Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как  человек  родившейся  в  1942  году,  я  много  лет  воспринимал  искусство  советской  эпохи  в  социалистическом   государстве  и  искусство  постсоветского   времени  в  капиталистическом  государстве.  При  этом    ещё  и  исследовал  искусство, художественную  культуру  как  социальный  психолог  и  защитил  докторскую  диссертацию,  обосновав  новую научную отрасль  «Социальная  психология  искусства»  ( Семёнов,  1988,  2007 ).  Я  рос  и  учился  в  ленинградских  школах  и  университете  в  окружении  позитивной  художественной  культуры.  Телевидения   в  моем  раннем  детстве  в  быту  ещё  не  было,  но  было  проводное  радио,  по  которому   постоянно   передавали  народную  и  классическую  музыку,  спектакли  и  замечательные  детские  передачи  вроде  «Клуба  знаменитых  капитанов»,  а  также  читали  сказки,  стихи  и  рассказы   выдающиеся  артисты  с   завораживающими  голосами.  Отец   дарил  мне   великолепные  книги:  прекрасно  оформленный   том  с  цветными  иллюстрациями  «Малахитовая  шкатулка»  сказителя  Павла   Бажова,  «Приключения  Тома  Сойера  и  Гекльберри  Финна»  Марка  Твена  и  конечно  сказки   и  стихи   Пушкина,  а  также   большой  и  объёмный  «Детский  календарь , в котором   кроме  интересных  литературных  текстов  об  истории  нашей  страны, можно  было вырезать  и  склеить   суворовских  и  вражеских  солдатиков    и   устраивать   исторические  сражения.

 

 В  обычной  школе,  в  которой  я  учился,  постоянно  проводились  «культпоходы»   в   «Театр  юных  зрителей»,  где  в  строгом  соответствии  с  возрастом    мы  смотрели  детскую  классику.  В  школе  педагоги  периодически  устраивали   инсценировки,  где  ученики  сами  становились  исполнителями  ролей.  В  советское  время  вообще  была  распространена   всевозможная  «художественная  самодеятельность».  В  домах  и  дворцах  культуры  совершенно  бесплатно  можно  было  заниматься  в  самых  разнообразных  «кружках»  (певческих,  танцевальных,  художественного  слова, рисовальных,  литературных  и  др.)  Причем  были  аналогичные  возможности  и  для   взрослых  ( я, например,  уже  будучи  студентом,  посещал  «литературное  объединение»,  которым  руководила  поэтесса  и  переводчик  Татьяна  Гнедич).   В 1960-х   г. г.  в  Ленинграде  даже  появилось  «кафе  поэтов»,  где  выступали  не  только  члены  Союза  писателей,  но  и  поэты-любители.   Шестидесятые  годы  ХХ века  стали  в  СССР  годами   необыкновенной  популярности  поэзии   и  бардовской  песни.  Поэты  Евгений  Евтушенко,  Роберт  Рождественский,  Андрей  Вознесенский,  Белла  Ахмадулина   и  барды   Булат  Окуджава,   Владимир  Высоцкий,  Юрий  Визбор  затмили  известных  артистов  и  собирали  огромные  аудитории,  а  также  звучали  из миллионов  магнитофонов.  Это  было  уникальное  романтическое  явление,  которое  невозможно  в  современном  российском  обществе  потребления.

Как  показали  наши  социально-психологические   исследования,  в  Ленинграде  в 1983г.  у  рабочих  (мужчины  и  женщины) ценность  искусства  была  важной  для  60,4%  опрошенных,  а  в   1992  г.  (уже  в  Санкт-Петербурге)   -  для 51,7%.  При  этом  в  1983 г.  среди  писателей  рабочими предпочитались  А. Пушкин,  С. Есенин, М. Шолохов, В. Пикуль, В. Шукшин.  И в  1992 г.   -   выбор   остался  тот  же  за  исключением  Шолохова,  которого заменил  Л. Толстой.  Вместе  с  тем,  исследование  среди  молодежи  (от  16 до  30  лет)  в  Санкт-Петербурге  в  2002 г.  показало,   что  художественная  деятельность  является  значимой  ценностью  только  для  27,8%  молодых людей.  Среди  писателей они  предпочитали Ф. Достоевского, М. Булгакова и  А. Пушкина,   затем  с  отрывом  называли  Л. Толстого,  С. Есенина и  М. Лермонтова.  Некоторые  опрошенные  вспомнили  и  современных  писателей :  Д. Донцову,  Б. Акунина  и  В. Пелевина,  а  также  зарубежных   писателей  Дж. Р. Толкиена  и  С.  Кинга.  В  нашем  исследовании   учащейся и  работающей  молодежи,  проведенном  в  Петербурге  и  десяти  городах  российской  провинции  в  2004 г. , были  получены  данные   о том,  что           молодежь  РФ  больше  читает  современную   зарубежную  литературу  (19,5%  в  Петербурге  и  10,9%  в  провинции),  чем  современную  российскую  (соответственно  11,2 %  и  9,6%).  В  СССР  предпочитали  свою  литературу.  Очевидно,,  что  это  влияние  новых  капиталистических  условий  жизни.  Но  самыми  популярными  авторами  среди  российской  молодежи  по-прежнему  остаются   Ф.Достоевский,  М. Булгаков, Л. Толстой  и  А.  Пушкин.  Тем не менее,  самое  печальное,  что  «самая  читающая  страна  в  мире»  перестала   быть  таковой   уже  к  2002 году  (23%  наших  активных  читателей  против  43-52%   в  Великобритании, Франции, Швеции  и  Финляндии  и т.д.). (Семёнов, 1988,  2004, 2007).

 В  Советском  Союзе   всегда   важнейшее  значение  имело  киноискусство, причем   зрители  любили,  прежде  всего,  отечественные  фильмы.  И  настоящими   звёздами   были  наши   актеры  и  актрисы,  которые  играли   людей  из  народа:  рабочих,  крестьян,  ителлигенции, военных,  а  также  полководцев  и  героев  российской  истории:  Николай  Черкасов ,   Борис  Бабочкин,  Николай  Крючков, Марина  Ладынина,  Борис  Андреев,  Любовь  Орлова,  Алексей  Баталов,  Николай  Рыбников,  Нонна  Мордюкова, Евгений  Леонов, Михаил  Ульянов, Вячеслав  Тихонов,  Людмила  Гурченко   и  др.  Наше  исследование   среди  рабочих   одного  из  промышленных  предприятий   и  персонала  большого  универмага   в   Ленинграде  в  1983  г.  показало,  что  86%  рабочих  и  87%  персонала  универмага   предпочитают  советские  фильмы  иностранным,  причем  практически  всем  опрошенным   больше  нравятся   советские  артисты.   Чаще  всех  называли  В. Тихонова,  Е. Леонова,  О.  Янковского,  Л. Гурченко  и  А.  Фрейндлих.  В  опросе   петербургской  молодежи  в  2002г.  выяснилось,   что   молодые  люди   предпочитают    российских   и  американских  артистов  и  самыми  предпочитаемыми  оказались  голливудские  артисты  Брюс  Уиллис  и  Джулия  Робертс,   а  далее  следовал  уже    почивший  Андрей  Миронов  и  затем  А.Абдулов, О.  Меньшиков,  недавно  погибший  Сергей  Бодров-иладший  («Брат-1  и  -2»),  Д. Певцов  и  А. Фрейндлих.  Удивляться  первенству  американских   артистов,  особенно  во  время,  когда  подавляющее  большинство   фильмов  в  нашем  прокате  были  американскими,   не  приходится.   Это  закономерное  явление  постсоветской   рыночно-капиталистической   политики.  К настоящему  времени  на американских фильмах, в том числе  детских  мультиках, выросло   уже  не  одно  поколение   молодых  российских  граждан.

Исследования   предпочтений   ленинградцев  в  сфере  музыки  в  первой  половине  1980-х  г.г.  свидетельствуют,   что  89%  рабочих   выбирали  эстрадную  музыку,  9%  были  склонны  к  русской  и  зарубежной  классике  и  только  2%  предпочитали  народные  песни.  При  этом  самыми  популярными   исполнителями  с  огромным  отрывом  оказывались  во  всех исследованиях,  в том  числе  и в  других  регионах,   Алла  Пугачева  и  Юрий  Антонов.  Опрос   петербургской  молодежи  в  2002 г.  показал, что  она,  всё-таки,  более всего  предпочитает  музыку представителей  русского  рока  Виктора  Цоя  и  Юрия Шевчука.  Однако  затем  следовала  поп-музыка           Ф.  Киркорова,  А. Пугачевой  и  Алсу.   И  вместе  с  ними  зарубежные  экстремисты-аморалы   Мадонна  и  Ф. Меркури.  Предпочитающие классическую  музыки  еле  заметны,  а  народная  музыка  просто  отсутствует   в  сознании  постсоветской  молодежи (Семёнов, 2007). Надо  сказать,  что в советское  время   своеобразным  видом  художественной  культуры   было  домашнее   застольное  пение,  особенно  военных  песен.  На  собственном  опыте   могу   подтвердить,  как  духоподъемно   влияло   на  меня   песнопение  отца,  который  прошел  всю  войну,  и  его  друзей-сослуживцев  по  НИИ  связи  ВМФ,  когда  они  приходили   к  нам  в  гости.  Больше  всего  мне  нравились  песни   «Вечер  на рейде»,  «Прощайте,   скалистые  горы» , «В  лесу  прифронтовом»,  которые  просто  восхищали  и вдохновляли.

В  старших  классах   я  увлекся   живописью.    Со  школьным  приятелем   мы   изучали   живопись   импрессионистов  в  Эрмитаже  и  живопись   К. Петрова-Водкина   и  других  русских художников  1910-20  г.г.   в  Русском  музее,  благо,  что  билеты   в  музеи  были   в  Советском  Союзе    дешевые,  по  сравнению  с  нынешней  капиталистической  Россией.  Цены  также позволяли     активно  посещать    наши  и  иностранные  художественные  выставки,   а  также  театры  и  концертные  залы.

Исходя  из  личного  опыта   и  опыта   моих  социально-психологических  исследований,  могу  сделать  вывод  о  разнообразном   и   духовно  богатом  искусстве  в  Советском  Союзе,  которое  имело  позитивно-нравственную   направленность   и   в  целом  сохраняло  традиционные   российские   нравственные  ценности  (добро, семья,  честный  труд,  патриотизм, коллективизм, справедливость).  Это  наглядно  фактологически  отражено  в  моей  книге «Искусство  созидающее,  искусство  разрушающее. (Актуальные  социально-психологические  проблемы), изданной  тиражом  50.000  в  «Лениздате  в  1984 г.  Однако,  то,  что  я  писал  о  искусстве  тогдашнего  капиталистического  Запада,  ныне, к сожалению,  во  многом  можно  отнести  и  к  современному  российскому  искусству  (Семенов,  1984).

А  теперь  перейдем  к  особо  острым  проблемам  современного   российского  постсоветского  либерально-капиталистического  искусства,  несущего  большой  вред  нашему  народу  и  в  первую  очередь   молодежи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

В  «Литературной  газете» (2021, №20, май) была  опубликована  моя  статья  «В фильме  содержатся  сцены…  Кино  как  стимул  насилия  и  психопатологии»,  которая  была  высоко  оценена    читателями.  В  ней  анализировались  российские  кино  и телевизионные  фильмы  и  сериалы,  содержащие  и  стимулирующие   проявления  насилия  и  жестокости,  в  том  числе  проблема так  называемых   расстрелов  в  учебных  заведениях .  Особенно нашумевшие  и принесшие  многочисленные  жертвы произошли  в  Керчи  в  октябре 2018 г.  и  в Казани  в  мае  2021 г., после  чего  я  и  написал  свою  статью.  Эти  российские  трагедии  продолжили   ужасную  традицию  убийства   учащимися  других учеников  и  учителей  в  американских  школах,  начало  которым  было  положено  в  1999  году  в  школе  «Колумбайн».  Я  обращал  внимание  на  возросшую  российскую  кино-продукцию,  посвященную  деятельности  всевозможных  убийц, маньяков  и  садистов,  становящуюся  на экранах  всё  более  изощренной  и натуралистичной,   писал  о  экспериментально  доказанном  негативном  воздействии  подобных   фильмов,  прежде  всего,  на  детей,  подростков  и  молодежь,  о  фактах  их  подражания  увиденному,  осознанное  и  неосознанное.   Увы,  ни  министр  культуры,  к  которой  я  обращался  в  своей  статье,  ни  другие  казалось  бы  заинтересованные  лица  (руководители  образования  и  педагоги,  представители  полиции  и  юристы,  коллеги-психологи  и  психиатры,  наконец,  сознательные  и  ответственные  кинематографисты)  не  откликнулись  на  мою  статью.  Всех  интересовали  только проблемы  охраны  школ,  привлечения  к  этому  полиции  и росгвардии,  ограждений  и  металлдетекторов.  Однако,  уже  в  сентябре того  же  2021 г. произошел  расстрел  по  тому же сценарию в  Пермском  госуниверситете  с  убитыми  и  ранеными  студентами,  преподавателями  и  охранником,  учиненный  18-летним студентом  первого курса  юридического факультета  того  же  университета.  Прекратил  это побоище  мужественный  младший  лейтенант  ДПС.  Показательно,  что  оставшийся  в живых  убийца  был  признан  вменяемым.  И снова  были  горячие  дебаты об  усилении     охраны  учебных  заведений…

 И  вот  ровно  год  спустя,  27  сентября   2022  года,  новый  расстрел  в  школе №88, теперь  г. Ижевска.  Убито  17  человек,  из них  11 детей ( в  том  числе  мальчик  и  девочка  семи  лет),  а  также  учителя  и  охранники,  ещё  многие  ранены.  Охранники были пожилыми  и  безоружными (закон  не  позволяет  им  серьезно  вооружаться).  На сей  раз  убийца  был   не  юнец,  а  34-летний  мужчина, когда-то  выпускник этой  школы, вооруженный  двумя  пистолетами, переделанными  для  настоящих  патронов. В данном  случае  была  явная  психопатология   -  он  состоял  на  учете  в  психиатрическом  диспансере  (диагноз  -  «вялотекущая  шизофрения»). Однако  суть явления  остается  всё  той  же: подражательное  воспроизведение   экстремального    поведения  убийц  вплоть  до  одежды,  которое  было  увидено  в  кинофильме  об  убийстве  в  «Колумбайн»  или  в  множестве  других  американских,  а теперь  уже  и  российских  фильмах  и  сериалах,  а  также  в патологически  кровавых  клипах  рэперов  вроде  Оксимирона  и  Элджея,  где  звучат  призывы  к  уничтожению  «биомусора».  Поэтому  в  Ижевске  всё  идет  по  тому  же  образцу   и  кончается  типовым  самоубийством  стрелка-убийцы  и  его  предсмертной  электронной  запиской  о  ненависти  к  людям.  И снова  учителя  и  безоружные  немолодые   охранники  проявляют  героизм,  защищая   своих  учеников  и  гибнут…

А   что  демонстрировалось  на  наших  экранах  в    годаы после  моей  статьи, в  которой  анализировались  тогдашние  фильмы  и  сериалы,  где  убийцы-маньяки  вдруг  стали  «героями  времени»?   До  начала   СВО  («Специальной  военной  операции») 24 февраля 2022 г.,  в  репертуаре  телевидения  и  кино  практически  ничего  не  изменилось.  По-прежнему  преобладали  американские  фильмы  и  отечественные  сериалы  с  криминальным  содержанием,  изобилующие  всяческим  насилием  и  непристойностями.  Так, уже  более 15 лет продолжается  «детективный»        отечественный  сериал  «След» (количество  серий  которого  приближается  к  3000?!),   неизменно  изо  дня  в  день  повествующий  об  убийствах   с  психопатологическим  уклоном, о  серийных  убийцах  и  маньяках.  Создателем  сериала  называют  Константина  Эрнста, его  авторы  за  образец  взяли  американский  сериал «CSI: Место преступления», в  2007-2011 гг.  сериал  выходил  на  1-ом  канале,  с  2011 -  на  5-ом. Особенно  меня  поразила  сцена,  когда  я  однажды  наугад  включил  телевизор:  папаша  с  юным  сыном   истязали  заголенную  девушку  и  сынок   с  нетерпеньем  просил  дать  ему  сделать  надрез  на    теле  несчастной.  Я  интуитивно  тут  же  выключил  телевизор.  Однако,  «След»  жив  и  сейчас.  И в  программе  ТВ  можно   прочесть  подобные  сюжеты:  «В лесу  обнаруживают  труп  девушки, прикованной  цепями  к  странной  конструкции»…  «В школе-интернате  одного  из  воспитанников  находят  погибшим  в  пищеварочном  котле»…    «Воронов  за  деньги  обучал  всех  желающих  правильно  убивать  и  вскрывать  людей»… А ведь  среди  сценаристов  этого  бесконечного  ужастика  порядка  пятнадцати  дам.  И  несколько,  начиная  с  самой  главной  роли,  постоянных  персонажей-актрис.  Как  они  мирятся  с  этой  психопатологией  столько  лет?  Впрочем, отметим,  что  в  российских  фильмах  и  сериалах   в  последнее  время  дамы-следователи  уже  явно  вытесняют  мужчин  ( «Анна-детектив», «Ищейка», «Тайны  следствия», «Мама-детектив», «Метод-2», «Морозова», «Тайны  госпожи  Кирсановой», «Частный детектив  Татьяна  Иванова», «Ваша  честь», «Следователь  Горчакова»  и  т.д.).

Первый  канал  до  24  февраля 2022 г. (начало  СВО)  продолжил  свою  «сагу»  о  маньяках  («Метод» и «Метод-2») сериалом  «Хрустальный» (показан  в январе-феврале  2022 г.)по  сценарию  Олега Маловичко, который  был  сценаристом  и  в предыдущих   «Методах».  Главным  героем  сериала  является  московский  следователь  Сергей  Смирнов,  один  из  лучших  «охотников  на  маньяков» (артист Антон Васильев, ставший  известным  после  криминального  сериала «Невский»).   Так  как  Смирнов  вырос  именно  в  этом  провинциальном городке  «Хрустальный»,  он  погружается   в   противоречивую  и  болезненную  систему  отношений  со своими бывшими  друзьями  и врагами.  В  результате  мы  имеем  одаренного  профессионала-невротика, постоянно  стимулирующего   себя  никотином  и  алкоголем, типичного  «героя»  современного  российского  кинематографа  («Левиафан», «Географ  глобус  пропил», «Метод»  и  др.).  Положительным   персонажем  кроме  Смирнова  в  сериале  выступает  только  местная  проститутка,  подруга  его  детства.  После  сложных  и  душераздирающих   розысков  следователь  обнаруживает   «безобидного»  сумасшедшего-педофила,  создавшего  в заброшенной шахте  «кукольный  детсад»,  в  котором  утишает  себя  игрой  в  куклы.  А  живые  дети  в  городке  продолжают  исчезать.  Однако   в  конце  концов  ценой  всяческих  жертв,  вплоть  до  убийства  начальника  полиции города,  настоящий  маньяк-педофил  обнаружен  и  оказывается  … уважаемым пожилым  местным  педагогом(!?).    О,  униженные  современные  педагоги!  Характерны  отзывы  о  сериале  в  интернете: «Атмосферная  чернуха, оставляющая  тяжелый  осадок после  просмотра», «Весьма  жуткий  сериал о маньяке  педофиле»,  «Нуар  по-русски»,  «Вот  уж   где  жесть!»…  Закономерно,  что  исполнитель  главной  роли  отказался  от   съемок  в  продолжении  сериала,  сославшись  на  нервное истощение.

И  в  суровое,  требующее  особенной  ответственности  и  здравомыслия  военное  время, наступившее  после  24  февраля,  психопатологическая  чернушная  тематика  продолжает  демонстрироваться  на  первом  канале .   Сериалы  «Молчание», «Мосгаз»,«Миссия «Аметист»,«Заключение», «Ваша  честь»,  «Отчим»  и т. п. идут  на  фоне  военной  операции  на  Украине.  Особенно   гнетущее  впечатление  производит  сериал  «Ваша  честь»   -  очередная  «адаптация»  российскими  постановщиками  ещё  одного  израильского  сериала  и  его  американской версии  (был  показан  на  Первом  канале  в  мае  2022 г.).Ужасные  натуралистические  сцены  изнасилования   и   последующего  самоубийства  жены  главного  героя,  сожжение  живьем,  дробление  кисти  руки  и  брызги  крови  убиваемых,  вопиющий   аморализм  преступников  и  охранителей  закона…  Возникает  закономерный  вопрос:  зачем  руководители  1-го  главного  канала  отечественного  телевидения  это показывают?   И  собираются  ли  они  заняться  настоящим   духовно-нравственным   «импортозамещением»  в  киноискусстве?  Впрочем,  целый  ряд  вроде  бы  российских  телевизионных  каналов    остаётся  американизированным   во  время  нашей гибридной  войны  с  США .  Эти  телеканалы  продолжают  демонстрировать   фильмы  США,  прежде  всего  о  американских  суперменах-победителях.  Достаточно  заглянуть  в  телевизионную  программу,  чтобы  убедиться.  Вот  СТС  («100-процентно  развлекательный»)  состоит  приемущкственно  из  американских  фильмов.  То  же  самое  «ТВ-З»  («мистический»),  «Кино  ТВ»  и  «ТВ 1000»  -  вообще  ничего  кроме  фильмов  США.  Канал «CINEMA»  -  только  американское  и  европейское  кино.  Каналы  «ПЯТНИЦА» и  «СУББОТА», а  также «РЕН ТВ» явно предпочитают  американские  фильмы.  Кроме  аж  ещё  в 1989 г.,  появившегося  общероссийского  коммерческого  канала «2х2»,  где  демонстрируются  преимущественно  американские  мультипликационные  фильмы  для взрослых,  теперь  в  программе  ТВ  можно  увидеть  репертуар  сплошь  фильмов  США  на  каналах  «TV 1000 ACTION», «FOX”,  «SCI-FI», «BLACK»,  «RED».

На  наших  каналах сейчас  зачем-то  вновь  демонстрируют  фильмы  о  американском  супермене  Рембо  «Первая  кровь»  и  «Последняя  кровь»,  причем  в  последнем  фильме  сцены  жестокости  и  насилия  просто  зашкаливают.  Опять  показывают  российский  вариант  американской  «Первой  крови»  -  «Кремень» и  нечто  психопатологическое   -  «Кремень. Освобождение»,  где  смакуется  некий   конкурс  «российских»  убийц!?  Вместо  того,  чтобы  снимать  фильмы  о  реальных  российских  героях-воинах  нам  опять  и  опять   навязывают  подражания  западной  психопатологической   продукции  о  серийных  убийцах  и  маньяках,  где   действуют  извращенцы  и  предатели,  с  которыми  с  трудом   справляются   наши  силовики.  А в конце 2023 г. лучшим  российским  сериалом года  был  назван «Слово  пацана. Кровь  на  асфальте». Фильм, в котором каждые  2-3 минуты  происходит  насилие,  в  основном подлый кровавый мордобой,  в том числе скопом  на  одного,  лежащего  ногами  и  т. п.  Настоятель  московского  храма  Св. Николая  в Пыжах  протоиерей Александр  Шергунов  (член  Союза писателей России) назвал   подобные   чернушные  произведения   «преступление  искусством», а  православный   телеканал  «Спас»  показывает   только  фильмы,  снятые  в  атеистическом  СССР,  а  не    в  современной  России.  По  той  простой причине,  что  советские  кинофильмы  оказались  более  духовными  и  нравственными по  сравнению  с  современными  российскими фильмами.

 Вышел  ещё один вариант  «Стратегии  национальной  безопасности  Российской  Федерации», подписанный  Президентом  (Указ № 400  от  2.07.2021),  где  предельно  ясно  выражены  наши  ценности  (патриотизм,  гражданственность,   крепкая  семья,  созидательный труд,  милосердие,  справедливость,  коллективизм, взаимопомощь,  историческая  память  и  преемственность  поколений,  единство  народов  России  и др.).  Там  же  говорится  о  недопущении  распространения  продукции  экстремистского  содержания,  пропаганды  насилия.  Не  пора  ли  теперь  в  условиях  военного  времени и российскому   киноискусству   и  телевидению  прозреть  и  выполнять  положения  «Стратегии  национальной  безопасности  Российской  федерации»…

В  следующей  статье   я  расскажу  о  состоянии  других  видов  массового  искусства  в  нашей  стране.

Литература: 

Семёнов  В.Е. Искусство  созидающее,  искусство  разрушающее  (Актуальные  социально-психологические  проблемы).  Л., Лениздат,  1984.

Семёнов  В.Е.  Социальная  психология  искусства.  Л.  Изд-во  ЛГУ.  1988

Семёнов  В.Е.  Искусство  как  межличностная  коммуникация. СПб. Изд-во СПбГУ.  1995.  ( Изд.  второе  испр. и доп.     Самара. Изд-во  Самарского  научного  центра  РАН.  2007)

Семёнов  В.Е.,  Юрков  Е.Е.  Русская  речь  в  современной  России:  тенденции  развития. СПб.  Изд-во «Политехника».  2004

Семёнов В.Е.  Социальная психология искусства  // Социальная  психология (Учебное пособие  для ВУЗов) /Под ред. А.Л. Журавлева.  М. «Форум». 2011. С. 454-489

Семёнов  В.Е. Соцальная  психология  искусства. Предмет  и  проблематика //Социальная  психология: учебное  пособие / Под ред. А.Л. Журавлева. М.,»Инфра-М». 2023. С. 345-368

Семёнов  В.Е., доктор  психологических  наук, 

профессор, заслуженный  деятель  науки  России, 

действительный  член Петровской  академии наук и  искусств

 

                                                           

   

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить