Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Как эффективно бороться с радикальным религиозным экстремизмом

Как эффективно бороться с радикальным религиозным экстремизмом

По своей сути ислам проповедует, как и другие религии, равенство между нациями и отвергает расовую дискриминацию, а также призывает к миру между народами на основе того, что упоминается в Коране: «если они склоняются к миру, склоняйтесь к нему».  Даже повседневное приветствие мусульман друг другу: «Мир вам».

Ислам также считает, что ЧЕЛОВЕК является лучшим из творений Бога и наиболее возвышенным по статусу, и поэтому бог запрещает убивать его без причины или обращать его в рабство. Коран также выделил женщин большим количеством айат-стихов, призывающих к её уважению и разъясняющих её права и обязанности. Коран советует мусульманам придерживаться принципа коллективного решения вопросов, исходя из заветов Корана: «а дело их «решается» – по совещанию между ними». Кстати, эти крылатые слова вписаны на стены всех арабских и исламских парламентов.

Священная книга мусульман и хадисы пророка Мухаммеда и заветы его соратников, отвергают экстремизм, и призывают всех мусульман занять срединную позицию- «ни восточную и ни западную». Их идейно-религиозное наследие наполнено призывами к свободе, справедливости, равенству и взаимопониманию между народами.

Однако, обострение политического и экономического кризиса в арабском регионе, который является сердцем исламского мира, и стремление некоторых мировых держав и арабских правителей использовать ислам для служения своим интересам и исказить его благородный смысл, сформировали подходящую почву для роста религиозно-экстремистских движений в некоторых исламских странах.

Чтобы не заблудиться, необходимо различать два типа религиозного экстремизма, которые сейчас присутствуют в исламском мире.

Первый тип - это религиозный фундаментализм, который призывает к буквальному следованию текстам религиозных писаний, закрывая дверь  перед развитием религиозной мысли и   ратует к возврату назад , якобы  к процветающим исламским эпохам, и поднимает лозунг «Ислам –есть решение  всех проблем, стоящим перед мусульманами в наше время». Этот фундаментализм переживает своего рода интеллектуальную и политическую изоляцию, и сторонники этого типа движений, как правило, ограничиваются религиозными призывами и отказываются от участия в политической жизни.

Второй же тип экстремизма, который является наиболее опасным, можно назвать религиозным радикализмом, который появился в результате политического пробуждения, сопровождавшегося созданием вооруженных организаций, целью которых является борьба с несправедливыми правителями и захват власти. В конечном итоге это сформировало то, что сегодня можно назвать экстремизмом.

 В этой статье я сконцентрирую внимание на влиянии религиозно- радикального экстремизма только в арабских странах, поскольку они представляют собой сердце исламского мира.

Возникшие в арабских странах радикальные религиозные движения можно разделить на три группы:

Первая представляет собой движения, не связанные с какими-либо государственными структурами. Эти движения применяют вооруженную деятельность в качестве метода борьбы с иностранным влиянием, в частности западным, и для создания исламского государства во всем мире. Они имеют организационные структуры во всем мире и их боевики не принадлежат к определенному государству или национальности. Самым известным из этих движений является «Аль-Каида», основанная богатым саудовцем Усамой бен Ладеном 11 августа 1988 года.

Несмотря на сокрушительные поражения, обрушившиеся на организацию «Аль-Каида» за последние сорок лет, у нее всё ещё есть отделения, действующие на Аравийском полуострове, в Ираке, Магрибе, на Индийском полуострове и в других регионах. После убийства бен Ладена Айман аз-Завахири - египетский глазной хирург- стал лидером этой организации.

 Другой экстремистской организацией является Организация Исламского государства (ИГИЛ), которая была основана в Ираке в 2006 году, а с 2014 года переместила свой центр в Сирию. После того, как организация захватила большие територии в обеих странах, аль-Багдади, лидер организации в то время, объявил о создании государства исламского халифата.

В свете своего поражения влияние ИГИЛ уменьшилось, но оно по-прежнему имеет тайное присутствие в этом регионе и проводит военные операции. ИГИЛ также имеет свои отделения во многих других странах, наиболее важным из которых является ИГИЛ Хорасан, действующее сегодня в Афганистане. После убийства аль-Багдади в 2019 году Абу Ибрагим аль-Кураши стал лидером этой организации.

Вторая группа экстремистских религиозных организаций - это те, которые стремятся установить свой религиозный авторитет в определенной географической зоне. Наиболее важными из этих организаций являются: «Джабхат ан-Нусра» на севере Сирии (которая изменила свое название на «Джабхат Тахрир аш-Шам»), движение ХАМАС в секторе Газа, а также «Аль-Шабаб» в Сомали и некоторые курдские партии на востоке Сирии.

Существует третья группа экстремистских религиозных организаций, которые связаны с конкретной страной и реализуют ее политику. Например, вооруженные шиитские религиозные организации, связанные с Ираном, наиболее важными из этих организаций являются «Хезболла» в Ливане и Ираке, «Народная мобилизация» в Ираке и десятки вооруженных шиитских религиозных организаций в Сирии, таких как «Фатимиды», «Зайнабиюн», «Асаиб аль-Хак» и хуситы в Йемене.

Действия экстремистских исламских группировок подобных ИГИЛ и «Аль-Каида» в последние годы характеризовались крайней жестокостью и насилием в отношении людей. Эти группы прикрывают свою деятельность лозунгами враждебности по отношению к Западу, Израилю или колониализму и его агентам в регионе.

 Надо сказать, что большинство арабских и исламских стран официально осудили деятельность этих организаций, считая ее далекой от духа и учения ислама.

Несмотря на всеобщее порицание исламского мира деятельности ИГИЛ и «Аль-Каида», есть западные исследовательские и политические круги, особенно правые популисты, которые быстро связывают возникновение этих террористических движений с самим исламом, в частности с суннитским исламом.

Это противоречит логике и фактам. Ислам, как мы объясняли - это религия терпимости, мира и равенства, к тому же, реальность показывает, что большинство террористических операций «Аль-Каиды» и ИГИЛ происходит не в западных странах, а в арабских странах и против суннитских арабских режимов, и жертвы этих операций в основном простые мусульмане-сунниты. Примечательно, чем больше эти организации проводят операций в арабских странах, тем выше и чаще они поднимают антиамериканские и анти западные лозунги. Этим они маскируют свою истинную суть и свои функции, как орудия для очернения ислама и мусульман.

Обращают на себя внимание также высказывания некоторых исследовательских центров и политиков, которые твердят о том, что причина появления экстремистского ислама в арабском регионе кроется в сохранении бедности, отсталости и невежества. Это заявление не даёт полного объяснения распространения насильственных религиозных движений в арабском регионе. Данные, представленные Центром политических исследований в Катаре, показывают, что процент бедных в арабских странах составляет только 11% населения, по сравнению с  29% и более в других регионах исламского мира.

Более того, основатели «Аль-Каиды» и ИГИЛ не были обездоленными бедняками, и эти две организации включали в свои ряды инженеров, врачей и технических специалистов, которые никогда не знали бедности и не были невежественными и неграмотными.

В свете всего этого, возникает следующий важный вопрос: почему же тогда в арабских странах появились экстремистские организации в целом и насильственный религиозный радикализм в частности?

Я думаю, что появление религиозного экстремизма в арабских странах обусловлено четырьмя объективными причинами:

Первая: отсутствие политических и демократических свобод в большинстве арабских стран, таких как свобода слова и убеждений, а также подавление оппозиционных политических партий. Можно добавить к этому существование авторитарных режимов в большинстве арабских стран, которые практикуют насилие против своих оппонентов, предотвращая ротацию власти, они также монополизируют национальные богатства и защищают коррупцию и коррумпированных.

 Эти обстоятельства заблокировали все перспективы мирных и демократических преобразований в этих странах и создали благодатную почву для роста религиозных экстремистских движений, которые привлекают всех недовольных и разочарованных людей этого региона.

Этот факт объясняет отсутствие экстремистских религиозных движений в крупнейшей по численности населения суннитской мусульманской стране Индонезии, и в самой развитой суннитской мусульманской стране Малайзии. В двух упомянутых странах кипит активная политическая жизнь и торжествует реальная демократическая среда, что отражается в ротации власти, свободе выражения мнений и наличии сильных политических партий.

Во-вторых, непрерывные провалы, охватившие светские и прогрессивные политические движения в арабских странах в течение последних двух десятилетий, привели к снижению влияния этих движений в арабских обществах и создали идейный и идеологический вакуум, который заполнили исламисты. Необходимо напомнить, что когда-то светские и прогрессивные движения имели огромное влияние на арабскую политическую жизнь. Эти движения   воплощались в трех политических группах: арабских социалистических партиях Баас, насеристских движениях и коммунистических партиях.

Что касается партии Баас, кризисы, поразившие как Ирак, так и Сирию, привели к падению партии Баас в Ираке и к отступлению партии Баас в Сирии, а влияние коммунистических партий значительно уменьшилось после распада Советского Союза. Одновременно происходил процесс атрофии насеристских и демократических партий.

Такой крупный поворот в арабской политической жизни, обеспечил подходящую почву для роста исламистов с их умеренными и экстремистскими крыльями. Экстремистские исламские движения использовали эти изменения для увеличения своих финансовых ресурсов, улучшения своей организационной и военной структуры и создания крупных сетей для вербовки молодых людей.

В-третьих: постоянное вмешательство Запада в арабский регион и его колониальный менталитет в обращение к арабским делам, является одной из причин возникновения экстремизма в арабском регионе. Западная политика по-прежнему придерживается пресловутого принципа «разделяй и властвуй». Поэтому западные страны стараются разжигать как можно больше разногласий между арабскими странами. Одновременно, Запад не только саботирует возможности урегулирования ближневосточных кризисов и проблем, но и стремится разжечь религиозную рознь, чтобы держать арабские общества в состоянии постоянной напряженности.

Фактов, подтверждающих эту тенденцию много. Именно Запад, и особенно Великобритания, создал палестинскую проблему в 1917 году с целью раздела региона, что привело к увеличению числа национальных и религиозных конфликтов на Ближнем Востоке, и дало импульс росту религиозного и националистического экстремизма в этом регионе.

Запад также открыто спонсирует экстремистские религиозные организации, возникшие в арабских странах. Америка была тем, кто создал «Аль-Каиду», и западная разведка сыграла ключевую роль в создании ИГИЛ.

 Кроме этого, западные страны также укрывают представителей других исламских экстремистских религиозных организаций и оказывают им финансовую и медийную поддержку под предлогом свободы слова!

Западные исследовательские центры выпустили сотни книг и исторических исследований с единственной целью: исказить суть ислама. Эти центры стремятся внушить западному сознанию ложное утверждение о том, что исламская религия является источником, который порождает радикально-религиозный экстремизм.

 Наряду с этим, атмосфера исторической мести за поражение Европы в ее крестовых походах против арабов, имевших место в 1096–1291 годах, не сходит со страниц западных СМИ и политической мысли и по сей день. Многие западные лидеры и мыслители призывают к разжиганию новых крестовых походов против арабов и мусульман. Например, бывший президент США Буш объявил, что он начнет новый крестовый поход, чтобы ответить на атаки «Аль-Каиды» в Нью-Йорке в 2001 году, и Берлускони, бывший итальянский премьер-министр призвал мир уничтожить мусульман и их цивилизацию. Ненависть к исламу присутствовала во всей политической деятельности бывшего президента США Трампа. А европейские СМИ практикуют постоянную публикацию материалов, оскорбляющих пророка ислама Мухаммеда.

Все это подтверждает то, что существуют влиятельные западные круги, которые придерживаются последовательного и непрерывного курса, направленного на разделение арабов и желании утопить их в религиозных конфликтах, спонсируя с этой целью религиозных и националистических экстремистов. Эти круги открыто прикрепляют клеймо терроризма на ислам как религию.

Такая западная политика породила в арабских обществах чувство враждебности к Западу. Этим обстоятельством пользуются экстремистские религиозные организации для маскировки своего ложного лозунга: джихад против западного колониального влияния, чтобы набрать больше сторонников среди молодежи и использовать их для реализации своих террористических планов против жителей региона, а не против Запада!

В-четвёртых: суннитско-шиитские разногласия играют важную роль в разжигании религиозного экстремизма и фанатизма и способствуют росту экстремистских религиозных террористических организаций на Ближнем Востоке. Хотя корни этого разногласия существуют уже около тысячи лет, пламя разногласий между шиитами и суннитами в последние годы вспыхнуло беспрецедентным образом. Причиной тому является наступательная политика Ирана. С целью усиления своего присутствия в регионе Иран создал десятки вооруженных шиитских религиозных организаций в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене.

Это сопровождалось усилиями Ирана по насильственному распространению шиитского учения среди населения этих стран, а связанные с Ираном средства массовой информации транслировали материалы, разжигающие этот религиозный спор, а про иранские религиозные проповедники подливали масла в огонь, понося и браня суннитские религиозные символы.

Эти деяния вызвали чувство всеобщего гнева и религиозной ненависти среди суннитского большинства в регионе и во всем мире. Реакцией на них стало создание экстремистских суннитских религиозных организаций. Один из основных лозунгов, выдвигаемых этими организациями, - противостояние иранскому шиитскому влиянию.

Действия Ирана и суннитская реакция на них ещё больше подогрели атмосферу конфликта и религиозного экстремизма на Ближнем Востоке. Известно, что религиозные конфликты часто образуют взрывоопасную и смертоносную смесь, заливающую места своего возгорания кровью и слезами. Это то, что произошло во время Тридцатилетней войны между католиками и протестантами в Европе в период между 1618-1648 годами, когда в этой войне погибло около 12 миллионов европейцев и было уничтожено около трети населения Германии и почти пятьдесят процентов её мужского населения.

Мы надеемся, что пламя религиозной войны, бушующей в настоящее время на Ближнем Востоке и прикрывающейся разными политическими масками, не дойдёт до этого. Хотя существующая сегодня ситуация никого не радует.

Ведь в самом деле, имевшие место военные столкновения унесли жизни сотен тысяч людей в Ираке, Йемене и Сирии и, в некоторой степени в Ливане и создали миллионы беженцев, а также причинили немыслимые разрушения и беспрецедентные политические и экономические кризисы в странах региона.

Последние годы показали, что явление религиозного экстремизма представляет угрозу не только для Ближнего Востока, но и негативно сказывается на общемировой безопасности и стабильности. Чтобы бороться с этим явлением, необходимо приложить конструктивные и искренние международные усилия. Арабская мудрость гласит, что правильная диагностика болезни составляет половину лечения, и в этой статье я попытался выявить причины, которые привели к возникновению и обострению религиозного экстремизма. Считаю, что эффективное лечение и возможно и нужно, однако оно требует проведения глубоких политических реформ на Ближнем Востоке, которые создадут благоприятные условия для участия основных политических и религиозных сил в принятии государственных решений. А также необходимо вести широкомасштабную борьбу с коррупцией без фаворитизма и предоставление равных возможностей для ассимиляции молодежи в политическую жизнь. Одновременно необходимо положить начало конструктивного диалога между суннитскими и шиитскими исламскими течениями, направленного на достижение общих взглядов и позиций, которые положат конец сфабрикованному соперничеству между верующими одной и той же религии.

Необходимо также иметь в виду, что невозможно обуздать экстремизм при продолжающемся наглом вмешательстве Запада в дела ближневосточных стран.

Следует сказать, что искоренение религиозного экстремизма и терроризма на Ближнем востоке, невозможно без серьёзной консолидации усилий международного сообщества. Причём эти усилия должны быть направлены на устранение причин возникновения этих чудовищных явлений. Я считаю, что нынешняя антитеррористическая война не даст ожидаемых результатов, так как она ведётся только против инструментов терроризма, я имею в виду террористические организации, и закрывает глаза на причины, порождающие терроризм и экстремизм, которые мы рассмотрели.  

Я убеждён, что это правильный и, пожалуй, единственный эффективный способ борьбы с терроризмом. Если этого не добиться, жестокий религиозный экстремизм сохранится и усилится.

 

4 декабря 2021г.

Аль-Вади Мохаммад Х.К., публицист, академик ПАНИ,

бывший посол, президент исследовательского

Центра «Китай и Азия»

Комментарии для этой записи закрыты