Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обращение к национальным корням русского народа и традиционным семейным ценностям на фоне глобальных попыток их уничтожить

«Спасение России есть спасение Мира. Гибель  России  есть гибель Мира»

(Из письма Елены Рерих)

    Вечные ценности семейной жизни

        «Вечные ценности семейной жизни», так называется научно-популярная книга вице-президента Петровской академии наук и искусств, кандидата философских наук Владимира Глебовича Осипова. Была она написана в 2007 году в Твери и подарена мне автором в 2017-ом, в Санкт-Петербурге, на X съезде нашей Академии.

        Почему именно сейчас, в 2022 году, я обращаюсь к ней вновь и призываю своих читателей сделать то же самое? Да потому, что именно сейчас возникла реальная угроза уничтожения этих корней и святынь, хотя, надо признаться, попытки игнорирования либо размывания их делались не раз. Но в этот раз, поймите, наши цивилизационные ценности пытаются уничтожить радикально, вместе с уничтожением России как таковой! Ведь именно такую цель поставил, воюя с нами на Украине, объединённый Запад во главе с англосаксами.

 

Животворящая святыня!

          И чтобы победить это сатанинское нашествие и вселенское зло нам необходимо высокоточное оружие, мобилизационная экономика и духовное единство народа. А для этого надобно обернуться лицом к традиционным нравственным ценностям, вернуть в государственное образование и воспитание русскую модель формирования духовной личности и взяться всерьёз за поддержку семей Отечества. Потому что именно семья рождает и воспитывает защитников Родины, а они потом защищают как её, так и свои семьи от всяческих напастей и военных угроз.

            Вот отчего сегодня самыми нужными книгами становятся книги о стяжании Духа святого, о героической истории Отечества, о родословии и сохранении глубинной памяти наших семей и родов.

            Книга В.Г.Осипова «Вечные ценности семейной жизни» как раз об этом. И наша национальная гордость А.С.Пушкин ещё 192 года назад поднял любовь к родной земле, память о предках и родословие до сакральной высоты «животворящей святыни»:

                               Два чувства дивно близки нам,

                               В них обретает сердце пищу:

                               Любовь к родному пепелищу

                               Любовь к отеческим гробам.

                               Животворящая святыня!

                               Земля была б без них мертва…

Труд В.Г.Осипова, безусловно, является научным и духовным событием, значение которого не падает, а возрастает, хотя на своей родине, в Твери, книга почему-то не нашла своего читателя...  Возрастание значения, на наш взгляд, обусловлено вечностью и социально-гуманитарной значимостью самой темы. Исторически востребованной актуальностью, в связи с вынужденным разворотом нашей власти, как и в годы Великой Отечественной войны, к традиционным ценностям, героям Отечества, к домашней среде их воспитания и к пропаганде всего этого. Конечно, вес и привлекательность книге задаётся ещё академической глубиной проникновения в изучаемое явление, литературно-художественным мастерством преподнесения его результатов и  привлекательностью личности автора вместе со всеми его родословными родственниками, попавшими в книгу.

          Хотелось бы обратить внимание также на одно, не бросающееся в глаза, но важное обстоятельство – глубинную соотнесённость содержания книги с биографией и деятельностью Президента России Владимира Владимировича Путина.

          Во-первых, книга родилась на Тверской земле, где, оказывается, жили и трудились крестьянские предки нашего президента. Это биографическое открытие сделали и первыми обнародовали тверские журналисты в январе 2000 года. Путинское родовое гнездо, – отмечает автор, – в «…деревнях Поминово и Заречье Тургиновской волости Тверского уезда Тверской губернии, в которых родились и жили родители президента – Владимир Спиридонович Путин и Мария Ивановна Путина (Шеломова)», до своего переезда в Ленинград. В книге, кстати, дана и сама родословная Путиных.

          Во-вторых, книга оформилась как инициативный творческий ответ на указ Президента от 14.06.2007 г. «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В-третьих, она появилась на свет в 2007 году после знаменитой речи Путина в Мюнхене на международной конференции по проблемам безопасности того же года, что тоже далеко не случайно.

           Речь В. Путина  стала «исторической» и вызвала взрыв негодования в англосаксонском, капиталистическом мире.  Но что интересно,  большинство свидетелей этой речи вынуждены были признать, что Российская Федерация начала более уверенно вести себя на международной арене, в чертах её внешней политики стали проступать изначально присущие России мужество, независимость и суверенность. Тут-то и просматривается та глубинная связь, которая, на наш взгляд, роднит два выше указанных события. Конечно, у речи  Путина и книги Осипова разный политический вес и разные судьбы, но есть очевидные и взаимосвязанные  общие основания. 

           Убеждён, главная причина наступательной уверенности в выступлении Президента таится не только в произошедшим ранее укреплении экономики РФ, но и в возрастающим интересе к ценностям  русской цивилизации, к её истории и тем традициям, которые не удалось за годы безуспешного «сближения» с Западом изжить из сознания русского народа. Фактически, мюнхенская речь Владимира Путина – громогласное заявление о том, что Россия в дальнейшем не позволит западным странам пренебрегать её интересами, что после блужданий по «либеральным  лабиринтам», она возвращается на истинные пути своего духовного  развития.

      Возникает простой вопрос, откуда в выступлении Президента такая наступательность?  Ответ закономерный.  Перед автором мюнхенской речи стояла большая политическая задача: заявить на весь мир о самостоятельности и самодостаточности дальнейшего развития России, развернуть её к своим национальным ценностям и к тому пути, который  веками складывался как благодать русского домостроя, сущностные черты которого изложены в книге В.Г. Осипова.

         Думается, что выступление В.В.Путина не было бы столь впечатляющим, если бы он ни опирался на свои национальные корни, на свои личностные качества и на то, что талантливый литератор и философ В.Г.Осипов  называет коротким словом: родословие!  

         Читая эту книгу, понимаешь важность своего происхождения, той корневой основы своего рода и того потенциала человечности, который взращивается семьей для осуществления замысла, поставленного перед тобой Всевышним.  Вот почему  нельзя не согласиться с основными выводами книги, где семейные ценности систематизированы и описаны искренне, с глубоким пониманием их значения. А система расположения материала, даже оглавление, построены в соответствии с открытым автором законом корреляции между функциями и ценностями: «…каждая функция семьи имеет соответствующую ей и возникающую на её основе ценность семейной жизни, и не одну».

Начинается всё с самой древней – репродуктивной функции семьи, что возвышает социальную значимость сексуальной жизни, без которой нет потомков, брачной семьи, рода и многочисленных родственников.

Любовь, дружба, интимные и доверительные отношения между членами семьи связаны с эротической функцией, как бы анти романтично ни звучало это словосочетание.

Рекреативная функция семьи проявляется в таких ценностях как взаимопомощь в сложных житейских ситуациях, душевная поддержка, совместная организация здорового образа жизни, досуга и отдыха для восстановления сил членов семьи.

Духовно-нравственная и воспитательная функции формируют свои ценности как то: семейные традиции, особый дух каждой семьи, общую культуру семейных отношений и, наконец, сами личности, как детей, так и родителей.

Не будем перечислять всё, чем богата книга, закончим описанием гедонистической функции. Она ориентирует нас на удовлетворённость семейной жизнью, на счастье в семье как ценность и цель жизни. Ну, а в широком смысле – на полноту бытия и наслаждение самой жизнью.

После сухости и строгости всех этих терминов тянет расслабиться и насладиться ароматом художественной поэтики. Поэтому будем вникать не только в научное содержание книги, обратим внимание и на симпатичный стиль её изложения, который в предисловии назван коротко и поэтично – «гуманитарное очарование». Чтобы согласиться с этим определением, достаточно начать со вступления:

        «Мы рождаемся, живем и умираем. И наша жизнь, эта уникальная случайность в масштабах Вселенной, это чудо Божественного дара, результат страсти и подвига родителей при снисходительном попустительстве, или демонстративном интересе социума, и есть – то самое ценное, что у нас есть. Хотя, по большому счету, даже ею часто приходится рисковать, а в исключительных случаях – жертвовать. Во имя любви, во имя долга, во имя Родины…».

          Книга В.Г.Осипова, на наш взгляд, как раз и написана «во имя любви, во имя долга, во имя Родины».

         В ней четырнадцать глав. В каждой представлена логическая структура осмысления той или иной части «родословия»:  начиная с Русского мира и русской системы родства, в которых и существуют семьи русских людей, кончая методиками составления своего генеалогического древа и ведения семейно-родового архива.

         В качестве необходимого регионалистического примера в книге дана генеалогия Тверского княжеского рода. В качестве личного примера – исследование генеалогии, объединённых родством и свойством, торопецкого рода Осиповых-Аксёновых и тверского рода Ратниковых-Крыловых, которые в совокупности и подарили миру нашего автора «Вечных ценностей семейной жизни» – своего бытописателя и хранителя родовых архивных богатств (в изначальном значении этого слова – даров от Бога).

         Из истории, из ценностей и достижений семейных союзов, что по крупицам и собирает родословие, складывается социальная жизнь явления, который автор назвал трогательно: «родимым корабликом  под вымпелом «Семья», по имени «Фамилия».

        Покоряет  неподдельная сердечность автора,  сумевшего сказать о главном, не впадая в излишний пафос или  простоту, которая, как известно, хуже воровства.  Русская пословица: «Простота, чистота, правота –  наилучшая красота», вот  та стилистическая  манера,  которую автор выбрал и наполнил  им своё сочинение литературным мастерством и глубоким научным пониманием семейных ценностей. Поэтому мы понимаем и принимаем авторское признание: «Если меня спросят словами известной песни «С чего начинается Родина?», без колебаний отвечу: «С семьи!». Не с «картинки в букваре», не с «верных товарищей», а именно – с семьи. С семьи начинается Родина, потому что все остальное, включая и меня самого, – производное от неё».

          Когда автор находит такой тон повествования, читатель не только проникается доверием к смысловому содержанию произведения, но и хочет учиться. А это и есть сверхзадача научно-популярной книги!

         Теперь зададимся  самым главным вопросом: каковы же перспективы   вечных ценностей семейной жизни и книги, где они изложены?         Известно, что в ходе социальной эволюции человечества семья и её традиционные ценности претерпевают неизбежные изменения. Патриархальная семья исчезает, в развитых странах катастрофически падает рождаемость, «священный» институт брака превращается в мало к чему обязывающее сожительство, даже однополые брачующиеся никого на Западе теперь не удивляют… Вот поэтому для нравственно здорового общества проблема заключается в гармоничном соединении вековых традиций с социальным модерном без значительного ущерба для того и другого, так как абсолютизация их – это крайности, которые не приносят добра.

          Главной претензией к российским властям является то, что они так и не создали условий для успешного и устойчивого экономического и социального развития страны. Так это случилось с экономической моделью Советского Союза. Так это может случиться и с экономикой современной России, особенно при развороте страны к цивилизационному противостоянию англо-саксонскому Западу, к специальной операции на Украине. Сейчас, как полагают западные  «доброжелатели» России,  главным катализатором политических перемен в стране должно стать оскудение содержания холодильника. Хочется верить, что и в этом случае наши противники  ошибаются.

          Да, после того как Советский Союз разрушился, остался один полюс. И этот однополярный мир руководствовался только одним набором правил, которые он немедленно объявил всеобщим. Но это-то и стало "концом истории" согласно американскому футурологу Фукуяме: один либеральный мировой порядок, одна победившая западная, капиталистическая система ценностей, которую приняли все. Китай – в экономике, а Россия – полностью. В противовес тому, такие книги как «Вечные ценности семейной жизни» сильны и притягательны тем, что показывают: есть в мире и другие, не глобальные, а локальные национальные ценности, в них отражается ВЕЧНОСТЬ, которую не победить, не переиначить невозможно! 

         Любая страна, а особенно Россия – страна мифов. Русскую историю от языческих времён до большевизма и до нашего непростого времени невозможно понять без осмысления её социально-политической мифологии. Мечты о Божием царстве на земле, о русском чуде, о государстве справедливости и правды, о священной Победе лежат в основании русского самосознания и коллективного бессознательного. И современное освоение этих идей и мифов – есть огромная задача русской культуры.

          Нельзя не согласиться со страстным публицистическим пассажем одного известного публициста:  «Против Силиконовой долины, университета в Бёркли с его теорией управляемого хаоса, могучего шествия банков, о котором с таким восторгом говорит Герман Греф, мы выставим Ослябю и Пересвета с длинными деревянными копьями, оснащёнными кованой отточенной сталью. И удар такого копья, нанесённый из мифологического прошлого в цифровое будущее, создаст фантастический мир, который будет принадлежать не горстке банкиров, не шестиногим оцифрованным людям, а всему лучезарному человечеству».

          Действительно, если мир стал столь неразумным, то именно России выпадает миссия, о которой, словно предчувствуя грядущие катаклизмы, достойные люди, жившие на Западе, говорили так: «Спасение России есть спасение Мира. Гибель России есть гибель Мира».

          Что это за миссия?  Сейчас России, по замыслу Божиему, ниспослана уникальная возможность возродиться на старо-новых основаниях и представить миру иную цивилизационную модель просветленного, гармоничного, позитивного и разумного государства в неразумном мире.

           Для того  чтобы осуществить это возрождение, на наш взгляд, и написана небольшая по объему, но важная и богатая по содержанию книга академика Петровской академии наук и искусств В.Г.Осипова. Автор ставит вопросы, озвучивает известные пути, предлагает своё решение стратегических проблем.

         Один из таких краеугольных вопросов, какие ценности считать своими и как руководствоваться ими в практической жизни? Вот как по- государственному звучит авторский ответ на подвопрос о ценности детей в семье и о решении индивидуума «иметь их или не иметь»:  

          «Наивно думать, что эти решения – личное дело каждого и другим нет до них никакого дела. Дело, конечно, личное, но результаты индивидуальных решений в массе становятся, по терминологии ученого мира, демографической тенденцией и затрагивают базовые интересы самого общества. Если тенденции неблагоприятны, то возникает проблема сохранения народонаселения, или, выражаясь  пафосно и, по сути, – вопрос о жизни и смерти нации…».

            Здесь В.Г.Осипов ссылается на важный документ, который  по весомости и значению является частью стратегии безопасности нашей Родины: «В октябре 2007 г. Президент России Владимир Путин утвердил долгосрочную концепцию демографической политики России, до 2025 года. Она ложится в основу государственного стратегического плана преодоления последствий той демографической катастрофы, которая обрушилась на страну и народ в конце прошлого века». 

          И тут же ставит задачу, которая вытекает из этой концепции и стоит перед каждым из нас: «В такой ситуации  гражданским долгом каждого ответственного перед собой и страной человека становится участие в реализации этого стратегического плана тем способом и усилием, которое для него доступно. Что я могу сделать полезного для страны, а не чем «эта страна» может быть полезна мне? – вот в какой постановке вопроса видят сейчас свое будущее в России и простой крестьянин, и ученый идеолог российского возрождения, и  Президент».

         В заключение автор рецензии готов поделиться одним личным наблюдением. В 2012 году, участвуя в Москве в политическом праймеризе, мне пришлось коснуться темы семейно-родового воспитания. В выступлении я предложил включать в  учебную программу вузов занятия, посвященные этому важному аспекту человеческой жизни, например, спецсеминар.  А ещё лучше – создать высшее учебное заведение, занимающееся  «вечными ценностями семейной жизни».

         На наш взгляд,  замечательная книга В.Г. Осипова, может стать научно-методической основой для организации такого рода семинара. А опыт автора – учёного, университетского преподавателя и бывшего ректора НОУ «Академия политической культуры» поможет созданию нового университета, где на смену  жизни  «Иванов, не помнящих родства» пребудет жизнь её помнящих. То есть, будет там изучаться  на всех факультетах:  история и генеалогия  российских семей и родов, русская система родства – кстати, самая совершенная среди иных – ценности и специфика отечественной семейной жизни. А во главу угла поставят воспитание почтения к своему прошлому и стремление сделать одухотворённым своё настоящее.

Важность традиционных духовно-нравственных ценностей в «диалоге цивилизаций», бережного сохранения у каждого народа неповторимых национальных традиций и святынь, не навязывания другим своих цивилизационно-ценностных приоритетов было подчёркнуто, в самый раз!, в недавней речи В.В.Путина 27 октября 2022 года на заседании дискуссионного клуба «Валдай»:

«Развитие должно идти именно в диалоге цивилизаций, с опорой на духовно-нравственные ценности. Да, у разных цивилизаций разное понимание человека, его природы – оно часто на поверхности только разное, но все признают высшее достоинство и духовную сущность человека…

Традиционные ценности – это не какой-то фиксированный свод постулатов, которых надлежит придерживаться всем. Конечно же, нет. Их отличие от так называемых неолиберальных ценностей в том, что в каждом случае они неповторимы, потому что вытекают из традиции конкретного общества, его культуры и исторического опыта. Поэтому традиционные ценности нельзя никому навязать – их необходимо просто уважать, бережно относиться к тому, что выбирал веками каждый народ».

        Патриарх Московский и всея России Кирилл в своих выступлениях на Всемирном русском народном соборе, который прошёл в храме Христа Спасителя 25 октября, сделал акцент на «вечных ценностях» русской жизни, к коим предложил отнести «жизнь», «верность», «долг» и  «жертвенность». А главными ценностями русского народа им были определены: «вера, семья и Отечество». Интересующая нас «семья» попала в этот приоритетный перечень, ещё и потому что «…все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию».

         Опираясь на эти заявления государственного и церковного лидеров светского Русского мира и мирового православия под эгидой Русской Православной Церкви, сделанные в унисон, можно смело утверждать, что книга В.Г.Осипова ничуть не устарела, а скорее наоборот, приобрела дополнительную социально-политическую значимость. Осипов славит семью, учит её членов, больших и маленьких, творит философские умозаключения и тем самым делает полезное для России дело.

         Таким образом, вечные ценности семейной жизни в контексте традиционных национальных приоритетов, их научное изучение, государственная пропаганда и социально-бытовое воспроизводство в наших семьях – изначальное условие духовного и физического здоровья нации, залог существования и развития самого государства и форпост против античеловечного мирового глобализма.

          А посему, будем почаще рожать наследников, величать их традиционными именами российских народов, воспитывать, как следует, давать подходящее, а не «болонское» образование, одаривать их интересной работой. Овладеем грамотной русской речью, защитим язык от «иностранных интервенций», станем с уважением относиться друг к другу. Выберем ту социально-экономическую модель развития, которая отвечает национальным интересам и глубинным чаяниям «простых» людей, а не продажной «элиты»; призовём во власть лидеров, хотящих и могущих всему этому политически содействовать. Словом, давайте продолжим все вместе любить и умело защищать своё Отечество!

Валерий Александрович Иванов-Таганский,

Первый  вице-президент Петровской академии наук и искусств,

Заслуженный артист России.

            

 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить