Елена Лебедянская, член-корр. ПАНИ у полиптиха «Космос»
Верно всё-таки говорят знатоки и критики искусства: идти на спектакль, к примеру, нужно подготовленному зрителю, иначе есть опасение в том, что творящееся на сцене будет, в лучшем случае, не пОнято, а в худшем – после первого акта несколько кресел в зале опустеет.
Такая же перспектива ждет и художника, рискнувшего показать свои работы, созданные на темы сложные, требующие знаний истории.
Рискнула такое сделать Елена Лебедянская, художник со сложившимся взглядом на мир и все его составляющие. В самом названии экспозиции «Зашифрованные послания» заложена интрига, не лишенная глубинного смысла. Доступен ли он каждому и всякому?
Налицо – дилемма, и в таких случаях очень часто применяют расхожую фразу, мол, мастеру негоже опускаться до непритязательного зрителя, а надо стараться поднять его до своего уровня. И она уместна в отношении к экспозиции акварельных и живописных сюжетов Лебедянской, которая отметила в августе юбилей, и она предстала перед нами как философ, человек, размышляющий о природе того, что и как было, и кто предстоял перед грядущими временами в начале начал.
В значительной части экспозиции читается философия религии. Явно или исподволь она способствовала рождению сюжетов, как бы, на мой взгляд, иллюстрирующих отношение автора к философским установкам по отношению к религии, к концептуализации ее природы и функций, ну и философских обоснований существования божества.
Елена Лебедянская. «Беженцы»
Ретроспектива выставки (1995-2021) дает возможность проследить некое развитие мысли художника в направлении бОльшей обобщенности всего, что написано словом 2-3 тысячелетия назад. Кроме того, везде прослеживается откровенная параллель дня доисторического с сегодняшним временем. «Беженцы». Терракотовый колорит песков пустыни и людей, оставивших Израиль и бегущих от царя Ирода в Египет. На переднем плане – мать, присевшая отдохнуть и накормить грудным молоком младенца, - что это, как не напоминание о необходимости жить мирно.
Многим, кто знает творчество Лебедянской и видел значительную часть картин из экспозиции, покажется духовным центром «Зашифрованных посланий» образ Сергия Радонежского (2014). Преподобный благоговейно держит в руках свечку, от которой исходит свечение, образующее спасительный крест, а позади него – купола многочисленных храмов, возведенных Сергием Радонежским, и прежде всего в Посаде, названном позже Сергиевым, здесь же – каноническое изображение иконы Святой Троицы как напоминание о том, что одно из важнейших дел, сотворенных святым, - Троице-Сергиева лавра. И опять – терракотовый цвет – им написан нимб. А этот цвет принято ассоциировать с землей. Он является символом стабильности и уверенности, к чему человечество стремится испокон веков, и сегодня тоже. Но горизонты все дальше и дальше…
Не может не разволновать сюжет «Равнодушие»: на Голгофе два воина-римлянина, справившие свое страшное дело, демонстрируют абсолютное спокойствие (их лица нарисованы художником как будто без всякого интереса – они серые и невыразительные). Вверху изобразительного пространства – ноги распятого Христа… Другая работа - Христос еще жив – он, погруженный в свои мысли о предстоящем, отдыхает в тени оливковых деревьев Гефсиманского сада.
Трогательный образ женщины, нанесенный на бумагу мокрой акварелью («История Руси», 2002). Утонченно передано красками «Настроение» - через женское лицо. Прозрачность, свойственная акварели, доведена автором до совершенства. И третий женский образ – «Между вчера и сегодня» (1995). Во всех трех работах – больше загадок, зашифрованности, чем ответа на вопрос: почему Он послал прекрасной половине человечества столько мук и страданий? Или – за что? То же читается в «Учителе» (2021). Вот вам и зашифрованные послания…
Богоматерь с младенцем и архангелом» (2018) – основательная работа, напоминающая о том, что автор много лет, с благословения священнослужителей, занималась иконописью и оформлением интерьеров в разных городах и весях России. За это ей низкий поклон и благодарность верующего люда.
Интересна трактовка пространства, которое человек называет космосом. Лебедянской потребовались четыре холста (полиптих) для того, чтобы через изобилие символов передать свое ощущение того мира, который, как бы ни старались люди, узнать не могут, а вот представлений о нем – бесконечное множество.
С юбилеем и замечательным проектом художницу поздравил Почетный академик РАХ, председатель Союза художников Подмосковья, заслуженный художник России Александр Беглов. Он подчеркнул весомый вклад Елены Викторовны в работу и движение вперед общественной организации, объединяющий лучших мастеров изобразительного искусства Московской области. Но она не забывает и о своем творчестве, тяготение к которому унаследовала от родителей и желание творить передала своим сыновьям. Восторженную оценку выставке дали известный скульптор, заслуженный художник России Александр Рожников и доктор исторических наук Лола Звонарева.
Творческий подарок юбиляру подготовил поэт Влад Красноярский, на стихи которого академик ПАНИ Виктор Киселев, член Союза композиторов России написал романс «Дождливость». Его исполнила (и это была премьера) Людмила Баран-Разумова, известная певица, педагог, выпускница Новосибирской консерватории, под собственный аккомпанемент на гитаре. Она исполнила и классические произведения.
Вице-президент ПАНИ В.С. Кузнецов от имени бюро МО ПАНИ вручил члену-корреспонденту ПАНИ Е.В. Лебедянской диплом «За выдающиеся достижения в области изобразительного искусство, плодотворное сотрудничество с ПАНИ и в связи с 60-летним юбилеем».
На экскурсии, которую провела по выставке автор, она рассказала, как рождались работы и что она хотела ими сказать зрителю. Ну а я изложил сугубо свои ощущения от увиденного. У каждого - свои представления о давнем и сегодняшнем, даже если человек знакомится с чьим-то изобразительным рядом непознанного...
Влад Красноярский,
фото автора