Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  1. Судьба крестьянского рода деда Никандра

В двадцатом веке произошли глубочайшие перемены  в жизни российского села. Они затронули всё: производство, уклад, быт и культуру, и явились следствием сначала социалистических преобразований деревни, а затем ломкой этих отношений в период реставрации капитализма в т.н. «новой России».

Попытаемся на примере большого крестьянского рода Папина Никандра Папентьевича проследить суть и характер этих перемен.

В первой половине двадцатого века деревня Студеница, где я родился, входила в Торопацкую волость Псковской губернии, а с 1935 года — в Жуковский сельский Совет Калининской области.

Наш крестьянский дом и хозяйственный двор располагались вблизи речки Студеница. Из нее брали воду для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Как и полагается, на усадьбе были хозяйственные постройки: амбар, хлев, сарай и баня. У дома рос большой куст ирги, ягодами которой мы внучата и лакомились.

В деревянном бревенчатом доме было всё, что составляло бытовую суть обычной крестьянской избы. Вдоль стены располагалась лавка. У входа в дом справа стояла деревянная кровать с соломенным матрасом, домотканым одеялом. В левой части дома располагалась большая русская печь. Она и дом обогревала, и пищу варила. В передней части дома недалеко от печи стоял большой деревянный стол со скамейками, изготовленные местными умельцами. Прост был набор посуды: несколько чугунов, чашки, ложки, кружки.

Хозяин этого крестьянского хозяйства Папин Никандр Папентьевич был  рожден в 1878 году, а его жена Аксинья —  в 1883 году. Супруги вырастили семерых детей: двух дочерей и пятерых сыновей. Четверо малышей умерли в детском возрасте.

Старший сын Арсений отделился и жил в соседней деревне. В середине тридцатых годов с женой и дочерью переехал в Ленинград, работал на одном из предприятий. Во время блокады Ленинграда семья погибла. Второй сын Степан родился в феврале 1909 года. Его жизнь была богата событиями. Удалось окончить два класса начальной школы, где научился читать и писать. В 1934 году вместе с родителями вступил в колхоз. Участвовал в советско-финской войне, был ранен в голову, потерял сознание, обморозил ноги. В результате ампутации половины ступни получил инвалидность. Возвратился из госпиталя летом 1940 года. Молодого колхозника не оставили без дела, назначили кладовщиком.

Началась Великая Отечественная война. В начале сентября 1941 года по дороге, расположенной на территории колхоза, непрерывно передвигались немецкие войска, техника. В это же время колхозники продолжали работать на молотилке. Зерно в амбаре принимал кладовщик Степан Никандрович, а затем раздавал членам колхоза. Потом немецкие войска отобрали у колхозников все до нитки.

После освобождения от немецких оккупантов в начале 1942 года он избирается председателем сельхозартели «Ново-Покровское». Руководимое им хозяйство успешно справлялось с поставками государству продукции животноводства и земледелия, с различными работами по оказанию помощи военным Северо-Западного фронта. О нем писала местная пресса. Почти десять лет Степан Никандрович успешно руководил колхозом.

Все последующие годы до пенсии он был молоковозом, сначала на подводе, а потом грузчиком на автомобиле. Степан Никандрович с Матреной Андреевной воспитали четверых детей. Старший Василий закончил Торопецкое педагогическое училище, Ленинградский университет и трудился сначала педагогом, а затем до пенсии — комсомольским, партийным и вузовским работником. Дочь работала на Ленинградском заводе «Пищевик». Вторая дочь сначала работала бухгалтером в совхозе, вышла замуж в Ленинграде, закончила работу уже военнослужащей. Младший сын, после окончания Андреапольской средней школы поступил в Ленинградский ветеринарный институт, на первом курсе тяжело заболел и умер.

Третий сын  Никандра Папентьевича Михаил, родился в 1910 году, также был членом колхоза. Был призван в армию. Вместе с двумя земляками попал в окружение. Пробирались они домой тогда, когда район был еще в оккупации. После освобождения села снова был призван на фронт. Участвовал в боях под Сталинградом. В один из моментов вместе с группой солдат был окружен немцами. Всех их фашисты выставили в ряд и расстреляли из автоматов. Вместе со всеми упал и Михаил, хотя пуля его не задела. Ночью выбрался к своим. Возвратился с фронта в июне 1946 года. В семье Михаила было двое детей. Дочь закончила педагогическое училище и работала в детском саду. У нее не было детей. Сын трудился шофером в Андреапольских электросетях. Воспитал он сына Юрия, рано ушедшего из жизни из-за пристрастия к алкоголю. Род Михаила оказался выморочным.

Четвертой в 1918 году родилась дочь Татьяна. Вышла она замуж за жителя деревни Абаконово Анисима. Построили они в деревне Рытое Лядо домик, где родилось два сына: Геннадий и Виктор. Анисим ушел на фронт по партийной мобилизации и не вернулся с фронта. Нелегко было растить сыновей. Но дети получили семилетнее образование. Геннадий окончил заочно Ржевский сельхозтехникум, работал председателем колхоза, сотрудником Сельхозтехники. Другой сын Витя трудился трактористом в Саратовской области. Судьба не известна. После окончания войны Татьяна родила дочь, живущую и сегодня. С селом сегодня связана лишь она —  пенсионерка.

Пятый сын Фрол родился в 1924 году. После школы он окончил курсы и стал работать трактористом в Ленинской МТС. Вместе с коллегами он перегнал свой трактор в Теблешский район, который не оккупировали фашисты. Теблешским  райвоенкоматом был мобилизован в Красную Армию. Защищал ленинградское небо от фашистских стервятников. Обороняя мост, он сбил «Мессершмидт» и был награжден орденом Красной Звезды. Воевал Фрол и на Дальнем Востоке. Из армии вернулся в 1947 году в родную деревню к отцу и матери.

Вскоре он возглавил колхоз «Ново-Покровская», преобразованный позднее в совхоз «Жуковский». Хозяйство было одним из лучших в районе. В ноябре 1980 года умер. Двоих сыновей вырастил Фрол Никандрович. Внук от первого сына живет в Андреаполе. Сын и дочь от второго сына живут и работают в Санкт-Петербурге. С селом у этой семьи нет связей.

Шестой сын Георгий (Егор) В июне 1942 года был направлен в школу ФЗО в Сибири. Работал на военном заводе, был передовиком производства. Из Кемерово Георгий переехал в Ленинград и до пенсии работал на металлическом заводе. Двое детей и внуки живут и работают в городе на Неве.

Дочь Анна родилась в 1930 году. Подростком во время войны работала в колхозе. Весь трудовой стаж она заработала на совхозной ферме, работая дояркой. Единственная дочь трудилась сначала в совхозной бухгалтерии, а затем связала свою жизнь, как и многие члены моего рода, с Ленинградом.

Итак, мы проследили изменение в социальном статусе и сфере труда членов большого крестьянского рода Папина Никандра Папентьевича с начала прошлого века до наших дней.

После Октябрьской революции в распоряжении советской власти оказались большие трудовые ресурсы русской деревни. Выросшие в больших семьях крестьянские дети с ранних лет вовлекались в посильную работу по хозяйству в доме, в поле, на лугу и др. В труде воспитывалась воля, характер, дисциплинированность, взаимоподдержка и другие прекрасные человеческие качества.

Стране требовались рабочие руки. Были открыты дороги к образованию. Крестьяне получили свободу. Сыновья и дочери деда Никандра, исключая Георгия и Арсения, прожили в родном краю до конца дней своих. Изменения произошли в поколении внуков и внучек дедушки Никандра. Одни учились в учебных заведениях, другие были призваны государством в школы фабрично-заводского обучения. Они трудились в науке и образовании, промышленности, транспорте и связи.

Демографическая картина рода Папиных противоречива. Семьи трех детей Никандра оказались выморочными. Наследников могло быть гораздо больше. Каковы же причины этой родовой демографической катастрофы?

Огромный урон русской деревне принесла Великая Отечественная война и полуголодное послевоенное восстановление. Жители деревни давали фронту больше чем могли: поставки зерна, фуража, картофеля, животноводческой продукции, мобилизация рабочей силы на заготовку дров, расчистку от снега автомобильных и железно-дорожных путей и др. Все было не для себя, а для фронта и для победы.

Уменьшалась и численность семей. Четверо детей в одной семье, трое в двух, двое – в одной, один ребенок в двух. Эта картина была характерна для русской части страны.

Семьи, о которых идет речь, проживали в нечерноземной зоне РСФСР. Здесь заниматься сельским хозяйством экономически труднее, чем в южных районах страны. Экономические меры, принятые после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии сельского производства, положительно повлияли на условия труда и жизни сельских тружеников. Но и этого было недостаточно. В 70-х годах появился новый документ о помощи селу в Нечерноземной зоне РСФСР. Вскоре началась, напоминающая контрреволюцию, горбачёвщина. Все планы развития остались на бумаге.

           Каков эпилог всего этого?.. На территории Студеницы и близлежащих бывших сел – пустыня. Нет школы, магазина, клуба и медпункта! Земля роздана по паям. Поля заросли лесом! Уничтожено все поголовье скота. Безнадега, да и только!

          Папин Василий Степанович, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Тверского отделения Коммунистической партии Российской Федерации, профессор, кандидат исторических наук.

                                               18 февраля – 17 апреля, 05 июля 2023 г., город Тверь

  

 2. Советская судьба внука деда Никандра — Василия ПАПИНА

Я появился на свет 4 августа 1935 года в деревне Студеница Ленинского, ныне Андреапольского района Калининской области, в семье колхозников  Папина  Степана Никандровича и Папиной Матрены (звали ее все Монефой) Андреевны. Мои первые  пятнадцать лет жизни прошли в родительском доме. В эти годы сформировались основные черты характера и стиля  поведения. Сильное воздействие оказал сельский образ жизни со всеми его прелестями и трудностями, вызванными Великой Отечественной войной и послевоенным временем. Мощным воспитателем был труд вместе со взрослыми в домашнем хозяйстве и на колхозном поле.

        Первое приобщение к труду произошло в 1942 году в возрасте 7 лет – я стал пасти домашний скот нашей деревни. Потом была вывозка навоза на колхозные поля, подвозка сена к колхозным сараям, вождение быков при  вспашке земли и др. Постоянно приходилось помогать  родителям в хозяйственных работах в личном  подсобном хозяйстве: копке картофеля, сборе  травы для  домашних  животных, вскапывание огорода.

 Трудно переоценить те негативные последствия, которые  причинила  взрослым и  детям фашистская Германия. На оккупированной территории я прожил около  пяти месяцев. Гитлеровцы выгнали нас из дома, пришлось жить в осенние холода в сенном сарае, из-за чего начались простудные  заболевания. Мы были обречены на голодную смерть, выжили чудом. Оккупанты перестреляли всех наших кур, забрали свинью, теленка. Питались хлебом  с различными примесями, мороженным  картофелем, мясом из найденных убитых лошадей. С пищей всю  войну и послевоенные годы было очень трудно. Были лесные ягоды, но не было фруктов.

      Первого сентября 1943 года началась моя учеба  в первом классе Антановской начальной  школы. Школа находилась в трех километрах от нашей деревни. Ходили мы туда пешком в любую погоду. Школа  была однокомплектной, в одном  помещении занималось  два  класса. Учительница давала задание и  уходила  в другие  классы. Нам приходилось больше  времени заниматься самостоятельно, что потом пригодилось в учебе.

         В перемену  Мария  Карповна занимала нас различными играми. Весной у здания школы играли в лапту. Навсегда запомнилась трагическая и героическая  судьба Павлика Морозова, о которой мы  узнали  из  книги, прочитанной для всего  класса  учительницей.

         Весной 1947 года успешно  выдержал  выпускные экзамены и перешел  в следующий  класс. Хоть родителям было трудно в материальном отношении: в семье росло четверо детей, но они направили меня продолжать  обучение.

       Быстро пролетели три года в Андроновской семилетней школе, расположенной  в девяти километрах от  дома. Преподаватели дали нам глубокие знания по всем предметам. Занимались все ученики  прилежно. Виноградова Лида и я (в классе училось всего 7 учащихся) закончили школу с похвальной  грамотой и получили право поступать  в любой техникум без вступительных экзаменов.

Радостным событием для нас стало  вступление в Ленинский комсомол. Это произошло 25 марта 1950 года. Хорошо помню этот солнечный морозный весенний день. Кругом лежали  заснеженные поля. По  дороге пешком прошел 20 километров до поселка Андреаполь, где вечером на бюро  райкома был принят в комсомол. Через семь лет в этом райкоме уже я принимал  юношей и девушек в комсомол.

        После недолгих колебаний с 1 сентября 1950 года начал заниматься в Торопецком педагогическом училище. Здесь обучались педагогической профессии дети войны из разных мест. Преподавали нам опытные высокообразованные педагоги. Своими знаниями и умениями они обеспечили глубокое усвоение учебных  предметов. Нет фактов профессиональной  непригодности  наших  выпускников. В моем приложении к диплому были  обозначены одни хорошие и отличные оценки.

Я получил достойную подготовку к своей будущей профессии. В училище занимался лыжным спортом  и легкой атлетикой, выступал на городских и областных соревнованиях. С удовольствием пел в училищном хоре, был солистом. Очень много  дали  мне для будущей профессии занятия в драматическом кружке в районном доме  культуры под руководством Заслуженной артистки Киргизской СССР Р. П. Римской. Был членом  комитета  комсомола училища, председателем ДСО «Искра» В училище я получил хорошую подготовку к будущей профессии.

   Полный энергии и знаний  прибыл в августе 1954 г. в Андроновскую семилетнюю школу, чтобы преподавать там географию и физическую культуру. Провел несколько  уроков и сразу был призван в ряды Советской армии. В вагоне–теплушке проехал весь Советский Союз до Приморского края. Здесь в гарнизоне у села Киевка до ноября 1956 года проходила  моя  служба в должности командира  отделения бронетранспортеров саперной роты стрелкового полка. Был награждён знаком «Отличный  шофер». Возглавлял  ротную  комсомольскую организацию. В армии занимался классической  борьбой. Армия, хоть и трудная, но хорошая школа жизни. В ту пору у нас отсутствовала «дедовщина».

      Демобилизовался в декабре 1956 года, в запасе «дослужился» до старшего лейтенанта.

 Мест в школе не оказалось, стал трудиться инструктором  РК  ВЛКСМ по    Ленинской зоне  МТС. Через  год эту должность упразднили, стал инструктором райкома  комсомола. В июле 1959 года  был  избран вторым секретарем райкома комсомола, в сентябре того же года — первым.

     Работа с молодежью  интересная, творческая: организация социалистического соревнования, вечеров отдыха, дискуссий  на комсомольских собраниях, лекций, других мероприятий, расширяющих политический и культурный кругозор молодежи. Запомнилась туристическая поездка  на Шестой Всемирный  фестиваль  молодежи и студентов в Москве.

Судьба моя сильно изменилась, когда я 2 января 1960 года стал руководителем лекторской группы  Калининского обкома ВЛКСМ и переехал в областной город Калинин. В процессе работы удалось подобрать хороших внештатных лекторов, издать ряд материалов в помощь  лекторам. Сам часто выступал с лекциями перед  молодежью.

25 марта 1961 года на комсомольской конференции Калининского государственного медицинского института был избран секретарем  комитета комсомола КГМИ. Комитет комсомола получил  права райкома  комсомола. В него были избраны авторитетные инициативные и  очень  активные  студенты. Комитету комсомола удалось поднять роль комсомольцев в учебной, воспитательной и культурно-массовой  работе. Комсомольская  организация стала победителем в социалистическом  соревновании и была награждена переходящим Красным знаменем обкома ВЛКСМ.

Первого  апреля 1964 года  был переведен на партийную работу: семь месяцев проработал заведующим партийным кабинетом парткома Калининской швейной  фабрики. В ноябре 1964 года был переведен в аппарат Пролетарского райкома КПСС на должность заместителя заведующего отделом, заведующим  парткабинетом. С интересом и энергично занялся налаживанием политического просвещения  коммунистов, стремясь преодолевать  формализм  и начётничество. В октябре 1966 года был утвержден лектором  Калининского обкома КПСС, в январе 1972 года стал руководителем  лекторской группы  Калининского обкома КПСС.           

Трудился в этих должностях до 1 сентября 1980 года. В мои обязанности входило чтение  лекций партийному и советскому  активу, пропагандистам, лекторам, жителям области по  проблемам  внешней и внутренней  политики  Коммунистической партии и советского государства. Лекторская групп работала в тесном контакте  с Калининской областной организацией общества «Знание». Был делегатом областных конференций Всесоюзного  общества «Знание».

          С 1 сентября 1980 года  по ноябрь 1987 работал старшим преподавателем, доцентом кафедры научного коммунизма Калининского политехнического института. Овладел в совершенстве курсом лекций по предмету, спецкурсу «Внешняя политика КПСС и советского государства». За семь лет работы не было ни одного  провала на  госэкзаменах по научному коммунизму. В Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова прошел полугодовую стажировку.

 С ноября 1987 по декабрь 2004 года заведовал кафедрой  общественных наук, преобразованную затем в кафедру теории и  методов  преподавания общественных наук, Калининского областного института  усовершенствования  учителей. В этом же  институте с января 2005 по первое апреля 2009 года работал доцентом  кафедры теории и методов  воспитания. Проработал  здесь более 21 года. Параллельно трудился в филиалах Московского независимого эколого-политологического университета. Завершил преподавательскую деятельность в апреле 2009 года.

          Назову  лишь некоторые значимые дела, сделанные  кафедрой.

    1. Кафедра  обеспечила теоретическую и методическую основу изучения нового обществоведческого учебного  предмета в школах области « Человек  и общество».

  2. Кафедра обеспечивала теоретическое  и  методическое  сопровождение внедрения в 5-9 классах регионального компонента  «Граждановедения».

  3. Под руководством сотрудников  кафедры с 2000  года в школах области разрабатывались социальные  проекты и проводились областные конкурсы.

 4. Олимпиады школьников  по основам государства и права, основам экономических  знаний. Это  те  новации, которые  осуществляла  кафедра.

    По своим  предметам  кафедра  обеспечивала учебный процесс не  только в Твери, но и в городах и районах  области. 

      В 1995 году  в Праге участвовал в работе Международного конгресса  по граждановедению, в научно-практических конференциях по теории и практике гражданского  образования в Москве, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Самаре,  Попрад /Словакия/. Почти ежегодно занимался на семинарах по граждановедению  в Адлере. Мой вклад в становлении и развитии гражданского  образования в области отмечен присвоением Всероссийским научным  центром «Гражданин»  почетного звания «Ветеран граждановедения», участием в парламентских слушаниях по гражданскому  образованию. Работа в ИУУ отмечена многими  благодарностями департамента образования, администрации института.  

  Органической частью моей жизни была учеба и научно-исследовательская  работа. В 1963 году  28 лет отроду закончил Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени государственный  университет по специальности историк. Дипломную работу по  теме «Аграрные преобразования в Тверской  губернии. 1917-1918 гг.» защитил на «отлично», был  рекомендован в аспирантуру.

В 1969 году защитил  кандидатскую  диссертацию на тему «Калининская областная партийная организация в годы  Великой Отечественной  войны». Подготовил докторскую диссертацию, депонировал в ИНИОН монографию по теме диссертации, опубликовал брошюру в 3,5 печатных листа «Организационно-партийная работа в годы Отечественной войны» в издательстве «Знание».

 Автор статей об участии калининцев  в Великой  Отечественной войне в книге  «Тверская  область. Энциклопедический  словарь», о трудовых подвигах калининских комсомольцев в Великой Отечественной войне в книге «Заре навстречу», о политической работе в тылу врага  глава в монографии «Народная война в тылу  врага».

 В 2005 году вышла книга «Калининская область в Великой Отечественной  войне», позднее в соавторстве с Г.П. Асинкритовым «Калининский  трудовой фронт в Великой  Отечественной  войне».

 Положительные отзывы встретил сборник о выпускниках Торопецкого  педагогического училища «Сердце  отданное  детям».

 Участвуя в проекте областного Совета ветеранов  войны, труда и  правоохранительных органов, опубликовал материалы о Героях Социалистического Труда в  книгах «Трудовая слава Верхневолжья», «Герои  Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена Трудовой  Славы Тверской  области».

  Подводя итоги минувшей работы, используя новые  материалы, к 70-летию Победы  издал монографию «Калининская трудовая Слава в Великой  Отечественной  войне».

 Один из составителей и авторов сборника документов о боевом и трудовом подвиге калининцев в годы Великой Отечественной войны «Страницы народного подвига», составитель одного раздела сборника документов «Юность Верхневолжья».

 В научных, научно-популярных изданиях опубликовано более  80 научных  статей.

 Опубликовано много статей в газетах «Калининская правда»-«Тверская  жизнь», «Смена», «Андреапольские вести», в приложении к «Учительской газете» - «Граждановедение».

 Участвовал и организовывал научные и научно-практические  конференции.

 Всегда принимал участие в общественной работе. Трудно перечесть все общественные поручения выполненные мной. Вот лишь некоторые: секретарь комсомольских и партийных организаций, член правления и Президиума областной организации  общества «Знание», член правления Всероссийской организации «За гражданское образование», член совета по правам человека при  губернаторе области, ректор университета «третьего» возраста при городском Совете ветеранов  и др.

 Награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения  Владимира Ильича Ленина», «Ветеран  труда», нагрудным знаком  «Отличник народного просвещения». Награждался многочисленными  Почетными  грамотами, в частности, Министерства образования России, губернатора области, департамента образования, правлений Всероссийского и областного общества «Знание».

Женат, жена  Ирма Владимировна Папина (Сухова) — врач. В июле 2021 года  мы отметили 60-летие совместной жизни. Она подарила мне дочь Майю и сына Владимира. А те, в свою очередь, родили мне троих внуков и двух очаровательных правнуков.

Данный материал написан на основе моей книги воспоминаний «От босоногого пастушка до профессора», которая была издана в Твери в 2020 году.

Такова советская судьба, а также научная и писательская биография одного из внуков деда Никандра — рождённого до революции в истоке Западной Двины, на Центральной русской равнине и положившего начало роду Папиных, который не посрамил ни свою фамилию, ни свою Родину.

Город Тверь, декабрь 2022, последняя редакция  5 июля 2023 года                                        

Папин Василий Степанович, кандидат исторических наук, профессор.

Папин Василий Степанович, кандидат исторических наук, профессор.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить