Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Славы   города,  где  сражались  мы, никому  ты,  как  винтовки,  не  отдашь !  

(А. Фатьянов)                            

В  дни  80 – летия  полного  освобождения  Ленинграда  от  фашистской  блокады,  читая  газеты  и  журналы  40-50 –х  годов  ХХ  века  с  воспоминаниями  и  рассказами  о  пережитых  суровых  испытаниях,   звучала   пронзительная  мысль  о   железной  воле,  добром  сердце   и  героизме  простых  ленинградцев,  совершивших  подвиг  во  имя  будущих  поколений  и  собственной  жизнью остановивших  врага  у  стен    Великого  города.  Среди  них  были  артисты  Кировского  (Мариинского)  театра,  заслуженные  артисты  РСФСР   супруги - балерина  Ольга  Генриховна Иордан  и  певец  Иван  Алексеевич  Нечаев -  все  900  дней  и  ночей  защищавшие  град  Святого  Петра  и  город  Ленина! Награжденные  медалью  «За  оборону  Ленинграда».

Классическая  балерина,  выпускница  Хореографического  училища  в  Ленинграде  на  улице  Зодчего  Росси,   ученица  народной  артистки  РСФСР,  Лауреата  Сталинской  премии  I –й  степени  Агриппины  Яковлевны  Вагановой,  Ольга  Генриховна  Иордан  родилась  в  Ленинграде  в  1907  году.  В  детском  возрасте  мама  отвела  дочь  в  училище  балета,  где  в  соседних  классах  учились  будущие  Звезды  балета:  Марина Семенова,  Леонид  Якобсон,  Галина  Семенченко, Татьяна  Вячеслова,  Вахтанг  Чабукиани,   Фея  Балабина,  Алла  Шелест,   Галина  Уланова,  Наталия  Дудинская,  Николай  Зубковский,  Константин  Сергеев.   После  успешного  окончания  учебы  в  1926  году   ее  зачислили  в  балетную  труппу  Театра  оперы  и  балета  им.  С.М.  Кирова.  На  этой  великой  сцене  Ольга  Иордан  танцевала  четверть  века,  мужественно  пережила  Ленинградскую  блокаду  и  встретила  Победу!

 

К  началу  войны,  Ольга  Иордан  была  известной  примой-балериной,  в  1939  году  молодой  32-летней  актрисе   было  присвоено  почетное  звание  заслуженной  артистки  РСФСР.  Она  уже  успела  станцевать  в  возобновленном  спектакле  Мариуса  Петипа  «Талисман»,  партии  Одиллии,   Раймонды  и  Китри,  стала  первой  исполнительницей  партии  Дивы  и  Жанны  в  балетах  Дмитрия  Шостаковича  на  либретто  А. Ивановского  в  постановке Василия  Вайнонена  «Золотой  век»  (1930 г.)  и  «Пламя  Парижа» (1932 г.),  партии  Заремы  в  балете  «Бахчисарайский  фонтан»  композитора  Бориса  Асафьева  и   постановщика  Вячеслава  Захарова  (1934 г.).  По  свидетельствам  театральных  критиков  и  мастеров  балета  тех  лет,  Ольга  Иордан  была  технически  сильной  балериной  с  музыкальным  и  психологическим  танцем,  высокими  воздушными  прыжками,  отточенными  движениями   и  вращениями  в  головокружительном  темпе.

  Она  любила  город  на  Неве,  мосты  и  каналы,  Кировский  театр,  жилой  дом  № 4  по  Гороховой  (Дзержинского)  улице,  где  также  жили  ее  педагог  А.Я.  Ваганова, композитор  И.О.  Дунаевский,  русский  певец  И.В. Ершов,  советская  певица  С.П.  Преображенская,  С.В.  Шостакович  (мать  композитора)   с  которыми  она  часто  встречалась  в  парадной,   а  рядом  на  Гороховой  ул.  дом № 2  размещалось  с  1917  года  бывшее  Петроградское  ЧК,  которое  возглавлял  Ф.Э.  Дзержинский  и  ей  удалось  увидеть  его  лично.  За  углом  на   Малой  Морской  дом № 13    жил  известный  советский  военачальник    Маршал Советского  Союза  В.К.  Блюхер,    в  начале  века - композитор  П.И.  Чайковский,  а  также  до  отъезда  в  Большой  театр  ее  знаменитая  одноклассница  по  хореографическому  училищу   Г.С.  Уланова,  в  доме № 2 - Н.М. Дудинская.  

Но  начало  Великой  Отечественной  войны  и  блокады  Ленинграда оказалось  для  нее  драматическим:  погиб  на  фронте  первый  муж  известный  художник – декоратор  Дмитрий  Зеленков  (потомок  семьи  архитекторов  и  художников   Бенуа - Лансере),  актриса  после  родов  потеряла  двух  детей - близняшек.  19  сентября  1941  года   фугасная  бомба  попала  в  здание  театра.

 Актриса  вспоминала: «Я  услышала,  что  в  здание  театра  попала  бомба.  Мне  стало  так  страшно,  что  несколько  дней  я  не  решалась  посмотреть  на  него.  Наконец,  собравшись  с  духом,  отправилась  и,  войдя  со  стороны  улицы  Глинки  на  площадь  остановилась…Стоя  на  углу,  я  смотрела  и  плакала…» (Иван  Нечаев,  Ольга  Иордан,  Наталия  Сахновская.  «Танцуя  под  обстрелами».  Дневники  артистов  Кировского  театра  1941-1944 гг.  из  осажденного  Ленинграда.  Издательство  Военный  музей  Карельского  перешейка.  Выборг.  2019 г.)

 Но  несчастья  не  сломили  Ольгу  Иордан,  оставшуюся  с  больной  мамой  в  осажденном  городе.  Она  не  прекратила  танцевать,  репетировать,  потому  что  балет,  музыка  и  литература,  помощь  близким,  товарищам  и  минуты   светлой   радости   всегда  дают  людям  надежду,  уверенность  и  веру  в   преодолении  невзгод,  кризисов  и  трагедий,  что  Великий  город  выстоит  и  будет  жить !

 Из  воспоминаний  Ольги  Иордан : «Спектакль  шел  хорошо,  зрительный  зал  был  полон,  принимали  отлично.  А  за  кулисами  все  были  возбуждены  и  взволнованы.  В  режиссерской  сидели  тихо  и  прислушивались  к  репродуктору.  После  спектакля  пошла  подышать  воздухом  на  набережную – дома  не  сиделось.  На  улице  меня  застал  сигнал  воздушной  тревоги.  Странное  чувство  охватило  меня :  казалось  невозможным,  чтобы  величие  и  красота  нашего  города,  который  мы,  ленинградцы,  так  любим,  особенно  в  эти  белые  ночи,  были  грубо  нарушены  появлением  вражеских  самолетов  и  разрывом  бомб».

15  сентября  1941  года  О.Г.  Иордан  был  выдан  пропуск  для    прохода  по  городу  в  Кировский  театр.  С  декабря  1941  года  начались  самые  тяжелые  дни  блокады  с  постоянным  холодом,  отсутствием  воды,  еды,  хлеба, электричества,  канализации,  круглосуточными  налетами  авиации  врага  на  город  и  тревожными  звуками  метронома.  Ольга  Генриховна  возглавила  блокадную  труппу  Кировского  театра,  вместе  с  балеринами  Нонной  Борисовной  Ястребовой  и  Наталией  Павловной  Сахновской  стала  собирать  оставшихся  артистов  и  учащихся  Хореографического  училища  для  выступлений  во  фронтовых  бригадах  перед  бойцами  Красной  Армии.  Под  ее  руководством  для  жителей  и  защитников  города  были  возобновлены  и  адаптированы  под  малый  состав  исполнителей  спектакли  «Эсмеральда»,  «Конек-Горбунок»  и  «Шопениана».

 Под  руководством  Ивана  Алексеевича  Нечаева,  как  художественного  руководителя  блокадной  оперной  труппы,    были  поставлены  выдающиеся  оперные  спектакли:  «Евгений  Онегин»,  «Пиковая  Дама»  и  «Травиата». В  начале  1943  года   отказался  от  предложения  работать  в  Большом  театре  в  Москве.   Он  часто   выступал в  передачах  городского   радио  с  русскими  народными  песнями.  В  Филармонии  с  концертными  программами  выступали   ленинградцы,  Лауреаты  Сталинской  премии  пианист  Владимир   Софроницкий   и  виолончелист   Даниил   Шафран.

Из  воспоминаний  О.Г. Иордан :  «В  Филармонию  в  этот  день  собрались  те,  кто  не  побоялся  прийти  сюда  ради  искусства.  И  таких  много – полный  зал.  Эти  люди  стали  мне  бесконечно  близки  и  дороги,  никогда  в  жизни  не  ощущала  я  такой  тесной,  непосредственной  связи  со  зрительным  залом,  как  в  этот  день.  Я  танцевала  и  хотела  слиться  с  ним.  Я  была  благодарна  ему  за   его   отношение  к  искусству,  видела  в  этом  отношении  проявление  силы  духа,  его   торжество  над  тревогами  и  невзгодами  блокады,  духа,  не  сломленного  трудностями,  бомбежками,  обстрелами  и  надвигающимся  голодом.  Я  не  знала  тогда  еще,  сколько  душевного  величия  и   мужества  и  в  большом,  и  в  малом  проявят  в  недалеком  будущем  ленинградцы,  часть  которых  в  тот  момент  собралась  в  зале  Филармонии,  и  какими  бессмертными  подвигами  прославят  они  себя  и  свой  город».

В  те  суровые  дни  помощь  требовалась  очень  многим  ленинградцам.  Ольга  Генриховна,  как  свидетельствует  ее  блокадный  дневник,  никогда  не  проходила  мимо упавших  на  улице  людей,  любила  детей,  помогала  подняться, провожала  или  тащила  их  по  снегу  и  морозу    домой  или  в  больницу.  Весной  1942  года  актриса  была  настолько  истощена  и  физически  слаба,  что  на  концертах  падала  в  обморок,  но  продолжала  выступления,  нашла  в  себе  силы  организовать  отправку  на  Большую  землю целого  детского  дома.  Ольга  Иордан  всю  жизнь  помогала  чужим  детям  и  всем, кто  обращался  к  ней  в  трудную  минуту  с  просьбами  о  помощи.  Поддерживала   своего   педагога  А.Я.  Ваганову. В  ее  человеческом  понимании,  это  было  профессиональным  отношением  к  делу,  долгом  и  высоким  званием  Ленинградца !

Балерина  вспоминала: «Жив  ленинградский  балет !  Наш  город – родина  русского  балета,  который  завоевал  себе  славу  во  всем  мире.  Не  смогли  немецкие  полчища  захватить  или  уничтожить  наш  город,  не  смогли  немецкие  самолеты  и  пушки  подавить  духа  ленинградцев – не  смогут  они  уничтожить  и  ленинградский  балет.  Балет  должен  существовать,  и  он  будет  существовать,  несмотря  ни  на  что !»

После  полного  освобождения  Ленинграда  от  блокады  в  январе  1944  года  и  возвращения  из  эвакуации   основной  труппы  Кировского  театра,  Ольга  Иордан  продолжила  танцевать  ведущие  партии  на  любимой  сцене.  Встретила  и  полюбила  будущего  своего  мужа   Ивана  Алексеевича  Нечаева,  профессора  Ленинградской   консерватории,  солиста  и  руководителя  блокадной  оперной  труппы,  выступавшего  всю  блокаду  с  агитбригадами  на  фронте,  близким  по  духу,  творчеству  и  гражданской  позиции  человеком,  членом  ВКП(б),   в  блокадные  дни  вместе    мужественно сохранившие  Кировский  театр,  его  артистов  и  традиции !

После  войны,  Ольга  Генриховна  в  1950  году  перешла  на  репетиторскую  деятельность,  работала  в  Ленинградском  и,  по  приглашению  Министра  культуры  СССР  Е.А.  Фурцевой,  знавшей  творчество   и  лично  знакомой  с  актрисой,   в  Московском  хореографическом  училище. 

Ольга  Генриховна  Иордан ушла  из  жизни  28  мая  1971  года  и  похоронена  с  помощью  Кировского  театра  на  Богословском  кладбище  в  Ленинграде,  рядом  с  могилой  матери  и  мужа,  на  могиле  которого  стоит  памятник  с  надписью,  сделанной  самой  Ольгой  Генриховной: «Забудет  мир  меня,  но  ты…»  Это  слова  из  арии  Ленского    оперы  «Евгений  Онегин» -  любимой  партии  Ивана  Алексеевича  Нечаева.   Близких  родственников  и  друзей  замечательных  артистов  уже  не  осталось,  но   к    памятникам  ленинградцы – петербуржцы  кладут  цветы !

Из  дневника  О.Г.  Иордан : «Страшный,  суровый  урок  на  всю  жизнь  дала  мне  война.   Но  она  научила   ценить   и  сознательно  любить  нашу  великую  Родину,  ее  замечательных  людей,  грудью  своей  отстоявших  ее  независимость,  те  великие  идеи,  которые  способны  вдохновлять  на  величайшие  подвиги,  и  свято  верить  в  конечное  торжество  правды  и  справедливости !»

Нам  все  помниться:  в  ночи  зимние

Над  Россией,  над  родимою  страной,

Весь  израненный,  в  снежном  инее

Гордо  высился  печальный  город  мой.

Над  Россиею  небо  синее,

Небо  синее  над  Невой,

В  целом  мире  нет,  нет  красивее

Ленинграда  моего !

(Наш  город,  муз. В. Соловьева – Седого,  слова  А. Фатьянова)                                                                                    

Геннадий  Горбунов,

профессор  ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить