Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Родом из Блокады: певец Владимир  Матусов

 певец Владимир Матусов

В  музыкальной  жизни  Ленинграда   второй  половины  ХХ  века,  особое  место  принадлежит  известному  талантливому  солисту  Малого  оперного  театра,   эстрадному  исполнителю  советских  песен,  заслуженному  артисту  РСФСР  Владимиру  Леонидовичу  Матусову.  Его  жизнь  и  карьера  начиналась  на  петроградской  стороне,  в  довоенном  Ленинграде,  в    Посадском  округе,  в  комнате  коммунальной  квартиры,  рядом  со  школой  расположенной  напротив  нынешнего  Музея  С.М.  Кирова  на  Каменноостровском  пр.,  дом  26-28,  где  он  учился  перед  войной.

 

Как  вспоминают  его  близкие:  «Семья  Матусовых  была  большой,  они  рано  потеряли  отца,  четверо  братьев  трудились  на  заводе,  мама  работала  уборщицей,  а  маленький  Володя  нянчил  сестренку».  Его  любимая  младшая  сестра  всю  жизнь  скромно  проработала  художником – гримером  на  киностудии  Ленфильм,   ее  уважали  и  ценили  маститые  режиссеры  и  артисты  кино.

 С  детских  лет  Владимир  Матусов  выступал  на  школьных  концертах,  пародировал  речь  и  звуки,  талантливо  читал  стихи  и  пел.  В  8-летнем  возрасте  его  пригласили  выступить  на  вечере  в  Большом  зале  Ленинградской  филармонии  на  улице  Бродского,   где  присутствовал  руководитель  Ленинградской  партийной  организации  ВКП(б)  член  Политбюро  С.М.  Киров.  После  концерта  Сергей  Миронович  познакомился   с  ленинградским  мальчишкой  Володей,  отметил  его  способности  и  посоветовал  ему  идти  заниматься  в  театральной  студии  Дворца  пионеров  на  Фонтанке,  а   узнав  о  тяжелых  жилищных  условиях,  посодействовал   семье  Матусовых  с  новым  жильем  на  Моховой  улице.  Так,  благодаря  неожиданной  встречи  с  Кировым,    определилась  творческая  судьба будущего  известного  артиста.  Об  этом  знакомстве,    певец  из-за  своей  скромности  не  рассказывал,  но  уважительно  относился  к  памяти  С.М.  Кирова  и  был  очень  благодарен  за  помощь.   На  Всесоюзном  конкурсе  молодых  дарований  в  конце  30-х  годов,  Матусов  занимает  первое  место  и  получает  награду – концертный  рояль.  Это  был   большой  успех.  Первый  шаг  в  музыку.

 Когда  началась  Великая  Отечественная  война 22  июня  1941  года   и    8   сентября  замкнулось кольцо  блокады  Ленинграда,  15-летний  Владимир  Матусов,  вслед  за  матерью,  братьями  и  сестрой,  остался  в  любимом  городе  и  начал  выступать  в  артистических  бригадах  Ленинградского  фронта  на  передовой  и  в  госпиталях  перед  ранеными  бойцами  Красной  Армии.  Драматический  период  начала  ленинградской  блокады  и  самую  страшную  зиму  января-февраля  1942  года,  когда  паек  суррогатного  хлеба  составлял  125  грамм  и  от  голода  погибло  большинство  оставшихся  в  городе  жителей  (более  полумиллиона  ленинградцев), молодой  Матусов  стойко  пережил,  потеряв  многих  друзей,  родных  и  близких  ему  людей. 

После  первой  блокадной  зимы,  исхудавшего  молодого  Володю  отправили  в  тыловой  Минусинск  на  поправку  и  продолжение  школьной  учебы.  Пригласили  на  малые  роли  в  местный  драмтеатр,  а  услышав  и  оценив  его  прекрасный  голос  рекомендовали  в  Ставропольский  театр  оперетты.

 В  те  трудные  годы,  артисты,  как  правило,  даже  звезды  оперы  и  эстрады,  были  скромными  людьми,  жили  как  вся  страна,   служили  своему  народу,  получая  такую  же  заработную  плату  как    рабочие  и  служащие,  а  в  войну  переживали  тяготы  и  лишения,  всеми  силами  приближали  Победу,    не  помышляя  перебраться  за  границу,  что  расценивалось  в  то  время  как  предательство.  Тогда  не  было  телевидения  и  популярность,  почетные  звания  и  Государственные  премии  достигались  годами,  если  не  десятилетиями  непосильного  труда  на  сцене.  Владимир  Матусов  был  в  их  числе.  Студент  студии  МХАТа  в  Москве,  БДТ  им.  Горького  -  в  Ленинграде,  артист  Ленинградского  театра  комедии,  а  в  1949  году,  когда  ему  уже  исполнилось  23  года,  поступил  после  конкурсных   прослушиваний  и  экзаменов  в  Ленинградскую  консерваторию.  Сбылась  его  мечта! 

В  консерватории  состоялась  его  судьбоносная  встреча  с  большим  другом,  товарищем  по  жизни  и  творчеству,  однокурсником  Виталием  Копыловым -  будущей  звездой  Ленинградской  музкомедии,  народным  артистом  РСФСР,  певицей,  блокадницей,   будущей  народной  артисткой  РСФСР  любимицей  публики  блистательной  солисткой  Музкомедии  Зоей  Акимовной  Виноградовой,   а  позднее  с  заслуженным  артистом  РСФСР  солистом  Малого  оперного  театра  Макаром  Алпатовым  (сегодня  художественным руководителем театра  «Мы  из  блокады»), солистами  Ленконцерта  народными  артистами  РСФСР  Марией  Пахоменко,  Эдуардом  Хилем,  Анатолием  Александровичем.

Виталий  Копылов  и  Владимир  Матусов  уже  в  стенах  Консерватории  составили  замечательный   эстрадный  дуэт,  который  принес  им  всесоюзную  славу,  известность  и  любовь  зрителей.   Ведь  они  исполняли   песни   близкие  людям  после  тяжелой  войны:  о  мужестве,  долге,  счастье,  искренних  отношениях,  о  прекрасном  городе  на  Неве.  Пели   не  для   так  называемой  «попсы»  и   развлечений,   где  особенно  не  требуется  консерваторское  образование,  а  для  поколения  Победителей - трудового  народа,  жителей  блокадного  Ленинграда  и  участников  Великой Отечественной  войны,  всегда  чувствующих  искренность  исполнителя  - с  хорошим  музыкальным  вкусом,  сценической  культурой,  композицией,  с  душой    для   поддержки  людей,  лирического  настроя,  скромной,  но  все- таки  счастливой  послевоенной  жизни  ленинградцев !  Пели  не  для  личной  славы,  наград,  почетных  званий  и  обогащения,  а  в  первую  очередь  служа  любимому  городу,  стране  и  своему  народу !

Вместе  с  ними  пройдем

Детство,  юность,  вокзалы,  причалы.

Будут  внуки,  потом,

Все  опять  повториться  с  начала…

Так  ликуй  и  вершись

В  трубных  звуках  весеннего  гимна !

Я  люблю  тебя,  жизнь

И  надеюсь,  что  это  взаимно !

(Э. Колмановский,  слова  К. Ваншенкина,  1956 г.)

Советское  искусство  тех  лет  созидало  вместе  с  нашим  народом  и,  как  признают  многие  соотечественники,  лучших  песен  и  музыки  по  большому  счету  после  еще  никто  не  написал!  Это  были  настоящие  шедевры,  достойные  поколения  Победителей,  классики  советского  музыкального  искусства,  воплощавшие  объединяющую  общество  идею  социальной  справедливости.   Помните,  как  в  1960  году   прозвучали  патетические   строчки    Юрия    Полухина:  «Родина,  тебе  я  славу  пою,  Родина,  я  верю  в  мудрость  твою.  Все  твои  дороги,  все  твои  тревоги.  Я  делю  с  тобой  земля  моя…».  Мудрые,  проникновенные  святые  философские  слова,   благодаря  которым   творческий  союз  Владимира  Матусова  и  Виталия  Копылова  в  нашем  прекрасном  городе  длился  больше  тридцати  лет,  а  человеческая  дружба – до  последних  дней  жизни ! 

 В  исполнении  дуэта  прозвучали  лучшие  песни  замечательного  советского  композитора,  блокадника,  народного  артиста  СССР,  Героя  Социалистического  Труда  Василия  Павловича   Соловьева – Седова,  который    прекрасно  знал  артистов,  поддерживал  их  творчество   как  председатель  Ленинградского  союза  композиторов   и  по  отечески  любил  как  своих  воспитанников.  Вспомним  песни:  «Город  над  вольной  Невой»  (ставшую  наряду  с  музыкой  Р.М.  Глиэра  из   балета  «Медный  всадник»   Гимном  Великому  городу),  где  дуэт  был  одним  из  первых  ее  исполнителей,  «Подмосковные  вечера»,   «Вечер  на  рейде»,  «Баллада  о  солдате»,  «Шоферская  песня»,  «Нева»,  «Вася  Крючкин»  и  многие  другие  прекрасные  мелодии.

Город  над  вольной  Невой,

Город  нашей  славы  трудовой,

Слушай,  Ленинград,  я  тебе  спою

Задушевную  песню  свою.

(«Вечерняя  песня»,  муз.  В.  Соловьева –Седова,  слова  А.  Чуркина,  1963 год)

«Вечерняя  песня»   настолько  полюбилась  ленинградцам  и  петербуржцам,  что   футбольная  команда  «Зенит»  считает  ее  своим  гимном  и    исполняет  на  стадионе  перед каждым  матчем  вместе  с  болельщиками: «Город  над  вольной  Невой,  где  болеют  за  Зенит  родной…».

 Как  не  вспомнить  в   исполнении   дуэта  Матусова  и  Копылова неповторимую  по  эмоциональному  накалу  «Песню  о  тревожной  молодости» композитора Александры  Пахмутовой,  «Березовый  сок»  Вениамина  Баснера,  «Песню  о  Кронштадте»  Давида  Прицкера,  «Прощайте  голуби»  и  «Морзянку»  Марка  Фрадкина, «Час  свидания»  Станислава  Пожлакова  и  многие  многие  другие  замечательные  песни,  которые  остаются  с  человеком !

  Надо  сказать,  что  отношения  творческих  личностей  в  50 – 60 –е  годы,  как  и  всех  советских  людей,  тогда  еще  не  поразила  «коррозия»  потребительства,  бездуховности,  цинизма  и  эгоизма,  что,  к  большому  сожалению,   произошло  позднее   в   постсоветский  период,  ускорило  культурную  деградацию   и   все  еще  продолжается  в  наши  дни. 

«Баллада  о  блокадных  мальчишках»  («Их  ночью  разбудил  сигнал  трубы  тревожный…»),  «Блокадные  ночи»,  «Комиссары»,  «Товарищи  мои»,  «Ленинградский  постовой»,  «Вот  не  везет»,  «Выборгская  сторона»  и  другие  многие  песни  из  репертуара  Владимира  Матусова  были  взяты  из  жизни,  реальных  событий,  памятных  встреч,  дружбы,  общения,  взаимопомощи  и  товарищества.  На  этих  эстрадных  песнях  возрождался  после  блокады  Город – Герой  Ленинград,  строилось  метро,   жилые  районы,  создавались  семьи,  росли  дети,  люди  с  настроением  шли  на  работу,  жили    честно  и   достойно,  совершая  свой  будничный  трудовой  подвиг,  в  результате  которого    Советская   страна   шла  вперед ! 

Не  случайно,  испытав   так  называемые   «прелести  и  достижения»  западных  либеральных  ценностей,  обманом  навязанных   советским  людям  в  90-х  годах  ХХ  века,  российское  общество сегодня,  шаг  за  шагом,  осознает  допущенные  политические  заблуждения,   ошибки  и  предательство,  драматический  распад  самой  справедливой  страны  в  мире,  сдачу  завоеванных  в  1945-м  позиций,  о  чем   многие  начинают  понимать и  все  чаще  с  глубоким  поклонением  обращаются  к    героической  советской  истории,  замечательным  традициям  и  выдающейся  русской  культуре !

Более  тридцати  лет  Владимир  Леонидович  Матусов  был  ведущим  солистом  оперы  Ленинградского  Малого  театра  оперы  и  балета  им.  Мусоргского  (ныне  Михайловского  театра).  Его  любили  и  уважали  в  коллективе, он  был  современный  человек   разбирающийся  в  музыкальном  искусстве,  а  импозантная  интеллигентная  внешность  Матусова,  жизнерадостный  голос, добрая  открытая  улыбка  привлекала  к  нему  коллег  и  поклонников,  особенно  молодых  женщин.  Великолепно  исполненные   Матусовым  классические арии  Дона   Базилио  из  «Севильского  цирюльника»  Джоаккино  Россини,   Гремина  из  оперы  «Евгений  Онегин»  П.И.  Чайковского,   ариозо  Тонио  из  оперы  «Паяцы»  Леонкавалло,  образ  Суворова  в  одноименной  опере  Василенко,  старика  Болконского  в  «Войне  и  мире»  Прокофьева,  царя  Додона  в  «Золотом  петушке»  Римского-Корсакова,  Клода  Фролло  в  «Эсмеральде»  Даргомыжского  и  еще  более  40  ведущих  партий  мирового  оперного  репертуара  прозвучало  с  высочайшим  вокалом    на  сцене  известнейшего  старейшего  театра.

 Заслуженный  артист  РСФСР   Владимир  Матусов   всегда  был  верен  и  предан  сцене  Малого  оперного  театра,  отказывался  от  предложений  переезда  в  столицу,  оставался  настоящим  ленинградцем,  гордился  медалью  «За  оборону  Ленинграда»  и  прославлял  своим  искусством  трудовой  и  ратный  подвиг   Великого  города ! 

Забота  у  нас  простая,

Забота  наша  такая:

Жила  бы  страна  родная,

И  нету  других  забот !

И  снег,  и  ветер,

И  звезд  ночной  полет,

Меня  мое  сердце

В  тревожную  даль  зовет !

(«Песня  о  тревожной  молодости», муз. А. Пахмутовой,  слова  Л. Ошанина,  1958 г.)

Геннадий   Горбунов

профессор  ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить