Вступительное слово на Всероссийской Конференции «Безопасность и суверенитет России в условиях гибридной войны» 28 сентября 2024 года Сопредседателя Оргкомитета, Президента ПАНИ, Президента Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, заслуженного работника высшей школы РФ, почетного профессора А. В. Воронцова
Уважаемые участники и гости Конференции !
Разрешите приветствовать Вас, собравшихся в этом историческом зале Мариинского Дворца, от имени Оргкомитета конференции и ее главного организатора Петровской Академии наук и искусств.
Наша Академия, объединяющая более пяти тысяч деятелей науки и искусства в Санкт-Петербурге и регионах России, продолжает славные традиции первой Российской Академии, созданной Петром Великим более 300 лет назад, является ведущей общественной академией, хранящей и передающей гражданам России историческую память и достижения тысячелетней истории Российского Государства.
Основной целью Академии является сохранение этих традиций и предоставление возможности для творчества ученым государственно - патриотической ориентации, широкому кругу творческой интеллигенции: поэтам, писателям, художникам, артистам и музыкантам.
За эти годы научные школы нашей академии добились значительных достижений. Выдающийся современный ученый и философ Александр Субетто сумел развить учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере до логического завершения, с учетом императивов наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома и применительно к сегодняшним реалиям прогресса мировой науки и технологий, разработав научно-мировоззренческую систему и стратегию развития в XXI веке - Ноосферизм. Его концепция легла в основу принятого 11-м Съездом ПАНИ Меморандума и Программы продовольственной безопасности России, определяющая ее место и роль в глобальном мире.
В связи с этим, ученые Академии наук Республики Татарстан и ПАНИ[1] в своих публикациях отмечают: «Единственное в России научное учреждение Петровская Академия наук и искусств на очень высоком уровне подняло обсуждение судьбы выживания человека «Ноосферизм - новый путь развития». Несмотря на наличие и существование за государственное финансирование, официальные институты не представили прорывных решений, а имеющихся решений – не поддержали, даже затормозили…»
Подчеркну, что с самого начала своей работы, Петровская Академия занимает государственно-патриотическую позицию. Мы не стеснялись в своей деятельности идеологической, мировоззренческой определенности. Уже в 2015 году открыто выступили за признание независимых Донецкой и Луганской Республик, поддержали специальную военную операцию, пророссийски настроенное население этих Народных Республик и активно взаимодействуем с ними по научно-культурному сотрудничеству.
Сегодня нас особенно беспокоит проблема вновь пробудившейся идеологии и практики фашизма, казалось бы, окончательно побежденные в 1945 году ценой колоссальных потерь Советского народа в Великой Отечественной войне.
Опасность возрождения этих деструктивных сил явно была недооценена. Так называемый Запад, проводя в своих интересах глобалистскую, а по сути – колониально-империалистичесую, политику, забыло о фашизме и его уроках, продолжает продвижение блока НАТО к российским границам, грозит экономическими санкциями и подрывными акциями: именно поэтому у многих обывателей на Западе вызывает удивление то, что мы сегодня проводим на Украине, они не понимают значение слова «денацификация» и «демилитаризация», целей и задач Специальной военной операции.
К этому стоит добавить, что за последнее время активизировалась «пятая колонна» в нашей стране, особенно в среде научной и творческой, с либеральными мировоззрением и ценностями, интеллигенции, в том числе и в Петровской академии наук и искусств.
Постепенно сделав своим главным врагом Советский Союз, а затем и Россию, Запад, как система глобального империализма, сместил акценты в оценках прошлого, поощряя прорастание уцелевшим зернам человеко-ненавистнической идеологии –идеологии фашизма.
Но куда больше удивляет, что на третий год проведения специальной военной операции даже внутри России не сформировалась окончательная правовая определенность в отношении названия политического режима, которому мы противостоим.
Еще в октябре 2022 года Петровская Академия направляла обращение в Государственную Думу Российской Федерации о необходимости признания режима украинской власти фашистским террористическим и антинародным. Тем более, что такие оценки регулярно встречаются в выступлениях наших официальных лиц и достоверно известны преступления киевского режима.
Тем не менее, до сих пор этот вопрос не решен, что вызывает справедливое непонимание в народе. Многие не могут понять, почему наши коллеги из дружественных стран, сегодня спокойно приезжают в Киев и общаются, обнимаются и жмут руки откровенным представителям фашистского режима. Возможно, именно определенность нашей позиции могла бы с большей эффективностью влиять и на наших международных партнеров, помогая им задуматься и определиться.
В период подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне Советского народа, изменившей послевоенное устройство в Мире и Европе, на наш взгляд, необходимо активнее вести эту работу и в отношении оценок прошлого, особенно оценок сущности фашизма. Почему международные правовые организации до сих пор не признают чудовищные события ХХ века - Блокады Ленинграда геноцидом против Советского народа? Не случайно Следственный Комитет РФ поставил вопрос о признании геноцида в отношении Белоруссии и населения большинства советских республик. Ведутся дела по ряду антигуманных злодеяний немецких захватчиков периода Великой Отечественной войны. А в это же время современная Германия, Франция, Англия, а также прибалтийские республики открыто поддерживают украинских нацистов.
Мы находимся сегодня в условиях активных боевых и подрывных действий. Нам противостоит опасный противник, который поддерживается на всех уровнях технического обеспечения странами военно-политического блока НАТО, крупнейшего в мире по суммарному военному потенциалу. В том числе, против нас работает мощная машина антироссийской, и русофобской одновременно, пропаганды.
В тоже время большая часть населения страны оторвана от реальной действительности, как-будто ничего не происходит, развлекается, поклоняется западным либеральным ценностям, живет одним днем, показывает политическую безграмотность и неразборчивость, не понимая опасность грозящей миру катастрофы !
В связи с этим, я бы хотел остановиться на проблеме гибридных войн в духовной сфере, которая на мой взгляд, является стратегической и связанной с Победой Российского общества не только в конфликте с Украиной, но и устойчивым развитием в долгосрочной перспективе. Это тема духовно-нравственного воспитания нашей молодежи в контексте информационной безопасности России.
Необходимо отметить, что базовым условием в противостоянии в ведущейся гибридной войне Западом против нас выходит необходимость Победы России в «войне идеологий». России нужна идеология коренного переустройства миропорядка, спасающая человечество от растущих рисков экологического самоуничтожения и ядерного коллапса, который только ускорит процесс такого самоуничтожения.
Вначале отмечу два обстоятельства, с которыми вынуждены считаться все, кто так или иначе связан и занимается патриотическим воспитанием в нашей стране.
Первое – отсутствие государственной идеологии, включенной в Конституцию РФ, учитывая, что неофициально в информационном поле и общественной жизни России до сих пор фактически поддерживается либеральная и западная идеология.
Такое положение вещей стало одной из причин ряда негативных социальных тенденций в изменениях российского общества за последние годы: снижение рождаемости и рост числа абортов, увеличение потребления наркотиков, рост числа разводов, мода на малодетность и бездетность, увлечение «западничеством» и другие. Отсутствие высокой гражданственности и ответственности воспитания и образования.
Ученые нашей академии, активно занимаются этими проблемами и в том числе, благодаря нашей работе, в России стали активнее заниматься проблемами демографии и сбережения народонаселения. Тем не менее, трудно решить эту проблему в условиях мировоззренческой «стерильности» и потребительской общественной морали.
Второе – внедрение в нашей системе образования так называемого западного Болонского процесса, нанесшего тяжелый удар по сложившейся в советское время комплексной системе образования и воспитания, в том числе по системе базового образования, бывшего в СССР самым лучшим в мире.
По словам крупного современного социолога академика РАН Жана Тощенко, оно разрушило эту систему до основания. По сути, намеренно была упразднена воспитательная функция института образования. И это при том, что российская и советская педагогическая школы во всем мире были признаны как выдающиеся. Стоит только вспомнить труды Константина Ушинского, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского и других русских педагогов. Эта школа, прежде всего, была гуманистической и направленной на всестороннее развитие и воспитание личности в ее общественном измерении, в том числе на становление «корневого человека» по П.А.Флоренскому.
Сегодня постепенно запускаются механизмы восстановления воспитательного элемента образования, начинается работа по насыщению информационного поля патриотическим содержанием. При этом в такой работе зачатую отсутствует системный характер, одна «рука» делает одно, другая другое, а голова – занята третьим. Работа по этим направлениям предоставлена разным ведомствам: Министерству просвещения, Министерству цифрового развития, Министерству обороны, Министерству науки и высшей школы, Министерству культуры, департаментам в Правительстве России и, в конечном счете, существует без единого координационного центра.
Эта работа в каждом случае связана со спецификой того или иного ведомства, а часто попросту обусловлена сиюминутной управленческой задачей без научно – практической координации.
В связи с этим хочу высказать ряд предложений.
Во-первых, считаем целесообразным создание на федеральном уровне Центра информационной безопасности, идеологии и воспитательной работы. Такой центр мог бы выполнять координирующую функцию между ведомствами, обеспечивающими внедрение духовно-нравственного воспитания, отвечающими за информационную политику и безопасность в России, и за идеологическое противостояние Западу. Он мог бы заниматься координацией работы министерств, ведомств и общественных организаций, включая образовательные, культурные, религиозные объединения и организации, занимающиеся контрпропагандой. Далее он мог бы проводить идеологическую и научную экспертизы в вопросах согласования позиций в указанной сфере, и Петровская Академия наук и искусств готова включиться в эту работу. Такой центр мог бы быть создан при Государственном Совете Российской Федерации.
Во-вторых, считаю целесообразным поставить вопрос об учреждении (восстановлении) в высших учебных заведениях Российской Федерации военных кафедр или специальных военных образовательных центров нового типа с учетом полученных на Специальной военной операции новых подходов в подготовке специалистов двойного назначения. Такие центры должны работать в прямом взаимодействии с военным ведомством и обеспечивать, прежде всего, практическую подготовку студентов не в аудиториях, а непосредственно в воинских учебных центрах, приближенно к возможным военным действиям в реальных полевых условиях, на современной военной технике, вооружении, с учетом достижений в науке и практике военного образования.
Для таких центров должны быть разработаны специальные образовательные программы, позволяющие осуществлять такую подготовку максимально эффективно в сжатые сроки, на уровне последних разработок в тактической и технологической сферах военного дела. При этом должна быть создана материальная база, позволяющая обеспечить такую подготовку в полевых условиях для более чем миллионного контингента студентов российских вузов.
Центры могли бы способствовать вовлечению нашей молодежи в волонтерскую деятельность, ведь часто сегодня даже инициативные юноши оказываются совершенно не готовы к такой тяжелой работе. Кроме того, военная кафедра – это хорошая профилактика таких явлений, как отъезд части наших молодых юношей и мужчин в другие страны в период частичной мобилизации. Одной из причин этого стала элементарная неготовность человека к серьезным общественным кризисам, требующим личной вовлеченности, недостаточной военной и физической подготовки, общественного и семейного воспитания, личного мужества.
Напомню, что военные кафедры были созданы в Советском Союзе еще в 1926 году, и их работа внесла существенный вклад в возможность развертывания широкой мобилизации Советского общества в начале Великой Отечественной войны и, в конечном итоге, значительный вклад в Великую Победу.
Сегодня работа таких кафедр будет способствовать, в том числе, к подготовке и воспитанию большей готовности наших юношей к поступлению на службу в Вооруженные Силы, а также как своеобразный посредник между гражданской жизнью и армией, институт, который дает возможность непосредственно познакомиться с военной жизнью для гражданского человека, знакомого с ней исключительно по «страшилкам» из интернета, западным фильмам и художественным продуктам сомнительного содержания.
Замечу также, что военные кафедры и подготовка медсестер в вузах нужны не только с точки зрения реальных и потенциальных военных конфликтов. Современное общество по свидетельству авторитета мировой социологии Ульриха Бека, является «обществом риска». Мы живем в условиях перманентной угрозы различного характера: техногенные катастрофы, аварии, террористические атаки, природные катаклизмы, нестабильная психика современного городского человека и многое другое.
В таких условиях просто необходимо дать студенческой молодежи практику работы с проблемными ситуациями разных типов, физкультурную закалку, физическую выносливость, умение действовать в экстремальных и нестандартных ситуациях. Очевидно при этом, что школьных уроков «безопасности жизнедеятельности» для этого недостаточно: как правило, они проходят в теоретической форме, без практических занятий и в период, когда подросток еще не стал самостоятельным членом общества.
Заканчивая выступление, скажу, что для решения актуальных и стратегических задач на нашем историческом пути, недостаточно уже существующих инструментов, так как они часто инертны и продолжают тянуть из прошлого последствия трагических событий и роковых ошибок.
Необходимо создание новых институтов, соответствующих современной ситуации и потребностям здорового позитивного будущего. Часто то, что кажется новым и современным, как в случае с той же Болонской системой, отбрасывает общество назад. Но точно так же то, что кому-то кажется пережитком прошлого, может оказаться в новых условиях и при современной модернизации, очень полезным опытом для настоящего и будущего !
Уважаемые коллеги ! Надеюсь, что научно-практическая конференция, Ваши мысли и предложения, направленные на обеспечение Безопасности и Суверенитета нашей страны, будут актуальны и востребованы в современной России !
[1] Мазитов Н.К., Хоменко В.В., Ахмадеев М.Г., Сахапов Р.А., Бикмухаметов З.М., Вафина А.Т., Сигабатуллина Р.Ф., Фаттахов Р.М. Природоподобный агротехнологический суверенитет России по Т.С. Мальцеву – основа предотвращения экологической, экономической, социальной катастрофы в Евразии в XXI веке. Вестник ПАНИ № 3-4, 2023г.
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: