В культурной жизни Подмосковья 30 июня произошло событие - в Музейном комплексе парка Толстого открылась выставка члена Союза художников Подмосковья, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств Ларисы Васильевой «Абстрактно о конкретном».
Почему событие? Во-первых, это известный в России художник, и ее работы, по сути, - полномерная картина жизни на Земле и вне ее атмосферы, разумеется, данная с высоты понятий, знаний и вдохновения автора, который имеет диплом МАИ и 25-летний стаж работы инженером в НПО «Энергомаш», а впоследствии окончившая факультет декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры. Во-вторых, почитатели ее искусства давно не видели работ Ларисы Федоровны в столь обстоятельной экспозиции, поскольку она вот уже 11 лет поглощена преподаванием искусства в Московском колледже, и, конечно, времени для самостоятельных выставочных проектов просто нет. В-третьих, нынешняя персональная выставка Ларисы Васильевой - своеобычный отчёт перед зрителем по поводу ее юбилея.
В Музейном комплексе парка Толстого - 10 залов, но посетители, проходя по ним, надолго задерживаются в 7-м, где есть и пейзажи с изображением любимых мест художника, рождённого в этом космическом городе, и портреты, написанные по всем правилам отечественного реалистического искусства, и загадочные Вселенские сюжеты, сочинённые Ларисой в абстрактном толковании.
- Всё это, сочлененное в одном экспозиционном масштабе, даёт ёмкое представление о богатом содержании внутреннего мира Ларисы, - сказала член ПАНИ Ольга Удова, член Союза художников Подмосковья и ПАНИ, - очень сильное притяжение испытываю, когда смотрю на иносказательные, колористически яркие композиции, к примеру «Космическую купель». Она вызывает волнение.
Такую трансформацию и стилизацию предметов и, в общем, пространства может воспринимать только тот, кто обладает ассоциативным мышлением.
Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения.
На жанр портрета Лариса Васильева тоже смотрит неординарно, особенно это «свое" чувствуется в автопортрете, хотя и написанном в то время, когда автор посещала студию известного живописца (и портретиста) Анатолия Дудника и, казалось бы, должна была следовать стилистике мэтра, однако автопортрет получился в полном соответствии со словом «авто» (сам). Лицо - во весь «экран», крупными мазками. Образ заиграл по-особенному выразительно, благодаря импрессионистическим сочетаниям красок, ярких, радостных, весёлых, отразивших внутреннее сияние художника.
Есть такие же стилевые отзвуки в портрете отца Федора Васильевича Думайского, знаменитого конструктора, сыгравшего значительную роль в разработке систем летательных аппаратов в НПО «Энергомаш».
Милые для каждого химчанина места изображены на картинах многих художников, и сердце Ларисы тоже трогает красота парка Толстого и изящество арочного моста через канал имени Москвы. Но есть и абстрактное решение этой темы – «Химки с высоты полета»: разрезанный синей (водной) артерией вид, а вокруг - стечение красного, голубого, жёлтого, в общем, разнообразного мира, олицетворяющего кипучую жизнь большого города.
Как всегда на вернисажах, директор Музейного комплекса парка Толстого Мария Соломатина сделала краткий экскурс в творческую биографию художника, а гости дополнили: Анатолий Дудник подчеркнул гармоничное сочетание автора с ее работами.
Не могла не обратить внимание на круглую дату в жизни Ларисы Федоровны и Петровская академия, от имени которой ей был вручен диплом за выдающиеся достижения в изобразительном искусстве.
Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
вице-президент ПАНИ.
Фото члена ПАНИ Владимира Захарова (Полторжицкого),
Антона Воробьева, Влада Красноярского