Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вступительное  слово на  Всероссийской  Конференции   «Безопасность  и  суверенитет  России  в  условиях  гибридной  войны»  28  сентября   2024  года   Сопредседателя    Оргкомитета,   Президента   ПАНИ,   Президента  Института  истории  и  социальных  наук   РГПУ  им.  А.И.  Герцена,   члена  Общественной   палаты   Санкт-Петербурга,   заслуженного  работника   высшей   школы   РФ,   почетного   профессора А. В.  Воронцова

Вступительное слово А.В.Воронцова

                       Уважаемые  участники  и  гости  Конференции !

Разрешите  приветствовать  Вас,  собравшихся  в  этом  историческом  зале  Мариинского  Дворца,  от  имени  Оргкомитета  конференции  и  ее  главного  организатора  Петровской  Академии  наук  и  искусств.

Наша  Академия,  объединяющая  более  пяти  тысяч  деятелей  науки  и  искусства  в  Санкт-Петербурге  и  регионах  России,  продолжает  славные  традиции  первой  Российской  Академии,  созданной  Петром  Великим  более  300  лет  назад,    является  ведущей  общественной  академией,  хранящей  и  передающей  гражданам России  историческую  память  и  достижения    тысячелетней  истории  Российского  Государства.  

Основной целью Академии является сохранение этих традиций и предоставление возможности для творчества ученым государственно - патриотической ориентации, широкому кругу творческой интеллигенции: поэтам, писателям, художникам, артистам и музыкантам.

За эти годы научные школы нашей академии добились значительных достижений. Выдающийся современный ученый и философ Александр Субетто сумел развить учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере до логического завершения, с учетом императивов наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома и применительно к сегодняшним реалиям прогресса мировой науки и технологий, разработав научно-мировоззренческую систему и стратегию развития в XXI веке - Ноосферизм. Его концепция легла в основу принятого 11-м Съездом ПАНИ Меморандума и Программы продовольственной безопасности России, определяющая ее место и роль в глобальном мире. 

 В связи с этим, ученые Академии наук Республики Татарстан и ПАНИ[1] в своих публикациях отмечают: «Единственное в России научное учреждение Петровская Академия наук и искусств на очень высоком уровне подняло обсуждение судьбы  выживания человека  «Ноосферизм  -  новый  путь  развития».  Несмотря на наличие и существование за государственное финансирование, официальные  институты  не  представили  прорывных решений,  а  имеющихся  решений –  не  поддержали,  даже  затормозили…»

 Подчеркну, что с самого начала своей работы, Петровская Академия занимает государственно-патриотическую позицию. Мы не стеснялись в  своей  деятельности  идеологической,  мировоззренческой   определенности.  Уже в 2015 году   открыто выступили за признание независимых Донецкой и Луганской Республик, поддержали  специальную  военную  операцию,  пророссийски  настроенное  население  этих  Народных  Республик  и  активно  взаимодействуем  с  ними  по  научно-культурному  сотрудничеству.

 Сегодня нас особенно беспокоит проблема вновь пробудившейся идеологии и практики фашизма, казалось бы, окончательно побежденные в 1945 году ценой колоссальных потерь Советского  народа  в  Великой  Отечественной  войне.

 Опасность возрождения этих деструктивных сил явно была недооценена. Так  называемый  Запад,  проводя  в  своих  интересах  глобалистскую, а по сути – колониально-империалистичесую,  политику, забыло о фашизме  и  его  уроках,  продолжает  продвижение  блока  НАТО  к  российским  границам,  грозит  экономическими  санкциями  и   подрывными  акциями:  именно  поэтому  у  многих  обывателей на Западе вызывает удивление то, что мы сегодня  проводим на Украине, они  не  понимают  значение  слова  «денацификация»  и  «демилитаризация»,  целей  и  задач  Специальной  военной  операции.

К этому стоит добавить, что за последнее время активизировалась «пятая колонна» в нашей стране, особенно в среде научной и творческой, с либеральными мировоззрением и ценностями, интеллигенции, в том числе и в Петровской академии наук и искусств.

 Постепенно сделав своим главным врагом Советский Союз, а затем и Россию, Запад, как система глобального империализма, сместил акценты в оценках прошлого, поощряя прорастание уцелевшим зернам человеко-ненавистнической идеологии –идеологии фашизма.

Но куда больше удивляет, что на третий год проведения специальной военной операции даже внутри России не сформировалась окончательная правовая определенность в отношении названия   политического режима, которому мы противостоим.

Еще в октябре 2022 года Петровская Академия направляла обращение в Государственную Думу Российской Федерации о необходимости признания режима украинской власти фашистским террористическим и антинародным. Тем более, что такие оценки регулярно встречаются   в выступлениях наших официальных лиц   и   достоверно   известны   преступления   киевского   режима.

Тем не менее, до сих пор этот вопрос не решен, что вызывает справедливое непонимание в народе.  Многие  не  могут понять,  почему  наши  коллеги  из дружественных стран,  сегодня  спокойно приезжают в Киев и общаются,  обнимаются  и  жмут  руки откровенным представителям  фашистского  режима. Возможно, именно определенность нашей позиции могла бы с большей эффективностью  влиять  и  на  наших  международных   партнеров,  помогая  им   задуматься  и  определиться.

В период подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне Советского  народа,  изменившей  послевоенное  устройство  в  Мире  и  Европе,  на  наш  взгляд, необходимо активнее вести эту работу и в отношении оценок прошлого,  особенно оценок  сущности  фашизма.  Почему международные правовые организации до сих пор не признают чудовищные события ХХ века - Блокады Ленинграда геноцидом против Советского народа?  Не случайно Следственный Комитет РФ поставил вопрос о признании геноцида в отношении Белоруссии и населения большинства советских республик.  Ведутся дела по ряду антигуманных злодеяний немецких захватчиков периода Великой Отечественной войны. А в это же время современная Германия, Франция, Англия, а также прибалтийские   республики   открыто поддерживают  украинских нацистов.

Мы находимся сегодня в условиях активных боевых и подрывных действий. Нам противостоит опасный противник, который поддерживается на всех уровнях технического обеспечения странами   военно-политического   блока   НАТО,  крупнейшего в мире  по  суммарному  военному  потенциалу.  В том числе, против нас работает   мощная машина антироссийской, и русофобской одновременно, пропаганды.  

В тоже   время   большая   часть   населения страны   оторвана   от реальной  действительности,  как-будто   ничего   не  происходит,  развлекается,   поклоняется   западным  либеральным  ценностям,  живет  одним  днем, показывает  политическую  безграмотность  и  неразборчивость,  не  понимая   опасность   грозящей   миру   катастрофы !

В связи с этим,  я   бы хотел   остановиться на проблеме  гибридных  войн  в  духовной  сфере, которая на мой взгляд, является стратегической и связанной с  Победой  Российского общества не только в  конфликте  с  Украиной, но и устойчивым  развитием в долгосрочной перспективе. Это тема духовно-нравственного воспитания нашей молодежи в контексте информационной безопасности России.

Необходимо отметить, что базовым условием в противостоянии в ведущейся гибридной войне Западом против нас выходит необходимость Победы России в «войне идеологий». России нужна идеология коренного переустройства миропорядка, спасающая человечество от растущих рисков экологического самоуничтожения и ядерного коллапса, который только ускорит процесс такого самоуничтожения.

Вначале отмечу два обстоятельства, с которыми вынуждены считаться все, кто так или иначе связан и занимается   патриотическим  воспитанием  в  нашей  стране.

Первое – отсутствие государственной идеологии, включенной в Конституцию РФ, учитывая, что неофициально в информационном поле и общественной жизни России до сих пор фактически поддерживается либеральная и западная  идеология.

 Такое положение вещей стало одной из причин ряда негативных социальных тенденций в изменениях российского общества за последние годы: снижение рождаемости и рост числа абортов, увеличение потребления наркотиков, рост числа разводов, мода на малодетность и бездетность, увлечение «западничеством» и другие. Отсутствие высокой гражданственности и ответственности  воспитания и  образования.

Ученые нашей академии, активно занимаются этими проблемами и в том числе, благодаря нашей работе, в России стали активнее заниматься проблемами демографии и сбережения народонаселения. Тем не менее, трудно решить эту проблему в условиях мировоззренческой «стерильности» и потребительской общественной морали.

Второе – внедрение в нашей системе образования так называемого западного Болонского процесса, нанесшего тяжелый удар по сложившейся в советское время комплексной системе образования и воспитания, в том числе по системе базового образования, бывшего в СССР самым лучшим в мире.

По словам крупного современного социолога академика РАН Жана Тощенко, оно разрушило эту систему до основания. По сути, намеренно была упразднена воспитательная функция института образования. И это при том, что российская и советская педагогическая школы во всем мире были признаны как выдающиеся. Стоит только вспомнить труды Константина Ушинского, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского и других русских педагогов. Эта школа, прежде всего, была гуманистической и направленной на всестороннее развитие и воспитание личности в ее общественном измерении, в том числе на становление «корневого человека» по П.А.Флоренскому.

Сегодня постепенно запускаются механизмы восстановления воспитательного элемента образования, начинается работа по насыщению информационного поля патриотическим содержанием. При этом в такой работе зачатую отсутствует системный характер, одна «рука» делает одно, другая другое, а голова – занята третьим. Работа по этим направлениям предоставлена разным ведомствам: Министерству просвещения, Министерству цифрового развития, Министерству обороны, Министерству науки и высшей школы, Министерству культуры, департаментам   в Правительстве России и, в конечном счете, существует  без  единого  координационного  центра.

Эта  работа  в  каждом случае связана  со  спецификой того или иного ведомства, а часто попросту обусловлена сиюминутной управленческой  задачей  без  научно – практической  координации.

 В связи с этим хочу высказать ряд предложений.

Во-первых, считаем целесообразным создание на федеральном уровне Центра информационной безопасности, идеологии  и  воспитательной работы.  Такой центр мог бы выполнять координирующую функцию между ведомствами, обеспечивающими внедрение духовно-нравственного воспитания, отвечающими за информационную политику и безопасность в России, и за идеологическое противостояние Западу.  Он мог бы заниматься координацией работы министерств, ведомств и общественных организаций, включая образовательные, культурные, религиозные объединения и организации, занимающиеся контрпропагандой.  Далее он мог бы проводить идеологическую и научную экспертизы в вопросах согласования позиций в указанной сфере, и Петровская Академия наук и искусств готова включиться в эту работу.  Такой центр мог бы быть создан при Государственном Совете Российской Федерации.

Во-вторых, считаю целесообразным поставить вопрос об учреждении (восстановлении) в высших учебных заведениях Российской Федерации военных кафедр или специальных военных образовательных центров нового типа с учетом полученных на Специальной  военной  операции  новых  подходов  в  подготовке  специалистов  двойного  назначения. Такие центры должны работать в прямом взаимодействии с военным ведомством и обеспечивать, прежде всего, практическую подготовку студентов  не  в  аудиториях,  а   непосредственно  в  воинских  учебных  центрах,  приближенно  к возможным  военным  действиям  в  реальных  полевых  условиях,  на  современной  военной  технике,  вооружении,  с учетом достижений в науке  и  практике  военного  образования.

 Для  таких  центров  должны  быть  разработаны  специальные образовательные программы, позволяющие осуществлять такую подготовку максимально эффективно в   сжатые  сроки,   на   уровне  последних   разработок в  тактической  и  технологической  сферах военного дела. При этом должна быть создана материальная база, позволяющая обеспечить такую подготовку в полевых условиях для более чем миллионного контингента студентов российских вузов.   

Центры могли бы способствовать вовлечению нашей молодежи  в  волонтерскую  деятельность,  ведь  часто сегодня даже  инициативные  юноши  оказываются  совершенно  не  готовы к такой тяжелой работе. Кроме того, военная кафедра – это хорошая  профилактика  таких явлений, как  отъезд части наших молодых  юношей  и  мужчин   в другие страны в период частичной  мобилизации. Одной из причин этого стала элементарная  неготовность  человека  к  серьезным  общественным кризисам,  требующим  личной  вовлеченности,  недостаточной  военной и  физической  подготовки,  общественного  и  семейного  воспитания,   личного  мужества.

Напомню,  что  военные  кафедры  были  созданы  в Советском Союзе еще в 1926 году, и их работа внесла существенный вклад в возможность развертывания широкой мобилизации Советского общества в начале Великой Отечественной войны  и, в конечном итоге, значительный вклад в Великую Победу.

 Сегодня  работа таких кафедр будет способствовать, в том числе, к  подготовке  и   воспитанию  большей готовности наших  юношей к поступлению  на  службу   в  Вооруженные  Силы,  а  также  как своеобразный посредник между гражданской жизнью и армией, институт, который дает возможность непосредственно познакомиться с военной жизнью для гражданского  человека, знакомого с ней исключительно по «страшилкам» из интернета, западным  фильмам и художественным продуктам сомнительного содержания.

Замечу   также,  что  военные  кафедры  и  подготовка  медсестер  в  вузах  нужны  не  только  с точки зрения реальных и потенциальных военных конфликтов. Современное общество по свидетельству авторитета мировой социологии  Ульриха Бека,  является  «обществом  риска».  Мы  живем  в  условиях  перманентной  угрозы  различного  характера: техногенные катастрофы, аварии,  террористические атаки, природные катаклизмы, нестабильная психика современного городского человека   и   многое   другое.

В таких условиях просто необходимо дать студенческой молодежи практику работы с проблемными ситуациями разных типов, физкультурную закалку, физическую выносливость, умение  действовать  в  экстремальных  и  нестандартных  ситуациях. Очевидно при этом, что школьных уроков «безопасности жизнедеятельности» для этого недостаточно: как правило, они проходят в  теоретической  форме,  без  практических  занятий и в период, когда  подросток  еще не стал самостоятельным членом общества.   

Заканчивая   выступление, скажу, что для решения актуальных и стратегических задач на нашем историческом пути, недостаточно уже существующих инструментов, так как они часто инертны и продолжают тянуть из прошлого последствия трагических событий и роковых ошибок.

Необходимо создание новых институтов, соответствующих современной  ситуации  и  потребностям здорового позитивного будущего. Часто  то,  что  кажется  новым  и  современным,  как   в случае с той  же Болонской системой, отбрасывает общество назад. Но точно  так же то, что кому-то кажется пережитком прошлого, может оказаться в  новых  условиях  и  при  современной  модернизации,  очень полезным опытом  для   настоящего  и  будущего !

Уважаемые  коллеги ! Надеюсь,  что  научно-практическая  конференция,  Ваши  мысли  и  предложения,  направленные  на  обеспечение  Безопасности  и  Суверенитета  нашей  страны,   будут  актуальны  и  востребованы  в  современной  России !

 

[1] Мазитов Н.К.,  Хоменко  В.В.,  Ахмадеев М.Г.,  Сахапов  Р.А., Бикмухаметов З.М., Вафина  А.Т., Сигабатуллина  Р.Ф.,  Фаттахов  Р.М.  Природоподобный агротехнологический суверенитет России по Т.С.  Мальцеву – основа предотвращения экологической, экономической, социальной катастрофы в Евразии в XXI веке.  Вестник ПАНИ № 3-4, 2023г.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить