Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

памятник Петру Великому Михаила Шемякина

Заканчивается  год  350-летия  со  дня  рождения  основателя  Санкт-Петербурга,  первого  императора  России,  давно  названного  Петром  Великим.  Мыслящие  люди  прекрасно  понимают  несомненное  величие  и  достижения  этого  монарха,  который  «поставил  Россию  на знаменитую  степень  в  политической  системе  Европы»  (историк  Н.М. Карамзин).  Но  также  не  забывают  и  «весь  его  деморализующий   деспотизм,   отразившийся  зловредным  влиянием  на  потомстве» (историк Н.И. Костомаров).  Люди  не  склонные  к  системному  и  тщательному  размышлению,  к  сожалению,  способны  или  только  возвеличивать  и прославлять  или   лишь  принижать  и  очернять.  Увы,  это  свойственно  и  целому  ряду  наших  монархистов.  А  ведь  преподобный   Антоний  Великий  недаром  обращал  наше  внимание  на  то, что  рассудительность  является  важнейшей  добродетелью.

 

Недавно  мы  с  женой  заглянули  на  Заячий  остров,  в  Петропавловскую  крепость, где  многое  вызывает  у  нас  постоянный  интерес:  от  Петропавловского  собора  с  его  потрясающей  музыкальной  колокольней,   с  ангелом  на  шпиле   и  усыпальницей  русских  царей   -   до  громадных  забавных  скульптурных  зайцев,  появившихся  здесь  не  так  давно.   Однако,  есть  в  Петропавловской  крепости  и  предмет,  всегда вызывающий  у  нас  неприятное  впечатление  и  даже  возмущение.  Это  пресловутый  «»  (так  и  пишется  во  всевозможных  печатных  источниках)  работы  «советского, французского, американского  и  российского  художника»  Михаила  Шемякина  (как  сообщают  о  нем  различные  справочные  и  биографические  материалы).  По сути  «памятник»  находится  напротив  усыпальницы,  где  покоится  как  раз  у ближней  стены  прах  Петра  Великого.  «Памятник»    это  странное  уродливое  существо  с  очень  маленькой  лысой  головой,  выпученными  бессмысленными  глазами  и  какими-то  длиннющими  пальцами  рук,  похожих  на  громадных  пауков, лежащих  на  подлокотниках    кресла.  Очень  хотелось  бы  знать,  какой  мотивацией  руководствовался   и  какие  задачи  ставил  перед  собой  автор  этой  скульптуры. 

Почему-то  в  публикациях  о  скульпторе  Шемякине  и  его  работе  всё  время   толкуют   только  об  анатомии  Петра  Первого:  сам  двухметровый, а  голова, мол,  была  маленькая  и  ступни  ног  маленькие,  38-ого  размера  (и кто  же замерял ?) и  плечи  узкие  и  т. д.  Про  его  деяния  и  победы, мысли  и  высказывания   нет  речи  вовсе.  Получается,  что   «памятник»  делался   телу   императора,  а  не  его  личности,  при  этом  и  тело  царя   было  зло  окарикатурено.  Например,  туловище  Шемякиным  было  в  полтора  раза  увеличено,  а  голова   осталась  такой  же,  то  есть  стала  ещё  меньше  по  сравнению  с  телом.   Над  своим  «шедевром»  Шемякин   трудился,  проживая  в  США ,  аж  8  лет (!),  и  подарил  его  нашему  городу.  На   специальной  табличке  есть  надпись:  « Основателю  великого  града   Российского  императору  Петру  I  от  итальянского  скульптора  Карло  Растрелли  и  от  русского  художника   Михаила  Шемякина.  Отлито  в  Америке».  В  общем,  Михаил  Михайлович  подстраховался,  взяв   в  соавторы  отца  великого  петербургского  архитектора  Ф.Б. Растрелли  скульптора  Карло  Растрелли   с  его  «восковой  персоной».  Сначала  свою скульптуру  автор   предлагал  различным   петербургским  музеям,  но  те  вежливо  отказывались.  Однако,  вопрос  одним  махом  решил  мэр  города  А.  Собчак   и  «памятник»  оказался  в  Петропавловской  крепости,  где  был  открыт   7  июня  1991  г.  Петербуржцы   были  так  шокированы,  что  к  нему   пришлось  ставить  охрану,  дабы  его не  повредили.  Отзывы   о  «памятнике»   содержали  и  содержат  чаще  всего  такие  оценки: «карикатура»,  «пародия»,  «отвратительно»,  «диверсия»,  «убожество»,  «позор  скульптору»,  «просто  жесть»,  «ужасно»,  «стыдно»,  «уберите  это  позорище!»  и  т.п.  Автор  этой  статьи   тогда  тоже  возмущался  и  писал  в  городские  газеты,  но  ничего  не  опубликовали.   «Окно  Овертона»   уже  действовало  в  стране.   Люди  постепенно  привыкали  и  к  этому  поруганию  нашей  истории  и,  вообще,  к  русофобии. 

И  вот мы  с  женой  видим,  что  «монумент»  на  месте,  у него  всё такая  же  головка  дегенерата-микроцефала,  и  такие  же  паучьи  руки,  и  что  все  его выпуклые  места  натерты  до  блеска  и  это  натирание  уже  превратилось  в ритуал,  как  и  у  скульптуры  Остапа  Бендера  в  центре  города. И  за  31  год   никакие  монархисты   не устроили  никаких  протестов  против  оскорбления  великого  монарха.  Зато  в  этот  год 350-летия  они  восторженно  выступают  на  всяких  форумах  и  конференциях,  говоря  о Петре Первом  уже  как  об  оболганном   реакционерами  императоре,  почти  как  о  святом,  забыв  его  западничество  и  уничтожение  патриаршества, «кровавые  расправы»  (Н.И. Костомаров).  Впрочем,  и все  мы   -   интеллигенты  и  государстенники-патриоты  также   смирились  и  проглотили  явное  издевательство  и насмешку  над  великим  русским  государем,  то  есть  проявив  равнодушие   к   явно  антирусской,  антироссийской  акции,  которую  профессионально  провел человек  с  военизированным  имиджем: в  фуражке  американского  солдата,  в   черной  рубашке   с  закатанными  рукавами,   в  высоких  немецких  сапогах,  мастер  маркетинга  и  пиара.  Впрочем, всё-таки,  депутат  ЗАКСа  Евгений  Марченко  в  ноябре  2020 г.  предлагал  убрать   шемякинский  «памятник» Петру  Первому  после  обращения  к  нему экскурсовода ,  кандидата  искусствоведения  Веры  Смирновой,  которая  знала  мнения  людей  из  разных  регионов  России  о  творении  Шемякина.  Увы,  ничего  не  изменилось.  Либералы-западники  в  российской  культуре   по-прежнему  правят  бал.  А  Михаил  Михайлович  в  интервью  всегда  говорит ,  что  любит  русский  народ.  Правда,  его  также  пугает  «квасной  патриотизм»   и  дебилизация  народа.  Однако,   то,  что  он  занимается   тем  же  самым , Михаил  Шемякин  не  замечает.  Насколько  он  не  понимает  Россию  и  её  культуру  не  трудно  убедиться,  посмотрев  его  иллюстрации  к  произведениям  русских  писателей  (Достоевского,  Александра  Блока  и др.).  Это  сплошная  «гофманиада»  и  ничего  русского.  Всё  его  искусство  это  иллюстрации   к  фантазиям  Эрнста  Теодора  Амадея  Гофмана.  А  «памятнику»   Петру  Первому   -   адекватное  место  в одном  из петербургских  негосударственных  музеев  современного  постмодернистского  искусства  и  только  там.  Это  будет  справедливо.

В.Е. Семёнов

В.Е. Семёнов,  доктор  психологических  наук, 

профессор,  заслуженный  деятель  науки  России, 

действительный  член Петровской  академии  наук  и искусств

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить