Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Статья Дутко Н.П. МО ПАНИ: "Современные тенденции развития литературного образования в условиях информационного общества"

   Дутко Н.П.,

        В условиях глобального  распространения  цифровых технологий  меняется  школьное образовательное пространство. Наступившему веку нужен учитель, призванный, говоря словами философа М.С. Кагана, «формировать Человека как целостную и уникальную Личность, отвечающую запросам складывающегося в XXI столетии нового исторического типа культуры» [3].

 

     Поэтому современный образовательный процесс должен быть спроектирован так, чтобы у учащихся была возможность реализовывать свой творческий потенциал, развивать критическое мышление и  «навыки обучения и инноваций; навыки цифровой грамотности;  навыки жизни и карьеры» [4]. В настоящее время невозможно представить современных детей вне информационной среды, поэтому применение компьютерных технологий в процессе обучения отражено в нормативных документах: ФГОС ООО, «Концепции школьного  филологического образования: русский язык и литература» и «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» [4].

Переосмысление организации учебной деятельности при интеграции  цифровых технологий требует новых методических  решений. В связи с этим  тургеневский вопрос, прозвучавший 150 лет наиболее актуален, поскольку требует  методического преобразования урока как основной формы организации учебного процесса.

Век технологий изменил сознание современного общества. На многих образовательных платформах, в сети Интернет можно проводить уроки в режиме реального времени. К таким площадкам онлайн- обучения относятся платформы «Учи.ру», «ЯКласс», Российская электронная школа, Экстернат и домашняя школа «Foxford», Домашняя школа «InternetUrok.ru», «LECTA» и др. Педагоги активно внедряют в свою работу разнообразные инструменты интернет-коммуникации  (Zoom, Skype, Webinar, Google Meets и др.). Учителя погружаются в разработку web-ориентированных интерактивных тренажеров. (Mentimeter, Genially, LearningApps.org, Padlet, MindMap, UmaPalata и др.), изучают инструменты организации обратной связи (Kahoot, Google-формы,  Quizlet и др.).

          Такие перемены, конечно, влекут за собой ускоренное совершенствование образовательного процесса. Прежде всего, замена традиционного урока на новые формы образовательного процесса.          Современный урок в школе, отвечая на вызовы времени, переживает на данный момент революционное состояние, «землетрясение роста» [1].

 «Неодидактика»  урока  имеет несколько направлений развития: первое направление — это отрицание самого факта урока и попытки заменить его новыми  формами образовательного процесса, второе — обновление урока, усовершенствование его инструментария с помощью интерактивных приемов обучения и различных технических средств, и, наконец, третьим направлением  является интеграция урока с современными образовательными технологиями,  которые  расширяют «временные границы и  пространство»  урока [1].          

         В современных условиях информатизации образования структурирование и классификация полученных знаний играет едва ли не большую роль, чем непосредственно процесс их передачи или получения. Формированию целостного восприятия литературы как учебной дисциплины и вида искусства способствует, прежде всего, включение фактологического и текстологического материала в разнообразные связи, которые создают фундамент для аналитической работы учащихся.

         Глобализирующееся общество посредством цифровых технологий, организация процесса обучения и воспитания детей XXI века, психологические особенности  познавательной сферы детей поколения Z, «Питера Пэна» или «ЯЯЯ»-поколения, а также изменение ведущего вида деятельности, сензитивных периодов развития личности ребенка и его возрастных кризисов- реалии сегодняшнего дня.

           Легко ли быть ребенком XXI века?

Сегодняшний ребенок — это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире.

          Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма.  Ребенок привык жить в виртуальной реальности (играть, общаться со сверстниками) и ,попадая в реальный мир, оказывается беспомощным и неспособным продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

       В методической науке всё больше вызывает интерес изучение современных форм урока. Учителя вынуждены приспосабливаться к современным реалиям образовательной действительности и искать дидактические возможности реализации учебных презентаций, необходимо работать с электронными учебниками и интерактивными досками, а также работать с различными информационными платформами и обучающими программами. Ввиду того, что результаты урока последнего десятилетия требуют диагностического подхода, уроки становятся более информативными, насыщенными. Но при всей модернизированности урока, он всё же остается точкой бифуркации образовательного процесса, так как в пространстве культуры происходит «образовательная встреча» учителя и ученика. Его главным назначением является контакт, диалог между представителями науки и культуры, представителем которых выступает учитель и ученик. Учащиеся только познают этот новый и удивительный мир науки, духовный потенциал всего человечества.

  Современные тенденции школьного образования связаны с обеспечением развивающего обучения, формирующего личность учащегося, где основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий.  К обобщенным способам действий относятся мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.); знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание; фоновые знания, посредством включения в которые структурируется индивидуальный познавательный опыт, тезаурус обучающегося. Следовательно,  и литературное развитие обучающихся зависит от развития и взаимодействия образного и логического мышления, а также мыслительных операций.

Еще на рубеже 40-х годов ХХ века М.А. Рыбникова писала о необходимости «гибко видоизменять методику, использовать не только книги и тетради, но и радио, и патефон, и кино, и волшебный фонарь» [2]. При этом основной формой наглядного обучения она считала выразительное чтение: «Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения» [2]. Она подчеркивала, что «первым фактором методики является предмет, художественная литература; природа литературы раскрывается в понятиях образности, эмоциональности, в сложной системе ее проблем, в ее методе (мышление в образах)» [2]. Урок как развивающаяся организационная форма в условиях цифрового обучения остается основной единицей, но меняется его типология и вид.  Так с внедрением мобильных приложений в учебный процесс  появился новый тип урока – урок- Instagram  как система управления предметным содержанием в виде  сценирования учебной деятельности обучающихся. Специфика мобильного приложения предлагает другую структуру урока, которая отличается от классической схемы.  Сценирование урока осуществляется через алгоритмы деятельности по фреймам (кадрам). Образовательный материал в сценарии размещается с учетом методических требований, таких как: соответствие возрастным особенностям обучающихся, предметной спецификации, уровню образования и изучения предмета, нормам современного русского языка и контролируемым элементам содержания, наличием познавательной  ценности. На таком уроке меняется роль учителя, главная задача которого  стать участником и организатором деятельности по восприятию, пониманию и интерпретации художественного текста. Такой тип урока направлен на формирование смыслового чтения. Он имеет уникальный формат подачи литературного материала в визуально­-графической, текстовой и гипертекстовой форме. Пройдя по кадрам- фреймам в навигаторе урока, можно про­смотреть, видеофильм, про­читать разные источники по заданной тематике. Практические задания можно использо­вать как в контактных видах работы, так и при организации самостоя­тельной работы обучающихся.  Обучение становится более интересным и эффективным, занятие перестает зависеть от времени и ограничиваться рамками 45-минутного урока,  что  позволяет вовлечь учащегося в постоянное обучение, расширяя  границы изучаемой темы.   Для того, чтобы провести такой урок, необходимо:

во-первых, создать  аккаунт в Instagram самому преподавателю и обучающимся в классе. Создать «instagram classroom»;

во-вторых, найти правильный месседж (основная идея или тема урока) вашего  аккаунта, которую вы будете проектировать на занятии с учетом учебной ситуации;

в-третьих, подобрать задания для Instagram, выстраивая в маршрут постижения основных смыслов месседжа.

        Мобильное приложение Instagram позволяет снимать видео, размещать фотоматериал, создавать тексты и записывать аудиотексты. Исходя из представленных  возможностей приложения, можно выделить следующие виды уроков: видеоурок  прямого эфира в сторис на канале IGTV (телевидение в Instagram); аудиоурок; урок – месседж (послание).

        Google-сервисы представляют собой отдельные веб-приложения, связанные с помощью одного аккаунта и хранилища, в котором содержится вся информация. Для работы с Google-сервисами необходимо лишь иметь доступ к интернету и наличие браузера. Данная система позволяет не иметь привязки к одному компьютеру, она даёт возможность пользоваться данными в любой точке мира.

         Разработчики этой платформы часто используют термин «экосистема». Несмотря на то, что это понятие зародилось в биологии, в информатике этот термин также имеет право на существование. Под экосистемой понимается совокупность приложений и устройств, объединённых в одну систему для того, чтобы получить максимальное количество возможностей при работе с продуктами.

         Рассмотрим более детально Google-сервисы, сосредоточенные на организации совместной работы, хранении и обобщении информации, а также публикации материалов.

         Редактор «Google-рисунки» позволяет оперативно сделать рисунок блок-схемы, также с помощью него можно построить блок-схему, диаграмму, нанести пометки на загруженном изображении, при этом оставаясь в браузере. Найти «Google-рисунки» можно в пакете «Google Документов», где также можно увидеть сервисы «Google -Таблицы» и «Google - Диск». Все данные автоматически сохраняются в облаке Google.

         Большие возможности открываются перед учителем при наличие своего собственного сайта. В одном месте могут быть собраны следующие материалы: игры для проверки знаний, проверочные материалы, информационные материалы к урокам и многое другое.

В этом учителям сможет помочь сервер «Google Сайты», не требующий от пользователя глубоких технических знаний. С его помощью учитель быстро сможет создать свою веб-страницу при помощи готовых шаблонов.

         Выход на дистанционное обучение в 2020 году заставил многих учителей искать способы решения следующих задач: как провести опросы среди учеников, как быстро получить результаты анкетирования и тестов, как разработать викторины в виртуальном пространстве? Со всеми этими задачами помогут справиться Google формы. Google формы – это приложение, обеспечивающее обратную связь. Учитель разрабатывает нужную ему форму работы (анкету, тест или опрос), отправляет ссылку на нее ученикам и после того, как все участники выполнили работу, сможет увидеть статистику полученных ответов в формате таблицы Excel. Гугл-форма может представлять не сухой тест, а вопросы с прикрепленными фото и видеоматериалами. Данная возможность позволяет учителям проявить творческий подход в подготовке к урокам, а ученики с удовольствием выполняют такие задания. Более того, это позволит проверить знания всего класса и поможет в выставлении оценок учителю.

        Google Формы дают возможность создавать следующие типы вопросов: Длинный текст (ученик вписывает развернутый ответ), короткий текст (ученику предлагается вписать короткий ответ), один из множества (ученик может выбрать один вариант ответа из нескольких), несколько из множества (ученик должен выбрать несколько вариантов ответа), выпадающий список (ученик может выбрать один вариант ответа из раскрывающегося списка-меню). Также есть возможность ответить на вопрос с помощью цифровой шкалы, где ученик может поставить оценку от 0 до 10. И последний способ выражения ответов учеников – это сетка, где ученик выбирает определенные точки в сетке, состоящей из столбцов и строк.

        Таким образом, мы показали, как можно применить Google-сервисы

в образовательной деятельности. Работа с этими сервисами позволит учителю организовать не только свою деятельность, но и позволит следить за успехами учеников.

Исходя из вышесказанного,  мы видим, что меняется онтология образования, поскольку меняется пространство (топос) и время (темпоральность) субъекта. Наблюдаются перемены на уровне основы времени, проявляющиеся в десинхронизации процессов в действительной и виртуальной реальности. Появляется две среды обучения  виртуальная и реальная, соответственно два вида занятий : традиционные (реальные) и нетрадиционные (виртуальные).   

Урок литературы сегодня должен пониматься как плюральная, неравновесная система, обладающая такими характеристиками, как волатильность (изменчивость), генеричность и принципиальная «сложностность» (complexity) внутренних процессов, существование которых задается сетевой логикой.

Литература

  1. Галицких, Е. О., Терентьева, Н. П., Воспитательные ресурсы современного урока. — Вестник Вятского государственного университета,2018,№1.с.55-59
  2. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М. : Просвещение, 1985. – 288 с.
  3. Романичева,Е.С.,Сосновская,И.В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие.-М.:Флинта:Наука,2012.-208 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 03. 10. 2021)

Дутко Н.П.,к.пс. н.,доцент

Руководитель секции «Педагогика и наука»

Петровской Академии Наук и Искусств

(Московское отделение)

Комментарии для этой записи закрыты