К 105-летию со дня рождения
Федор Александрович Абрамов
В 60 - 80-е годы одним из самых читаемых и издаваемых писателей в стране был Ф.А. Абрамов. Писатель из народа, знающий его нужды, радости и горести. Он родился на Севере, в деревне Верколе Архангельской области, в 1920 году. В 1938 году поступил на филологический факультет Ленинградского университета. С первых дней войны он - в народном ополчении, участвует в обороне Ленинграда. Несколько раз был ранен, лечился в госпиталях и продолжал воевать уже в качестве офицера военной разведки (награды: Орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За Победу над Германией 1941-1945 годов» - прим. ред.) После войны окончил университет, аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал, заведовал кафедрой советской литературы здесь же, в университете.
В 1958 году вышел первый роман Федора Абрамова «Братья и сестры», который сразу же выдвинул его в число очень интересных, своеобразных профессиональных писателей, показывающих непростую жизнь деревни в военные и послевоенные годы. Эта тема оставалась для него главной на протяжении всей его жизни. За первым романом последовали другие – «Две зимы и три лета», «Пути – перепутья».
За эти романы, составившие трилогию «Пряслины», Ф.А. Абрамов получил Государственную премию СССР (1975 год – прим. ред.). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978 год). Им написаны также повести «Безотцовщина», «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька», «Мамониха», рассказы, составившие сборник «Трава-Мурава», и другие.
По произведениям Ф. Абрамова при его жизни поставлены спектакли и в Малом драматическом театре в Ленинграде (Львом Додиным), и в Театре на Таганке в Москве (Юрием Любимовым), и в других театрах. По объекту его писатель-ского интереса, его относили к «почвенникам», или к «деревенщикам». К ним же причисляли В. Белова, В. Астафьева, В. Солоухина и ряд других писателей. Для них характерна глубокая народность. Любовь к родной земле, интерес к деревенскому укладу жизни и т.д.
Я познакомился с Ф. Абрамовым на одном из собраний Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР. Как всегда, выступал он остро и напористо – с критикой и Союза писателей, и ленинградских властей. Это был интересный человек, в жизни всего достигший талантом и трудом. До конца своих дней говорил с сильным «северным акцентом», т.е. с сильным оканием, с использованием многих местных слов и выражений. Очень эмоциональный, напористый, упрямый, быстро зажигающийся, в вечной борьбе с редакторами, которые, как он говорил, всегда пытались его править.
Собрания Ленинградской организации Союза писателей проходили очень живо, интересно, остро, но без очевидных склок, без публичного сведения счетов, хотя закулисные противостояния, конечно, были. Всегда ждали выступлений двух неформальных лидеров – писателей – прозаиков Федора Абрамова и Даниила Гранина. И если Абрамова условно можно было отнести к славянофилам, то Гранина, конечно, к западникам (дискуссия, которая в современной России не менее актуальна чем в 40-50-х годах XIX века – прим. ред.). Скрытое соперничество разводило их по разным группам, ставило по разные стороны баррикад буквально по всем обсуждаемым вопросам, хотя внешне они относились друг к другу уважительно. Но если выступает Абрамов, обязательно выступит и Гранин, и наоборот, при этом всегда оказывалось, что они выступают с разных позиций.
Несмотря на фонетическое своеобразие речи Ф. Абрамова, он был блестящим оратором, всегда вызывал большой интерес, умел «сорвать аплодисменты». В отличие от него Д. Гранин выступал спокойно, взвешенно, продуманно. Если первый воздействовал на эмоции, то второй - на сознание. Но и тот и другой вызывали большой интерес, их выступлений ждали, и они, как правило, оправдывали ожидания.
Вспоминаю свое участие в Съезде писателей Российской Федерации и выступление на нем Федора Абрамова (Пятый Съезд писателей, декабрь 1980 год, Москва – прим. ред.). Вечером, накануне Съезда, он зашел ко мне, как сказал, поговорить. Сообщил, что ему обещали дать слово для выступления в первый день. Сказал, что собирается затронуть ряд острых для того времени общественных проблем. Чувствовалось, что он волнуется. Изложил мне суть.
Я его намерение поддержал, но зная как он увлекается в своих выступлениях, предупредил о том, что для оратора очень важно не только «что» сказать, но и «как» сказать. Тогда он решил прочитать мне свою речь, чтобы я послушал, как она звучит. Оно было задумано как очень острое, интересное, но в то же время содержало ряд критических заявлений – бездоказательных, обидных, которые вызвали бы ответную реакцию и вполне возможно болезненную. Я все это ему сказал. Указав конкретные места.
Он завелся, размахивая руками, стал говорить, что только так и нужно выступать. Я ответил, что в нынешнее время речи творческих людей не согласовываются, но он сам попросил меня высказать свое мнение - я это сделал. Как поступить – его дело. Он ушел из номера гостиницы недовольный. Думается, что тогда он был несколько избалован общественным вниманием и, как это бывает почти со всеми людьми, стал болезненно относиться к замечаниям.
Выступление его на Съезде писателей России (в зале заседаний Большого Кремлевского Дворца в присутствии высших руководителей Партии и Советского Государства- прим. ред.) было просто триумфальным ! Впервые тогда я увидел, чтобы выступление писателя вызвало такой прием зала. Слушая его, я заметил, что текст выступления значительно переделан, из него убраны все запальчивые, обидные обращения. В тот вечер мы очень долго и о многом с ним говорили. Федор Александрович рассказал о трудном детстве и юности, о войне, о том, как нелегко ему было пробиваться в жизни. Уже уходя от меня, он вдруг сказал: «Я думал, что ты ивняк, молодая поросль, а ты оказался деревом».
После Съезда мы еще больше сблизились. Этому способствовало и то, что зимой мы с ним нередко прогуливались по морозцу в Комарово, под Ленинградом. Там находился Дом творчества писателей. Место это прекрасное – сосновый бор, рядом Финский залив. Абрамов говорил, что Комарово напоминает его родные места. Вот мы на этих заснеженных дорожках с ним иногда и встречались, и, прогуливаясь, говорили о многих волнующих нас вопросах.
Для Федора Абрамова важнейшим вопросом - о чем он мог говорить бесконечно – был вопрос о деревне, о положении крестьянства, о тяжелой судьбе людей, живущих на селе на Севере. Об этом он так правдиво повествовал в своих произведениях. У него были планы переустройства деревни, он стремился их обнародовать. (Федор Александрович в августе 1979 года опубликовал в районной газете «Пинежская Правда» большую статью о судьбе деревни, о необходимости ее преобразования, о пьянстве. Там было много диалогов с сельскими жителями, в том числе и с земляками- прим. ред.) Эту статью «Чем живем-кормимся ? Открытое письмо к землякам» 17 ноября 1979 года напечатала газета «Правда». Статья была неоднозначно воспринята многими людьми, в том числе и земляками писателя, а также аграрниками.
Часто он вспоминал свою деревню Верколу, в которой проводил каждое лето и всегда с нетерпением ждал поры, когда он туда сможет поехать. Он любил рассказывать о своей жизни там, о беседах с земляками. Абрамов очень искренне смеялся о встречах с ними… Дед спрашивает: «На охоту ходишь ?» - «Какая в городе охота – нет, конечно», - «А на рыбалку?» - «Тоже не хожу», - «Знаешь, что я скажу тебе, ты шибко -то в своем Питере не задерживайся, а то совсем адичаш (т.е. одичаешь)».
Федор Александрович, был, как я уже отмечал, очень импульсивным человеком, легко зажигающимся, в голове его постоянно рождались новые и новые проекты. Однажды во время прогулки по лесу он спросил меня, видел ли я студенческий спектакль в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (учебный театр на Моховой – прим. ред.), где была сделана постановка по одному из его произведений. Я спектакль видел – это действительно была хорошо сделанная работа (дипломный спектакль «Братья и сестры» выпускного курса народного артиста Льва Додина, 1978 год – прим. ред.).
Он имел большой успех, на него стремился попасть весь город, билеты невозможно было достать, а ведь играли только студенты последнего курса института. Вскоре они должны были разъехаться в разные города по распределению. В связи с этим возник проект у многих любителей театра – оставить всю группу студентов, занятых в спектакле, в Ленинграде и на ее основе открыть небольшой театр.
Эту идею, конечно, поддерживал и двигал Ф. Абрамов. Но когда стали прорабатывать эту задумку, то поняли, что она невыполнима по многим причинам. Во-первых, в силу трудностей с материальной базой, финансированием и т.д. - такие вопросы невозможно решить быстро, они требуют согласований. Во-вторых, студенты уже были распределены по различным театрам страны. И в третьих, как считали самые профессиональные специалисты, такой метод образования театров совершенно непродуктивен, подобный опыт уже имелся и нигде себя не оправдал (прим. ред. – практически все выпускные спектакли ЛГИТМИКА 70 – 80-х годов шли с грандиозным успехом, но сотни талантливых выпускников, вследствие отсутствия штатов и бюджетного финансирования, невозможно было трудоустроить в театрах Ленинграда и противоречило режиссерским принципам формирования труппы).
Я тогда Федору Александровичу ответил, что на спектакле был, он очень мне понравился и, более того, занимался идеей возможного образования на базе этой группы студентов постоянной труппы. Рассказал, почему сейчас это неосуществимо. Студенты не могут полностью раскрыться в одном спектакле, и на последующих работах труппа просто развалится. Он, конечно, расстроился.
Эта тема имела свое продолжение через несколько месяцев, во время подготовки юбилея Ф.А. Абрамова. Он обратился ко мне с предложением провести ряд спектаклей силами той самой группы бывших студентов, которые разъехались по городам и весям. Только самая малая часть из них, по моим сведениям, осталась в Ленинграде.
Я спросил его, кто это может осуществить ? Он просил меня лишь помочь в решении некоторых организационных, разрешительных вопросов, остальное он возьмет на себя, оплатит все расходы. И здесь я хочу отметить еще одну его черту. Как человек, проживший тяжелое детство, испытавший материальные трудности в юности и молодые годы, он очень радовался, став известным писателем, своему достатку, часто говорил, что его много издают и он получает хорошие гонорары. Он не был скаредным, тратил деньги легко, но не безрассудно - только если они шли на дело.
В итоге он свою идею осуществил, собрал бывших студентов – актеров и они дали несколько спектаклей накануне его юбилея (прим. ред. – ряд артистов этой группы остались работать в Малом драматическом театре Льва Додина, где много лет шел с постоянным аншлаговым успехом спектакль «Братья и сестры»).
29 февраля 1980 года Ф.А. Абрамову исполнилось 60 лет. Накануне был опубликован Указ о награждении писателя орденом Ленина. Ленинградская писательская организация готовилась достойно отметить эту дату, да и Союз писателей России обещал делегировать в Ленинград известных его коллег. За несколько дней до торжества я получил официальное приглашение на вечер, на котором его рукой написано: «Глубокоуважаемый Василий Георгиевич! Буду счастлив видеть Вас в день Касьяна на своем вечере. Федор Абрамов 27 февраля 1980 года». Его я храню до сих пор.
На вечере в Доме писателя им. В.В. Маяковского (с 1934 по 1993 годы в бывшем особняке графа Шереметьева, ул. Воинова д. 18, ныне Шпалерная ул.- прим. ред.) зал был переполнен. Слово о юбиляре произнес владимирский писатель-прозаик «деревенщик» Владимир Солоухин, выступили Сергей Михалков, Василий Белов, Владимир Карпов, Дмитрий Лихачев и другие. Сергей Владимирович Михалков (председатель правления Союза писателей РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской Премии, академик АПН СССР – прим. ред.) вел вечер с юмором, часто смеялся и аплодировал. Все ждали выступление Федора Александровича…
И он заговорил - как всегда ярко, сильно окая от волнения - о деревне, крестьянстве, истоках своего творчества, о начале жизненного пути… - «Перед войной я приехал в великий город Ленинград в валенках и полушубке, ничего не зная о настоящей культуре и еще о многом. Конечно, набирался знаний, просвещался, буквально впитывал культуру, воевал, и говорят – хорошо ! Вернулся в университет и продолжал учиться, хотя было очень трудно. И тут я встретил женщину, которая взяла меня за руки и повела по жизни вперед (супруга, ленинградка, к.ф.н. Людмила Владимировна Крутикова – Абрамова – прим. ред.) И от нее я черпал жизненного опыта, знаний, культуры больше, чем от всего университета ! Всеми своими успехами я обязан ей. И в этом отношении, признаюсь Вам, я подкаблучник и этим горжусь!».
Вся его речь часто прерывалась аплодисментами, а после этой фразы – гром аплодисментов и смех нескончаемый. Когда смех и аплодисменты немного стихли, из президиума раздался голос Михалкова с характерным легким заиканием: «Федор, ты мог бы об этом и не говорить – об этом и так все знают !». Опять гром аплодисментов и смех. Вечер прошел очень весело и доброжелательно.
А дальше наступил тяжелый период в жизни Ф.А. Абрамова. Менее чем через год после юбилея он тяжело заболел. Перенес две операции и в мае 1983 года его не стало. Самолетом тело Ф.А. Абрамова было доставлено на родную землю и похоронено в Верколе, на крутом берегу Пинеги.
Время идет, что-то уходит от нас, забывается. В своих очерках я хочу напомнить – прежде всего молодым людям - о тех, кто составил славу нашего Отечества, и о том, что они дали нам и миру. Ведь без них не было бы в полной мере и того, что имеем и сейчас. Все они вошли в мою жизнь как великие представители нашего искусства !
Василий Захаров
От редакции: автор воспоминаний Василий Георгиевич Захаров - известный ленинградец, доктор экономических наук, профессор, секретарь Ленинградского областного комитета КПСС по культуре в 1978-1983 годах, Министр культуры СССР 1986 - 1989 годах, член ЦК КПСС, Депутат Верховного Совета РСФСР 11 созыва, заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, чрезвычайный и полномочный посланник МИДа. Скончался 17 октября 2023 года в Москве.
(Печатается с сокращениями по материалам книги: Захаров В.Г. От Смольного до Правительства СССР: записки министра культуры СССР / В.Г. Захаров. – М.: Издательство РАГС, 2010, 351 с.)
P.S. В 2023 году Первому Вице-президенту ПАНИ, в 70- – 80-х годах учившемуся в Ленинградском университете на экономическом факультете у доцента Ирины Петровны Захаровой – супруги В.Г. Захарова, была передана книга «От Смольного до Правительства СССР. Записки Министра культуры СССР» с дарственной надписью: «Геннадию Федоровичу Горбунову, с уважением, успехов Вам и всего самого доброго в жизни. В. Захаров, июнь 2023 г.»
Информационная редакция ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: