В День психолога 22 ноября этого года «Санкт-Петербургский дневник» сообщил нам о том, что потребность в психологах за 2023 год в нашем городе выросла на 52% , а во всей России на 43%, как рассчитали аналитики рынка труда. Причем на одну вакансию претендуют до 40 человек и зарплата психологов за год в среднем увеличилась в пять раз. Впрочем она и ныне достаточно скромна, но в Петербурге, конечно, больше, чем в провинции, у нас психологи могут заработать где-то от 35 до 65 тысяч. Понятно, что существуют и отдельные частные клиники с более высокими расценками.
Почему так вырос спрос на психологов? Точнее, всё-таки, называть их психотерапевтами, потому что есть много и других специализаций (психологи социальные, политические, экономические, инженерные, юридические, военные, спортивные и т. д.). Неслучайно журналист Антон Качалов приводит, в связи с резким увеличением потребности в психологах, данные опроса, в котором 40% петербуржцев по 5-балльной шкале оценивают своё эмоциональное состояние на единицу и двойку, а 29% на тройку. Таким образом получается, что хорошо себя чувствуют только 31% наших горожан.
Позволю себе как психологу с солидным стажем и разнообразным опытом, начинавшим свою деятельность ещё в советскую эпоху, высказать некоторые соображения по поводу этого психологического бума. Во-первых, очевидно, что последние годы со всемирной эпидемией таинственного и коварного, смертельного «короновируса» оказали очень сильное влияние на психическое состояние граждан России, в том числе петербуржцев. Во-вторых, уже почти два года идет трагическая, кровопролитная, по сути гражданская война между, не так давно братскими, российским и украинским народами. К тому же, ещё до этой войны восемь лет продолжались агрессия и притеснение русских людей в Новороссии. В-третьих, блокада всевозможными санкциями против России и военной помощью нашим врагам, осуществляемых США и Европой, а также нашими бывшими восточноевропейскими странами-союзниками. Одновременно постоянно вспыхивающие локальные военные столкновения, то в Нагорном Карабахе, то в Израиле и Палестине, где так или иначе находятся наши бывшие советские и российские граждане, или даже внезапный мятеж частной армии под водительством Пригожина. В-четвертых, все эти экстремальные события, вплоть до того, что вражеские снаряды и безпилотники долетают до Курской, Белогородской, Московской областей и даже нашей столицы, привели к явному и неявному расколу в российском обществе, когда российские люди снова, как в далеком прошлом делятся на неких своеобразных «красных» и «белых», патриотов-«почвенников» и либералов-западников, а идеологические противоречия возникают даже среди друзей и в семьях. В-пятых, все эти реалии усугубляются современными СМИ и искусством, особенно телевидением и интернет-источниками. В-шестых, указы президента и стратегия национальной безопасности, призывающие к возрождению и преобладанию духовной, традиционной и идентичной российской, русской культуры игнорируются чиновниками от культуры. На государственных ТВ каналах, в кинотеатрах, на интернет-площадках царят американские и российские (!) криминальные фильмы с персонажами-маньяками и бандитами, насыщенные сценами насилия и садизма, запугивающие зрителей и порождающие негативное подражание среди детей и подростков, в частности ужасные случаи расстрелов соучеников и педагогов в наших школах. В музыкальной сфере господствуют всевозможные конкурсы, сделанные по образцам западного вульгарного шоу-бизнеса. Всё разрастающаяся в пространстве и времени реклама опять же делается по стандартам западного общества потребления и уже более тридцати лет воспевает и фетишизирует деньги и алчность, порождая несправедливость, аморализм и зависть, переформатируя российский духовно-нравственный менталитет. Российские СМИ, массовая культура и искусство находятся в глубоком кризисе и потере национальной идентичности.
Поэтому чего же удивляться неблагополучию с самочувствием и эмоционально-психическими недугами у большинства петербужцев. Но это ещё не все негативные факторы роста спроса на психологов. Дело в том, что многие современные российские психологи и психотерапевты не являются поборниками отечественной духовно-нравственной идеологии и психологической науки. Ныне большинство из них, тем более молодых, выросших в условиях доморощенного прозападного капитализма и бизнеса, работают в русле западных школ и методов, того же осовремененного фрейдистского и юнгианского психоанализа. А значит возможна идейная и социально-психологическая несовместимость пациента и психолога. Но, конечно, есть и другие психологи, в том числе приверженцы православной психологии и психотерапии. Приведу пример несовместимости и самих психологов. Не так давно в «Психологической газете» была опубликована статья известной православной писательницы и психолога И. Медведевой, которая высказала критическое замечание в адрес неадекватной работы российских психологов западной школы. И тут же последовал очень грубый и оскорбительный комментарий некогда нашего соотечественника, получившего научную степень в США и ныне проживающего в Германии В. Кагана , который при этом ссылался на мнение философа И. Кона многолетней давности. Так что обращающимся к психологам следует ещё учитывать и их идейно-ценностную направленность. Ведь психология не хирургия, где можно обойтись и без идеологии. Впрочем, тоже не всегда.
В очень противоречивое напряженное трагическое время мы живем. Будем вдохновляться примером и образами наших одухотворенных предков-победителей и наших современников, сражающихся на поле боя с мировым злом. И будем преодолевать наши грехи и «беса разъединения», как завещал русскому народу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)
В.Е. Семёнов, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки России,
действительный член Петровской академии наук и искусств
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: