Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Научно-практическая конференция «Политико-правовые механизмы возмещения вреда в ходе гибридных войн" 18 апреля 2024 года.
Докладчик: Романов Константин Владимирович, Главный учёный секретарь ПАНИ, доктор философких наук, профессор СПб Следственного комитета РФ

Стремительное распространение радикальных форм цивилизационно-гибридной войны после распада СССР и возникновения однополярного мира стало доминантой геополитики начала третьего тысячелетия. Для сохранения мировых цивилизаций перед лицом их глобального уничтожения важно уточнить философские, социально-культурные, экономические и юридические смыслы преодоления наиболее радикальных форм гибридной войны по мере нарастания тех угроз, о которых идет речь сегодня.

Псевдолиберальные и псевдо гуманистические идеи последнего тридцатилетия сыграли злую шутку в сознании людей, обладающих здравым смыслом. Трагедия европейской и англо-американской культур, попавших в капкан исторических предрассудков, стала причиной серьезных отклонений на пути универсальной эволюции земной цивилизации. Пользуясь языком французского мыслителя Ж.П. Бодрийяра, невероятный рост информации приводит к тому, гиперреальность с помощью симулякров западных СМИ стремительно уничтожает саму реальность. Необходим возврат к философии реальности (академик РАН В. Степин, академик РАН В. Лекторский).

Для методологии поиска важны три обстоятельства. Во-первых, осознание того факта, что Россия за последние четыре столетия стала преемницей лучших достижений европейской, а в ХХ веке англоамериканской,  культур в области наук, искусств (живопись, балет, литература), образования, медицины, техники и технологий, правопорядка и безопасности. Во-вторых, усиление консолидации общества в  ходе СВО позволяет констатировать интерес каждого гражданина к осмыслению своего участия в историческом процессе реализации национальных программ развития общества. В-третьих, возникает необходимость отделить «зерна от плевел» в понимании высших человеческих ценностей на основе достижений русской, советской и российской традиций народной, гражданской и государственной жизни.

Важнейшим результатом этих традиций стало утверждение норм человечности в правосознании и реализации правопорядка. Это нашло закрепление в Конституции современной России. Гуманизм российской цивилизации стал опорой в победе над мировым фашизмом ХХ века.

Переход т.н. западной коалиции к радикальным формам гибридной войны по мере усиления России и Китая пока не нашел достаточного освещения в отечественной философской литературе. Отмечая недостатки традиционного гуманизма в Западных странах, некоторые авторы связывают будущее с эпохой трансгуманизма, а то и вовсе антигуманизма. При этом России в очередной раз отводится роль послушного приемника.

Россия не свернет с того исторического пути, который она выстрадала. Новый гуманизм становится мировоззренческой основой укрепления российской цивилизации. Его стоит рассматривать в трех ипостасях развития гражданского правосознания и правопорядка на основе позитивного отношения к международному законодательству. Это:  1) вочеловечивание против расчеловечения, 2) осмысление движения от противостояния антигуманизму к оппозиции с трансгуманизмом, 3) содействие социальному экологическому ноосферизму.

  • Аспект – вочеловечивание против расчеловечения. Вехой выживания мировой цивилизации становится торжество в правосознании граждан вочеловечивания над расчеловечением за счет обеспечения этого процесса при непосредственной поддержке независимого следствия. В этом глубокий нравственный смысл современных основ следственной деятельности для укрепления правосознания и правопорядка. «Сейчас, ‑ отмечает А.И. Бастрыкин, ‑ следователи Следственного комитета трудятся в период развития России как правового социального государства, укрепления её суверенитета и гордятся тем, что в начале XXI века именно им выпала большая честь возрождать принципы независимого следствия, заложенные более 300 лет назад Петром Великим».[1]

Истоки нового гуманизма состоит «в признании ценности жизни человека и его неповторимого внутреннего мира, ценности жизни человечества и его уникальных культур, а также великой способности  понять Другого и помочь ему в самореализации и саморазвитии»[2]. В XXI веке для противостояния российского нового гуманизма вызовам эпохи необходимо  торжество вочеловечивания над расчеловечением (гегемония капиталократии, наркотики и психоделика, ЛГБТ, индустрия порно - сексизма, сатанизм, умышленные убийства, смакование ужасов и жестокости, подлость и лживость), Это возможно при приоритете гармонии разных людей над искусом игры теряющих разум индивидуалистов.

 Принципиально важным  становится обращение следственных органов к анализу фактов преступной деятельности интервентов по отношению к нашему населению в ходе гражданской  и второй мировой войны в ХХ веке, неофашистов-бандеровцев на Украине в XXI веке, а также нанесение материального и физического ущерба России и русскоязычным народам в ходе цивилизационно-гибридной войны

Полученные историко-юридические материалы не только укрепят гражданский дух, но помогут отстаивать национальные интересы на международной арене.

  • аспект: осмысление движения от противостояния антигуманизму к оппозиции оппозиции с трансгуманизмом. Несколько десятилетий поле общественного сознания граждан нашей страны испытывало огромное воздействие различных альтернативных и анти культур со стороны западного постмодерна. Выросло несколько поколений людей, дети которых учатся в школах, колледжах, вузах и занимают рабочие места в новой ментальной реальности, которая формируется средствами СМИ и Интернета.

Ценностно-смысловое содержание постмодернизма оказалось крайне противоречиво. С одной стороны, интересные философские концепции постструктурализма, герменевтики, экзистенциализма. С другой стороны, растворение реальности в гиперреальности с толерантностью к неофашизму и сатанизму, культу эгоизма под приправой индивидуализма. Но этого мало. Гуманизму теперь противостоит не только антигуманизм, но и  стремительное распространение трансгуманизма, который вытесняет традиционные религиозные ценности веры в Бога, бессмертия души, высокое духовное горение.

Термин трансгуманизм восходит к «Божественной комедии» Данте. Он получил распространение в конце 50-ых годов после публикации антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». В романе религиозная вера уходит в тень, поскольку научный прогресс позволяет победить старость, болезни, смерть. Согласно постулатам традиционных конфессий душа человека бессмертна. Ее посмертная участь зависит от земной жизни, от выбора, который делал на протяжении этой жизни человек. Проблема жизненного выбора в трудах Канта, экзистенциалистов, русских философов В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева становится философским основанием для понимания сути правосознания в условиях быстро меняющейся реальности.

Победа над старостью, болезными и смертью означает рождение трансчеловека и трансчеловечества с помощью новейших био- нейро- кибер-технологий. В этом случае возрастает мощь искусственного интеллекта, потеря контроля над которым со стороны человека грозит  переходом власти к искусственному супер интеллекту роботов. Отсюда новшества философствований, оправдывающих радикальные формы гибридных войн. Проблема смерти и замены органов тела ходе военных, медицинских и информационно-технологических операций становится  одной из наиболее обсуждаемых для сферы правосознания.

  • Для того чтобы успешно противостоять очередной фазе гибридной войны, необходимо, считает А.И. Субетто, выдвинуть «ноосферную идеологию, спасающую весь мир, человечество от экологической катастрофы». Экологическая катастрофа становится доминантой капиталократии, которая ведет к эре трасчеловечества т.н. «золотого миллиарда».

 Эра закона борьбы на уничтожение неизбежно уступит место эпохе закона кооперации. «Это будет мир Ноосферного Союза цивилизаций, кооперации всех народов и цивилизаций на Земле. Русский человек – творец Эпохи Русского Возрождения, которая длится уже 300 лет, начиная с Петра Великого и М.В. Ломоносова, и которая была изначально устремлена к раскрытию ноосферно-космического призвания человека»[3] [ с.169, 170].

При этом под социальным ноосферным гуманизмом понимается новая научно-мировоззренческая идеология. Она ориентированна на методологический синтез наук с идеалом жизнеустройства XXI века в виде конструирования социо природной эволюции на базе информационно-образовательного сообщества и коммуникаций общественного интеллекта.

 Ноосферный гуманизм – одно из направлений в новом гуманизме, особенно выраженное в России и берущее начало в философии русского космизма и учении о ноосфере В.И. Вернадского, а также в трудах А.А. Богданова. К нему имеют отношение такие авторы, как К. Ясперс, П. Тейяр де Шарден, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковсий, А.П. Чижевский и др.

Современные дискуссии о постгуманизме и антигуманизме свидетельствуют не столько о крахе великого течения мысли в культуре, сколько об открывающихся потенциалах его развития в культуре мета-модерна.

На протяжении полувека шло внедрение в сознание народов СССР и России духа безудержного индивидуализма и вытеснения общинных (соборных, коллективистских) начал совместной деятельности. Искусственному интеллекту, витающему ныне в виртуальных мирах,  может противостоять только коллективный ноосферный разум.

Пора в гражданском самосознании заняться вопросом: Кто МЫ и куда мы идем по пути безграничных разделений а свое и чужое или по пути созидания и единения? В этом состоят мировоззренческие истоки развития гражданского государственного патриотизма.

Совершенно очевидно, что в складывающихся условиях возрастает запрос нашей социальной системы на чёткую организованность всех членов общества в солидарном движении к национальному согласию и суверенитету. Этот процесс сопровождается осмыслением юридических требований в национальном правосознании и уточнении взглядов на международные реалии с учётом исторических обстоятельств нашего гражданского и государственного развития.

Романов К.В.

 

[1] Бастрыкин А.И. От реформ Петра Великого дот наших дней (к 10 - летию образования СК России) //Вестник Московского академии Следственного комитета Российской Федерации. № 4, 2021. – С. 14.

[2] Философские основы современного образования: коллективная монография / Романов К.В. и др./. – СПб.: СПБАППО, 2019. – (Научные школы академии). – 240 с. – С. 143.

[3]  Субетто А. И. «Онтологическая правда в XXI веке – ноосферное отрицание глобального империализма и капиталократии. ‑ Монография. ‑ СПб.: Астерион, 2024

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить