над каждым подростком полицейского или представителя других силовых структур. Поэтому необходимо использовать методы воспитания на основе опыта и традиций России. К сожалению, из теории и практики воспитания, по сути дела, выброшены Макаренко, Сухомлинский, Ушинский и другие наши выдающиеся педагоги».

«Необходимо возродить приоритет фундаментальной подготовки на всех ступенях непрерывного образования, в том числе гуманитарного, философского образования, упорядочивающих мышление человека и вооружающих его методологией синтеза научных знаний и целостного восприятия сложности мира. Поэтому в высших учебных заведениях нужно нее сокращать преподавание философии, истории, политологии, литературы, а расширять их», - заключил Воронцов.

Комментарии для этой записи закрыты