Обращение к национальным корням русского народа и традиционным семейным ценностям на фоне глобальных попыток их уничтожить
«Спасение России есть спасение Мира. Гибель России есть гибель Мира»
(Из письма Елены Рерих)
«Вечные ценности семейной жизни», так называется научно-популярная книга вице-президента Петровской академии наук и искусств, кандидата философских наук Владимира Глебовича Осипова. Была она написана в 2007 году в Твери и подарена мне автором в 2017-ом, в Санкт-Петербурге, на X съезде нашей Академии.
Почему именно сейчас, в 2022 году, я обращаюсь к ней вновь и призываю своих читателей сделать то же самое? Да потому, что именно сейчас возникла реальная угроза уничтожения этих корней и святынь, хотя, надо признаться, попытки игнорирования либо размывания их делались не раз. Но в этот раз, поймите, наши цивилизационные ценности пытаются уничтожить радикально, вместе с уничтожением России как таковой! Ведь именно такую цель поставил, воюя с нами на Украине, объединённый Запад во главе с англосаксами.
И чтобы победить это сатанинское нашествие и вселенское зло нам необходимо высокоточное оружие, мобилизационная экономика и духовное единство народа. А для этого надобно обернуться лицом к традиционным нравственным ценностям, вернуть в государственное образование и воспитание русскую модель формирования духовной личности и взяться всерьёз за поддержку семей Отечества. Потому что именно семья рождает и воспитывает защитников Родины, а они потом защищают как её, так и свои семьи от всяческих напастей и военных угроз.
Вот отчего сегодня самыми нужными книгами становятся книги о стяжании Духа святого, о героической истории Отечества, о родословии и сохранении глубинной памяти наших семей и родов.
Книга В.Г.Осипова «Вечные ценности семейной жизни» как раз об этом. И наша национальная гордость А.С.Пушкин ещё 192 года назад поднял любовь к родной земле, память о предках и родословие до сакральной высоты «животворящей святыни»:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…
Труд В.Г.Осипова, безусловно, является научным и духовным событием, значение которого не падает, а возрастает, хотя на своей родине, в Твери, книга почему-то не нашла своего читателя... Возрастание значения, на наш взгляд, обусловлено вечностью и социально-гуманитарной значимостью самой темы. Исторически востребованной актуальностью, в связи с вынужденным разворотом нашей власти, как и в годы Великой Отечественной войны, к традиционным ценностям, героям Отечества, к домашней среде их воспитания и к пропаганде всего этого. Конечно, вес и привлекательность книге задаётся ещё академической глубиной проникновения в изучаемое явление, литературно-художественным мастерством преподнесения его результатов и привлекательностью личности автора вместе со всеми его родословными родственниками, попавшими в книгу.
Хотелось бы обратить внимание также на одно, не бросающееся в глаза, но важное обстоятельство – глубинную соотнесённость содержания книги с биографией и деятельностью Президента России Владимира Владимировича Путина.
Во-первых, книга родилась на Тверской земле, где, оказывается, жили и трудились крестьянские предки нашего президента. Это биографическое открытие сделали и первыми обнародовали тверские журналисты в январе 2000 года. Путинское родовое гнездо, – отмечает автор, – в «…деревнях Поминово и Заречье Тургиновской волости Тверского уезда Тверской губернии, в которых родились и жили родители президента – Владимир Спиридонович Путин и Мария Ивановна Путина (Шеломова)», до своего переезда в Ленинград. В книге, кстати, дана и сама родословная Путиных.
Во-вторых, книга оформилась как инициативный творческий ответ на указ Президента от 14.06.2007 г. «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В-третьих, она появилась на свет в 2007 году после знаменитой речи Путина в Мюнхене на международной конференции по проблемам безопасности того же года, что тоже далеко не случайно.
Речь В. Путина стала «исторической» и вызвала взрыв негодования в англосаксонском, капиталистическом мире. Но что интересно, большинство свидетелей этой речи вынуждены были признать, что Российская Федерация начала более уверенно вести себя на международной арене, в чертах её внешней политики стали проступать изначально присущие России мужество, независимость и суверенность. Тут-то и просматривается та глубинная связь, которая, на наш взгляд, роднит два выше указанных события. Конечно, у речи Путина и книги Осипова разный политический вес и разные судьбы, но есть очевидные и взаимосвязанные общие основания.
Убеждён, главная причина наступательной уверенности в выступлении Президента таится не только в произошедшим ранее укреплении экономики РФ, но и в возрастающим интересе к ценностям русской цивилизации, к её истории и тем традициям, которые не удалось за годы безуспешного «сближения» с Западом изжить из сознания русского народа. Фактически, мюнхенская речь Владимира Путина – громогласное заявление о том, что Россия в дальнейшем не позволит западным странам пренебрегать её интересами, что после блужданий по «либеральным лабиринтам», она возвращается на истинные пути своего духовного развития.
Возникает простой вопрос, откуда в выступлении Президента такая наступательность? Ответ закономерный. Перед автором мюнхенской речи стояла большая политическая задача: заявить на весь мир о самостоятельности и самодостаточности дальнейшего развития России, развернуть её к своим национальным ценностям и к тому пути, который веками складывался как благодать русского домостроя, сущностные черты которого изложены в книге В.Г. Осипова.
Думается, что выступление В.В.Путина не было бы столь впечатляющим, если бы он ни опирался на свои национальные корни, на свои личностные качества и на то, что талантливый литератор и философ В.Г.Осипов называет коротким словом: родословие!
Читая эту книгу, понимаешь важность своего происхождения, той корневой основы своего рода и того потенциала человечности, который взращивается семьей для осуществления замысла, поставленного перед тобой Всевышним. Вот почему нельзя не согласиться с основными выводами книги, где семейные ценности систематизированы и описаны искренне, с глубоким пониманием их значения. А система расположения материала, даже оглавление, построены в соответствии с открытым автором законом корреляции между функциями и ценностями: «…каждая функция семьи имеет соответствующую ей и возникающую на её основе ценность семейной жизни, и не одну».
Начинается всё с самой древней – репродуктивной функции семьи, что возвышает социальную значимость сексуальной жизни, без которой нет потомков, брачной семьи, рода и многочисленных родственников.
Любовь, дружба, интимные и доверительные отношения между членами семьи связаны с эротической функцией, как бы анти романтично ни звучало это словосочетание.
Рекреативная функция семьи проявляется в таких ценностях как взаимопомощь в сложных житейских ситуациях, душевная поддержка, совместная организация здорового образа жизни, досуга и отдыха для восстановления сил членов семьи.
Духовно-нравственная и воспитательная функции формируют свои ценности как то: семейные традиции, особый дух каждой семьи, общую культуру семейных отношений и, наконец, сами личности, как детей, так и родителей.
Не будем перечислять всё, чем богата книга, закончим описанием гедонистической функции. Она ориентирует нас на удовлетворённость семейной жизнью, на счастье в семье как ценность и цель жизни. Ну, а в широком смысле – на полноту бытия и наслаждение самой жизнью.
После сухости и строгости всех этих терминов тянет расслабиться и насладиться ароматом художественной поэтики. Поэтому будем вникать не только в научное содержание книги, обратим внимание и на симпатичный стиль её изложения, который в предисловии назван коротко и поэтично – «гуманитарное очарование». Чтобы согласиться с этим определением, достаточно начать со вступления:
«Мы рождаемся, живем и умираем. И наша жизнь, эта уникальная случайность в масштабах Вселенной, это чудо Божественного дара, результат страсти и подвига родителей при снисходительном попустительстве, или демонстративном интересе социума, и есть – то самое ценное, что у нас есть. Хотя, по большому счету, даже ею часто приходится рисковать, а в исключительных случаях – жертвовать. Во имя любви, во имя долга, во имя Родины…».
Книга В.Г.Осипова, на наш взгляд, как раз и написана «во имя любви, во имя долга, во имя Родины».
В ней четырнадцать глав. В каждой представлена логическая структура осмысления той или иной части «родословия»: начиная с Русского мира и русской системы родства, в которых и существуют семьи русских людей, кончая методиками составления своего генеалогического древа и ведения семейно-родового архива.
В качестве необходимого регионалистического примера в книге дана генеалогия Тверского княжеского рода. В качестве личного примера – исследование генеалогии, объединённых родством и свойством, торопецкого рода Осиповых-Аксёновых и тверского рода Ратниковых-Крыловых, которые в совокупности и подарили миру нашего автора «Вечных ценностей семейной жизни» – своего бытописателя и хранителя родовых архивных богатств (в изначальном значении этого слова – даров от Бога).
Из истории, из ценностей и достижений семейных союзов, что по крупицам и собирает родословие, складывается социальная жизнь явления, который автор назвал трогательно: «родимым корабликом под вымпелом «Семья», по имени «Фамилия».
Покоряет неподдельная сердечность автора, сумевшего сказать о главном, не впадая в излишний пафос или простоту, которая, как известно, хуже воровства. Русская пословица: «Простота, чистота, правота – наилучшая красота», вот та стилистическая манера, которую автор выбрал и наполнил им своё сочинение литературным мастерством и глубоким научным пониманием семейных ценностей. Поэтому мы понимаем и принимаем авторское признание: «Если меня спросят словами известной песни «С чего начинается Родина?», без колебаний отвечу: «С семьи!». Не с «картинки в букваре», не с «верных товарищей», а именно – с семьи. С семьи начинается Родина, потому что все остальное, включая и меня самого, – производное от неё».
Когда автор находит такой тон повествования, читатель не только проникается доверием к смысловому содержанию произведения, но и хочет учиться. А это и есть сверхзадача научно-популярной книги!
Теперь зададимся самым главным вопросом: каковы же перспективы вечных ценностей семейной жизни и книги, где они изложены? Известно, что в ходе социальной эволюции человечества семья и её традиционные ценности претерпевают неизбежные изменения. Патриархальная семья исчезает, в развитых странах катастрофически падает рождаемость, «священный» институт брака превращается в мало к чему обязывающее сожительство, даже однополые брачующиеся никого на Западе теперь не удивляют… Вот поэтому для нравственно здорового общества проблема заключается в гармоничном соединении вековых традиций с социальным модерном без значительного ущерба для того и другого, так как абсолютизация их – это крайности, которые не приносят добра.
Главной претензией к российским властям является то, что они так и не создали условий для успешного и устойчивого экономического и социального развития страны. Так это случилось с экономической моделью Советского Союза. Так это может случиться и с экономикой современной России, особенно при развороте страны к цивилизационному противостоянию англо-саксонскому Западу, к специальной операции на Украине. Сейчас, как полагают западные «доброжелатели» России, главным катализатором политических перемен в стране должно стать оскудение содержания холодильника. Хочется верить, что и в этом случае наши противники ошибаются.
Да, после того как Советский Союз разрушился, остался один полюс. И этот однополярный мир руководствовался только одним набором правил, которые он немедленно объявил всеобщим. Но это-то и стало "концом истории" согласно американскому футурологу Фукуяме: один либеральный мировой порядок, одна победившая западная, капиталистическая система ценностей, которую приняли все. Китай – в экономике, а Россия – полностью. В противовес тому, такие книги как «Вечные ценности семейной жизни» сильны и притягательны тем, что показывают: есть в мире и другие, не глобальные, а локальные национальные ценности, в них отражается ВЕЧНОСТЬ, которую не победить, не переиначить невозможно!
Любая страна, а особенно Россия – страна мифов. Русскую историю от языческих времён до большевизма и до нашего непростого времени невозможно понять без осмысления её социально-политической мифологии. Мечты о Божием царстве на земле, о русском чуде, о государстве справедливости и правды, о священной Победе лежат в основании русского самосознания и коллективного бессознательного. И современное освоение этих идей и мифов – есть огромная задача русской культуры.
Нельзя не согласиться со страстным публицистическим пассажем одного известного публициста: «Против Силиконовой долины, университета в Бёркли с его теорией управляемого хаоса, могучего шествия банков, о котором с таким восторгом говорит Герман Греф, мы выставим Ослябю и Пересвета с длинными деревянными копьями, оснащёнными кованой отточенной сталью. И удар такого копья, нанесённый из мифологического прошлого в цифровое будущее, создаст фантастический мир, который будет принадлежать не горстке банкиров, не шестиногим оцифрованным людям, а всему лучезарному человечеству».
Действительно, если мир стал столь неразумным, то именно России выпадает миссия, о которой, словно предчувствуя грядущие катаклизмы, достойные люди, жившие на Западе, говорили так: «Спасение России есть спасение Мира. Гибель России есть гибель Мира».
Что это за миссия? Сейчас России, по замыслу Божиему, ниспослана уникальная возможность возродиться на старо-новых основаниях и представить миру иную цивилизационную модель просветленного, гармоничного, позитивного и разумного государства в неразумном мире.
Для того чтобы осуществить это возрождение, на наш взгляд, и написана небольшая по объему, но важная и богатая по содержанию книга академика Петровской академии наук и искусств В.Г.Осипова. Автор ставит вопросы, озвучивает известные пути, предлагает своё решение стратегических проблем.
Один из таких краеугольных вопросов, какие ценности считать своими и как руководствоваться ими в практической жизни? Вот как по- государственному звучит авторский ответ на подвопрос о ценности детей в семье и о решении индивидуума «иметь их или не иметь»:
«Наивно думать, что эти решения – личное дело каждого и другим нет до них никакого дела. Дело, конечно, личное, но результаты индивидуальных решений в массе становятся, по терминологии ученого мира, демографической тенденцией и затрагивают базовые интересы самого общества. Если тенденции неблагоприятны, то возникает проблема сохранения народонаселения, или, выражаясь пафосно и, по сути, – вопрос о жизни и смерти нации…».
Здесь В.Г.Осипов ссылается на важный документ, который по весомости и значению является частью стратегии безопасности нашей Родины: «В октябре 2007 г. Президент России Владимир Путин утвердил долгосрочную концепцию демографической политики России, до 2025 года. Она ложится в основу государственного стратегического плана преодоления последствий той демографической катастрофы, которая обрушилась на страну и народ в конце прошлого века».
И тут же ставит задачу, которая вытекает из этой концепции и стоит перед каждым из нас: «В такой ситуации гражданским долгом каждого ответственного перед собой и страной человека становится участие в реализации этого стратегического плана тем способом и усилием, которое для него доступно. Что я могу сделать полезного для страны, а не чем «эта страна» может быть полезна мне? – вот в какой постановке вопроса видят сейчас свое будущее в России и простой крестьянин, и ученый идеолог российского возрождения, и Президент».
В заключение автор рецензии готов поделиться одним личным наблюдением. В 2012 году, участвуя в Москве в политическом праймеризе, мне пришлось коснуться темы семейно-родового воспитания. В выступлении я предложил включать в учебную программу вузов занятия, посвященные этому важному аспекту человеческой жизни, например, спецсеминар. А ещё лучше – создать высшее учебное заведение, занимающееся «вечными ценностями семейной жизни».
На наш взгляд, замечательная книга В.Г. Осипова, может стать научно-методической основой для организации такого рода семинара. А опыт автора – учёного, университетского преподавателя и бывшего ректора НОУ «Академия политической культуры» поможет созданию нового университета, где на смену жизни «Иванов, не помнящих родства» пребудет жизнь её помнящих. То есть, будет там изучаться на всех факультетах: история и генеалогия российских семей и родов, русская система родства – кстати, самая совершенная среди иных – ценности и специфика отечественной семейной жизни. А во главу угла поставят воспитание почтения к своему прошлому и стремление сделать одухотворённым своё настоящее.
Важность традиционных духовно-нравственных ценностей в «диалоге цивилизаций», бережного сохранения у каждого народа неповторимых национальных традиций и святынь, не навязывания другим своих цивилизационно-ценностных приоритетов было подчёркнуто, в самый раз!, в недавней речи В.В.Путина 27 октября 2022 года на заседании дискуссионного клуба «Валдай»:
«Развитие должно идти именно в диалоге цивилизаций, с опорой на духовно-нравственные ценности. Да, у разных цивилизаций разное понимание человека, его природы – оно часто на поверхности только разное, но все признают высшее достоинство и духовную сущность человека…
Традиционные ценности – это не какой-то фиксированный свод постулатов, которых надлежит придерживаться всем. Конечно же, нет. Их отличие от так называемых неолиберальных ценностей в том, что в каждом случае они неповторимы, потому что вытекают из традиции конкретного общества, его культуры и исторического опыта. Поэтому традиционные ценности нельзя никому навязать – их необходимо просто уважать, бережно относиться к тому, что выбирал веками каждый народ».
Патриарх Московский и всея России Кирилл в своих выступлениях на Всемирном русском народном соборе, который прошёл в храме Христа Спасителя 25 октября, сделал акцент на «вечных ценностях» русской жизни, к коим предложил отнести «жизнь», «верность», «долг» и «жертвенность». А главными ценностями русского народа им были определены: «вера, семья и Отечество». Интересующая нас «семья» попала в этот приоритетный перечень, ещё и потому что «…все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию».
Опираясь на эти заявления государственного и церковного лидеров светского Русского мира и мирового православия под эгидой Русской Православной Церкви, сделанные в унисон, можно смело утверждать, что книга В.Г.Осипова ничуть не устарела, а скорее наоборот, приобрела дополнительную социально-политическую значимость. Осипов славит семью, учит её членов, больших и маленьких, творит философские умозаключения и тем самым делает полезное для России дело.
Таким образом, вечные ценности семейной жизни в контексте традиционных национальных приоритетов, их научное изучение, государственная пропаганда и социально-бытовое воспроизводство в наших семьях – изначальное условие духовного и физического здоровья нации, залог существования и развития самого государства и форпост против античеловечного мирового глобализма.
А посему, будем почаще рожать наследников, величать их традиционными именами российских народов, воспитывать, как следует, давать подходящее, а не «болонское» образование, одаривать их интересной работой. Овладеем грамотной русской речью, защитим язык от «иностранных интервенций», станем с уважением относиться друг к другу. Выберем ту социально-экономическую модель развития, которая отвечает национальным интересам и глубинным чаяниям «простых» людей, а не продажной «элиты»; призовём во власть лидеров, хотящих и могущих всему этому политически содействовать. Словом, давайте продолжим все вместе любить и умело защищать своё Отечество!
Валерий Александрович Иванов-Таганский,
Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств,
Заслуженный артист России.
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: