20 июня 2023 года на 91 году жизни скончался профессор Марк Николаевич Любомудров – русский писатель и публицист, театровед и литературный критик, историк русской культуры и государственности, педагог и общественный деятель.
Марк Николаевич Любомудров
Марк Николаевич получил в наследство фамилию, которой награждались по окончании учебы прилежные семинаристы. «Любый», то есть «любимый», и «мудрый». И он с честью, как и его предки, пронес эту ценность через всю свою жизнь, остался верным русскому народу, родному русскому языку, памяти своих достойных предков.
Он не стал священником, но твердо помнил судьбу своих предков:
«Мое мировоззрение было предопределено генетически. По счастью, мне не надо было учиться, чтобы распознать русофобию и русофоба. Всю жизнь я ощущал упертые мне в грудь кованые подошвы его сапог. Мой счет – все с того же, рокового семнадцатого. Полчища осатаневших мародеров «в пыльных шлемах» и кожаных куртках опустошили мои родовые гнезда в первые же месяцы после прихода их к власти. Это их сапоги пинали бездыханное тело моего ярославского деда-священника, расстрелянного латышско-большевистским зверьем только за то, что он был ревностным исповедником православия и до смерти остался верен своему пастырскому долгу (в 2000 г. Архиерейский собор РПЦ канонизировал его как св. новомученика). Палаческий русофобский след и на судьбе его вдовы, моей бабушки – лишенная всех прав (был и термин такой – «лишенцы»), она с лихвой познала зловещие порядки совдеповских тюремных казематов. Реквизировали все, достигнутое трудом и талантом, уморили голодом и холодом другого моего деда – петербургского.
Беспощадная русофобская дубина разбила жизнь моего отца, безвинно брошенного в сталинскую тюрьму по знаменитой 58-й статье (контрреволюционная деятельность). Выжил – чудом. По ночам не давали спать, гнали на садистски-изнурительные допросы. А вся «вина» его заключалась в том, что он был высокопорядочным и нравственно не сломленным человеком. И под пытками он не подписал ни одного из приписанных ему обвинителями измышлений. Отец рассказывал мне, как, потрясая кулаками, следователь орал: «А почему вы не аплодировали на общих собраниях, когда объявляли о смертных приговорах врагам?» (по процессам 1930-х годов).
За лакированное голенище оккупанта-русофоба совались остатки фамильных драгоценностей нашей семьи, когда моя мать несла их в торгсин, отдавая за продукты, чтобы спасти своего младенца от голодной дистрофии. Отдала ведь и свое золотое обручальное кольцо… Такова была политика, избегнуть которой не было дано русским людям».
Он не стал священником, но продолжил ниспосланное его роду предназначение – сохранение культурного кода русской нации. После школы поступил в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского и окончил с отличием искусствоведческий факультет. Работал заведующим литературной частью в Ярославском драматическом театре им. Ф. Г. Волкова. Становится членом Союза театральных деятелей России В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию «Творческий путь Ярославского драматического театра имени Ф.Г. Волкова». По возвращении в Ленинград работал в молодежной редакции Ленинградского телевидения, преподавал в культпросветучилище. на протяжении шестнадцати лет возглавлял сектор театрального искусства в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, затем три года был научным сотрудником Ленинградской консерватории. В 1989 году стал председателем Ленинградского отделения Всероссийского фонда культуры.
Напряженную работу он сочетал с литературной деятельностью. Публиковал статьи, рецензии, книги, в первую очередь, о театре, режиссерах, спектаклях. Становится членом Союза писателей России. Он писал о первом русском театре, созданном в Ярославле Федором Волковым. В серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга о Н. Симонове и Ю. Завадском. Печатал статьи о ведущих российских актерах - А. Борисове, В. Честнокове, Б. Фрейндлихе, Е. Лебедеве, А. Миронове, Ю. Родионове и др. Его перу принадлежит первый журнальный очерк-портрет будущей звезд русского театра актрисе Татьяны Дорониной. К сожалению, не опубликованным остался уникальный труд «Очерки истории русской советской режиссуры», созданный коллектив сектора театрального искусства в ЛИТМиК (1974-82, ответственный редактор М.Н. Любомудров).
Но как он писал о театре! «Противостояние: Театр, век XX: традиции – авангард». «Театр начинается с Родины».
Однажды он достаточно образно рассказал мне о том, чем отличается театр от «зрелища», истинно русский театр от авангардного, навязываемого нам Западом. Времена Эсхила, Софокла, Эврипида, Сократа и Платона канули в прошлое с началом деградации греко-римской культуры. В первые века христианской веры, возобладало «зрелище» в его таких радикальных формах, как публичные казни на аренах цирков (распятие христиан, травля их дикими зверями), гладиаторские бои. Это считалось тогда «театром». В Средние века в Европе продолжились публичные казни на площадях, но они уже были разрешены католической церковью. Даже после разрешения медикам анатомических процедур устраивались «театры» не только для студентов, но в большей степени для зевак. Надо ли удивляться неприязни отцов Русской православной церкви к подобным «зрелищам»? И надо ли удивляться той ответной ненависти, которую испражняют элиты Запада на национальные традиционные ценности народов России, да впрочем, и всего мира. Марк Николаевич называл «смердяковщиной» приемы и методы европейского модерна и постмодерна, которые отчуждают искусство от человека, а драматургия демонстрирует эксцентричные и зачастую аморальные фантазии режиссера. До революции подобные системы назывались «чужеземным навозом». Современные аналитики определяют процесс разрушая цивилизационного кода русского, других коренных народов России, как этнотерроризм».
Марк Николаевич подчеркивал, что задача искусства – служить уму и сердцу зрителя, а не его глазу и уху. Сила русского искусства (не только театра!) в его реализме, в изображении человеческого бытия в достоверности, в формах ему соприродных и соразмерных. На подмостках характеры раскрывались в системе органического перевоплощения и эмоциональной непосредственности. Этому служили открытые Станиславским законы сценического творчества – знаменитая «Система Станиславского» Аналогичные законы существуют в литературе, изобразительном и других видах искусства.
Марк Николаевич не только пишет, дискутирует, опровергает. Он действует. К примеру, создает дискуссионный театр клуба молодежи при Выборгском доме культуры (1966), из него позднее возник театр-клуб «Суббота».
И действие его со временем становится гораздо шире, охватывает не только театр, культуру и искусство. Он становится организатором и вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, профессором и действительным членом Петровской академии наук и искусств, Международной славянской академии. В 2005 году вошёл в состав Главного совета восстановленного Союза русского народа. Вошёл в научный совет Института русской цивилизации. Организовал и был руководителем издательства имени А. Суворина (1990–96), выпускавшего религиозно-патриотическую литературу.
Но эта деятельность имела лично для него отрицательные последствия. В 1980-е годы, после начала активного сотрудничества Марка Николаевича Любомудрова с журналами «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонек», его статьи о современном театре, о режиссуре (Г. Товстоногов, Вс. Мейерхольд и др.) получают громкий резонанс. Открытая национально-русская ориентация патриота вызвала критику, переросшую с началом перестройки в «оргвыводы». В 1987 Любомудров забаллотирован Ученым советом ЛГИТМиК и уволен, решение, как выяснилось, было принято по личному указанию члена Политбюро ЦК КПСС А. Яковлева. В 1989 он вынужден был уйти с очередного места работы – из Ленинградской консерватории. Тогда же он был исключен из членов ВТО. Его председатель Михаил Ульянов в газете «Советская культура» (16 апреля 1988) обвинил Любомудрова в «шовинизме», «национализме» и «нетерпимости». На преподавательскую работу Марк Николаевич смог вернуться в 1996 – стал читать лекции на юридическом факультете СПб государственного университета водных коммуникаций имени адмирала С. О. Макарова (в 2004 стал профессором кафедры основ государственного управления).
Являясь с 1984 года членом Союза писателей России, неоднократно выступал на его пленумах, избирался в руководящие органы Союза. Активно участвуя в жизни Ленинградского отделения Союза писателей России, Любомудров стал одним из инициаторов-учредителей писательской группы «Содружество» (1988), впервые в советское время сформированной (в рамках Союза писателей) по признакам «уважения к ценностям русской национальной культуры и языка». 14 ноября 1989 года на VI пленуме Союза писателей РСФСР было принято решение выделить из Ленинградской писательской организации самостоятельное региональное творческое объединение – Ленинградскую областную организацию. Так из писательской группы «Содружество» образовалось Ленинградское областное отделение Союза писателей России. До последних дней своей жизни Марк Николаевич, хотя и был жителем Санкт-Петербурга, оставался членом нашей организации.
Круг интересов М.Н. Любомудрова все более смещался от театральной проблематики в сторону истории российского государства, политологии и религии. 1998 он в качестве ответственного редактора и автора подготовил к изданию сборник политической публицистики «Русский фронт», в выпуске которого участвовали С. Бабурин, В. Илюхин, И. Фроянов, О. Платонов, митрополит Иоанн (Снычев), О. Каратаев, Н. Нарочницкая, Вл. Максимов и др. Книга преследовала цель «помочь восстановить русское историческое самосознание, возродить русскую государственность с национально мыслящей и действующей центральной властью». В предлагаемых очерках были рассмотрены насущные проблемы русской политической, общественной и культурной жизни: русофобия, геноцид русского народа и возможности противодействия им; православие и государство; криминальная суть правящего режима; зловещая роль М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина в судьбе России; кризис морали и культуры.
Марк Николаевич до последнего вздоха оставался патриотом России. Еще в 1990 году, до развала СССР, выступая на празднике «Лики России» в московской ДК «Крылья Советов», он сказал: «Россия поднимается с колен и вынимает кляп изо рта». Это расхожее теперь выражение имиджмейкеры приписали позднее Борису Ельцинy.
«Россия поднимается с колен», был уверен Марк Николаевич Любомудров. С началом специальной военной операции на Украине против коллективного Запада он увидел, что его Родина встала. А за несколько дней до своего ухода в селения праведных он мог лично увидеть, что страна поднимает свои святые знамена. 17 июня, в Петербурге, на берегу Невы были торжественно подняты на 175-метровые, самые высокие флагштоки в Европе, три огромных флага – Российской империи, СССР и современной России.
Через несколько дней флаги были приспущены. Я уверен, Россия провожала в последний путь верного своего сына и любимого патриота Марка Николаевича Любомудрова.
Члены писательской организации скорбят и выражают искренние соболезнования родным, близким и коллегам новопреставленного Господу раба Марка.
Сергей Порохов,
академик ПАНИ,
председатель Ленинградского областного отделения
Союза писателей России
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: