Ленинградскому - петербургскому композитору Александру Наумовичу Колкеру 28 июля 2023 года исполнилось 90 лет со дня рождения. Он длительное время болел после вооруженного нападения в подъезде. Через три дня композитора не стало… Человек эпоха, труженик, известный петербуржец, блокадник, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Премии Ленинского Комсомола, один из последних настоящих звезд в музыкальной жизни Ленинграда и Советской России 60 – 80-х годов ХХ века.
Александр Колкер написал более 100 песен – шлягеров, которые пели известнейшие исполнители Ленинграда и Москвы : Нонна Суханова, Лидия Клемент, Гелена Великанова, Майя Кристаллинская, Эдита Пьеха, Станислав Пожлаков, Анна Герман, Валентина Толкунова, Андрей Миронов, Людмила Сенчина, Ирина Понаровская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Виктор Кривонос и многие другие. Но больше всех, песни композитора на ленинградской, московской, всесоюзной и зарубежной эстраде пела его любимая супруга, как и он - ленинградка, блокадница, красавица и интеллигентнейшая женщина народная артистка России Мария Леонидовна Пахоменко. Это была замечательная элегантная пара больших творческих личностей музыкального Ленинграда, оставшихся преданными до конца жизни Великому городу!
С песней композитора «Чудо кони» (на стихи поэта Кима Рыжова о русской зиме и бескрайней России) молодая блистательная, одухотворенная русская певица со светлорусой длинной косой и мелодичным голосом Мария Пахоменко, впервые в Советском Союзе в 1971 году на международном фестивале «Золотой Орфей» в Бургасе (Болгария) завоевала «Гран-при» (второй после нее только через 7 лет это звание получила Пугачева А.Б.):
Эх поля, поля бескрайние, безбрежные, снежные.
Эх зима, зима, сверкают елки синие, да, да, да синие.
Запрягу коней во збрую-серебряночку, в саночки.
А им лишь только свистни в чистом поле
Чудо кони, кони, кони, кони, кони…
Эх стрелой, стрелой,
Залетные родимые вымахнем,
Ах с подков летят
Серебряные высверки, искорки,
Ах с души летят
Печали позапрошлые, ложные
И никакие беды не догонят,
Чудо кони, кони, кони, кони…
Исполненная Марией Пахоменко на одном дыхании, песня приковала внимание членов жюри фестиваля, европейских деятелей эстрады, громко заявила о советской музыкальной культуре и высоком вокальном уровне певицы.
Но намного ранее, в 1964 году Колкер вместе с другом поэтом Кимом Рыжовым в поездке с концертами по Карелии в доме композиторов в местечке Кирьявалахти близ города Сортавала написал самую известную свою песню, шедевр «Карелия», которую вдохновенно спела по Ленинградскому, а затем по Всесоюзному радио и Центральному телевидению молодая ленинградская певица блокадница выпускница Архитектурно-строительного института Лидия Клемент и сразу стала кумиром публики, ее запомнили и полюбили:
В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несравненные эти края !
Из книги Эмиля Яснеца «Александр Колкер»: «Стояли белые ночи русского Севера. Огромные валуны, поросшие мхами, нависали вдоль берега над густой малахитовой гладью озера, слабо светясь крутыми каменными лбами…Первозданная красота поразила воображение всех участников группы… Ким Рыжов ушел на берег, к воде, покурил там всласть и вернулся с урожаем». Листок был исписан строчками:
Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять –
То ли небо в озера упало,
И не понять –
То ли озеро в небе плывет!
Колкер прослушал стихи до конца, помолчал и, подхватив аккордеон, заперся в ванной. Позднее он вспоминал : «Какая – то искра словно бы прожгла сердце. Я не знаю, сколько прошло времени – десять минут или сорок. Я как-будто уже знал эту музыку. И слышал…» Первое публичное исполнение песни прошло через несколько дней в Зеленом театре Петрозаводска. Композитору шел 31 год.
Через 45 лет, в 2009 году Правительство Республики Карелия, за успехи в развитии отечественной музыкальной культуры, большой вклад в песенное творчество и в благодарность за неповторимую песню о Республике, приняло решение о присвоении Александру Колкеру звания «Почетный Гражданин Республики Карелия».
Вся жизнь композитора, его творчество и музыка почти 90 лет были связаны с Ленинградом – Петербургом, Петроградской стороной и Посадским округом: довоенная коммунальная квартира, музыкальная школа, учеба в ЛЭТИ, первые выступления в ДК им. Ленсовета, скромная свадьба с Марией Пахоменко на квартире его родителей на ул. Проф. Попова, и более 50 лет жизни в доме на наб. Черной речки. Не случайно, одну из своих первых песен композитор назвал: «Парень с Петроградской стороны…»
С пятилетнего возраста Саша Колкер по инициативе мамы еще с довоенных лет учился в Музыкальной школе на Каменноостровском проспекте, дом 5 (ныне музыкальная школа им. А.П. Петрова) по классу скрипки у известного педагога профессора Александра Давыдовича Печникова. Благодаря своему педагогу, молодой Саша познал труднейшие азы скрипичного искусства и настоящую музыкальную культуру, которые помогли ему в 60-х годах стать талантливым композитором – песенником, мелодистом, членом Союза советских композиторов и его ленинградской организации, даже без окончания консерватории, получить безоговорочное признание выдающихся музыкантов того времени народных артистов СССР дирижеров Мравинского Е.А., Кондрашина К.П., Горковенко С.К., Бадхена А.С., композиторов Шостаковича Д.Д., Хренникова Т.Н., Соловьева – Седого В.П., Петрова А.П., Пахмутовой А.Н., Гаврилина В.А., Колмановского Э.С., Александрова Б.В., Силантьева Ю.В., Дзержинского И.И., музыканта Ростроповича М.Л., эстрадного артиста Утесова Л.О., диктора блокадного радио Петровой М.Г., выдающихся певиц Образцовой Е.В., Шульженко К.И., Зыкиной Л.Г., главных режиссеров Товстоногова Г.А., Акимова Н.П., Владимирова И.П., Агамирзяна Р.С., Воробьева В.Е., артистов Трофимова Н.Н.. Ивченко В.М., Соломина В.М., поэтов Михалкова С.В., Симонова К.М., режиссеров Белинского А.А., Масленникова И.Ф., Трегубовича В.И., писателя Гранина Д.А. и многих, многих других известных творческих личностей. Но все-таки главным была любовь и признание народа !
О блокадном и военном детстве Александр Колкер вспоминал так: «Смерть моих сверстников от голода, холода и болезней. Это раннее, не по годам повзросление. Это военные песни – искренние, мелодичные и печальные. Услышав впервые «Землянку» и «Темную ночь», я повторял их сотни раз, молча, про себя, чтобы никто не слышал. «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…». А дальше не могу. Реву…».
«Туман» - песня написанная А.Н. Колкером в содружестве с поэтом К.И. Рыжовым о буднях фронтовой авиации в годы войны, впервые прозвучала в исполнении Станислава Пожлакова в кинофильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967год), ее также пели Эдуард Хиль, Виктор Вуячич, ВИА «Самоцветы», Егор Летов, Максим Леонидов, Евгений Дятлов.
Туман, туман окутал землю вновь
Далеко, далеко за туманами любовь.
Долго нас невестам ждать с чужедальной стороны.
Мы не все вернемся из полета.
Воздушные рабочие войны…
Скромную девушку Машу Пахоменко с косой, выступавшую в художественной самодеятельности ДК Промкооперации на Петроградке (ныне ДК им. Ленсовета) в 50-е годы, нашел, увидел, поддержал и привел на большую эстраду, помог завоевать популярность и победу на международных конкурсах, получить высокое звание, признание страны и стать его супругой - был Колкер. По его воспоминаниям, он ухватился и счастливо держался за великоленную косу супруги всю жизнь.
Качает, качает, качает
Задира ветер фонари над головой.
Шагает, шагает, шагает
Веселый парень по весенней мостовой,
Листает, листает, листает,
Учебник физики листает на ходу,
Не знает, не знает, не знает,
Что каждым утром я вслед за ним иду.
(А. Колкер, стихи Л. Куклина, «Качает, качает, качает…», 1965 г.)
В Ленинграде 60 -80 годов, несмотря на строгости художественных советов, сложилась доброжелательная обстановка в сфере культуры и искусства, помощь властей и безграничная любовь зрителей, благодаря которым мы гордились нашими мастерами театральной сцены, классической музыки и эстрады. Надо признать, что в те годы, когда по всем направлениям социально-экономической жизни, Ленинград напряженно соревновался с Москвой, хотя силы были не равными в условиях дефицита товаров и бюджетных средств, Питер стойко держал позиции, не уступал столице и деятели культуры массово не «бежали» в первопрестольную за лучшей жизнью, оставаясь c любимым городом!
Во многом потому, что постоянное внимание и всевозможную заботу им оказывали Исполком Ленсовета (Зайков Л.Н.), Обком КПСС и его отдел культуры (Захаров В.Г., Мальков А.Ф., Пахомова Г.С., Барабанщиков Г.С.), Ленконцерт (Коркин Г.М., Садовников К.П.), комсомол (Пылин В.В., Тупикин А.П., Ковалевский Д.Ф., Ефимов А.С., Мазнин Е.В., Вахричев В.В.), Ленинградский Союз композиторов, который возглавляли народные артисты СССР В.П. Соловьев – Седой (с которым много лет дружил Колкер) и А.П. Петров, а главной поддержкой были духовные традиции, культура и жители Города - Героя Ленинграда!
И многим критиканам того времени не надо «кривить душой». Жизнь была строгая, сложная, часто противоречивая, но все-таки интересная, искренняя, нравственная и открытая… В наши дни, мы это все более и более ценим и понимаем !
Я горжусь таким уделом,
Что с тобой судьбу делю,
Я тебе, Россия, делом
Докажу любовь свою!
(А. Колкер, стихи К. Рыжова, «Моя Россия», 1973 г.)
В своих интервью после начала 90-х годов, композитор, как и многие соотечественники, подчеркивал, что советская песенная эстрада с мелодичным напевом, проникновенными стихами, обращенными к русской советской культуре, соборным, коллективистским отношениям, подвигу Советского народа в Великой Отечественной войне, дружбе, товариществу и взаимопомощи, воспитывали поколения трудолюбивых, образованных интеллигентных людей - защитников Родины.
Сегодня праздник у девчат,
Сегодня будут танцы.
И щеки девушек горят,
С утра горят румянцем.
Пришли девчонки,
Стоят в сторонке,
Платочки в руках теребят,
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят.
(А. Колкер, стихи К. Рыжова, «Стоят девчонки», 1966 г.)
С приходом т.н. западной неолиберальной культуры в жизнь Российского общества, с заглушающим барабанным грохотом вместо музыки и зашкаливающими по громкости децибелами без мелодии, текста и смыслового содержания, понизили культурно-нравственный уровень развития современной молодежи, утратили национальные духовные ценности в угоду индивидуализму, потребительству, социальному пофигизму и массовой субкультурной «тусовке».
Песни советской страны рождала жизнь первооткрывателей, строителей нового общества, где справедливость, труд и товарищество стояли на первом месте, формировали скромное публичное поведение, добрые отношения и светлые чувства людей о чести, совести, дружбе и любви несмотря ни на что…
Кораблям не спится в порту,
Им снятся моря, им снятся ветра,
И, как человек, тоскует корабль,
И гудят гудки: «пора, пора…»
Опять стою на краешке земли,
Опять плывут куда-то корабли,
Опять несет по свету лесовоз
Дурман тайги и белый смех берез.
(А. Колкер, стихи И. Кашежевой, «Опять плывут куда-то корабли», 1966 г.)
С уходом музыканта, завершилось многолетнее творческое содружество трех известных жителей петроградской стороны, прославивших в ХХ веке нашу страну, город на Неве и Карелию : поэта Кима Рыжова, певицы Марии Пахоменко и композитора Александра Колкера.
Написанная ими во времена молодости песня - как вершина народного признания, стала неофициальным гимном Республики Карелия. В Петрозаводске, перед отправлением фирменного поезда на Москву, звучит протяжная и глубокая «Карелия», каждый раз восхищая слушателей, трогая человеческие струны души искренностью, мелодичностью и неповторимым питерским лиризмом. И люди не сдерживают слез расставания, хотя знают мелодию чуть ли не всю жизнь…
Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер …
(Александр Колкер, слова Кима Рыжова, «Карелия», 1964 год)
Геннадий Горбунов
профессор ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: