В Московском отделении ПАНИ состоялось открытие VIII выставки «Россия, здравствуй!»
- Формируя экспозицию очередной академической выставки, мы снова и снова осознали силу традиции, - сказала академик ПАНИ, Ученый секретарь МО ПАНИ Светлана Жуликова, директор Библиотеки №6 им. В.В. Вересаева - не зря же великий французский историк и философ Жан Жорес когда-то изрёк: «Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня». Наши академики – не просто замечательные мастера изобразительного искусства, но, прежде всего, граждане, и в их работах – Россия, как она есть.
Таким однажды увидел уголок подмосковной природы Николай Горский-Чернышев. «Майское утро». Сдержанные, холодные тона наводят на грустные размышления о судьбе нашей Родины, да и редкие облака над полями и лесами вызывают ассоциацию с «тучками небесными, вечными странниками» М.Ю. Лермонтова.
Столь же честным воспринимается взгляд на сегодняшний день России Евгения Окиншевича, профессора живописи Московского архитектурного института: в его работе «Волга, город Мышкин» преобладают тёмные тона и оттенки. И пускай в работе нет пронзительной тоски по ушедшей Родине, тем не менее прочитывается некая обречённость, слышится нотка тихой грусти по прежней жизни на земле дедов и отцов, оставленной и уходящей. Правда, светом надежды пропитан храм на другом, противоположном берегу. Значит, не всё так безнадёжно, мы можем ещё пристать к тем (а может быть, наоборот, этим?) берегам. Помните, как у Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам / Меня влечёт неведомая сила. / Здесь всё напоминает мне былое...»
Русь уходящая – эта тема тревожит Юрия Купцова, члена-корреспондента ПАНИ. На бумаге акварелью написан, по сути, автопортрет: Юрий Ефимович стоит на дороге с этюдником на плече. Это наш старейший мастер, ему больше 80 лет, но он продолжает создавать картины, в которых выражает свое отношение к тому, что творится вокруг: «Жду ль чего, жалею ли о чем?» - вот так по-лермонтовски маэстро выразил свои чувства.
Многие из коллег, обращаясь к теме России, создают ее образ, используя православные атрибуты. Евгений Окиншевич «осветлил» атмосферу, наполнившую галерею «Живая жизнь» в Библиотеке Вересаева: с его монументальной работы «Вечерний звон. Крылатское» льется яркий свет, и этот свет исходит из символического культового сооружения, как будто бы витающего над Землей и издающего благодушный колокольный звук.
Профессор изобразительного искусства Мария Вальдес Одриосола так увидела барочный храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове: сквозь зазеленевшие ветки дерев просматриваются белоснежные стены и чёрные крыши древней церкви. Белый и чёрный цвета символизируют свет и тьму, грехи и добродетели, которые непрерывно вступают в борьбу в душах каждого из нас.
- Меня неожиданно пригласили в Леоново на пленэр в начале мая, - рассказывает профессор, - это мое самое любимое время: листочки только-только вылупились из почек, они нежно зеленого цвета. В них тонет белый храм. Созерцать и писать это – большое удовольствие.
Тамара Кротова, член-корр. ПАНИ, вдохновилась на создание пейзажа во время прогулок по саду рядом с высоким белокаменным храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Южном Медведкове:
- Она очень древняя: село Медведково впервые упоминается в писцовой книге 1623 года в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина». Он и построил храм сначала деревянный, потом в 1635-м году заменил его на каменный - на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, он стал одним из последних московских одношатровых храмов.
Во весь голос звучит Русь православная и на двух работах, отображающих отношение авторов к образу князя, полководца и святого Александра Невского.
Александр Голышев, член-корр. ПАНИ, по сути, создал реквием по человеку, память о котором хранит в душе каждый настоящий русский человек. «Каменный крест. Житие Александра Невского. Петровский монастырь» - таково содержание акварельного пространства, и оно напоминает фреску на сводах древнего храма.
По-своему чувствует тему князя Александра Невского Валерий Чурилов, член академии:
- Я изобразил его воином, который пришел на Землю, чтобы объединить раздробленную Русь и из отдельных княжеств создать мощное государство. Он защитил ядро Руси от вооруженной и духовной агрессии ее геополитических противников в середине 13-го века.
С работами Валерия Тимофеевича соседствуют и весьма гармонично смотрятся в экспозиции абстрактные работы академика, профессора ПАНИ Искандера Ильязова (Искана).
- Меня часто спрашивают, как это я пишу такие ровные линии? Как ни странно, я их провожу не маленькими, а большими российскими кисточками, а большие поверхности стараюсь делать как можно большим номером кисти, например, английскими ручной работы. Наслаждайтесь яркими солнечными абстракциями.
Свои композиции профессор изобразительного искусства нумерует: на выставке - два полотна под №№ 339 и 340, оба датированы 2020 годом, сложным в нашей жизни во всех отношениях. Однако первое имеет подзаголовок – «Радость»,
второе – «Тайна», и это можно соотнести с настроением, воцарившемся в социум в минувшем году: тайна так и не разгадана, хотя весь мир бьется над ее разгадкой, однако пессимист скажет: «На то она и тайна…» и напомнит мысль Сергея Есенина:
«Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля».
О «Радости». Что там писал пролетарский писатель Максим Горький: «В жизни всегда есть место подвигу»? Из этого крылатого выражения сочиним перифраз, заменив последнее слово «радости». И это правда. Добавляет этого чувства созерцание геометрических образов Искана. И не зря геометрический абстракционизм называют логическим. А куда же без нее?.. Без логики.
«Тимонино. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Академик, профессор ПАНИ Кира Гаврилова удивила выбранными для изображения храма тонами, спокойными и благородными. И это соответствует значимости истории культового сооружения, который был возведен в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Небольшая кирпичная однокупольная церковь в стиле ампир, с отдельно стоящей колокольней.
Столь же внимательна к своим православным корням Татьяна Родина – известный экспериментатор в живописи, однако на выставку она представила работу, отвечающую всем канонам реалистического искусства. Она тоже изобразила храм иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», но тот, что возвел Василий Баженов на Большой Ордынке. Всё пространство полотна занимают православные храмы, в том числе и на территории Кремля, «как будто на них вся Россия сошлась», и невольно чувствуешь себя сопричастным к Москве тех времен, когда она была городом сорока сороков.
«Троица» и неизменный символ ее, березки, - на картине Ирины Никитиной. Сусальное золото храма омыто дождем и вызывает ощущение чистоты и первородности. Композиция была бы неполной, если бы не было радуги. Тучки уходят – и погода вот-вот установится. Это опять про надежду…
Куда же Россия – без романтики, и ею пропитаны многие произведения академиков. Наблюдательный и неравнодушный кубинец, академик Омар Годинес в своем творчестве последних лет отражает Россию сельскую. На своей подмосковной даче он сумел многое понять о нас. «Натюрморт на фоне русского пейзажа» - что, как не ноктюрн, созвучный своей мелодией с красками напоённых солнцем ярких, сочных плодов и с бревенчатой русской избой. Ощущение жизни, наполненной радостью.
Еще убедительнее это чувство передано академиком Игорем Лозинским в светоносном акварельном этюде «Веранда Лира»: деревья и кустарники тонут в солнечном мареве, и душа зрителя начинает ощущать звуки все того же ноктюрна, только более нежного.
Надежда Лебедева, член-корр. ПАНИ, известна как пейзажист, и на ее работах чаще всего - дали средней полосы России. В своем «Осеннем балу» она восторгается красотой, к которой мы вроде как попривыкли, но для того и художник, чтобы напомнить нам поговорку: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». А зачем плакать? Хранить надобно. Вспомним и тургеневское: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней – работник». Работник ли? И рачительный ли? Впрочем, Надежда Лебедева дает нам просто насладиться красотой.
- Да, именно здесь, у нас - бесконечные просторы, и они у меня ассоциируются с широтой русской души, а когда я приезжаю на юг, в города, где рядом горы, то мне как будто воздуха не хватает.
Зоя Кочеткова, член-корр. ПАНИ, поэт и писатель, уже не первый раз на наших выставках представляет работы своего отца, известного художника Николая Васильевича Лысова. Его уже давно с нами нет, но своим творчеством не перестает восхищать любителей живописи:
- Считаю за честь участвовать работой папы в столь престижной выставке, - сказала Зоя Николаевна, - «Подмосковье. Весна» - эта картина написана в 1952 году. На ней изображены леса, поля, а еще тропинка, по которой люди идут в деревню, где я родилась. Работы папы не раз были на выставке в Манеже. В них столько любви к России!
Ольга Полякова, член-корр., поэтизировала уникальное архитектурное сооружение Речного вокзала в Москве, которое недавно восстановлено, и туда теперь люди едут со всех концов страны, чтобы насладиться красотой и экстерьера, и интерьера.
О своей России, а точнее, о поселке Подрезково Московской области много и интересно пишет академик Светлана Рудягина.
- Я не представляю свою жизнь вне этого местечка, - говорит она, - здесь столько красивого! Правда, его надо увидеть и передать свои чувства к тому, что ты написала, средствами изобразительного искусства. Этому я учу детей в студии Дома детского творчества «Родник» в этом же поселке. Учу и сама учусь.
Заслуженный поэт Подмосковья Владимир Захаров (Полторжицкий), член ПАНИ, пройдясь по галерее, остановил свой взгляд на той картине, на которой изображена, как ему показалась, знакомая местность.
- «Небо над Подрезковом» Светланы Рудягиной – просторы, соседствующие с моей Сходней. Природа не может не вдохновлять на создание произведений, вот я и сам много пишу о ней, о нашей природе, и подмосковной, и южной. Я родом из станицы Каневская Краснодарского края, так что вырос в немыслимой красоте и радости от ее ощущений.
Склонен к романтизации сюжетов о России и Борис Клементьев, заслуженный художник России, академик. У него, выпускника академии Глазунова, есть свой оригинальный подход к теме: он объездил пол-России и написал немыслимое количество пейзажей, и их мы видели на предыдущих выставках, а вот теперь он показывает свои «Флоксы у окна» и «Мамины пионы», написанные с натуры на даче в Звенигороде. «Хочу поднять людям настроение», - так резюмировал мастер свой выбор.
Два года назад Надежда Сапунова побывала на Камчатке и влюбилась в этот край сопок и вулканов раз и навсегда. Об этом мы узнали на выставке ее работ в мае в этой же галерее библиотеки Вересаева. И вот снова – «Авачинский залив», загадочный, пульсирующий, вечный.
На водный мотив сочинена поэма и Галиной Семиглазовой, членом-корреспондентом ПАНИ. Она как бы напоминает нам о том, что Россия – морская держава, а Москва – порт пяти морей. «Море, море…» - даже в названии пастельной работы всей кожей чувствуешь ласковую вожделенную волну и слышится ее шорох – она то накатывает на каменистый берег и даже добирается до песочного пляжа, то проворно убегает в неизведанные глубины.
Еще более загадочные объекты вдохновения - на рисунках академика Елены Зеленчевой: она написала несколько книг в стиле фэнтези. Представленные ею иллюстрации к 5-й книге из серии «Сказания великого звездного острова Рэйа» наводят на мысль о многозначности и неординарности таланта автора.
Опять же по традиции, художественные выставки всегда проходят в присутствии академиков-литераторов.
- Идет снег в парке, играют дети – эта работа Светланы Рудягиной вызывает ностальгическое треволнение о том, что ушло безвозвратно. Но можно, глядя на этот сюжет, представить его как иллюстрацию к сказке: где-то неподалеку – Снежная королева, Кай, которого ждет девушка. Такие выставки о России, о нашей русской жизни будят в душе и воспоминания, и у нас возникают сравнения с сегодняшним днем. Быть среди таких интересных творцов – великое счастье: зритель чувствует их энергию, соприкасаясь с тем, что они нам открыли из своего богатого внутреннего мира.
Академики из когорты композиторов тоже не упускают возможности причаститься свыше посланных тайн нашим художникам. Праздником для себя посчитал эту выставку известный музыкант, сочинитель уникальных произведений, член Союза композиторов России Виктор Киселев, которому в тот день, 8 июня, были вручены документы академии: он изменил статус члена-корреспондента на действительного члена (академика).
- Эта выставка усилила мои ощущения праздника, - признался Виктор Николаевич, - мы с супругой Людмилой Юрьевной удивлены новизной подхода к воплощению темы «Россия, здравствуй!» Радует пополнение рядов ПАНИ замечательными мастерами, да и те, кто давно состоят в академии, не подкачали: выставка удалась на все сто.
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
вице-президент ПАНИ,
руководитель секции «ИЗО» МО ПАНИ