Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

К проблемам ЕГЭ в современной педагогике

член ПАНИ, к.т.н. Добрынин В. А.

     Вступление.

        Считается общепризнанным, что образование, как и уровень подготовки специалистов в Советском Союзе были одними из лучших в мире. В основе существовавшей образовательной системы лежал многолетний опыт и творческие инициативы нескольких поколений учителей школ и преподавателей высших учебных заведений. Развивалась педагогическая наука. Были и недостатки, основу которых составляла бюрократическая специфика советских чиновничьих структур. Но потенциал развития и совершенствования образования был значительным, а квалифицированных специалистов от педагогики было значительно больше, чем сейчас.                                           

Пред история ЕГЭ

         Как известно, разрушать, не строить. Начиная с 90-х годов, разрушили систему образования быстро и сразу по всей стране. Было закрыто много школ, особенно в российской провинции. Отказались от отечественного опыта и, не раздумывая, так как знали для чего, взяли под козырёк опыта западного.

         За три десятилетия из образования высшего и среднего были уволены или вынуждены были уйти на пенсию, не успев передать свой практический опыт, многие достойные педагоги, учителя, преподаватели.

          Что же успели «построить» за последние 30 лет?

          Заложили основы образовательной системы, которая не в столь далёкой перспективе, способствует системному расслоению общества по образовательному и сословному принципу.

          Успели разделить высшее образование на бакалавриат и магистратуру. Спорное решение. Первое время выпускников бакалавриата пытались называть младшими специалистами (младшими инженерами), что говорит о том, что высшее образование выпускником ВУЗа вроде бы получено, но знания ненамного превышают знания выпускника советского техникума.

           В магистратуре может продолжать получать образование только часть бакалавров, поскольку много квалифицированных выпускников нынешнему рынку труда теперь не нужно. Вероятность остаться без работы очень велика. Можно стать бакалавром и магистрантом, обучаясь на платном отделении, но далеко не каждый талантливый молодой человек имеет такую возможность, а те, у кого такая возможность есть, талантами обладают далеко не всегда.

            Ввели в школах ОГЭ и ЕГЭ. Один из главных аргументов по введению ЕГЭ, это выравнивание возможностей абитуриентов из больших городов и из провинции для поступления в ВУЗы. Идея заманчивая, но практика показала, что такой переход себя не оправдал. До сей поры идёт пересмотр и корректировка правил и условий сдачи этих экзаменов. Конца этого процесса не видно, а уровень знаний выпускников продолжает падать год от года.    

Текущее состояние

          В настоящий момент, в борьбе за перспективы нашего образования столкнулись две тенденции. Последние 30 лет, постоянно берёт верх, та из них, что ратует за развитие Общества Потребления. Перспектива – статус нашего народа, как населения региональной сырьевой державы. Для этой цели и проводятся последние три десятилетия все образовательные реформы, как высшей, так и средней школы. Здесь мы можем вспомнить откровенные высказывания Г. Грефа и it-Дмитрия Пескова, ряд других высказываний. В частности, они рассматривают современное образование, предназнанное для большинства, в том числе и в дистанционной форме, как дешевое, по содержанию преподавательских кадров, и невысокое по  результативности (которая их вполне устраивает). Иначе будет трудно управлять и манипулировать основной массой жителей страны в условиях современного капитализма. Они считают, что образование, построенное на непосредственном взаимодействии ПРОФЕССУРЫ и обучаемых, должно быть элитным и очень дорогим.

           Логика таких рассуждений, хорошо экстраполируется на задачи средней школы и на необходимость ЕГЭ. Силы (читай: прозападно ориентированные чиновники), стоящие за ними, будут отстаивать сохранение ОГЭ и ЕГЭ, как заключительной стадии сформированной образовательной услуги. Воспитательная, исконно российская составляющая учебного процесса, уходит из школы. Принижается роль Учителя до уровня услужника детям и их родителям. Задача учителей сводится не к воспитанию (совоспитанию вместе с родителями) и обучению будущих творческих личностей, а к роли школьных преподавателей, ориентированных на натаскивание выпускников школы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.                        

           Итоговые высокие баллы, как характеристика знаний выпускников школ, не всегда отражают реальные итоги знаний будущих абитуриентов. Уровень общей подготовки школьников продолжает снижаться, что существенно сказывается на рейтингах нашего образования в сравнении с другими странами. Этот факт на своём опыте испытывают преподаватели первых курсов ВУЗов, когда им приходится начинать с повторения знаний школьных программ. 

            В итоге, подготовка школьников для взрослой жизни, ослаблена, принцип: «без труда, не выловишь и рыбку из пруда», крайне ослаблен, практически отсутствует.  Клиповым мышлением и не тренированностью памяти школьников никто из официальных структур не обеспокоен. Зачем, если мы живём в Обществе Потребления. Потребляют, в том числе, гаджеты – так и должно быть. Будущее детей во многом определяется финансовыми возможностями родителей.

              Многие школы, прежде всего, в провинциальной части страны закрыты, что дополнительно усугубляет качество среднего образования и ограничивает возможности молодёжи в общественной социализации. В средней и высшей школе всё меньше тех, кто помнит времена, когда мы гордились нашим образованием, кто может передать традиции прошлого опыта. Не хватает квалифицированных учителей в школах и квалифицированных преподавателей в педвузах.

            Однако, есть большое число родителей и работников просвещения, придерживающихся второй тенденции, а именно – отказа от ЕГЭ. Они считают, что необходимо вернуться к традиционным формам обучения и общения учеников с учителями. Отсюда возникает мысль: если мы хотим изменить жизнь к лучшему, построить в нашей стране общество на других принципах, то первое, что надо сделать – вырвать образование из цепких лап охранников ОП.

  Перспективы

        Если мы верим, надеемся и думаем, как возвратить престиж и величие нашей страны, если нам надоело упоминать, о нашей Родине в третьем лице (эта страна), то начинать надо с восстановления лучших страниц отечественной педагогики, оттолкнувшись от которых, как от базовой основы, выстраивать «здание» современного среднего и высшего российского образования. «Сириусы», к сожалению, не решают задачи всеобщего образования, они скорее могут способствовать формированию будущей интеллектуальной элиты, которая может действовать как в интересах страны, так и быть востребованной для работы в интересах других стран.

          Конечно, надо учитывать, как и в предыдущее столетие, лучший зарубежный опыт, но именно лучший опыт, именно тот, который нам наиболее приемлем и полезен.

 Варианты возможных действий

  • Восстанавливать разрушенное непросто и долго, но надо. Преобразования и совершенствования школе действительно необходимы. Но они дадут свой положительный эффект, если найдут опору в соответствующих рядах экономических и политических структур. Одной из основных характеристик их заинтересованности, является отношение к повсеместному развитию и реализации творческих инициатив населения, всех возрастов. Без жесткой политической воли здесь не обойтись. Иначе всё останется на уровне разговоров и не больше.
  • Необходимы изменения в подготовке новых поколений Учителей, для чего необходим поиск новейших форм их подготовки, с возвращением воспитательных умений, на долговременной основе.
  • Целесообразно применить для обучения в педвузах опыт вузов, готовящих актёров театра и кино. Как известно, в них только МАСТЕРУ разрешается набирать курс, организовывать обучение с учётом своего опыта и знания предмета обучения. Он участвует в приёмных экзаменах, он понимает, кто перспективен, из кого получится толк, кто и какой профессиональной высоты может достичь, в будущей жизни после окончания обучения.

         По такому же принципу нужно опробовать подготовку и будущих учителей. Например: по истории. Доктор исторических наук (или кандидат, или Мастер-педагог) набирает курс будущих учителей истории, знакомясь с абитуриентами, желающими пройти отбор, именно по этой специализации, заранее представляя, с кем он столкнётся на протяжении лет обучения, как ему выстраивать с ними отношения для получения итогового персонального результата. Соответственно студентами будет осваиваться широкий спектр разнообразных, согласованных с Минпросветом, предметов, но в итоге сложится единая историческая школа ФИО, такого-то педвуза. Молодые учителя истории, разъезжаясь по городам и весям, понесут в средние школы комплексный взгляд на историю, именно школы ФИО.        

         Задача государства будет состоять в том, чтобы периодически собирать на общие конференции специалистов-историков, но главное руководителей школ ФИО, всех педвузов страны. По итогам их работы на таких конференциях должны уточняться их позиции по реперным точкам истории, выявляться научно обоснованные взгляды и расхождения их подходов на факты и события истории, координироваться их научная деятельность (совместно со студентами) по формированию полноты исторической правды.

          В результате будет формироваться отечественный исторический взгляд на события прошлого в стране и мире. А также определяться, при необходимости, какой школе ФИО будет поручаться подготовка новых учебников по истории, для школ, для педвузов, других учебных заведений. И только тогда рассматриваются бизнес-планы по изданию учебников.

        Аналогично должна быть организована подготовка учителей и по другим предметам. Что в итоге приведёт к минимизация влияния на школьное образование бюрократических и политизированных структур.

  • С учителями, не освоившими или забывшими за предыдущие годы, как надо выстраивать общение с учениками на воспитательной основе и строить общение на экзаменах, необходимо проводить периодические курсы повышения профессиональной и воспитательной квалификации.
  • Необходимо проводить просвещение каждого нового поколения родителей, приводящих детей на обучение в школу, ориентируя их на совместное взаимодействие со школой, в течение всех лет обучения.
  • Все предлагаемые шаги должны быть дополнены предложениями, болеющих за школьное дело учителей, специалистов, родителей.

Комментарии для этой записи закрыты