Предлагаемая читателю заметка вызвана реакцией на совершенно непрофессиональное обсуждение проблемы высшего образования, его реформирования в свете отказа от существующей двухступенчатости – бакалавриата и магистратуры, проходившего в рамках шоу Швыкого в воскресенье 11.10.2022. Обсуждалась преимущественно внешняя сторона, не затрагивались не только базовые, но и сколько-нибудь существенные ориентиры, определяющие качество образования по существу.
Сегодняшнее состояние образования поставило проблему именно содержания образования, а не его организации, как пытаются обсуждать лишь организационные вопросы перехода или не перехода на двухуровневое (магистерское) или иное образование.
Вместо обсуждения объективных оснований образования – сущности, содержания и только затем формы его организации обсуждается сугубо субъективная сторона – компетентностный подход, не имеющий ни теоретических ни прикладных (читай содержательных) оснований.
Компетентность определяется соотношением двух сторон – объективной (сущностью и содержанием образования) и субъективной – сущностью (читай предназначением, способностями) человека. А в существующем компетентностном подходе не разработана ни та, ни другая стороны ни в методологическом, ни в теоретическом, ни в технологическом, ни в сугубо прикладном аспектах. Предложена была одним человеком, больше организатором образования, чем ученым, и затем безмолвно без необходимой проработки была принята. Почему? Да потому, что человек тот имел определенный авторитет (не будем опускаться до персоналий, они тут ни причем) в административных кругах.
Компетентностный подход предполагает переход от компетенций к компетентности. А это есть качественный переход на более высокий уровень обобщенности в теории и общности на практике. А, значит в субъективной области и объективном пространстве должна быть выявлена иерархия гармонизированных процессов жизнедеятельности. А если нет описания ни субъективного, ни объективного пространств, то все пожелания и предлагаемые компетенции, и уж тем более компетентность, «зависают», оказываются лишены предметной основы. Кроме того, чисто теоретически не так-то просто соотнести дискретность компетенций с непрерывностью компетентности. Без объектной и предметной областей это вообще лишено всякого смысла, ибо остается за пределами разума, в области подсознания и т.п., что в науке пока еще не приветствуется.
С целью соотнесения субъективного и объективного необходимо осуществление их взаимодействия на уровне сущности – с точки зрения физики – на уровне энергии, волновых структур, на уровне психологии – на уровне ощущений, состояний, чувств, эмоций, желаний, на уровне знания-сознания – образов, мысли, смысла, ума.
При этом необходимо понимать, что объективно – независимо от человеческого желания происходит уровневое взаимодействие внешнего мира и внутреннего жизненного пространства человеческого организма. И если существует гармония, то реализуется творческий созидательный потенциал. Если же такой гармонии нет, то внешний энергоинформационный потенциал (на уровне разночастотных волновых структур) не только закрывает внутренний потенциал человека, а его уничтожает. На бытовом уровне известно, что человек «не в своей профессии» даже заболевает. А когда дело по душе – «человек творит чудеса».
Во внутреннем мире человек «внутри» внешней предметной деятельности выделяются самостоятельные энергоинформационные уровни: генетический, биоэнергетический, биохимический, биологический, физиологический, психический, психологический. Внутри любого жизненного процесса, включая производственный также существует иерархия энергоинформационных уровней, представленными разными уровнями знания: философского, методологического, математического, естественнонаучного, технического, технологического, предметно-деятельностного (производственного), имеющими соответствующую основу в объективной реальности, в частности, в производстве. И соотнесение этих уровней НА УРОВНЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ служит основой формирования образов, процессов жизнедеятельности, раскрытия творческого потенциала человека.
Отсюда нетрудно понять, что, поскольку все эти уровни представлены соответствующими научным знаниями, то в процессе ПОЛНОЦЕННОГО образования все они должны быть представлены в образовательном процессе. Думаю, расшифровывать читателю не надо, какие дисциплины, объекты и предметы изучения необходимо включить в образовательную программу. Ибо целостное объективного плана и субъективного (с точки зрения обучающегося) пространство нами представлено.
Однако этого не достаточно. Необходимо правильное соотнесение внутреннего пространства субъекта и внешнего пространства среды. А для этого необходимы соответствующие модели взаимодействия (в рамках данной статьи мы не можем говорить и теориях, законах и т.п.).
С точки зрения доступности практики образования теоретически разработанным и известным из педагогической практики (вспомним, например, Сухомлинского – погружение в природу, Макаренко – воспитании в труде, в коллективе и через коллектив) является погружение человека в реальное жизненное пространство, начиная от конкретного производства, общества (коллектива), природы и заканчивая космосом – энергетикой космоса («мы все молились перед боем» и «перед полетом в космос»).
Уровни погружении погружения определяются обозначенной выше энергоинформационной структурой пространств. При этом на практике ОСОЗНАННО устанавливается связь между уровнями внутреннего мира человека и внешнего пространства. Например, погружаясь в производство, необходимо понимать, на каком уровне происходит взаимодействие с внутренним миром человека, какие чувства у человека (студента) вызывает наблюдение или участи в производственном процессе, каково его состояние. Не случайно, когда была дисциплина «Введение в профессию», после посещения будущих производств, студенты уходили из ВУЗов. Чем это вызвано? Знаниями? Нет. Вызвано это его внутренними ощущениями, состоянием организма, которое у него возникало в результате его представления уже как будущего работника. И, если возникает положительное, вызывающее положительные чувства, эмоции, желания состояние, то вот это состояние и должно служить основой – ключем к проявлению творческого потенциала человека и, как результат, - созиданию процессионала.
Практически на уровне организационных форм должна иметь место конвергенция не только на уровне научного знания (как говорит М.Ковальчук), а на уровне конвергенции науки и практики. ВОТ ЯДРО, ОТ КОТОРОГО НЕОБХОДИМО ОТТАЛКИВАТЬСЯ.
И в системе образования это ядро должно быть расширено в объективном и субъективном (не хочется употреблять слово «компетнтностность», лучше сказать поведенческом) планах до фундаментальных знаний о ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ (ПРОИЗВОДСТВЕ) ПРИРОДЕ, КОСМОСЕ.
В противном случае ограниченный КОМПЕТЕНЦИЯМИ человек-робот вступает ПРОТИВОРЕЧИЕ С СОБОЙ, ОБЩЕСТВОМ, ПРИРОДОЙ, КОСМОСОМ. ОН НЕ СПОСОБЕН К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОРАЗВИТИЮ, САМООСУЩЕСТВЛЕНИЮ.
Наконец, ПОНИМАЯ ВСЕ ЭТО ТОЛЬКО ПРИ ЭТОМ УСЛОВИИ можно говорить и об ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМАХ ОБРАЗОВАНИЯ.
В выступлении в шоу Швыдкого прозвучала такая форма как консорциум, интегрирующий образование и производство. Раньше были ВТУЗы, частично решавшие проблему связи образования с производством.
Сегодня с точки зрении продолжительности и связи с практикой ближе всего к требуемой форме образование медицинские ВУЗы. В деталях обсуждать не будем, но с точки зрения продолжительности образования, двухступенчатой подготовки – общая подготовка и специализация, кажется вот откуда можно оттолкнуться. При этом важно обратить и на содержание образования. Здесь изучаются все структуры и функциональные системы человека.
А разве специалисту не надо знать все структуры, функциональные системы и возможности самого себя и пространства профессиональной деятельности?
В идеале ОБЪЕКТОМ, ПРЕДМЕТОМ И СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ должна служить объективная реальность ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ПРИРОДЫ, КОСМОСА (о ЧЕМ АВТОР ПИСАЛ В Учительской газете еще 2012 году), представленная на разных энергоинформационных уровнях, в разных формах, но образующих целостное - единое неделимое гармонично организованное пространство. ОСОБО ЗАМЕТИМ: ОБРАЗОВАНИЕ – ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС, А ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЭТО СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, и чем ближе оно будет к реальной жизни, тем выше будет квалификация выпускника.
Вот на этом мы бы и хотели – нет не завершить обсуждение, а лишь приостановить и вызвать реакцию!!!
М.П.Барболин, Академик ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: