Родом из Блокады: певец Владимир Матусов
В музыкальной жизни Ленинграда второй половины ХХ века, особое место принадлежит известному талантливому солисту Малого оперного театра, эстрадному исполнителю советских песен, заслуженному артисту РСФСР Владимиру Леонидовичу Матусову. Его жизнь и карьера начиналась на петроградской стороне, в довоенном Ленинграде, в Посадском округе, в комнате коммунальной квартиры, рядом со школой расположенной напротив нынешнего Музея С.М. Кирова на Каменноостровском пр., дом 26-28, где он учился перед войной.
Как вспоминают его близкие: «Семья Матусовых была большой, они рано потеряли отца, четверо братьев трудились на заводе, мама работала уборщицей, а маленький Володя нянчил сестренку». Его любимая младшая сестра всю жизнь скромно проработала художником – гримером на киностудии Ленфильм, ее уважали и ценили маститые режиссеры и артисты кино.
С детских лет Владимир Матусов выступал на школьных концертах, пародировал речь и звуки, талантливо читал стихи и пел. В 8-летнем возрасте его пригласили выступить на вечере в Большом зале Ленинградской филармонии на улице Бродского, где присутствовал руководитель Ленинградской партийной организации ВКП(б) член Политбюро С.М. Киров. После концерта Сергей Миронович познакомился с ленинградским мальчишкой Володей, отметил его способности и посоветовал ему идти заниматься в театральной студии Дворца пионеров на Фонтанке, а узнав о тяжелых жилищных условиях, посодействовал семье Матусовых с новым жильем на Моховой улице. Так, благодаря неожиданной встречи с Кировым, определилась творческая судьба будущего известного артиста. Об этом знакомстве, певец из-за своей скромности не рассказывал, но уважительно относился к памяти С.М. Кирова и был очень благодарен за помощь. На Всесоюзном конкурсе молодых дарований в конце 30-х годов, Матусов занимает первое место и получает награду – концертный рояль. Это был большой успех. Первый шаг в музыку.
Когда началась Великая Отечественная война 22 июня 1941 года и 8 сентября замкнулось кольцо блокады Ленинграда, 15-летний Владимир Матусов, вслед за матерью, братьями и сестрой, остался в любимом городе и начал выступать в артистических бригадах Ленинградского фронта на передовой и в госпиталях перед ранеными бойцами Красной Армии. Драматический период начала ленинградской блокады и самую страшную зиму января-февраля 1942 года, когда паек суррогатного хлеба составлял 125 грамм и от голода погибло большинство оставшихся в городе жителей (более полумиллиона ленинградцев), молодой Матусов стойко пережил, потеряв многих друзей, родных и близких ему людей.
После первой блокадной зимы, исхудавшего молодого Володю отправили в тыловой Минусинск на поправку и продолжение школьной учебы. Пригласили на малые роли в местный драмтеатр, а услышав и оценив его прекрасный голос рекомендовали в Ставропольский театр оперетты.
В те трудные годы, артисты, как правило, даже звезды оперы и эстрады, были скромными людьми, жили как вся страна, служили своему народу, получая такую же заработную плату как рабочие и служащие, а в войну переживали тяготы и лишения, всеми силами приближали Победу, не помышляя перебраться за границу, что расценивалось в то время как предательство. Тогда не было телевидения и популярность, почетные звания и Государственные премии достигались годами, если не десятилетиями непосильного труда на сцене. Владимир Матусов был в их числе. Студент студии МХАТа в Москве, БДТ им. Горького - в Ленинграде, артист Ленинградского театра комедии, а в 1949 году, когда ему уже исполнилось 23 года, поступил после конкурсных прослушиваний и экзаменов в Ленинградскую консерваторию. Сбылась его мечта!
В консерватории состоялась его судьбоносная встреча с большим другом, товарищем по жизни и творчеству, однокурсником Виталием Копыловым - будущей звездой Ленинградской музкомедии, народным артистом РСФСР, певицей, блокадницей, будущей народной артисткой РСФСР любимицей публики блистательной солисткой Музкомедии Зоей Акимовной Виноградовой, а позднее с заслуженным артистом РСФСР солистом Малого оперного театра Макаром Алпатовым (сегодня художественным руководителем театра «Мы из блокады»), солистами Ленконцерта народными артистами РСФСР Марией Пахоменко, Эдуардом Хилем, Анатолием Александровичем.
Виталий Копылов и Владимир Матусов уже в стенах Консерватории составили замечательный эстрадный дуэт, который принес им всесоюзную славу, известность и любовь зрителей. Ведь они исполняли песни близкие людям после тяжелой войны: о мужестве, долге, счастье, искренних отношениях, о прекрасном городе на Неве. Пели не для так называемой «попсы» и развлечений, где особенно не требуется консерваторское образование, а для поколения Победителей - трудового народа, жителей блокадного Ленинграда и участников Великой Отечественной войны, всегда чувствующих искренность исполнителя - с хорошим музыкальным вкусом, сценической культурой, композицией, с душой для поддержки людей, лирического настроя, скромной, но все- таки счастливой послевоенной жизни ленинградцев ! Пели не для личной славы, наград, почетных званий и обогащения, а в первую очередь служа любимому городу, стране и своему народу !
Вместе с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы.
Будут внуки, потом,
Все опять повториться с начала…
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна !
Я люблю тебя, жизнь
И надеюсь, что это взаимно !
(Э. Колмановский, слова К. Ваншенкина, 1956 г.)
Советское искусство тех лет созидало вместе с нашим народом и, как признают многие соотечественники, лучших песен и музыки по большому счету после еще никто не написал! Это были настоящие шедевры, достойные поколения Победителей, классики советского музыкального искусства, воплощавшие объединяющую общество идею социальной справедливости. Помните, как в 1960 году прозвучали патетические строчки Юрия Полухина: «Родина, тебе я славу пою, Родина, я верю в мудрость твою. Все твои дороги, все твои тревоги. Я делю с тобой земля моя…». Мудрые, проникновенные святые философские слова, благодаря которым творческий союз Владимира Матусова и Виталия Копылова в нашем прекрасном городе длился больше тридцати лет, а человеческая дружба – до последних дней жизни !
В исполнении дуэта прозвучали лучшие песни замечательного советского композитора, блокадника, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Василия Павловича Соловьева – Седова, который прекрасно знал артистов, поддерживал их творчество как председатель Ленинградского союза композиторов и по отечески любил как своих воспитанников. Вспомним песни: «Город над вольной Невой» (ставшую наряду с музыкой Р.М. Глиэра из балета «Медный всадник» Гимном Великому городу), где дуэт был одним из первых ее исполнителей, «Подмосковные вечера», «Вечер на рейде», «Баллада о солдате», «Шоферская песня», «Нева», «Вася Крючкин» и многие другие прекрасные мелодии.
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
(«Вечерняя песня», муз. В. Соловьева –Седова, слова А. Чуркина, 1963 год)
«Вечерняя песня» настолько полюбилась ленинградцам и петербуржцам, что футбольная команда «Зенит» считает ее своим гимном и исполняет на стадионе перед каждым матчем вместе с болельщиками: «Город над вольной Невой, где болеют за Зенит родной…».
Как не вспомнить в исполнении дуэта Матусова и Копылова неповторимую по эмоциональному накалу «Песню о тревожной молодости» композитора Александры Пахмутовой, «Березовый сок» Вениамина Баснера, «Песню о Кронштадте» Давида Прицкера, «Прощайте голуби» и «Морзянку» Марка Фрадкина, «Час свидания» Станислава Пожлакова и многие многие другие замечательные песни, которые остаются с человеком !
Надо сказать, что отношения творческих личностей в 50 – 60 –е годы, как и всех советских людей, тогда еще не поразила «коррозия» потребительства, бездуховности, цинизма и эгоизма, что, к большому сожалению, произошло позднее в постсоветский период, ускорило культурную деградацию и все еще продолжается в наши дни.
«Баллада о блокадных мальчишках» («Их ночью разбудил сигнал трубы тревожный…»), «Блокадные ночи», «Комиссары», «Товарищи мои», «Ленинградский постовой», «Вот не везет», «Выборгская сторона» и другие многие песни из репертуара Владимира Матусова были взяты из жизни, реальных событий, памятных встреч, дружбы, общения, взаимопомощи и товарищества. На этих эстрадных песнях возрождался после блокады Город – Герой Ленинград, строилось метро, жилые районы, создавались семьи, росли дети, люди с настроением шли на работу, жили честно и достойно, совершая свой будничный трудовой подвиг, в результате которого Советская страна шла вперед !
Не случайно, испытав так называемые «прелести и достижения» западных либеральных ценностей, обманом навязанных советским людям в 90-х годах ХХ века, российское общество сегодня, шаг за шагом, осознает допущенные политические заблуждения, ошибки и предательство, драматический распад самой справедливой страны в мире, сдачу завоеванных в 1945-м позиций, о чем многие начинают понимать и все чаще с глубоким поклонением обращаются к героической советской истории, замечательным традициям и выдающейся русской культуре !
Более тридцати лет Владимир Леонидович Матусов был ведущим солистом оперы Ленинградского Малого театра оперы и балета им. Мусоргского (ныне Михайловского театра). Его любили и уважали в коллективе, он был современный человек разбирающийся в музыкальном искусстве, а импозантная интеллигентная внешность Матусова, жизнерадостный голос, добрая открытая улыбка привлекала к нему коллег и поклонников, особенно молодых женщин. Великолепно исполненные Матусовым классические арии Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини, Гремина из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, ариозо Тонио из оперы «Паяцы» Леонкавалло, образ Суворова в одноименной опере Василенко, старика Болконского в «Войне и мире» Прокофьева, царя Додона в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, Клода Фролло в «Эсмеральде» Даргомыжского и еще более 40 ведущих партий мирового оперного репертуара прозвучало с высочайшим вокалом на сцене известнейшего старейшего театра.
Заслуженный артист РСФСР Владимир Матусов всегда был верен и предан сцене Малого оперного театра, отказывался от предложений переезда в столицу, оставался настоящим ленинградцем, гордился медалью «За оборону Ленинграда» и прославлял своим искусством трудовой и ратный подвиг Великого города !
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот !
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет,
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет !
(«Песня о тревожной молодости», муз. А. Пахмутовой, слова Л. Ошанина, 1958 г.)
Геннадий Горбунов
профессор ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: