К 120-летию памяти Главы Советского Правительства
Алексей Николаевич Косыгин
8 февраля 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения Алексея Николаевича Косыгина, председателя Совета Министров - Правительства СССР с 1964 по 1980 годы. Дважды Героя Социалистического Труда. Ленинградца – петербуржца, выдающегося организатора народного хозяйства Советского Союза, крупного специалиста по макроэкономике и государственному управлению. По общему признанию многих соотечественников, равных личности Косыгина по интеллекту, знаниям, деятельности, ответственности, авторитету и служению Родине - не было как в Правительстве СССР, так и в Центральном Комитете КПСС в ХХ веке.
Как пишет в своих воспоминаниях соратник А.Н. Косыгина, бывший Председатель Госплана СССР в 60-80 годах, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, д.т.н. Николай Константинович Байбаков: «Слушая Алексея Николаевича, его неторопливые слова, вдумчивые обобщения, я невольно восхищался его простотой и сдержанностью, но и глубиной его экономического мышления. Я понимал, что передо мною - самый крупный и эрудированный государственный деятель из всех, кого я знал. Пятнадцать лет проработал я в тесном контакте с Алексеем Николаевичем. При мне не раз обсуждались очень острые проблемы развития государства. И всегда Косыгин вдумчиво вникал во все вопросы, советовался со специалистами и, прежде чем поставить подпись, взвешивал все «за» и «против». Он не раз говорил мне: - «Ты Председатель Госплана, до принятия решения взвесь все позитивные и негативные стороны дела. Ошибка директора предприятия может обойтись государству в тысячи рублей, ошибка министра – в миллионы, оплошность Председателя Госплана или Совмина - в миллиарды рублей».
Н.К. Байбаков вспоминает, что Генеральный секретарь Л.И. Брежнев хорошо начинал руководство партией и страной в 1964 году, хотя и знал, что мало смыслит в экономике, марксизме и в исторических процессах. Все же первые десять лет он прислушивался к мнению других и не очень мешал работе косыгинского правительства.
Еще в сентябре 1962 года, как свидетельствует историк Л.М. Млечин, в «Правде» появилась статья харьковского профессора - экономиста Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия». Он первым высказал то, о чем думали многие экономисты и директора. Ни промышленность в целом, ни отдельные предприятия, ни работающие на них люди не были заинтересованы в том, чтобы выпускать качественные товары нужные потребителям и населению. Продолжая работать на склад, выпуская продукцию не имеющую сбыта, они перевыполняли планы производства и получали за это премии. Статью харьковского профессора обсуждала вся страна.
Премьер Косыгин дал указание проработать принципы эксперимента, убрав западные заимствования и то, что противоречило принципам социалистического хозяйствования. По своим политическим и научным взглядам, он был марксистом, по экономическим - поддерживал плановую экономику с элементами социалистического товарного хозяйства, советскую многоукладную экономику периода нэпа, материальную заинтересованность товаропроизводителей в качественном труде и его результатах, эффективные управленческие решения в народном хозяйстве, концепцию справедливого социального государства, распределение по труду и награждение по заслугам.
Надо отдать должное, что Генсек Л.И. Брежнев, Политбюро и Пленум ЦК поддержали экономическую реформу, предложенную правительством. Предполагалось изменить сложившееся в народном хозяйстве соотношение между развитием промышленности средств производства (группа А) и производством товаров народного потребления (группа Б) в пользу рядового потребителя, решить вопрос о ликвидации совнархозов и восстановлении отраслевого управления. Для развития советской экономики, в рамках директивного характера ее управления, усилить хозяйственную независимость и самостоятельность предприятий от министерств и ведомств, сократить число утверждаемых предприятиям плановых показателей, замену основного показателя «валовой продукции» на показатели «реализованной продукции» и рентабельности, право предприятий начислять и использовать фонды экономического стимулирования, распоряжаться полученной прибылью, повышение роли трудового коллектива и каждого работника в результатах труда, появление договоров о поставках продукции, сокращение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности и другие нововведения.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление от 4 октября 1965 года № 731 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», утвердили Положение о социалистическом государственном производственном предприятии.
Принятые решения позволили уже в 8-й пятилетке (1966-1970 гг.) и начале 9-й (1971-1975 гг.) обеспечить рост объемов производства, выпуск современных товаров народного потребления (телевизоров, транзисторных радиоприемников, холодильников, стиральных машин, бытовых электроприборов, легковых малолитражных автомобилей волжского АвтоВаза, сборных садовых домиков, мебели, моделей одежды, обуви и других), заменить морально и физически устаревшую продукцию и средства производства.
Принятые по инициативе А.Н. Косыгина меры, заметно подняли, вместе с личными доходами домохозяйств, настроение трудящихся, появились молодежные строительные отряды, комсомольские бригады и стройки, ударники пятилетки, два выходных дня в неделю, первые универсамы фирменной торговли, «столы заказов» на предприятиях, центры быстрой стирки и химчистки, улучшенное обеспечение людей продовольственными и промышленными товарами по доступным ценам (в т.ч. за счет увеличенных закупок по импорту), благоустроенным социальным жильем, садовыми и огородными участками, бесплатным получением высшего и среднего профессионального образования (с настоящим конкурсом на вступительных экзаменах), медицинской помощи и льготным санаторно-курортным лечением.
Население, при всей скромности жизни того времени, особенно на селе, впервые реально почувствовало заботу и уверенность в завтрашнем дне. Группы народного контроля в трудовых коллективах получили право контроля деятельности администрации предприятий и организаций всех форм собственности.
Оценивая реформу 1965 года, Н.К. Байбаков отмечает, что она не коснулась в должной мере основного фактора интенсификации общественного производства – научно-технического прогресса, а ограничилась мобилизацией ресурсов, лежащих на поверхности. При этом показатели темпов роста заработной платы в 8-й пятилетке росли быстрее, чем производительность труда в народном хозяйстве (по причине имевших место необоснованных выплат под видом заработной платы и премий в результате приписок, нормирования и тарификации). Неправильно был решен вопрос о разграничении функций государства, его центра, с одной стороны, министерств и республик – с другой. На практике это привело к тому, что средства, доходная часть бюджета ушли на предприятия, а расходы остались за государством.
В целом же восьмая пятилетка стала самой динамичной не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, после мартовского 1965 год Пленума ЦК КПСС по селу, взявшему курс на строительство крупных комплексов по откорму крупного рогатого скота, свиноводства и современных птицефабрик, списание долгов сельхозпредприятий, повышение закупочных цен, снижение подоходного налога, открытие ФАПов и ДК в каждом хозяйстве. Национальный доход страны вырос на 42 процента, объем валовой продукции промышленности – на 51 процент, объем валовой продукции сельского хозяйства – на 21 процент. Пятилетка получила неофициальное название «Золотая пятилетка».
Идеи реформы поддержала экономическая наука, директора предприятий, трудящиеся и в целом советское общество. Это был важный прорыв в развитии государства и социалистического строительства в СССР, равным которому в истории страны больше не было. Во многом благодаря указанным решениям, в начале 70-х годов произошло реальное повышение уровня и качества жизни советского народа, подтвержденное статистикой и общественным признанием, которое позволило стране перейти к строительству т.н. «развитого социализма», где без ускорения научно-технического прогресса невозможно было двигаться дальше. При этом набранный темп в 8-й пятилетке, созданная основа производственных отношений позволяли это сделать.
К сожалению, этот уникальный шанс был упущен. Партия не стала проводить намеченный Пленум ЦК по научно-техническому прогрессу в народном хозяйстве, хотя правительство настаивало на его проведении. Это была крупная стратегическая ошибка брежневского партийного руководства, самым негативным образом сказавшаяся в дальнейшем на судьбе страны.
Н.К. Байбаков вспоминал: «Я и в кабинете у Генсека не скрывал, что мне нравиться, как твердо и прямо отстаивал А.Н. Косыгин свои мысли и решения, как остро и неожиданно он реагирует на каверзные вопросы. Л.И. Брежнев, уже отяжелевший и привыкший к славословию, на Политбюро слушал его в пол-уха, ревниво поглядывал на своих прирученных соратников и хмурился, когда видел внимательно слушающего. Всем здесь было понятно, что Брежнев, а не Косыгин «хозяин страны», что Косыгин у него не в особой чести, поэтому нередко обсуждали крупномасштабные косыгинские выступления поверхностно и бегло», также как непродуманно и поспешно принимали многие решения.
Под руководством А.Н. Косыгина начала осуществляться программа подъема сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР. По его инициативе сооружены крупные производственные комплексы как Волжский автомобильный завод (по договору с итальянской фирмой «Фиат») в Тольятти, КамАЗ в Набережных Челнах, месторождения нефти и газа, гигантские нефте- и газопроводы Сибирь – Западная Европа, атомные и гидроэлектростанции, начато строительство Байкало-Амурской магистрали.
Как известно, на XI съезде РКП(б) в 1922 году, В.И. Ленин предлагал ограничить власть Политбюро, поручив ему сосредоточиться на вопросах партийного строительства, идеологии, подбора и расстановки кадров и восстановить в качестве властных центров принятия директивных решений по внутренней и внешней политике Правительство - Совет народных комиссаров и Совет Труда и Обороны РСФСР.
В переносе власти из Политбюро в Совнарком заключались предложения В.И. Ленина о роли правительства в советской политической системе. И Ленин, и Сталин, возглавляя правительство, входили в состав Политбюро, но формально не занимали пост руководителя партии. Первым, кто нарушил ленинскую традицию, был Н.С. Хрущев, а за ним Л.И. Брежнев. В постановлении октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 года (принявшего решение об отставке Н.С. Хрущева с занимаемых постов) специально подчеркивалось о нецелесообразности совмещения высших постов в партии и государстве, имея ввиду мысль В.И. Ленина о том, что авангардная роль партии должна определяться ее авторитетом в обществе.
В целях устранения параллелизма и дублирования по руководству экономикой, А.Н. Косыгин, со своей стороны, предлагал в 1965 году ликвидировать отраслевые отделы партийных комитетов (как минимум – отделы по отраслям народного хозяйства в ЦК партии), создав для координации вопросов экономический отдел, но партийные идеологи, вероятно опасаясь утраты руководящей роли ЦК и обкомов, предложение не поддержали. Противостояние ЦК и Правительства продолжалось, о чем в своих воспоминаниях пишут председатель Правительства СССР в 1985-1990 годах Н.И. Рыжков, председатели Совета Министров РСФСР: Г.И. Воронов (1963-1971 гг.), М.С. Соломенцев (1971-1983 гг.), В.И. Воротников (1983-1988гг.), первый секретарь Московского горкома КПСС В.В. Гришин, историки С.С. Войтиков, Л.М. Млечин, А.В. Островский и др.
В 9-й и 10-й пятилетках (1971-1981 гг.), произошло замедление темпов роста экономики на 8 – 10 процентов, производительности труда, стагнация научно-технического прогресса, жизненного уровня населения, бюрократизация управления, а также образовалась огромная денежная масса у населения на 3/4 не подкрепленная товарами и услугами.
Многочисленные корректировки планов и заданий предприятий, объединений и отраслей в 10-й и 11-й пятилетках в сторону снижения показателей, превратились в опасную болезнь планирования, показывали на недостаточную организацию работы в народном хозяйстве по поиску резервов, созданию новых производств и технологий, выпуску новой техники, инновационной продукции, а также - на слабую ответственность, дисциплину и компетентность кадров.
Как свидетельствует Байбаков, - «Брежнев все больше и больше отстранялся от рассмотрения планов и государственных программ, то ли ему скучно было, то ли силы начали сдавать. Скорее, не понимая всей сути дел, недооценивал деятельность Косыгина, его знания и подлинный авторитет в народе. Роль Политбюро, еще недавно полновластная, стала ослабевать. Немало совместных решений Политбюро и Совмина, громкие постановления исполнялись плохо. Возникали новые проблемы, накапливались незавершенные дела. Во многих отраслях снижалась дисциплина и контроль. Расходы государственного бюджета превысили его доходы. «Страна стала жить не по средствам» - так определили в Госплане СССР данную ситуацию».
К большому сожалению, кратковременное руководство страной Ю.В. Андроповым в 1982-1984 гг., позитивно воспринятое партией и народом, не позволило реализовать намеченные им меры по развитию общества и государства.
Вместе с тем, по данным статистики за двадцать так называемых «застойных» лет (1966-1985 гг.) итоги работы, даже при снижении показателей, были хотя и недостаточные, но в целом удовлетворительные: национальный доход страны вырос в 4 раза, промышленное производство – в 5 раз, основные фонды – в 7 раз. В 1990 году СССР занимал второе место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП).
По данным статистики, начало катастрофического разрушения страны в основном приходится на двенадцатую «горбачевскую» пятилетку (1986 – 1990 гг.), когда после январского и июльского 1987 года Пленумов ЦК КПСС о т.н. «горбачевской радикальной экономической реформе», начался переход к нерегулируемой рыночной экономике, появилась частно-капиталистическая форма собственности в промышленности, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и торговле, первоначальное накопление капитала и «теневые» кооперативы, появился дефицит в государственном бюджете, экономическая преступность, сокращение производства, закрытие фабрик и заводов с распродажей основных фондов и территорий, проблемы с продовольствием, социально-экономическим неравенством (дифференциацией), безработицей и ростом смертности.
Поспешно продекларированная и навязанная советским людям в 1985-м году т.н. «горбачевская псевдо - перестройка в СССР», на основе лозунгов и призывов, проводилась без необходимой проработки стратегии, плана и расчетов. Вследствии недостатка теоретических знаний и грамотного управления, практики государственного строительства, понимания глубинных процессов общественного развития, а также «перестроечной истерии», внешних дестабилизирующих факторов, предательства партийного руководства и пассивной позиции большинства членов партии, науки и трудящихся, - привела к драматическому распаду Советской страны, потери завоеванных в ХХ веке позиций, реставрации олигархического капитализма, обнищанию и страданиям народа. Об этом в своих книгах пишут Н.И. Рыжков, Н.К. Байбаков, Г.А. Зюганов, рассказывают на канале «Россия-1» журналист В.Р. Соловьев, кинорежиссер К.Г. Шахназаров, свидетельствуют известные ученые Ж.И. Алферов, Д.С. Львов, О.Т. Богомолов, И.Я. Фроянов, В.Я. Ельмеев, Р.И. Нигматулин, С.Ю. Глазьев, Г.В. Осипов, А.В. Воронцов, А.И. Субетто, В.В. Чекмарев и многие другие.
В 90-х годах страна потеряла трудовой ритм будней, технологическую дисциплину, ответственность, управляемость, добросовестное отношение к коллективному труду и, с началом т.н. «шоковой терапии» (по отпуску розничных цен) и спекулятивной «приватизации общенародной собственности» (по ее передаче в частную собственность), - ликвидировала социальную справедливость в распределительных отношениях, спокойствие, здоровье и уверенность в жизни общества. Отбросило экономику на 30-40 лет назад. Не случайно, одним из первых решений I-го Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 году стало упразднение в России органов народного контроля ! По существу, реализации конституционного права народа на участие в управлении и контроле делами государства. Комментарии излишни…
После «горбачевской перестройки» и «ельцинских реформ», обещавших стране скорое «процветание», по прошествии 40 лет, Россия, несмотря на все принимаемые сегодня меры по стимулированию рождаемости, поддержки многодетных семей и продолжительности жизни, не может остановить естественную убыль населения, вследствии низкой рождаемости, абортов и высокого уровня смертности. Большое число россиян продолжают существовать на крайне скромные доходы (т.н. «прожиточный уровень» и средний размер пенсии) по известному принципу: «от зарплаты - до зарплаты», «от пенсии – до пенсии».
В связи с этим, в книге «От Сталина до Ельцина» Н.К. Байбаков пишет: «Без передовой экономической науки в ее взаимосвязи с другими научными дисциплинами - историей, политикой, техникой, социологией и т.д., нет и не может быть никакой системы управления, никакой рыночности и плановости. Необходимость сочетания государственного управления с рыночными формами ясна каждому, кто болеет за судьбу России !»
Смысл жизни и деятельности Алексея Николаевича Косыгина заключался в работе. Он родился в рабочей семье, много учился и стал большим управленцем в довоенном Ленинграде, пройдя важные ступени профессионального роста - директора фабрики «Октябрьская», заведующего отделом промышленности Областного комитета партии, председателя Ленгорисполкома, уполномоченного ГКО по эвакуации населения и предприятий в годы Ленинградской блокады.
Алексей Николаевич на всех постах работал с полной отдачей и ответственностью, для улучшения трудной жизни людей, в связи с чем получал искреннее уважение и признание. Известно, что на большинство обращений к А.Н. Косыгину, особенно в период проведения Съездов партии, на места из Совмина шли положительные ответы и поручения, которые ставились на контроль исполнения. И на примере жизни многих ленинградцев, в т.ч. и моих родственников, многие вопросы с помощью Косыгина А.Н, без излишних бюрократических проволочек, решались или получали движение.
Его незаурядные способности управленца и организатора хорошо знали, высоко ценили и рекомендовали на большую государственную работу в Москву секретарь ЦК ВКП(б), член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии А.А. Жданов и член ЦК ВКП(б), второй секретарь Ленинградского горкома партии А.А. Кузнецов.
История все расставляет по своим местам и дает свою объективную оценку: Алексей Николаевич Косыгин с честью оправдал доверие народа и навсегда вошел в историю Советской страны и России!
Геннадий Горбунов,
профессор ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: