Чтобы понять ориентиры этой статьи необходимо задуматься над тем, ради чего каждый из нас работает, служит или творит. Насколько добровольно мы выполняем свою работу, которая приносит хлеб насущный, насколько довольны своей судьбой и условиями, в которых живём? В данном случае все эти слова о послушании и условиях согласия человека с существующим положением дел в обществе, в трудовой или бизнес сфере, в семье и собственной душе.
Послушание, тем более согласие, – достаточно деликатная тема, потому что послушание одного человека по отношению к другому может легко стать основанием для злоупотребления. Послушный человек беспрекословно слушается, подчиняется, выполняет все указания, не доставляя проблем. Соединение послушания с полезностью делает послушного человека немного особенным, то есть человеком полезным и можно даже сказать служебным – послушно и эффективно выполняющим функции или работу, которую необходимо выполнить в интересах общества или заказчика такой работы. Как понимаете, существующая в нашем обществе эксплуатация человека человеком основывается как раз на таком послушании.
Заметим, что послушание может иметь несколько основ своей реализации:
· осознаваемом действии, то есть из сострадания проявления доброй воли к тому, кому оказывается послушная помощь или услуга;
· по добровольному договору сторон на основе получения взаимной выгоды (в случае явления невежества одной из сторон, то, как правило, неравноценного (несправедливого) договора);
· по принуждению, ввиду наличия рабского послушания из-за боязни силового воздействия (в т.ч. экономического, социального, правового) или наказания.
Последняя форма послушания самая бесчеловечная, но с точки зрения эксплуатации человека человеком наиболее выгодная для получателя таковой пользы. Как понимаете, сегодня все мы в какой-то сфере являемся служебными людьми, послушно выполняющими ту или иную работу друг для друга и в пользу общественных интересов, работодателя или мотиватора наших действий (например, государства, рыночных или политических регуляторов). Степень нашей послушности и способности создавать блага (материальные, нематериальные) для себя, работодателя и общества как раз и становится полем для осмысления, регулирования и развития социальных отношений. Пока ещё «человек служебный» рассматривается обществом, как некий перегиб, то есть порабощение личности, наших прав и свобод, гуманистических начал ради превращения живого человека в подобие технического устройства, наиболее эффективно и дёшево выполняющего ту функцию или труд, который необходим обществу, государству или конкретному частному заказчику.
Не секрет, что современная практика производства в условиях развитого капитализма (империализма) стремится к снижению себестоимости производимой продукции с целью получения наибольшей прибыли. Сегодня такое стремление привело производство к серийности и роботизации, то есть к конвейерным технологиям, копированию и всеобщей стандартизации. Цель этих действий снизить затраты на производство, что осуществляется посредством сокращения затрат на людей, участвующих в производственном процессе. Роботизированное производство более выгодно, оно не угрожает производственному циклу человеческим фактором требований улучшения условий жизни и труда. Поэтому у власть имущего сообщества (согласно классовой теории общества – власть имущего класса) возникает стремление использовать современные технологии, чтобы роботизировать самого человека и упростить задачу по снижению затрат и управлению массами таким техно-биологическим способом. Именно об этом говорят сегодня в сфере передовых наук, произнося словосочетание: конвергентные технологии.
Сегодня технический подход к организации производственного, трудового, а за ними и социального процесса стал массовой формой организации труда, а как следствие и образа жизни людей, превратив наши условия жизни в технологическую форму взаимодействия. Почему бы не соединить человекам с машиной, с компьютером, конвейером и даже с оружием? Напомним, что конвергентные технологии – это «большая четверка» технологий, в которую входят информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии. Представители естественных наук считают, что будущее за развитием этих технологий и за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Взаимовлияние информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки было замечено исследователями и получило название NBIC-конвергенции (по первым буквам областей: N-нано; B-био; I-инфо; C-когно). Так устройства, которые когда-то носили на теле, сегодня внедряют в тело, в результате чего создается класс настоящих киборгов, которые демонстрируют ряд умений, превосходящих умения обычных людей. Все описанные события происходят прямо сейчас и не сложно догадаться, что будут стремительно развиваться в будущем. Сам термин «NBIC-конвергенция» был введен в 2002 г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем, которые подготовили отчет «Converging Technologies for Improving Human Performance» во Всемирном центре оценки технологий (WTEC). Эта концепция называется тетраэдрической в связи с тем, что в ней модель конвергенции четырех технологий представлена в виде тетраэдра, в вершинах которого расположены четыре базовых элементарных нанообъекта: атом, ген, нейрон и бит. По своей масштабности такая сфера науки и технологии уже включает в предмет своего изучения и действия почти все уровни организации материи: от молекулярной природы вещества, до природы жизни, природы разума и процессов информационного обмена.
Здесь требуется Ваше внимание! В данном случае необходимо понимать, что наша цивилизация сегодня в 2023 году стоит на самой границе нового качества жизни человека (если не сказать обесчеловечивания), когда технические устройства и живое станут чем-то единым. Конвергентные технологии – это не только возможность соединить человека и робота в нечто единое, но и технологии управления человеком, возможность заменить свободную и добрую волю человека на техническое решение, на приказ, отдаваемый заинтересованной стороной. Служебный человек очень выгоден власть имущему классу, как в качестве производителя, так и потребителя. Именно такие технологии описываются сегодня футуристическими фантастами, рисующими мир технологических войн, биороботов, универсальных солдат, избыточно чувственной индустрии развлечений, выходящей за рамки природосообразного нравственного уклада людей. По-существу мы стоим на самой границе насильственной и не осознаваемой обществом кибернизации человечества, то сеть индивидуума и общественной деятельности, в том числе культурных, образовательных, медицинских, военных, научных и экономических процессов. Важно понимать, что именно сегодня конвергенция науки, технологий и общества представляет собой стратегию радикально нового этапа научно-технологического и социального развития. И если всё это соединить с возможностью сделать большинство людей послушными, а ещё лучше служебными, то многое для существующего капитализма (империализма) становится проще и значительно выгоднее.
Конечно не секрет, что человечество создало современную цивилизацию благодаря науке, познавая законы окружающего мира, преобразуя его с помощью всё более сложных и совершенных технологий. Влияние человека на эволюцию биосферы заметно возросло с возникновением и развитием индустриального общества и приобрело определяющее значение в последние 50–100 лет. В этой связи академиком В.И. Вернадским было введено понятие ноосферы как сферы, где разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития. Он указывал, что «биосфера перешла, или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу – перерабатывается научной мыслью социального человека». И всё же факт, что на протяжении всех веков человечество повышало с помощью научно-технического прогресса производительность труда и объём производимой продукции, не заботясь о том, какова цена этого роста. Сама парадигма развития нашей цивилизации с момента её зарождения до сегодняшнего дня заключалась в том, чтобы взять у природы максимум «любой ценой». По сути, на протяжении тысячелетий человечество создавало для себя искусственную среду обитания, более безопасную, комфортную, управляемую – техносферу, которая существует в рамках биосферы, на её базе, ресурсах, копируя в механизмах и технологиях многие принципы живой природы. И вот на грани столкновения живого и техногенного, наконец, обозначилась главная проблема (и задача) нашей цивилизации: мы так и не стали Обществом, одной семьёй, объединённой духовным и ментальным восприятием созидательной реальности добродетельного бытия.
Сегодня с помощью техносферы человек переиначил многие природные процессы и явления, нарушая их естественный ход. В результате в ХХ в. развитие техносферы привело человечество к истощению ресурсов (энергетических, питьевой воды, полезных ископаемых, леса, посевных площадей и др.), стремительному ухудшению экологии, подвело к той черте, за которой влияние техносферы на окружающий нас мир станет неуправляемым, процессы воздействия на природу (биосферу) необратимыми, что несёт угрозу существованию всего человечества. Рассматривая сферу конвергентных технологий важно понимать, что и сам человек – это представитель природы, в которую он же сам и стремиться вторгнуться и изменить базовые принципы. Так на чашу весов в борьбе за прибыльность и власть легла добрая воля человека, наша свободная воля личности, которая может стать заложницей и пленницей растущего тоталитарного империализма. Таким образом, вопрос занятости, полезности и особенно служебности, а значит и полной послушности человека по отношению к заказчику или хозяину, представляет собой особую сферу интересов. С точки зрения природоориентированного образа жизни занятость человека полезна и должна быть встроена в единую картину мироустройства планеты. Однако в практике социального неравенства и эксплуатации человека человеком занятость заняла иную форму применения. По-существу сегодня занятость человека, наша непрерывная привязанность к трудовому процессу превратилась в инструмент контроля и надзора за жизнедеятельностью индивидуума. Превозносимая идеологией потребительства праздность в данном случае, ориентирована лишь на узкий круг привилегированного сообщества власть имущих субъектов. Она создаёт обманчивый образ, ориентирующий людей на недостижимую фантазию, когда на деле наоборот существующая социальная система целиком и полностью стремиться завладеть всем жизненным временем подвластного ей человека. Сегодня труд стал формой зависимости человека от необходимости обеспечить своё физическое выживание – таков идеал эксплуататоров. И когда данное «равновесие» верхов и низов нарушается, то в ход пускаются любые методы, приводящие к обнищанию трудящихся, то есть постановке их в подчинённое, зависимое от постоянного труда положение. В таком формате занятость человека становится его тюрьмой (в том числе может стать конвергентной тюрьмой), удерживающей личность от противостояния навязанному эксплуататорами рабскому образу жизни.
«Манифест Идеального Общества» предлагает решение этих затруднений и устранение опасностей. Манифест говорит о том, что решением данной проблемы должно стать изменение социальной парадигмы с тоталитарной эксплуатации человека человеком на коллективные формы социального самоуправления и саморазвития. Конвергентные технологии не опасны сами по себе, опасно их применение в практике взаимной эксплуатации, насилия и бессмысленной конкурентной борьбы человека с человеком. Труд и творческая самореализация человека должны перестать быть обузой и формой насилия над большинством людей ради благополучия и праздности единиц. Тогда послушность человека будет опираться на его свободную добрую волю и солидарность взаимного равноценного служения. Манифест утверждает, что это можно осуществить посредством формирования добродетельной дорожной карты человека и Общества, основанной на его «человеческом капитале» и последующей системе социального образования и роста, открывающих перед человеком и Обществом горизонты нравственной самореализации.
По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, С.Б. Дворко, В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: