Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

К   45-летию    спектакля   БДТ   им.  М.  Горького

Перечитывая  заново

Спектакль  «Перечитывая  заново»  -  сценическая  композиция  художественного  руководителя  Большого  драматического  театра  им.  А.М.  Горького,  лауреата  Ленинской  и  двух  Сталинских  премий,  двух  Государственных  премий  СССР,  Героя  Социалистического  Труда,  народного  артиста  СССР  Георгия  Александровича  Товстоногова  по  произведениям  советских  писателей  Михаила  Шатрова,  Николая  Погодина,  Александра  Корнейчука,  Виктора  Логинова.  Музыка  из  произведений  Людвига  ван  Бетховена.

 

Спектакль  был  поставлен  Георгием  Товстоноговым  совместно  с  Юрием  Аксеновым,  его  учеником,  ленинградским режиссером,  заслуженным  деятелем  искусств  РСФСР.  В  ролях  играли  корифеи легендарного  БДТ:  народные  артисты  СССР  Кирилл  Лавров  (образ  В.И.  Ленина),  Владислав  Стржельчик  (инженер  Забелин),  Евгений  Лебедев  (солдат  Иван  Шадрин),  а  также  прекрасный  состав  народных  и  заслуженных  артистов  РСФСР:  Анатолий  Пустохин  (Феликс  Дзержинский),  Вадим  Медведев  (Пятаков),  Всеволод  Кузнецов  (доктор  Обух),  Изиль  Заблудовский  (Крыленко),  Олег  Борисов  (часовщик),  Лариса  Малеванная  (Ирина),  Елена  Попова  (Сапожникова),  Григорий  Гай  (Глаголев),  Юрий  Стоянов  (секретарь  Ленина),  Михаил  Волков  (ведущий  спектакля).

Этапная  постановка  БДТ  на  революционную  патетическую  тему,  поставленная  в  1980  году  к  110-й  годовщине  со  дня  рождения  В.И.  Ленина. Забытые  сегодня  страницы  русской  литературы  ХХ  века,  времени  сознательного  или  несознательного  смещения  нравственных  ориентиров,  пробуждающееся  чувство  национальной  гордости,  причастности  к  русской  истории  и  народным  святыням.  О  главном  событии  ХХ  века - Октябрьской  Революции,  изменившей  мир,  о  сложной,  трудной,  противоречивой,  но  в  тоже  время яркой,  вдохновенной  и  незабываемой  жизни   Советского  народа  -  труженика,   защитника  и  освободителя  -  с  надеждами,  тревогами,  свершениями   и   Великими  Победами !     

Спектакль  начинается   мощным  драматургическим  прологом  музыки  Бетховена  со  словами   соратника  Ленина,  участника  Октябрьской  революции,  видного  деятеля  Советского  Государства С.А. Лозовского:  «…Великие  эпохи  рождают  великих  людей,  а  великие  люди  придают  особый  блеск  той  эпохе,  которая  их  выдвинула.  Ленин  появился  на  рубеже  двух  миров – капитализма  и  коммунизма.  Он,  родившийся  в  эпоху  мирного  развития  капитализма,  был  одним  из  мощных  разрушителей  старого  и  созидателем  нового !»

По  свидетельствам  театральных  критиков  и  мастеров  сцены,   роль  Ленина  стала  одной  из  лучших  среди  воплощений  Лавровым  на  советской  сцене  и  киноэкране  образа  Вождя  Революции.  Как  вспоминали  коллеги  Лаврова  по  театральной  сцене:  «В  его  Ленине  не  было  ничего  ходульно – традиционного:  этих,  давно  известных  жестов,  «картавости».  Зато  были – боль,  жесткость,  трагизм  судьбы».

Поэтому   в  80-годы   многие  пришедшие  на  спектакль  зрители,  в  том  числе  и  я,  слушали  и  смотрели  в  замирающей  тишине  зала  на  происходящее  действо,  забывая,  что  перед  нами  актеры,  погружаясь  всеми  мыслями  и  сопереживаниями  в  первые  годы  Советской  власти,  соприкасаясь  с  философскими  нравственными  понятиями – «Ум, честь  и  совесть  нашей  эпохи»,   нового   общества  социальной  справедливости. 

Перечитывая  заново

Мысль  и  идея  постановки  Георгия  Товстоногова   очень  четко  проникает  в  блестящую   игру   актеров,  соединяет  прошлое  и  настоящее  страны,  гениальность  предвидения  Ленина  как  основателя  Советского  Государства  и   лидера  партии  большевиков,  советской  идеологии  и  практики.  Над  такими  спектаклями  время  не  властно  и  название   «Перечитывая  заново»    подчеркивает  и  напоминает  современному  зрителю, что  выстрел  «Авроры»  в  Октябре  1917  года  был  подготовлен  всем  ходом  истории  ХХ  века,  сохраняет  свою  историческую объективность  и   правдивость  в  наши  дни.

По  словам   самого  Георгия  Александровича  Товстоногова,  в  основе  впечатляющих,  выдающихся  спектаклей  БДТ,  как   русской,  так  и  зарубежной  психологической  драмы   есть  «театр  как  добровольная  диктатура». 

Перечитывая  заново

Известный  советский,  российский  ученый,  член-корр. РАН,  лауреат Государственной  Премии  СССР,  профессор  Ю.А.  Жданов  (бывший  ректор  Ростовского  госуниверситета,  сын  секретаря  ЦК  ВКП(б),  одного  из  руководителей  обороны  Ленинграда  в  1941-1944  годах  А.А.  Жданова)  в  своей  книге  «Взгляд  в  прошлое» (Ростов, Феникс, 2004 г.)  так  объясняет  драматическую   историю  Советского  Государства: «Народы  нашей  страны  пережили  несколько  критических  эпох…  Японская  и  германская  войны  в  начале  ХХ  века,  гражданская  война,  грандиозные  изменения  судеб  миллионов  не  могли  не  вызвать  историческую  усталость.  О  ней  прямо  и  открыто  говорил  Ленин  в  первые  годы  советского  строительства.

Рожденный  революцией  массовый  энтузиазм,  новое  строительство  помогли  народу  преодолеть  трудности  времени.  Отсюда – мажорная  тональность  «Марша  энтузиастов»,  песен  Дунаевского,  «Песни  о  встречном»,  «Дней  Турбиных»  Булгакова, «Поднятой  целины»  Шолохова,  «Разгрома»  Фадеева,  «Цемента»   Панферова,  «Колхиды»  Паустовского.

Но  период  мирной  эпохи  был  кратким.

Пережив  времена  высокого  и сверхвысокого  напряжения  довоенных,  военных,  послевоенных  лет,  «народ  устал».  Р.И.  Косолапов  (д.ф.н., проф.  МГУ)  в  работе  «Полет  Совы» (1994г.)  писал,  что  эта  «психологическая  усталость  некоторых  слоев  общества  от  длительных  потрясений,  вызванных  войнами  и  крутой  ломкой  уклада  жизни,  жертвами  классовой  борьбы  и  культа  личности,  невиданными  перемещениями  масс  населения  по  территории  страны  и  интенсификацией  процессов  общения»,  привела  к  «интернациональному  гашению  октябрьского  импульса».   

К  позиции  Р.И.  Косолапова  близок  академик  Н.Н.  Моисеев,  уверяющий,  что  будущее  сумеет  «вдохнуть  новую  энергию  в  уставший  народ».

Заслуживает  особого  анализа  влияние  исторических  потрясений  на  творческие  потенции  народа  в  области  науки,  культуры,  литературы  и  искусства.

Великого  физика  А.  Эйнштейна  также  волновали  эти  проблемы.  В  1933  году  он  писал:  «Любой  общественный  организм  так  же,  как  любой  индивидуум,  может  заболеть  психически  под  действием  напряжения.  Нации  обычно  превозмогают  эти  болезни».

И  Ю.А. Жданов  делает  предположение,  что «одной  из  причин  такой  болезни  может  стать  утрата  исторической  перспективы,  социально  значимой  цели.  И  это  важно  не  только  для  судеб  Отечества,  но  и  каждого,  кто  любит  свою  Родину».

И  также  оказался  прав  лидер  СССР  Ю.В.  Андропов,  предсказав  в  июле  1983  года,  по  существу,  будущие  трагические   события  в  СССР  и  их  причины -  истину  страшней  которой  не  было:  «Если  говорить  откровенно,  мы  еще  до  сих  пор  не  изучили  в  должной  мере  общество,  в  котором  живем  и  трудимся,  не  полностью  раскрыли  присущие  ему  закономерности,  особенно  экономические.  Поэтому  порой  вынуждены  действовать, так  сказать,  эмпирически,  весьма  нерациональным  методом  проб  и  ошибок».             

Сегодня,  спустя  более  40  лет,  отчетливо  видно,  что  такой  катастрофической  ошибкой   (сродни обману  и предательству),  приведшей  Советскую  страну  к  развалу  и  ликвидации,    была  так  называемая  «горбачевская  перестройка»   с  идеей  навязывания  обществу  западной  модели мышления, поведения, индивидуализма,  потребительства, либеральной  демократизации  с  реставрацией  капитализма,  во  многом  отрицавшей  исконно  русские  советские   соборные,  коллективистские  традиции, обычаи многовековых  устоев  Руси, принципов  социальной  справедливости  в  угоду  интересам  англосаксонского  глобализма.

Как  свидетельствует  проф.  Давыдов  М.А.  (Посткапитализм  и  рождение  персоналиата.  М.,  Рипол-классик, 2021): «Капитализм  не  просто  не  способен  обеспечивать равенство  и  социальное  процветание,  но  порождает  (поскольку  рыночная  экономика  ориентируется  исключительно  на  логику  извлечения  максимальной  прибыли)  огромное  количество  глобальных  проблем,  среди  которых  все  более  обостряющаяся  проблема  загрязнения  окружающей  среды.  И  даже  тот  экономический  рост,  который  создает  капиталистическая  экономика,  не  является  показателем  роста  благополучия.  Рост  ВВП  во  всех  странах  постепенно  замедляется. Показатель  ВВП  фиксирует  рыночные  стоимости   и  упускает  из  виду  огромное  количество  благ,  не  покупающихся  и  не  продающихся,  но  имеющих  важнейшее  значение  для  всего  человечества…

Капиталистический  способ  производства  находится  в  системном  кризисе.  Основным  источником  потребительных  ценностей  в  информационную   или   постиндустриальную  эпоху  становится  творчество  как  основной  генератор  знаний  и  тех  благ,  которые  плохо  встраиваются  в  рыночную  экономику. 

Ключевым  компонентом  экономики  знаний  является  более  сильная  зависимость  от  интеллектуальных  способностей,  чем  от  физических  или  природных  ресурсов.  Отмечается  «небуржуазная»  сущность  экономики  знаний.  Знание,  в  отличие  от  материальных  активов,  неисчерпаемо,  и  чем  больше  его  пытаются  «потратить»,  тем  сильнее  оно  прирастает».

В  публикациях  научного  руководителя  ПАНИ  профессора  А.И.  Субетто (автора  теории  ноосферного  социализма) даны  прогнозные  оценки,  сценарии  движения  мировой  политики,  экономики,  ноосферного  развития  до  середины  XXI  века  с  предложениями  и  проектами  необходимых   преобразований  в  условиях  трансформации  мирового  кризиса:  «Человек,  наука  и  экономика  в  эпоху  великого  эволюционного  перелома – ноосферный  императив».

«В  наши  дни  при  стремительно  происходящей  смене  поколений  умная  и  вдумчивая  работа,  нацеленная  на  воспроизводство  лучших  профессиональных  традиций  и  ценностей,  обеспечение  «связи  времен»,  извлечения  уроков  из  нашего  противоречивого  исторического  прошлого,  героического  и  трагического,  является  насущной  необходимостью.  На  наш  взгляд,  критерий  может  быть  здесь  такой – все,  что   работает  на  созидательное  и  поступательное  развитие  страны,  сохранение  ее  конкурентоспособности  в  мире,  институтов  гражданского  общества,  повышение  благосостояния  народа,  должно  быть  бережно  сохранено  и  востребовано !»  (Н.П.  Патрушев,  из  книги  Роя  Медведева  «Андропов»,    Молодая  гвардия,   М.,  2006 г.).

 И  нашим  читателям,  ленинградцам – петербуржцам, жителям  Великого  города   трех  революций,  много  видевшим  и  пережившим,  в  год   80-летия  полного  освобождения  Ленинграда  от  фашистской  блокады,   трудно  с  этими   мудрыми  словами   не  согласиться.

 Новые  попытки  Запада  в  XXI  веке  поставить  Россию  на  колени,  стремлением  поделить  наши  территории,  сферы  влияния  и  получить  свободный  доступ   к   ресурсам - обречены  на  провал.  Как  сказал  Президент  России  В.В.  Путин,  этого  никогда  в  мировой  истории  не  было  и  никогда  не  будет ! К  большому  сожалению  не  все  усвоили  и  помнят  уроки  Великой  Победы  Советского  народа  в  1945  году.  Святые  слова  о  единстве,  мужестве,  силе  духа  и  героизме  Советского,  Российского  народа: «Наше  дело  правое!  Победа  будет  за  нами!»,  которые   в  наши  дни  звучат  грозным  предупреждением   нацизму  и  фашизму!      

Спектакль «Перечитывая заново…» (1980)

В ролях — Кирилл Лавров, Анатолий Пустохин, Всеволод Кузнецов, Вадим Медведев, Изиль Заблудовский, Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Лариса Малеванная, Елена Попова, Григорий Гай, Юрий Стоянов, Михаил Волков.

Запись спектакля — 1981 год.

                                                                                     

Геннадий   Горбунов,

профессор  ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить