«Духовно-нравственная культура в высшей школе: Историческая память как основа патриотизма и гражданственности»
В Конференции приняли участие порядка 900 человек, в том числе, Владимир Михайлович Филиппов – Президент РУДН, академик РАО, председатель ВАК, протоиерей Максим Козлов – председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, Епископ Звенигородский Феодорит - ректор Московской духовной академии, доктор исторических наук, протоиерей Владимир Владимирович Василик.
Публикуем доклад А.В. Воронцова, представленный Оргкомитету конфекренции:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на примерах героев и символов России
В настоящее время российское общество активно обсуждает трагедию в Казани. В этом контексте обратим внимание на симптоматичное сообщение экспертов сетевого канала «Майор и генерал»: «Когда миром правит культ развлечений и удовольствия, в нем неизбежно появляются свои "проповедники зла", "мученики сатаны", типа (запрещённой в РФ террористической организации) ИГИЛ* или нынешнего керченского убийцы. Это неизбежно. И это придется учитывать. И противостоять этому могут только готовые на самопожертвование люди, стоящие на стороне добра. Такие как летчик Филипов - "это вам за пацанов". Как полицейский Нурбагандов – "работайте, братья». Как студенты, закидывающие камнями того, кто стрелял в керчинском колледже, чтобы дать возможность убежать девчонкам. <...> Надо помнить и чтить истинных героев, чтобы их место в общественном сознании не замещали ложные. В противном случае наше общество обречено...» .
В этом высказывании, найденном нами в процессе мониторинга социальных сетей и мессенджеров, прослеживается важнейшая идея: современные подростки остро нуждаются в работающих системах символов, обращающих их к созидательным ценностям. Такие системы символов могут дать только традиционные культуры народов России и подлинные проявления патриотизма, отсылающие к корневым основам социального бытия (пример – акция «Бессмертный полк»), а, значит, и образы настоящих героев, причем не только прошлого, но и настоящего.
На наш взгляд, такие случаи, как трагедии в Беслане, Керчи, Казани и т.д. являются «вершиной айсберга» деструктивных социально-психологических процессов и, одновременно, сигналом коллективного бессознательного социума к общественному сознанию, который можно расшифровать так: «мы не хотим жить в обществе «потребительской идеологии», «мультикультурализма» и разнообразных «обманок», но не видим ему альтернативы, не видим здоровых возможностей для духовного развития личности (которая осуществлялась и в царской России, и, при всех издержках в СССР (в виде пионерии и комсомола)), а, значит, идем искаженным, омраченным «путем Героя», путем разрушения и ненависти, и это – диагноз нам всем».
Очевидно, что решение о всемерной и реальной (а не на бумаге) поддержке здоровых религиозных и патриотических сил России (и очищения культурного пространства РФ от «квазирелигий») в контексте возвращения и конституционного закрепления присущей российскому социуму государственной идеологии назрело и перезрело. Это относится и ко всем видам образовательных программ, реализуемых в нашей стране.
Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система помогла сформировать по-настоящему крепкую породу людей, которые не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний. Среди таких людей не смогли бы себя проявить такие люди, как «керченский» или «казанский» стрелки.
Каждая годовщина Победы над германским фашизмом – замечательный повод для раздумий и анализа тех причин и, если угодно, истоков, которые предопределили её неизбежность. В современной России, где противоборствуют различные общественно-политические силы, эта проблематика приобрела невиданную ранее остроту и актуальность.
При всей значимости экономических, социальных, военно-стратегических и иных факторов, факторам духовно-идеологического порядка принадлежит особая роль. Победа во всякой войне в конечном счёте обусловливается состоянием духа тех, кто на поле сражений проливают свою кровь. К пониманию этого пришёл всемирно известный писатель Фёдор Абрамов, сражавшийся за Ленинград и получивший два тяжелых ранения.
«Будущее литературы о войне, – отмечал он в одной из своих работ, – не столько в описании отдельных схваток и сражений (хотя и это немаловажно), сколько в углублённом осмыслении нравственных, идеологических и социально-философских основ минувшей войны». Это задача огромной важности. Особенно в нынешнее время, когда не только за пределами нашей страны, но и внутри нее предпринимаются массированные усилия, чтобы извратить или затушевать подлинные причины великого триумфа 1945 года.
Перечитывая заново массу литературы, посвящённой Великой Отечественной войне, беседуя с ветеранами, невольно проникаешься желанием глубже понять сущность и величие нашей Победы. Почему именно Советский Союз смог одолеть столь могущественного противника? Каковы, в частности, духовные, политико-идеологические истоки Победы над фашизмом? Вопросы закономерные, если учесть, что вооружённые силы гитлеровской Германии и её сателлитов были значительно мощнее Красной Армии. К началу войны по численности вооружённых сил Третий Рейх превосходил советские вооружённые силы почти в 1,6 раза, по танкам – в 3, а самолётам – в 3,7 раза. На германскую военную машину работала практически вся Европа (кроме Англии) .
Таким образом, всё или почти всё было обращено против СССР. Недаром Гитлер рассчитывал на достижение стратегического успеха уже к концу лета 1941 года. Однако вопреки всему наша страна, понеся огромные потери (и об этом мы всегда будем помнить), не только выстояла, но и победила в смертельной схватке с сильным и коварным врагом.
Сегодня, как и 77 лет назад, можно с полным основанием и уверенностью утверждать: главным и решающим фактором Победы явилось сходство или совпадение коренных интересов всех советских людей независимо от их национальной принадлежности и социального положения. К таким духовно-идеологическим константам, в решающей мере определившим дух народа, его стойкость, мужество и массовый героизм, следует отнести, прежде всего, патриотизм и дружбу народов.
Известный философ и социолог А. Зиновьев справедливо отмечает: «Идеологически, психологически мы к войне были подготовлены блестяще, что и стало одним из факторов Победы. Но физической возможности подготовиться по-настоящему не было» . Одним из ведущих факторов нашей Победы А. Зиновьев называет социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну, а организацию системы в невероятно сложных условиях он выделяет в качестве второго фактора. Состояние населения можно выразить как «дух народа». «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». Эти проникновенные, знаменитые слова политрука Василия Клочкова стали девизом защитников столицы. Слова и символы такого рода играли огромную роль в общественном сознании, и в массе, по крайне мере, в самой активной части населения, сложилось такое психологическое состояние, которое сломить было невозможно. Советская школа и учитель сыграли важнейшую роль в формировании патриотического сознания учащейся молодежи. По словам поэта В. А. Луговского, наша школа была «школой мужества, государственности и нашего бессмертия» .
В организации всенародного отпора фашистским захватчикам выдающиеся заслуги принадлежали И. В. Сталину и высшему военно-политическому руководству: Г. Жукову, К. Рокоссовскому и другим маршалам Победы.
Мы победили потому, что в предвоенные годы центральное место в формировании массового сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного как на идеях революционных традиций и достижениях в социалистическом строительстве, так и на истории Отечества, на славных деяниях наших предков. Литература, кино, официальная пропаганда обратились к образам героев, военных и политических деятелей исторического прошлого: Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова и многих других.
Эти великие личности, являющиеся символами российской истории и наших побед, и обращения к их образам являются чрезвычайно актуальными и сейчас. Особое место здесь занимает личность святого благоверного князя Александра Невского, 800-летие со дня рождения которого мы сейчас широко отмечаем.
Считаю, что не только не утратили значимость, но и приобрели актуальность семь заветов Александра Невского, которые могли бы быть включены в программы работы с молодежью. Они и сегодня отвечают на злободневные вопросы, как не давать повод для русофобии и сохранить Русь от нападок русофобов.
Сейчас этот исторический опыт звучит как наказ князя Александра Невского нам – потомкам русичей. Во-первых, уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям. Во-вторых, не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, но при необходимости принуждать их к миру. В-третьих, сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времен и поколений. В-четвертых, крепить духовную мощь державы. Не в силе Бог, а в Правде – в праведной вере в особую духовную мощь русского народа. В-пятых, не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению. В-шестых, жить по Правде: в единстве мысли, слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке. В-седьмых, давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с миром к нам идет – пусть без страха жалует в гости. А кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет Русская земля!
Пришло время вернуться к заветам Александра Невского на государственном уровне. Проведенный мной контент-анализ высказываний современных студентов, обсуждающих деятельность так называемой несистемной оппозиции в социальных сетях, telegram-каналах, Яндекс-дзен Youtube и т.д. показывает, что около 60% молодежи либо не имеют никакой гражданской позиции, либо эта позиция либерально-прозападная. Анализ известного социолога и психолога В. Е. Семенова показывает: 77% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет ориентированы на материальные ценности (на духовные – только 16%); патриотами являются 39% (равнодушны к своей стране 52%); алчность присуща 47% молодых людей (бескорыстие – 37%); атеистами являются 57% (верующими – 31%) . Так думают о себе сами молодые. Исследование ВЦИОМа «Молодая Россия: автопортрет и взгляд со стороны», проведенное в августе 2020 года, свидетельствует об этом. А ведь в государственных документах о культуре, образовании, воспитании делается акцент на приоритет духовно-нравственных и патриотических ценностей, сплоченности и справедливости. На это особо обратил внимание президент страны В. В. Путин, когда в сентябре 2021 года он внес поправки в закон об образовании ГД РФ с акцентом на патриотическое воспитание молодежи. Речь идет о Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". В частности, в первой статье этого закона утверждается: «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» . К сожалению, эта поправка пока не получила должного внимания со стороны СМИ.
В вузах воспитательно-патриотическая работа рассматривается в отчетах слишком обобщенно. Здесь и научная работа СНО, здесь и волонтерство, здесь и участие в художественной самодеятельности и т.д. Но не затрагиваются глубинные проблемы единства обучения и воспитания, в том числе трудновоспитуемых подростков и в школах, и в вузах. В стране сокращается система вспомогательных школ и интернатов. Работы с трудными подростками переданы комитетам по молодежной политике и отделены от образовательных учреждений. Забывается история работы с трудными подростками в нашей стране на разных ее этапах, в том числе на теоретических основах учения Макаренко, Сухомлинского и других выдающихся ученых-педагогов России. Думаю, что это ошибочное решение.
Единственно целенаправленная работа по патриотическому и нравственному воспитанию учащихся проводится в административных учебных заведениях, к примеру, в Академиях и Институтах Следственного комитета России. Считаю, что необходимо возродить систему военных кафедр и курсов медсестер в гражданских вузах, особенно в контексте все возрастающих угроз со стороны воинствующих кругов Запада. Так было в нашей отечественной истории в предвоенный и послевоенный период. Также следует вновь ввести в школах такой предмет, как начальная военная подготовка. К сожалению, препятствием для полноценного духовно-нравственного воспитания является бедность народа (по различным данным «в зоне нищеты» сегодня находятся от 18 до 80 млн россиян). Бедность в обществе потребления ведет к семейному насилию, деструкции и обесчеловечиванию человека. Любопытные данные на этот счет приводят «Аргументы и факты»: «Лишь 25% наших сограждан считают, что их доходы выше необходимого минимума» .
Кроме того, необходимо не сокращать, а расширять преподавание гуманитарных наук в высших учебных заведениях, в том числе истории, социологии, политологии и др. Необходимо комплексное, всестороннее, «объемное» и последовательное воспитание патриота, гражданина и личности!
А.В. Воронцов, Президент Петровской академии наук и искусств, президент Института истории и социальных наук РГПУ им. А.М. Герцена, заведующий кафедрой социологии, доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, Действительный государственный советник Санкт-Петербурга I класса.