Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

К   90-летию   со   дня   рождения народного артиста РСФСР Эдуарда Хиля

Эдуард Анатольевич Хиль

Смоленский   молодой   певец  Эдуард  ХИЛЬ  ворвался  на  прославленную  ленинградскую  эстраду   в  начале  60-х  годов  ХХ  века,  после  окончания  Ленинградской  государственной  консерватории  им.. Н.А.  Римского-Корсакова  по  классу  оперного  пения.  И  более   40  лет  отдал  эстраде.

В  те  годы  в  нашем  городе  блистали  на  концертах,  питерском  радио  и  телевидении, в  театрах  уже  забываемые  ныне  голоса  периода  «оттепели»:  Ольга  Нестерова,  Николай  Печковский,  Владимир  Нечаев,  Анатолий  Александрович,  Нонна  Суханова,  Лидия  Клемент,  Эдита  Пьеха  с  Александром  Броневицким  и  ансамблем  «Дружба»,  Мария  Пахоменко  со  своим  композитором  и  другом  Александром  Колкером,  Алиса  Фрейндлих,  Геннадий  Бойко, Людмила  Федотова, Вячеслав  Тимошин, Станислав  Пожлаков, Гликерия  Богданова – Чеснокова,  Сергей  Новожилов, Георгий  Портнов, Анатолий  Королев,  Анатолий  Васильев  с  Еленой  Федоровой  и  «Поющими  гитарами», Евгений  Броневицкий,  Ольга  Вардашева, Макар  Алпатов, Владимир  Матусов,  Зоя  Виноградова  и  Виталий  Копылов. Большие  артисты,  вошедшие  в  историю  и  музыкальную  культуру   нашего   города.

 Их  славную  эстафету  ярко  и  по  молодому  подхватили  в  70-80-х  годах  Людмила  Сенчина,  Ирина  Понаровская  с  Григорием  Клеймицем,  Михаил  Боярский, Альберт  Асадуллин, Сергей  Баневич, Сергей  Захаров,  Виктор  Кривонос, Виталий  Псарев, Марина  Капуро,  Иван  Беседин,  Тамара  Пронина,  Елена  Дриацкая,  Таисия  Калинченко,   Игорь  Скляр,  Илона  Броневицкая,  Игорь  Корнелюк,  Татьяна  Буланова  и  другие   известные  мастера  искусств.

  Молодых  исполнителей  и  музыкантов  во  всем  активно поддерживал  Ленинградский  комсомол  (Ростислав  Николаев,  Анатолий  Ефимов,  Анатолий  Тупикин, Владимир  Пылин,  Галина Пахомова,  Александр  Колякин,  Валентина  Матвиенко  и  другие).  В  те  годы  построили  Дворец  молодежи  на  Петроградке  (ул.  проф.  Попова),  один  из  первых  в  стране,  где устраивали  молодежные  встречи,  концерты  современной  эстрадной  и  джазовой  музыки   с   молодыми  музыкантами.

           Как  писали  ленинградские  газеты :  у  Эдуарда  Хиля  было  важное  отличие  от  большинства  эстрадных  певцов  тех  лет.  Он  пел  без  пафоса,  без  героического  надрыва,  без вечного  взгляда  в  облака.  Хиль – это  вечная  лучезарная  улыбка  и  добрые  глаза,  это  искренность,  радость,  несмотря  ни  на  что,  и  ощущение  какого-то  нескончаемого  счастья,  позитива,  дружбы, товарищества,  веры  в  будущее  и  счастливый  завтрашний  день.       В  то  трудное  время, такие  песни  создавали   лирическое  настроение,  желание  не  унывать,  работать  и  добиваться  результата.

           Труд  был  первой  жизненной  необходимостью  и  в  обеденных  перерывах,  в  цехах  ленинградских  объединений   и  сельских  ДК  на  импровизированных  концертах  звучала  музыка  и   задорные  песни.   Ленинградцы  любили  такие  встречи  с  деятелями  культуры !

 Эдуард  Анатольевич  никогда  не  отказывался  от  встреч  с  рабочим  классом,  ветеранами,  аграрниками  и  участвовал  вместе  с  Л. Сенчиной,  Э. Пьехой,  ансамблем  «Дружба»,  Марией  Пахоменко  и  другими,  с  непременной  радостной  улыбкой,  с  воодушевлением  и  активным  движением  на  сцене.  Его  голос  стал  узнаваем,  любим,  завоевал   доверие,  стал  визитной  карточкой  Ленконцерта  и  по  настоящему  ленинградским !  

 Лучший  пример – это  хит  про  человека,  которому  для  радости  на  сердце  достаточно  снегопада,  солнца  в  небе  и  балтийского  ветра.  Музыку  к  песне  «Человек  из  дома  вышел»  (1967г.)  на стихи  Маграчева  написал  композитор  Станислав  Пожлаков -  единственный  из  своих  четырех  братьев,  переживший    ленинградскую  блокаду,   и  потом  писавший  для  Хиля  страшно  жизнелюбивые  песни  (вспомним  «Ребята  семидесятой  широты»,  «Осень»,  «Лунная  баллада»),  ставший  его  большим  другом  по  жизни.  Сегодня  эта  песня -  единственный  «ретрохит»,  удачно  вписавшийся  с  новыми  молодыми  исполнителями  на  эстраде  начала  ХХI  века,  про  всю  ту  же  радость  вопреки  всему,  про  порядок  в  доме,  про  те  же  строчки  про  симпатию,  любовь и   доброе  настроение.

Поднялся  рассвет  над  крышей,

Человек  из  дома  вышел,

Поглядеть на  жизнь  поближе

Вздумал  с  утра.

Человеку  много  ль  надо -

У  него  на  сердце  радость,

Он  смеется  снегопаду,

Солнцу  в  небе  и  ветрам !

В  песнях  ленинградских  композиторов  и  их  исполнителей  был  свойственный  городу  на  Неве  музыкальный  стиль,  творческий  характер,  который  всегда  отличался  питерским  лиризмом,  мелодизмом,  напевностью,  открытостью, строгостью  и  большим  внутренним  созиданием  жизни. 

народный артист РСФСР Эдуард Анатольевич Хиль

Многие  песни  о  Ленинграде,  попурри,  стали  традиционными  в  концертах  Эдуарда  Хиля,   их  ждали,  им  улыбались  и  по  доброму  принимали  многие  поколения ленинградцев,  в  первую  очередь  блокадников,  их  уже  взрослых  детей,  внуков,  которые  до  слез  всегда  дорожили   памятью  и  историей  Великого  города.

Город  над  вольной  Невой,

Город  нашей  славы  трудовой !

         Слушай,  Ленинград,  я  тебе  спою

         Задушевную  песню  свою !

         Здесь  проходила,  друзья,

         Юность  комсомольская  моя.

         За  родимый  край  с  песней  молодой

         Шли  ровесники  рядом  со  мной !

(Вечерняя  песня,  муз. В. Соловьева –Седого, слова  А. Чуркина,  1957 г.)

Эдуард  Анатольевич  вызывал  у  них  признание  и  доверие,  ведь  его  военное  детство,  детский  дом,  щемящая  разлука  с  матерью,  оставшейся  в  Смоленске  и   помогавшей  партизанам  бороться  с  фашизмом,  были  созвучны  мужеству  и  стойкости  жителей  блокадного  города !

Смоляне,  с  момента  рождения  города,  внесли  и  вносят  неоценимый  вклад  в  его  строительство,  промышленность,  культуру,  науку,  образование  и  культуру!

Наш  город,   Балтикою  пахнущий,

Стоит  на  Невском  берегу,

Как  хлебосольный  дом  распахнутый,

Стоит  не  отданный  врагу.

Как  дрались  мы  зимой  блокадною -

Весь  город , как  один  солдат –

За  всю  Россию  благодарный,

О  нас  доскажет,  о  нас  доскажет,

О  нас  доскажет 

Ленинград !

(Разговор  с  городом,  муз. В. Соловьева-Седого,  стихи  Ю. Капустина, 1972 г.)       

Эдуард  Анатольевич  настолько  сроднился  и  подружился  с  нашим  городом,  его  замечательными  жителями,  прочно  вошел  в  творческую  жизнь  Ленконцерта  (Г.М.  Коркин,  К.П.  Садовников),  Ленинградский  Союз  композиторов  с  замечательными   его  председателями  В.П.  Соловьевым-Седым  и  А.П.  Петровым,  киностудией  Ленфильм  (Блинов  В.В.),  БКЗ  «Октябрьский»  (Нарицын  Л.Н.,  Лавринович  Э.В.),  Главным  управлением  культуры  (Мальков А.Ф.)  с  народными  артистами   И.О. Горбачевым,  В.А. Гаврилиным,   Г.В.  Свиридовым,  А.А.  Белинским, дирижерами  А.А.  Владимирцовым,  А.С. Бадхеном,  С.К. Горковенко,  В.Н.  Бадулиным,  Институтом  культуры  им.  Н.К.  Крупской,   Петровской  академией  наук  и  искусств  (проф.  А.В.  Воронцовым),  Советом  ветеранов (Герой  Советского  Союза  И. Клочков, генерал А.  Викторов,  посол  Советского  Союза   В.  Толстиков),  Комитетом  Героев  Социалистического  Труда  (скульптор  М.  Аникушин,  балерина  И.  Колпакова,  рабочая В.  Котова, писательница  Т. Захарова,  швея Г. Федянова), так,  что  с  ним  считались,  прислушивались  к   его  отзывам   с  правдивыми  объективными  оценками.  Певец  имел  гражданскую  позицию,  никогда  не  забывал  друзей,  коллег  и  товарищей.  Оставался  скромным,  совестливым  человеком.   Отзывался  на  обращения  и  приглашения  выступить.

Если  радость  на  всех  одна,

На  всех  и   беда   одна.

Море  встает  за  волной – волна,

А  за  спиной – спина.

Здесь  у  самой  кромки  бортов,

Друга  прикроет друг,

Друг  всегда  уступить  готов

Место  в  шлюпке  и  круг..

(Песня  о  друге, муз. А.Петрова,  стихи  Г. Поженена, 1962г.)

По  воспоминаниям   старейшего  работника  аппарата  Смольного,  организатора  ветеранского  движения  в  Ленинграде  Елены  Костицыной,  лично  хорошо  знакомой  с  Э.А. Хилем,  он,  в  отличие  от  многих  других  деятелей  культуры  и  искусства,  даже  получив  высокое  звание  народного  артиста,  никогда  не  обращался  с  личными  просьбами  в  Исполком  Ленсовета,  Обком  и  Горком  партии,  хотя  сам  помогал  и  хлопотал  за  коллег  и  друзей.  Был  известен  за  рубежом,  выступал  в  90-х  годах  в  парижском  популярном  кабаре. Жил  скромно  и  достойно  в  дружной  творческой  семье  с  супругой   Зоей  Александровной  (балериной),  сыном  Дмитрием  (певцом  и  композитором),  внуком,   начинающим  карьеру  на  петербургской  эстраде  -  Эдуардом  Хилем – младшим  с  голосом  очень  похожим  на  голос  знаменитого  дедушки.  Хиля  любили  в  Ленинграде !

Песни  Эдуарда  Анатольевича  остаются  с  замечательным  городом  на  Неве,  с  ленинградцами – петербуржцами, всеми  россиянами, передаются  из  поколения  в  поколение,  потому  что  хранят  нашу  историю,  труд  и  подвиг  страны,  память ленинградской  блокады, трогательные  воспоминания  жизни,  прекрасные  музыкальные традиции   и   настоящее  товарищество,  самый  проникновенный  жизнеутверждающий  «Ленинградский  голос» !

Не  изменяя  хорошей  традиции,

Дождиком  встретил  меня  Ленинград,

Мокнут  прохожие,  мокнет  милиция,

Мокнут  которое  лето  подряд.

Три  миллиона  людей  замечательных,

Шесть  миллионов  приветливых  глаз,

Добрых,  больших, озорных  и  мечтательных,

Мне  повезло – я  живу  среди  Вас !

Что  нам  лишения,  что  испытания,

Мы  закалились  под  этим  дождем,

Мы  ленинградцы  с  тобой  по  призванию,

Хоть  не  всегда  в  Ленинграде  живем!

Дождь  по  асфальту  рекою  струится,

Дождь  на  Фонтанке  и  дождь  на  Неве,

Вижу  родные  и  мокрые  лица

Голубоглазые  в  большинстве ! 

  (Дождь  на  Неве,  муз.  В.  Шаповалова,  сл.  К  Григорьева, Б. Гершта,  1965 г.)

 

Геннадий   Горбунов,

профессор  ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить