Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Чрезвычайно характерно для всего живого то, что химические элементы, раз попавшие в его циклы, почти из них не выходят, в них остаются навечно.

Академик Вернадский В.И. (1863 – 1945)

Почти все люди на Земле – девять из 10 человек, живущих в городах – дышат воздухом, который, по существу, непригоден для этого. При этом химическое загрязнение воздуха приводит к миллионам смертей каждый год. Об этом в преддверии международного Дня чистого воздуха для голубого неба, который отмечают 7 сентября, заявила Всемирная метеорологическая организация ООН. Химическое загрязнение воздуха является самым серьезным экологическим риском для здоровья человека и одной из основных тяжело предотвратимых причин смерти и заболеваний в мире.

Крошечные, гораздо менее микрона невидимые частицы различных видов химического загрязнения постоянно находятся в составе аэрозоля воздушной среды, которую мы вдыхаем. Они проникают глубоко в наши легкие и другие органы тела, в кровь и лимфатическую систему, в костный мозг, подавляя иммунную систему и вызывая зачастую необратимые процессы в организме. Химическое загрязнение атмосферного воздуха в городах, в основном, вызванное транспортными средствами, промышленными выбросами, разного рода пожарами, является причиной более 4,5 миллиона преждевременных смертей в год. На долю грязного воздуха приходится больше смертей, чем их число от малярии, ВИЧ/СПИДа и Covid-19 вместе взятых. Таким образом, химическое загрязнение воздуха является самым большим экологическим риском и вызовом нашего времени. Без преувеличения, мы имеем дело с настоящим «химическим цунами».

Основные химические угрозы: какие они?

Широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, в том числе высокотоксичных присадок к моторному топливу транспортных средств и генерирующих мощностей;

бесконтрольный импорт, в основном, из стран Юго-Восточной Азии десятков тысяч новых, малоисследованных или вовсе неисследованных материалов, содержащих химические вещества;

«взрывное» развитие промышленности (включая животноводство, птицеводство и растениеводство) некоторых соседних стран, в которых при производстве товаров используются неизвестные химические вещества и соединения, и продукция которых поступает в Россию по т.н. «параллельному» импорту;

несовершенство существующих паспортов безопасности химической продукции, в которых отсутствует:

  • информация о способах контроля и безопасных концентрациях по уровням воздействия химических веществ в различных объектах окружающей среды и на здоровье человека, включая комбинации химических веществ, вызывающие
  • перечни национальных средств индивидуальной защиты человека от вредного химического воздействия,
  • информация о предельно-допустимых концентрациях, объемах оборота химического вещества и местах их локализации;

превращение новых крупных жилых комплексов из высотных многоквартирных домов в настоящие «фабрики по производству отходов»: моющих и чистящих средств, лакокрасочных и иных материалов для ремонта, расходных материалов для автомобилей, цифровых гаджетов, косметики, фармпрепаратов, синтетических элементов интерьера, игрушек, аксессуаров и фурнитуры, упаковки продуктов питания и ширпотреба, и т.д.;   

отсутствие на российских предприятиях по производству товаров и услуг эффективных локальный очистных сооружений, что ведёт к химическому загрязнению водных объектов и создаёт неприемлемую химическую нагрузку на системы водопроводно-канализационного хозяйства;  

увеличение количества предприятий, осуществляющих производство и хранение химической продукции неизвестного состава, значительный рост количества химических отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязнённых территорий;

глобализация сельского хозяйства: применение новых видов пестицидов, генетически модифицированных организмов и токсинов в импортном продовольствии;

запредельная фальсификация отечественных продуктов питания, прежде всего, мясных, молочных, рыбных и колбасных изделий, хлебобулочной продукции, а также полуфабрикатов и пищи в сетях быстрого питания (уличной еды) и других видов путем добавления консервантов, красителей, усилителей вкуса, в том числе с нарушениями технологии приготовления еды, антисанитарией, и т.п.; 

наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязнённых химическими веществами в результате прежней хозяйственной деятельности;

использование устаревших технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность при производстве, хранении, транспортировке товаров, сырья и материалов, выполнении услуг и утилизации отходов;

ориентация на строительство мусоросжигательных заводов в качестве универсального решения проблемы утилизации опасных отходов, что стало возможным после принятия в декабре 2019 года депутатами Госдумы закона, согласно которому сжигание твердых коммунальных отходов приравнивается к их «утилизации». При этом ссылка идёт на опыт стран, где распространена такая практика с устоявшейся международной терминологией «отходы – в энергию» (Waste-to-Energy); 

аварии и иные чрезвычайные ситуации на химических объектах в связи с критическим уровнем износа оборудования, усложнением технологических процессов производства, нарушениями трудовой и производственной дисциплины, низким уровнем промышленной безопасности и квалификации персонала;

умышленные действия на вышеперечисленных химически опасных объектах и инфраструктуре, подпадающие под признаки диверсий, вредительства и террористических актов, особенно, с учётом обострения военно-политической обстановки в условиях ведения войны нового гибридного типа.

Химики-токсикологи Санкт-Петербурга – за снижение химической нагрузки

Ещё в начале 90-х годов специалисты химики-токсикологи озаботились угрожающей тенденцией неконтролируемого притока в Санкт-Петербург по линии импорта и транзита разного рода потенциально-опасных химических веществ. Одновременно с происходившим тогда развалом промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, у которых в обороте и для исследований находились токсичные химические вещества, существовала реальная опасность химического загрязнения окружающей среды. Пострадала система обращения токсичных химических отходов 1-го класса опасности. Из обязательных отчётов предприятий стали чудесным образом «исчезать» официальные формы 2тп-токсичные отходы.

Как впоследствии специалистами было установлено, на предприятиях Санкт-Петербурга на тот период (даже по неполным данным) числилось не менее 1200 тонн ПХБ (полихлорированные бифенилы)-содержащих материалов.

Доходило до того, что отдельные «предприниматели» в погоне за «быстрыми деньгами» занимались т.н. «утилизацией» ПХБ-содержащих трансформаторов. Таких, например, как марки ТН3, содержащих около 3 тонн жидкости 1-го класса опасности (синтетические масла совол и совтол). Извлекая из трансформатора ценную медь, эти, с позволения сказать, «бизнесмены» сливали ПХБ-содержащую жидкость либо в «канаву», либо (что еще гораздо страшнее) продавали в качестве добавки в топочные мазуты.

Анализ ПХБ-содержащей жидкости в трансформаторах, проведенный в НПО «Тайфун», выявил чрезвычайно высокий уровень содержания (в токсическом эквиваленте) диоксинов/фуранов и ПХБ – 54,87 мг/кг. Это означало в Санкт-Петербурге в целом могло находится более 60 кг диоксинов.

Для справки: порог хронического общетоксического действия диоксина для человека находится на уровне 75 пг/кг веса/день. Наибольшая, не вызывающая вредных последствий для жизни доза диоксинов может составлять 0,1 – 10 пг/кг/день. Однако следует учитывать, что диоксины, попадая в организм человека, накапливаются, в основном, в жировых тканях и практически не выводятся из организма никакими средствами.          

Понимая степень угрозы здоровью населения в результате нарастающего химического загрязнения территорий Санкт-Петербурга, специалистами химиками-токсикологами в 1995 году была инициирована работа по проекту «Об учете потенциально опасных химических и биологических веществ в Санкт-Петербурге». Основанием для реализации проекта стало Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 1001-Р от 15.09.1995. В рамках реализации проекта группа специалистов МП РТГИЦ «ТОКСИ» при Институте Токсикологии Минздрава РФ приступила к разработке «Системы информационного мониторинга обращения потенциально опасных химических и биологических веществ, отходов и их перевозок в составе опасных грузов (ПОХиБВ) на территории Санкт-Петербурга» (руководитель работ доктор мед. наук Смирнов В.Г.).

За 10 лет работы специалистами была создана и апробирована уникальная на начало 2000-х в России математическая система (программный комплекс) с постоянно пополняющейся базой данных химических веществ и соединений (65 000 наименований) с возможностью расширения (более 300 тысяч наименований), и до недавнего времени свободно доступная на web-сайте для всех желающих. Число посещений сайта составляло до 30 тысяч в месяц, причём в большинстве своём – иностранцев.

Программный комплекс позволял постоянно контролировать поступление в регион различных химических веществ и химических соединений 1 - 4 классов опасности (по факту, 62% из них – это химические вещества 1 и 2 классов опасности).

Структура программного комплекса по сбору и формированию базы данных по обращению ПОХ и БВ на территории Санкт-Петербурга включала в себя ряд подпрограмм и базы данных, в том числе:

  • базу данных по токсикологии химических веществ;
  • базу данных о предприятия, занятых в сфере обращения химических веществ на территории Санкт-Петербурга;
  • базу данных о перевозчиках и грузополучателях опасных грузов и ПОХиБВ;
  • базу данных о перевозимых опасных грузах;
  • базу данных о зарегистрированных ПОХиБВ в федеральном регистре;
  • программу расчета класса опасности промышленных отходов;
  • программу расчета зон заражения при химических авариях;
  • программы по расчету гигиенических нормативов;
  • программу по маркировке перевозимых опасных грузах грузов;
  • информационные поля базы данных по перевозчикам и грузополучателям опасных грузов.

В ходе проведения работ с использованием программного комплекса были представлены результаты анализа распределения ПОХиБВ по районам Санкт-Петербурга. Создана Электронная карта (ГИС) Петербурга с информацией о предприятиях и объемах химических веществ, размещенных на их территориях. Осуществлен расчет зон химического заражения при возможных химических авариях. Проводились годовые оценки объемов ПОХиБВ в составе перевозимых опасных грузов через порт Санкт-Петербург в процентном отношении. И другое.

Результаты выполнения проекта показали следующее. По состоянию на 2007 год, в Петербурге тысячи предприятий сферы производства, питания, ТЭК, ЖКХ, транспорта, строительства, торговли, оказания услуг, обращения с отходами, преимущественно, частного сектора, применяли в различных технологических процессах, перерабатывали, а также продавали оптом и в розницу ежегодно от 14 млн до 15 млн тонн ПОХиБВ. Порядка 60 млн тонн химикатов в год проходило через Петербург транзитом. Общее число только одних наименований химических веществ и соединений составляло около 12 тысяч.  

Важно отметить, когда проект начинался (1995 год), общее количество зарегистрированных в мире химических веществ и соединений составляло порядка 23 млн наименований (данные авторитетного американского химического общества CAS - Chemical Abstracts Service). По состоянию же на 2024 год в системе CAS зарегистрировано более 310 млн (!) наименований химических веществ. При этом темпы регистрации вновь синтезируемых наименований химических веществ и соединений составляют от 1 млн до 5 млн в месяц. Синтез новых химических и биологических веществ по всему миру продолжает расти. Что касается изученности влияния химических и биологических веществ на природную среду и организм человека, то оно составляет менее 0,005% из того, что уже учтено и синтезируется. Если же принять во внимание, что из всего учтённого количества наименований химических веществ (310 млн) хотя бы 0,1% находится в обороте в Санкт-Петербурге, то мы сегодня имеем дело с настоящим «химическим цунами». 

Результаты работы по проекту «Об учете потенциально опасных химических и биологических веществ в Санкт-Петербурге» и предложения по дальнейшим действиям докладывались в администрации города на различных совещаниях в профильных комитетах с участием представителей заинтересованных организаций и учреждений. Итоги данной научно-прикладной работы были высоко оценены Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ. Этой теме были посвящены заседания в Комитете Государственной думы по экологии и Парламентские слушания. Опыт работы группы специалистов МП РТГИЦ «ТОКСИ» положительно оценен руководством Департамента по окружающей среде ЮНИДО (ООН по промышленному развитию, г. Вена).    

Результаты работы по проекту и описание программного комплекса «Системы информационного мониторинга обращения потенциально опасных химических и биологических веществ, отходов и их перевозок в составе опасных грузов (ПОХиБВ) на территории Санкт-Петербурга» легли в основу успешно защищенной докторской диссертации.

В 1997 году по заказу администрации Санкт-Петербурга Центром независимой экологической экспертизы СПбНЦ РАН был разработан проект городской программы «Диоксины», состоящей из трёх больших блоков.

Задачей первого блока ставилось проведение инвентаризации и мониторинга диоксиновой опасности для выявления источников, содержания и распространения в окружающей среде диоксинов и диоксиноподобных соединений, создание перечня диоксиноопасных технологий и предприятий, химико-аналитическое определение их вклада в диоксиновую нагрузку на среду обитания и население, контроль за эффективностью принимаемых мер.

Задачей второго блока программы ставились разработка системы управления, принятие и реализация решений по намеченным мероприятиям, что предполагает обязательное правовое и законодательное обеспечение выполнения всех этапов программы и конкретных мер, направленных на борьбу с доиоскиновой опасностью и ликвидацию диоксиногенных технологий и производства диоксиноподобных веществ.    

Третий блок задач включал в себя создание адресного перечня и разработку конкретных неотложных мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды и здоровья населения Санкт-Петербурга в предупреждении и борьбе с диоксиновой угрозой.

Детализация работы по каждому из трех блоков предлагаемой городской программы, а также описание диоксиновой опасности в целом нашли отражение в книге «Диоксиновая опасность в городе» (по сути, руководство к действию), изданной в Санкт-Петербурге в 2000 году издательством НИИ Химии СПбГУ (авторы: Худолей В.В., Ливанов Г.А., Колбасов С.Е., Фридман К.Б.). 

К сожалению, ни результаты работы по проекту «Об учете потенциально опасных химических и биологических веществ в Санкт-Петербурге», ни предложения по проекту городской программы «Диоксины» не были востребованы должным образом в нашем регионе.

Еще один важный проект, связанный с проблемой оборота особо опасных химических веществ – стойких органических загрязнителей (СОЗ) – был осуществлен в Санкт-Петербурге при поддержке ЮНИДО. Исполнительным агентством по проекту «Устранение препятствий для уничтожения стойких органических загрязнителей в Северо-Западном регионе Российской Федерации» являлся некоммерческий Северо-Западный международный центр чистых производств (руководитель проекта: директор Центра и международный эксперт ЮНИДО Старцев А.А.). Данный Центр был создан в 2000 году Департаментом по окружающей среде ЮНИДО при поддержке Администрации Петербурга, комитетов Госдумы по экологии и международным делам, Министерства иностранных дел России.

Благоприятным фактором на мировом уровне для выполнения международного проекта на Северо-Западе России стало назначение ЮНИДО как специализированного агентства системы ООН в качестве исполнительного органа по выполнению «Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» от 22 мая 2001 года.

В рамках подготовки к выполнению международного проекта Северо-Западным Центром была сформирована группа экспертов и в октябре 2000 г. в Санкт-Петербурге организовано проведение совместно с ICS UNIDO (г. Триест) обучающего международного семинара на тему: «Снижение и ликвидация СОЗ в Северо-Восточной Европе».

Начиная с 2001 года в Петербурге в ходе выполнения международного проекта ЮНИДО «Устранение препятствий для уничтожения стойких органических загрязнителей в Северо-Западном регионе Российской Федерации» в течение двух лет проведена документальная инвентаризация СОЗ, а также выполнены отдельные инструментальные и клинические исследования СОЗ на территории Санкт-Петербурга и других субъектов Северо-Запада России. Собран обстоятельный материал по источникам образования СОЗ с последующей оценкой степени рисков «диоксиновой» нагрузки на окружающую среду и организм человека. Подготовлены предложения по предупреждению и преодолению опасного воздействия СОЗ как суперэкотоксикантов на окружающую среду и здоровье человека.

В ходе работы по международному проекту ЮНИДО в 2002 году издана монография «Стойкие органические загрязнители: пути решения проблемы» (Издат. НИИХ СПбГУ, 364 С. кол-во 500 экз). Налажена координация и взаимодействие с штаб-квартирой ЮНИДО (г.Вена) как международным исполнительным агентством для выполнения рекомендаций Стокгольмской конвенции о СОЗ.

В интересах обеспечения химической безопасности в Российской Федерации экспертами Центра изучен опыт ЮНИДО и получены ценные консультации для реализации Национального Плана Действий по выполнению положений Стокгольмской конвенции о СОЗ для крупных стран (как Китай и Индия). Организовано консультирование членов Комитета Госдумы по экологии по вопросам выполнения Россией принятых обязательств по реализации рекомендаций Стокгольмской Конвенции о СОЗ. Подготовлены материалы для Парламентских слушаний в Госдуме (состоялись в 2003 году) по вопросу ратификации Стокгольмской конвенции о СОЗ.

Успешная работа в Петербурге по международному проекту ЮНИДО о стойких органических загрязнителях стала своего рода рекомендацией для включения России (Санкт-Петербург), наряду с Мексикой и Египтом, в международную пилотную программу ЮНИДО «Химический лизинг» (сервисно-ориентированная бизнес-модель обращения химических веществ при производстве товаров и предоставлении материальных услуг, в рамках которой вместо увеличения количества продаваемых химических веществ упор делается на повышение эффективности их применения, и тем самым снижается химическая нагрузка на окружающую среду). Стратегическим партнёром ЮНИДО по международной программе «Химический лизинг» являлся ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и филиалы предприятия.

По результатам выполнения вышеуказанных программ и проектов специалистами МП РТГИЦ «ТОКСИ» совместно с экспертами ЮНИДО был подготовлен законопроект «О химической безопасности в Санкт-Петербурге». В 2013 году законопроект представлен и рассмотрен 23.04.2013 на заседании Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5 созыва. После рассмотрения законопроекта в профильных парламентских комиссиях и комитетах администрации Санкт-Петербурга органы власти отказались от дальнейшей работы по продвижению законопроекту, сославшись на существующий правовой пробел: «Проблема обеспечения химической безопасности находится за пределами определенных Конституцией РФ предметов ведения и разграниченных компетенций федеральных и региональных органов государственной власти».

Формальный отказ обратить внимание на проблему обеспечения химической безопасности в Санкт-Петербурге по причине наличия «правового пробела» является слабым утешением для населения мегаполиса на Неве в условиях постоянно нарастающей химической нагрузки, поскольку ни хорошего здоровья гражданам, ни высокого качества жизни не прибавляет.

Об оценке обстановки с химическим загрязнением в Петербурге

Крупномасштабное химическое загрязнение воздуха (86,5% от общего объема вредных выбросов) в Петербурге привносят автомобили. Так, за 2013 год выбросы от автотранспорта составили 464,3 тыс. тонн (на 45 тыс. тонн больше, чем в 2012 году).

Продукты сгорания бензина и дизельного топлива (в т.ч. высокооктанового, с ядовитыми присадками), в частности, бенз(а)пирен – химический канцероген первого класса опасности – соединяются с мелкодисперсной пылью (PM2,5 – 2,5 микрон и менее) и вызывают опасные для жизни заболевания (сердечно-сосудистые и онкологические). Ядовитый «коктейль», состоящий из многих                химических соединений (в том числе бенз(а)пирена, метил-ртути, метилтредбутилового эфира, диоксиноподобных соединений и множества других суперэкотоксикантов, которые, например, токсичнее цианистого калия в десятки-сотни тысяч раз) – наиболее опасных для здоровья человека мельчайших частиц – превращается в воздушный аэрозоль. Ввиду своего микроскопического размера токсичный аэрозоль быстро попадает в легкие, кровь, и ведет к опасным для жизни заболеваниям, первопричину которых выявить чаще всего бывает невозможно.  

Особую озабоченность экспертов вызывает проблема, связанная с ядовитыми присадками к моторному топливу. В РФ ежегодно производится порядка 2 млн тонн особо ядовитой октано-повышающей присадки МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир), запрещённой в США. Известно, что бензины (95-й и 98-й) делают, как правило, из 92-го путём добавления октано-повышающих присадок. Основные разрешенные в РФ присадки: метил-трет-бутиловый эфир и монометиланилин (ММА). Добавление 7-11% присадки МТБЭ делает из 92-го бензина АИ-95-й. АИ-98 получают с добавлением 15% МТБЭ или его смеси с третбутиловым спиртом (ТБС). По российским нормам допускается 15-процентное содержание МТБЭ в бензинах.

Но беда – в том, что бензиновая смесь с присадками в двигателе полностью не сгорает, и какая-то её часть выбрасывается с выхлопными газами в окружающую среду. Катализатор выхлопной системы автомобиля, призванный очищать (дожигать выбросы) выхлопные газы, не спасает от загрязнения. Тем более, что катализатор начинает работать только тогда, когда двигатель разогреется до 200°С (особенно, это опасно в осенне-зимний период, когда водители перед началом движения разогревают моторы своих авто). А расчетные данные свидетельствуют о том, что МТБЭ и другие диоксиноподобные соединения уничтожаются при температуре 1200°С.     

По поводу МТБЭ забили тревогу в США, где была разработана эта присадка, и, начиная с 1990 г. там ежегодно производилось её около 20 млрд литров (72 литра на человека). Вскоре выяснилось, МТБЭ – сильнодействующее ядовитое вещество (суперэкотоксикант), которое вызывает онкологические заболевания. Доза в 20 микрограмм на литр питьевой воды смертельна! (МТБЭ в воде моментально растворяется, и никакие очистные сооружения с ним не справляются!)

Проблема МТБЭ затронула территории более 40 штатов. Автомобильные аварии, случайные разливы топлива и прочие чрезвычайные ситуации привели к тому, что МТБЭ попадал в почву и проникал в подземные водоносные горизонты. Были закрыты тысячи очистных станций питьевой воды, которые не справлялись с этим суперэкотоксикантом. На территории США возникли «города призраки» – города, покинутые населением из-за проблемы растворенного МТБЭ в воде. Наконец, в 2005 году МТБЭ законом США был повсеместно запрещён к использованию, и взамен стали затем переходить на гораздо более экологичные присадки к бензинам. В 2020 году, оценив последствия применения МТБЭ, в США признали: МТБЭ – самая страшная экологическая катастрофа XXI века! Однако в России эта информация игнорируется. Наши НПЗ по-прежнему производят МТБЭ, и эта присадка является самым эффективным продуктом (бизнес – как обычно, деньги не пахнут).  

Здоровье населения – под угрозой!

В 40 субъектах РФ, где ведётся наблюдение (не исключаем, что весьма условно, судя по оценкам ВМО в системе ООН) за загрязнением атмосферного воздуха, более 54% городского населения находится под воздействием токсичных химических веществ, в особенности, мелкодисперсной (PM2,5) пыли. В Москве и Петербурге от этих факторов страдает 100% населения;

Явными признаками экологического неблагополучия являются данные о заболеваемости. Петербург находится в числе 12 субъектов РФ, где смертность населения от новообразований устойчиво ассоциирована с химическим загрязнением окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха.  Предвестником тяжелых болезней являются снижение иммунитета организма, аллергия, которой страдает почти треть (!) жителей города, в особенности, дети.

По статистике Минздравсоцразвития России по Санкт-Петербургу, болезни населения, связанные с злокачественными новообразованиями (ЗНО), с 2001 по 2016 гг. выросла на 132% (для сравнения, в Москве – в 1,56 раза, по РФ – в 1,7 раза ниже). Количество новообразований у детей выросло на 296% (по Москве – в 1,6 раза, по РФ – в 2 раза ниже). По мнению врачей, основная причина роста онкологических заболеваний – это вредная для здоровья городская окружающая среда. Но есть и другое мнение.

По мнению чиновников системы здравоохранения, рост числа новых случаев ЗНО нельзя трактовать как рост заболеваемости. Значительный вклад в прирост данного показателя вносит улучшение диагностики ЗНО, повышение доступности онкологической помощи, а также улучшение статистического учёта ЗНО. Отчасти, это так. Развитие медицинских технологий и цифровизации в системе здравоохранения идет. Но не стоит забывать и о том, что мы живем в квази-рыночной системе, и медицинские услуги – огромный сектор прибыльного бизнеса. И чем больше выявляется больных, тем больше им требуется медицинская помощь и тем выше доходы частных (и не только) медучреждений. 

По статистике, в Петербурге и Москве и рождаются здоровыми только 2% (!) младенцев. За последние 30 лет у взрослого поколения жителей Петербурга число инсультов выросло в 3,5 раза.

Торговые сети (оптовые и розничные) наполнены продукцией, неконтролируемой по химическим показателям (десятки-сотни тысяч содержащихся в них наименований потенциально-опасных химических веществ). Содержимое товаров и их упаковка после реализации оказываются на свалках, в канализации, в воде, в воздухе, а также в организме людей. Каждый новый многоквартирный дом сегодня – это фабрика химических отходов, а каждый новый микрорайон из МКД – химический концерн, «производящий» массу опасных химических отходов. 

Начиная с 2020 года, в качестве универсального решения проблемы утилизации опасных отходов на государственном уровне в стране подвигается способ мусоросжигания. При этом ссылаются на опыт развитых стран. Однако данные «сухой» статистики из анализа последствий практического внедрения мусоросжигания в странах Европы «Мусоросжигание и здоровье человека» показывают следующее:

  • заболеваемость раком в большей степени зависит от близости ребёнка к МСЗ в первые месяцы его жизни. У детей, рождённых в пределах 5 км от МСЗ, вероятность смерти от рака возрастала в 2 раза по отношению к среднему уровню;
  • шестикратное превышение уровней содержания свинца по сравнению с фоновыми в почвах: исследование 1991 г. в Италии;
  • увеличение на 25% уровня содержания диоксинов в крови жителей вблизи МСЗ в г. Матаро (Испания);
  • увеличение на 37% смертности от рака печени: обследование 14 млн человек, проживающих в пределах 7,5 км от 72 МСЗ в Великобритании;
  • при сжигании 1 кг поливинилхлорида, из которого делают пластиковые бутылки, электрооборудование, оконные рамы (популярные стеклопакеты), обои, линолеум, образуется около 50 микрограммов диоксинов (напомним, этот суперэкотоксикант, примерно, в 60 тысяч раз токсичнее цианистого калия, притом, без цвета и без запаха).

Представленные данные настораживают особенно, поскольку в России до 2024 года планировалось построить 148 мусоросжигающих заводов из намеченных 200 мусороперерабатывающих предприятий. Надо полагать, из-за Covid-19 и СВО планы строительства МСЗ скорректированы. Тем не менее, курс – неизменный, поскольку мусоросжигание законодателями приравнено к переработке отходов, а МСЗ отнесены к категории наилучших доступных технологий (НДТ)!

Так называемая «мусорная» реформа, стартовавшая в 2019 году в рамках национального проекта «Экология», не успев развиться, находится в состоянии «клинической смерти» (фактически, провалилась).

Главные причины – в наличии ряда барьеров: институциональных, регионально-бюрократических, естественно-научных, мировоззренческих и социально-экономических. Важным институциональным барьером является не созданная до сих пор система проведения инвентаризации химических веществ, находящихся в обороте, и отсутствие закона о химической безопасности как на федеральном, так и региональных уровнях. Мало, кто сомневается в том, что отходы – это, прежде всего, содержащиеся в них десятки и сотни тысяч наименований химических веществ и соединений, бесконтрольный оборот которых недопустим при подходе к «мусорной» реформе. 

Пора действовать… давно

Прежде всего, необходимо обратить внимание законодателей, системы здравоохранения, природоохранных и надзорных ведомств, что проблема обеспечения химической безопасности в Санкт-Петербурге существует.

И, несмотря на отговорки типа наличия «правового пробела», решать проблему нужно и можно. Например, ст.76 ч.4. Конституции РФ предписывает: «вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ края, области, города федерального значения, <…> осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». Невыполнение приведенного положения Конституции РФ в сфере химических угроз несет в себе причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства (ст.293 УК РФ (халатность).      

Основания для противодействия химическому цунами

На федеральном уровне существует достаточно ведомственных нормативно правовых актов в данной области и базовый Указ Президента РФ № 97 от 11 марта 2019 года «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу».

Так, на федеральном уровне действуют ряд законов по регулированию использования химических веществ: Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, Федеральный закон № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Федеральный закон № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления,  Федеральный закон № 3-ФЗ  О наркотических средствах и психотропных веществах, Постановление Правительства № 1019 (2012 г.),  Технический регламент ЕАЭС ТР ТС 041/2017, ГОСТ 32419-2013  Классификация опасности химической продукции по системе ООН (GHS), ГОСТ 30333-2007 Требования к паспорту безопасности химической продукции, а также международные соглашения -  Роттердамская конвенция (регулирует торговлю опасными химикатами и пестицидами),  Стокгольмская конвенция о СОЗ (запрещает стойкие органические загрязнители, в частности, ПХБ, ДДТ, и др.) и Базельская конвенция (контроль за трансграничными перевозками опасных отходов). Однако подходы к оценке и регулированию объемов обращения химических веществ на территории субъектов Российской Федерации законодательно остаются не отрегулированы. И несмотря на ужесточение требований к отчетности по наличию загрязняющих веществ (были указаны в рамках нацпроекта "Экология"), опасные химические вещества в составе сбросов, выбросов, бытовых отходов, в т.ч. оказавшихся на несанкционированных свалках, бесконтрольно поступают в окружающую среду.

При этом надо помнить, что любая крупная свалка с сотнями тысяч наименований химикатов, содержащихся в отходах, горит в своей сердцевине 365 дней в году. И в сочетании с воздействием осадков в чреве свалки постоянно происходят произвольные химические реакции, произвольно «синтезируются» никому не ведомые химические соединения. Вредные последствия такого процесса оценить невозможно. Однако ясно, что газовая составляющая вырывается в воздушную среду, а жидкие фракции просачиваются в грунтовые воды, отравляя все вокруг и загрязняя источники подземного водоснабжения. Выводы читатель может сделать самостоятельно.         

Как жить: либо бороться с химическим цунами, либо расселять многомиллионную агломерацию?

В этой связи ссылки законодателей на т.н. «правовой пробел» выглядят как проявление беспомощности в решении проблемы. Хотя решение лежит на поверхности. Подчеркнем, у законодателей Санкт-Петербурга имеются все основания руководствоваться действием ст.76 ч.4. Конституции РФ, которая предписывает: «вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ края, области, города федерального значения, <…> осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов».

Более того, разумно было бы обратить внимание, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 экологическое благополучие названо одной из национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года, и с 2025 года в России стартует новый национальный проект «Экологическое благополучие» с бюджетом свыше 48 млрд рублей.

Интересно содержание нового национального проекта. Так, в паспорте – основном документе проекта – определены 6 его основных направлений (федеральных проектов): «Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла», «Чистый воздух», «Вода России», «Сохранение лесов», «Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма». И каждое из этих направлений работы, в той или иной степени, связано с необходимостью решения проблемы снижения химической нагрузки на окружающую среду.  

Учитывая, что в Санкт-Петербурге (единственном из субъектов РФ) имеется опыт проведения инвентаризации объемов оборота химических веществ, целесообразно было бы   подготовить предложения об участии Петербурга в новом национальном проекте «Экологическое благополучие» по части оказания методической помощи в проведении инвентаризации объемов оборота химических веществ, которая призвана повысить эффективность работы по всем шести основным направлениям нацпроекта.     

Далее, совместно с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и иными заинтересованными сторонами провести предварительную оценку сил и средств, наиболее подготовленных к оказанию методической помощи в проведении инвентаризации объемов оборота химических веществ. Инициировать создание межведомственной рабочей группы из числа специалистов и экспертов в области обеспечения химической безопасности для целей возможного участия в новом нацпроекте.

Наряду с этим, важным шагом в Петербурге в направлении правового урегулирования проблемы обеспечения химической безопасности населения было бы принятие законодательного акта, которым субъект РФ объявит наличие предмета ведения - «Обеспечение химической безопасности» и нормативно закрепит в своем Уставе полномочия / компетенцию органов государственной власти субъекта РФ в данной сфере.

Далее, субъект РФ может утвердить перспективный план или программу, включающую в себя:

- разработку и принятие регионального закона «О химической безопасности», содержащего среди прочего объявление о проведении инвентаризации и информационного мониторинга оборота химических веществ на территории субъекта;

- закрепление за соответствующим комитетом городской администрации полномочий в сфере обеспечения химической безопасности. (В Санкт-Петербурге до настоящего времени нет органа, официально уполномоченного на решение вопросов обеспечения химической безопасности населения, и такой орган разумно было бы указать в обновленном Уставе города).

Выводы. Начальный путь радикального смягчения сложившейся ситуации - это принятие региональных законов о химической безопасности с введением обязательного декларирования наличия химических веществ всеми участниками хозяйственной деятельности, независимо от форм организации и собственности.

Далее необходимо проведение инвентаризации оборота химических веществ на территории Санкт-Петербурга. Это предусматривает разработку и выполнение комплекса мероприятий по выявлению и оценке на территории города объемов и степени опасности химических веществ, находящихся у хозяйствующих субъектов, включая складские помещения, строительные объекты, торговые сети, сервисные центры, транспортно-логистические линии и сферу обращения с отходами.

В ходе реальной оценки обстановки с масштабами химической нагрузки в качестве мер государственного регулирования следует водить квоты на допустимые пределы обращения в регионе (в промышленности, торговле, на транспорте, сфере услуг и составе отходов) химических веществ и соединений, как по объёмам, так и по классам опасности (что-то категорически запретить, а что-то ограничить квотами).

Такие меры должны благоприятно сказаться на динамике снижения химической нагрузки на окружающую среду (не сразу, конечно) и население региона, а также способствовать пополнению регионального бюджета. Иначе все мы – заложники захлестнувшего территории «химического цунами».

Старцев Александр Александрович, доктор философии, профессор Международного университета фундаментального обучения, Оксфордская образовательная сеть, член-корреспондент РАЕН, руководитель АНО Северо-Западный Международный центр чистых производств, международный эксперт ЮНИДО, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить