История православия на Руси «до Нестора» никогда не отпускала мои мысли и материал несколько лет по крупицам собирался и проверялся автором. (В работе историческая достоверность оставалась главным критерием поиска). Автор считает, что мы становимся гораздо богаче, расширяя границы наших знаний.
Древней земле Крыма судьбой даровано стать колыбелью христианства нашего Отечества. Нисколько не умаляя значения уже подробно исследованного историками крещения Руси князем Владимиром в 988 г., мы должны вернуться к событиям, когда князь Владимир в том же году (согласно «Повести временных лет» в редакции Лаврентьевской летописи) взял царицу, Анастаса и священников корсунских с мощами святого Климента и Фива, ученика его, «взял в Корсуни иконы, и сосуды, и кресты» на благословение себе и перевез их в Киев.
Отдельно нужно остановиться на «Повести временных лет» и летописце Несторе! По словам академика Дмитрия Лихачева, «инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее становления. Он говорит о создании славянской грамоты, о крещении равноапостольной княгини Ольги, первом русском храме и Крещении Руси. Нестор Летописец был первым церковным историком, он дает нам богословское обоснование отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой литературы».
Первая редакция «Повести» не сохранилась. Авторитетные ученые (А. А. Шахматов, 1916 г.) второй редакцией считают Лаврентьевский список, датированный 1116 г., сделанный руками игумена Сильвестра, позже ставшего епископом Переяславля Южного (умер в 1123 г.). «Повесть временных лет» многократно переписывалась и встречается в более поздних редакциях.
Из нескольких отечественных и зарубежных публикаций «Повести» Нестора мое внимание привлекла хорошо читаемая Лаврентьевская копия, автор Fr. Miklosich «Хроника Нестора», 1860 г., находящаяся с 1917 г. в библиотеке Мичиганского университета. В конце текста книги «Хроника Нестора» указано: «Игумен Силивестр святаго Михаила написах книгы си Летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне игуменящю в то время у святаго Михаила, в 6624 (1116 г. - авт.), индикта 9 лета. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах».
Кем же был святитель Климент, упоминаемый Нестором в «Повести временных лет», какова судьба человека, принесшего православие почти две тысячи лет назад на землю русскую в Крым?
Поскольку время жизни святителя Климента, в том числе и на земле Крыма, относится к первому и началу второго века нашей эры, сведения о нем скудны, но подтверждаются рядом источников. Следует отметить, что в те далекие времена Крым был для Римской империи территорией, поставлявшей строительный камень для столицы, местом ссылки каторжных и провинившихся. (К примеру, позже, в 653 г., в Херсонесе отбывал ссылку папа Мартин I и его спутник Максим Исповедник.)
В период правления императора Траяна (98-117 гг.), когда проповедь Евангелия, благодаря трудам апостолов и их учеников, уже охватила обширные территории Римской империи, шла отчаянная борьба с новым, набирающим силу христианским учением. В то время языческий Рим почитал многих богов, римское язычество впитало в себя религиозные культы многочисленных народов, завоеванных Римом. При этом спокойное сосуществование многочисленных религиозных форм и культов вступало в непримиримый конфликт с притязаниями какой-либо одной религии на свою исключительность. Этим объясняются жестокие гонения, обрушившиеся на христианство со стороны римского государства.
Климент родился в семье сенатора, получил хорошее образование. В 24 года он попадает в Александрию, где слушает проповедь апостола Варнавы, далее в Кесарии (малая Азия) он встречает апостола Петра и сподобляется от него крещения. От рук первоверховного апостола Климент принимает рукоположение на Римскую кафедру и после Лина и Анаклета становится третьим епископом Рима (92-101 гг.). Император Траян, недовольный активной православной деятельностью Климента, решает отправить его в ссылку подальше от Рима. Вот так Климент оказался в Крыму, где его христианская проповедь нашла отклик в душах тысяч сосланных туда для добычи камня противников власти.
Число последователей Христа стремительно росло, они строили простейшие церкви (около 75) по всему побережью Крыма, рушили идолов языческих богов. Сегодня близ Севастопольской бухты на горной вершине видны останки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана. Приютившаяся у подножья горы монастырская пещерная церковь, как гласит предание, высечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и святого Мартина I (папы Мартина, сосланного сюда в 653 г.).
Сведения об укреплении православия в Крыму стали известны императору Траяну, который послал игемона для пресечения христианства. Последний принял решение и приказал «главного виновника» – Климента привязать к якорю и утопить в море…
Но православие продолжало завоевывать сердца людей, и Первый Вселенский Собор христианской Церкви прошел в мае 325 г. в пустующем императорском дворце в малоазийском городе Никея, когда единственным императором Римской империи стал Константин.
Около 861 г. мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием, при участи херсонесского епископа Георгия Блаженного, и внесены в Херсонесский храм. В 867-868 гг. святым равноапостольным Кириллом мощи святителя Климента были привезены в Рим и переданы папе Адриану II. В честь этого события было устроено небывалое чествование и богослужение – впервые на славянском языке! Папа впервые приказал книги, переведенные Кириллом и Мефодием на славянский язык, положить в римских церквях. (До этого времени было распространено учение о допустимости воздавать хвалу Богу только на трех «священных» языках: еврейском, греческом, латинском – так называемая «трехъязычная ересь»).
Разделение Церквей произошло гораздо позже, и святой Климент Римский почитается и православными, и католиками. Информацию о жизненном подвиге Климента поведал писатель Руфин в V веке. О жизни святителя Климента можно прочитать в «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI век), в запрещенной Ватиканом книге Мавро Орбини «Историография» (переведена в России в 1719 г. по указу Петра I), в книге святителя Димитрия Ростовского «Жития святых» (1684-1705 гг.).
История славянских народов (включая земли русские) с древних времен подробно изложена в работе «Славянское царство» (1601 г.) хорватского ученого – монаха Мавро Орбини из Дубровника. Материал для книги автор - монах собирал в библиотеке герцога Урбинского в Пезаро. Тираж книги был уничтожен инквизиторами, но, как оказалось, не весь! В 1705 г. книгу привез в Россию и подарил царю Петру I уроженец Дубровника на русской службе Савва Рагузинский - Владиславич. Книга по указу Петра I была переведена на русский язык в 1719 г. как «Историография» епископом Феофаном Прокоповичем. Ее копия лежит на моем рабочем столе как богатейший источник древней информации, вобравший труды 168 западноевропейских исследователей тех времен. Орбини хорошо знаком с летописью «Повесть временных лет» Нестора и многократно цитирует ее в своей книге.
В этой книге я впервые прочитал о святителе Клименте, о жизненном пути и приезде Кирилла и Мефодия в Крым за мощами святителя Климента и о передаче мощей папе Римскому Адриану II, который торжественно поместил святыню в храме святой Марии в Риме.
Павел Плюхин,
действительный член ПАНИ
(Московское отделение)
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: