Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Великий благоверный князь Александр Невский и Cлавяно-Русский мир.

Наш съезд проходит в год 800-летия со дня рождения выдающейся исторической личности  – Святого благоверного великого князя Александра Невского, на многие века определившего основы внутренней и внешней политики России. В чём значение его для нашего времени?

Можно уверенно утверждать, что сегодня в Европе сосуществуют три основных типа цивилизаций с разными общественно-экономическими базами: 1) рыночные цивилизации, выросшие на опыте колониальных глобалистских образований; 2) христианско-ориентированные цивилизации и 3) нарастающее исламское влияние. У каждого типа этих цивилизаций свой дух, свои ценности и свои критерии оценки жизни. Лакмусовыми бумажками для выявления духа этих цивилизаций могут быть конкретные события и факты современной жизни, например, события на современной Украине, в Югославии, Карабахе или Сирии.

Идеология рыночников соответственно ориентирована на максимальную прибыль для себя. Идеология же христианских цивилизаций направлена на общественную справедливость, а это не что иное, как баланс общественных и личных свобод и обязанностей.

Примером цивилизации первого типа могут быть современные так называемые «Атлантисты», примером второй – Русский мир, краеугольные камни которого были заложены именно князем Александром Ярославичем Невским, его выдающимися умом, духом, волей и полководческим чутьём.

Именно его исторический выбор сделал наш Приневский край форпостом Славяно-Русского мира, точкой его роста и развития в Русско- российскую цивилизацию, или если короче и более по-русски, то просто в Русский мир. Именно он преподал нашим предкам предметный урок кто есть кто. Именно он вынудил недругов обнажить подлинный  дух западноевропейских политиков,  ливонских рыцарей и шведских пиратов; злой дух грабежа, корысти, жесткости, лжи и разврата, способный приносить Славяно-Русскому миру только несчастья.

В мае этого года исполнилось 800 лет со дня рождения великого благоверного владимиро-новгородского князя Александра Ярославича Невского, небесного покровителя нашего города и Александро-Невской лавры.

Он прожил по нашим меркам недолгую жизнь (1221 – 1263 гг.), но на карте России можно отыскать много мест, связанных с его подвигами и делами, а в книге истории след его неизгладим.

Детство великого князя и полководца прошло в Переяславле Залесском на Владимиро-Суздальской земле в стольном граде своего отца Ярослава Всеволодовича, в наследном владении самого Александра Невского. Сюда великий князь возвращался не раз и после ссор с новгородцами в 1240-41 гг.

Первый раз в Новгороде, одной из древнейших колыбелей славянского духа и культуры, великий князь побывал ещё в детстве в 1223 году. Затем здесь он рос, учился, мужал, совершал с отцом и новгородцами первые походы (1234 г.), переживал смерть старшего брата Фёдора и матери, тяжесть общественных потрясений, набеги вглубь новгородских и псковских земель Ливонского Ордена и Дерптского епископа Германа; голод рубежа 1220-х и 1230-х годов. На исходе зимы 1241-42 гг. с новгородцами и с помощью  русичей из Владимиро-Суздальской земли Александр возвратил Псков в состав Новгородской земли. Он завещал псковичам хранить верность его роду и потомкам.

В Новгород Александр Ярославич возвратился и после победы над западными рыцарями на Чудском озере «на узмени у Воронья камени» в 1242 году. Здесь русское войско под началом великого Александра Невского разгромило 5 апреля вражеские силы дерптского епископа  и рыцарей юго-восточных фогств Ордена. [1].

9 декабря 1237 года  папа повелел упсальскому  архиепископу объявить крестовый поход против русских «схизматиков» и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий 9-й обещал всем участникам похода прощение грехов и вечное блаженство. В 1240 г. Шведский король направил в Русские земли большое войско под командой ярла Биргера. При войске были священники-католики для крещения русских и финских «дикарей».

Шведские ладьи вошли в Неву, к устью Ижоры, и разбили свой стан.   Для русских битве предшествовало чудесное видение: ладья с гребцами и двумя лучистыми витязями. Святые князья Борис и Глеб сообщили русичам: «Мы поможем  сроднику своему, великому князя Александру Невскому». Шведы не ожидали быстрого отпора, и победа русичей была полной. Набив свои ладьи прощёнными папой мертвецами, шведы ушли восвояси [1].

После разгрома литовцев под Торопцом и Жижцем в 1246 году Александр приезжает в Витебск за своим сыном Василием. На обратном пути из Витебска с сыном и небольшой дружиной под небольшим городцем Восвич Полоцкой земли он разбивает ещё один отряд литовцев [2].

Первый раз Александр посещает стольный град Северо-Восточной Руси Владимир во время похорон своего отца Ярослава в 1246 году. После  поездки к Батыю князь  надолго останавливается во Владимире, близко знакомится со своими сродниками и Ростовским епископом Кириллом, духовным главой Северной Руси (конец 1249-50 гг.). Последний раз благоверный князь  Александр   покинул Владимир в 1262 году и вернулся в него в 1263 году уже под именем Алексей, приняв схиму и смерть. Это случилось после поездки в Орду. День его захоронения  23 ноября. Великого князя торжественно похоронили в Рождественском монастыре, где он пребывал до перенесения его в Санкт- Питербурх при Петре 1-м 12 сентября по новому стилю. [2].

Крестный ход по главному проспекту нашего города, названному  в честь небесного покровителя города святого Александра Невского, был учреждён  императрицей Елизаветой Петровной  в 1743 году.

Зимой 1256-57 гг. Александр Ярославич совершил трудный, но успешный поход по льду Финского залива в южную Финляндию, завоёванную к тому времени шведами, и преподал шведам ещё один урок ратного мастерства.  

В 1263 году, возвращаясь из Орды, великий благоверный князь  Александр скончался в Городце Владимиро-Суздальской земли.

Ещё два места на Русской земле тесно связаны с житием великого князя Александра Невского – это Боголюбово и Орешек-Шлиссельбург. Боголюбово – первое место упокоения великого князя, место торжественной скорбной встречи тела Александра Ярославича из Городца. Общерусская канонизация святого благоверного князя Александра состоялась в 1547 году.

В 1723 году 29 мая Пётр 1-й издал указ о  перенесении мощей святого благоверного князя в Санкт-Питербурх из Владимира, приуроченный к двухлетию окончания Северной войны со Швецией. При перенесении в наш город мощи святого Александра останавливались в Орешке. Примечательно, что Орешек был основан внуком Александра Невского Юрием Даниловичем в 1323 году, когда он заключил «вечный мир» со шведами (Ореховский мир) [2].

Как можно заметить, недолгая земная жизнь святого благоверного князя Александра Невского очень богата событиями и деяниями общерусского и мирового масштаба. Весь жизненный путь святого Александра – пример жертвенного православного служения и сострадательной любви к людям, своим близким и своему Отечеству. Он был «мудр, как змий, и прост, как глубь».

В условиях тяжёлых испытаний, подлых западных атак и жестокого восточного давления святой Александр Невский сумел найти нужные духовные, волевые и умственные русские силы для одоления западных колониальных устремлений и уничтожения Руси и русских как мирового культурного явления. В условиях разорения Руси татаро-монголами умелой политикой он ослабил тяготы восточного ига.

Канонизацией Александра Невского Русская Православная Церковь освятила воинскую отвагу, военную смекалку, мужество и жертвенное служение Отечеству, народу и ближним.

Недавнее выступление нашего Президента Путина на Валдайском форуме даёт ориентацию на разумный консерватизм в развитии и политике. Мы рассматриваем это как не что иное, как следование принципам, заложенным ещё в 13-м веке Александром Невским. Без преувеличения, именно он явился родоначальником русской внешней политики и идеологии. Он заложил их теоретические и практические начала и направления.

  1. Великий князь выступил удерживающим и вдохновителем Русской земли, принявшим её Дух от православной купели и бережно пронесшим его через испытания 13 века.
  2. Он задал идеологию и практику отношений с Западной Европой, обличив её в хитрости, подлости, высокомерии и лживости. В 1251 году папа Иннокентий 4-й уверял святого Александра в том, что его отец Ярослав обещал принять католичество. На что святой Александр ответил папе так: «От вас учения не приемлем и словес ваших не слушаем» [1]. И сегодня нам следует поступать так же.
  3. Им выработаны принципы построения отношений с воинственным востоком. В 1247 году, после смерти отца, ему впервые пришлось ехать к Батыю. Батый принял князя Александра вежливо, но назад на Русь не отпустил, отправив в Большую Орду к Великому хану, который утвердил Александра на Владимирском престоле, поручив ему всю южную Русь и Киев. При этом святой Александр успел обратить в православие ханского сына Сартака. Так им было заложено основание для будущего Московского государства и возрастание Русской Православной цивилизации.
  4. Таким образом, князь определил Северо-западную Русь и нашу Приневскую землю как форпост Православного русского мира.
  5. Показал всему миру мужество и доблесть русского воинства.
  6. Укрепил основы единоначалия в ратном деле и единовластия в государственном управлении.
  7. Он предвосхитил понятие Русской справедливости на основе Православия: «Не в силе Бог, а в правде».

Литература.

  1. Русское православие. М. изд. ИРЦ. Т.1, 2009 г.
  2. Иевлев Н.В., Кузьмин С.Л. Места исторической памяти Александра Невского: биография и география. СПб, КПТ, 1220 г., ст.113-121.

Академики ПАНИ,

Священник Георгий (Сычёв Ю.А.), Колдасов Г.Д.

Комментарии для этой записи закрыты