Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Навстречу XIII научному съезду ПАНИ

Академик РАН С.Ю. Глазьев

С.Ю.  Глазьев,  Государственный  секретарь  Союзного  Государства,  Академик  РАН,  д.э.н.,  профессор

Академик  РАН  С.Ю.  Глазьев  в  своих  работах  представил  стратегию  по  ускорению  роста  российской  экономики  с  сохранением  ценовой  стабильности,  поддержки  социальной  справедливости,  создания  народных  предприятий  и  участия   трудящихся  в  управлении  государством.  И  смысл  предложений  сводится  не  в  продолжении  известной  общетеоретической  дискуссии  философского  порядка  90-х  годов  ХХ  века о  проблемах  капиталистического общества  и  неолиберализма,  а  о  создании  современного   реального  сектора  экономической  жизни  общества,  переходном  периоде,  новом  знании  теории  и  практики   формирования   планово-рыночной интегральной экономики  и  справедливых  принципов  распределительных  отношений  в   России  XXI   века.

Перестроить  макроэкономическую  политику:  отказаться  от  таргетирования  инфляции  в  пользу  вложений  в  рост  производства,  ввести  торговые  барьеры,    перейти  от  свободного  ценообразования  к  режиму  ценовых  пропорций,  наиболее благоприятных  для  развития  экономики  и  общества.  Свои  основные  предложения  академик  кратко  изложил  представителю  журналу  «Эксперт»  Борису  Соловьеву  14  ноября  2024  года.                                        

 Девять  направлений  перестройки

По  прогнозам  академика  С.Ю.  Глазьева, рост  ВВП  может  ускориться  до  8  процентов  в  год,  если  изменить  подход  к  экономической  политике.  Он  предложил  перестроить  управление  экономикой  по  9  направлениям :

-  денежно-кредитная  политика;

-  внешнеэкономическая  политика;

-  налогово-бюджетная  политика;

-  ценообразование;

-  промышленная  политика;

-  институты  развития;

-  трудовые  отношения;

-  природопользование;

-  государственное  управление.

По  каждому  блоку  С.Ю. Глазьев  предлагает  специальный  комплекс  изменений, все  они  ориентированы  на  рост  инвестиций,  в  основном   инновационные  продукты.  Наиболее  яркие  из  них:

-  отказ  от  таргетирования  инфляции  (целевой показатель уровня  инфляции  ЦБ – прим. ред.)  в  пользу  вложений  в  рост  производства  при  условиями  соблюдениями  компаниями  антиинфляционных  ограничений;

- введение  импортных  барьеров (ограничение  на  свободный  обмен  товарами  и  услугами  между  странами – прим. ред.)  в привязке  к  добавленной  стоимости  товаров;

- трансформация  налогообложения  добычи  (НДПИ)  в  систему  экспортных  пошлин;

- переход  от  свободного  ценообразования  к  режиму  ценовых  пропорций,  наиболее  благоприятных  для  развития  экономики;

-  вовлечение  работников  в  управление  предприятиями;

-  создание  народных  предприятий.

Ожидаемый  от  перестройки  политики  результат  -  модернизация  и  развитие  экономики  на  основе  внутренних  источников  кредитования  инвестиций,  творческой самореализации  граждан. 

В  настоящее  время  мировая  экономика  находится  в  процессе  смены  технологического  формата  и  у  России  есть  возможность  сделать  прорыв  в  экономике:  «Только  создавая  новые  технологии,  повышая  эффективность  экономики,  расширяя  выпуск   продукции,  мы  обеспечим  долгосрочную  макроэкономическую  стабильность.  Для  того,  чтобы    реализовать  стратегию  опережающего  развития,  необходима    другая  система  кредитования  экономики  - это  целевое  кредитование  под  рост  капиталовложений  и  рост  производства».

Пузыри  под  пирамидой

Академик  Сергей  Глазьев  убежден,  а  многие  его  прогнозы,  как  известно,  сбываются,  что  «западная  система»  управления  зкономикой  рушится -  «она  такова,  что  80  процентов  денег  (долларов  США – прим. ред.),  которые  создает  печатный  станок  ФРС  (Федеральная  резервная  система – прим. ред.),  идут  не  в  производство,  а  в  подпитку  финансовых пирамид».

 Рост  американского  долга  (внутреннего  и  публичного  в  размере  36,79  трлн  долл. США  или  97,8  процента  от  ВВП,    на  каждого  американца  приходится  по  107  тысяч  долларов  долга,  основные  держатели  долга – Япония,  Китай  и  ФРС – прим. ред.),  невозможно  остановить,  потому  что  он  давно  функционирует   по  принципу  пирамиды,  под  которой  формируются  финансовые  пузыри  (по  прогнозам,  долг  США  к  2030-му  году  по  оценкам  может  достигнуть  критического  уровня  в  размере  50  трлн.  долларов  или  118  процентов  от  ВВП  США – прим. ред.).

 Сегодняшняя  капитализация  американского  финансового  рынка  превысила  60  трлн.  долларов  США – это  больше  капитализации   всех  производственных  предприятий  мира.  Капитализация  рынка  деривативов   (фьючерсы  и  опционы -  биржевые  контракты  и  инвестиционные  инструменты)  и  вовсе  оценивается   в  сумму  до  2  квадриллионов  долларов.

Отвечая  на  вопрос  «Эксперта»,   академик  РАН   отметил,  что  цикл  крахов  западных  финансовых  пузырей  составляет  7-8  лет  и  «через  год – два   мы  увидим  очередной  кризис,  но  он  не  будет  последним.  Финансовые  пузыри  являются  частью   западной  системы,  по-другому  она  работать  не  может.  Чтобы  не  предпринимал  новый  Президент  США,  он  не  сможет  вывести   экономику  США  из-под   обвала  долларовой   валютно -финансовой  пирамиды».

Управление  по-китайски

По  данным  Всемирного  банка  по  основному  показателю  ВВП  (ППС)  Россия  занимает  4-е  место  в  мире  (6,35 трлн. долл.),  после  Китая  (34,64  трлн. долл.),  США  (29,18  трлн. долл.)  и  Индии  (14,54 трлн. долл.) – прим. ред.  

В  России  необходимо  именно  целевое  кредитование,  когда  средства  выделяются  на  финансирование  капитальных  вложений  в  перспективных  направлениях  экономики,  полагает  Сергей  Глазьев :  «Тогда  деньги  материализуются  в  прирост  товаров,  повышение  эффективности  производства,  улучшение  качества  и,  в  конечном  итоге,  в  увеличение  предложения.  В  этом  случае,  мы  реально  сможем  получить  импортозамещение,  наращивать  экспорт  несырьевой  продукции».  Но  цена  кредита  для   перспективных  предприятий  должна  быть  не  более  3-х  процентов  годовых. 

Именно  таким  образом  идет  «управление  деньгами»  во  всех  странах  мира,  которые  успешно  развиваются.  В  качестве  примера  академик  РАН привел  Китай,  где  кредиты  по  приоритетным  направлениям  развития  экономики   можно  получить  под  0,2  процента  годовых (для  примера,  в  России    программа  льготного    кредитования  бизнеса  из  приоритетных  отраслей,  составляет  17,5  процентов  годовых  при  текущей  ключевой  ставке  ЦБ -  21  процент – прим. ред.).

Во  всех  странах,  которые  совершали  «экономические  чудеса»,  центральные  банки  фактически  выступали  институтом  развития,   то  есть  давали  кредиты  не  только  по  ключевой  ставке,  но  и  по  более  низким  ставкам  на  целевые  нужды   для  развития  производства.  По  такому  же  пути  должна  идти  и  Россия.

Позицию  академика  С.Ю.  Глазьева  поддержал  аналитик  Института  комплексных  стратегических  исследований  Дмитрий  Плеханов,  который  в  беседе  с  «Экспертом»  отметил  особенность  китайского  подхода  в  том,  что   вся  финансовая  система  рассматривается  как  инструмент  экономического  развития:  «Не  только  институты  развития,  но  и  банки   в  целом  призваны  решать  задачи,  поставленные  Партией  (ЦК  КПК)  и  Правительством Китая». (При  этом  подчеркивая  социалистический  путь  развития  с  китайской  спецификой  в  условиях  планово-рыночной  экономики – прим. ред.).    

Показателен  пример,  когда   на  фоне  пандемии  «коронавируса»   власти  КНР  призвали  банковский  сектор   делиться  прибылью  с   ренальным  сектором  экономики  за  счет  снижения  стоимости  кредитования.  По  итогам  2020  года   китайские  власти  отчитались  об  уменьшении  издержек  кредитования  для  бизнеса   на  сумму  1,5  трлн.  юаней.  Взамен  банки  получают  поддержку  от  Народного  Банка  Китая  в  виде  широкого  перечня   инструментов  рефинансирования.  Таким  образом,  в  рамках  Китайской  системы,  Центральный  Банк,  Правительство  и  коммерческие  банки  фактически  действуют  в  одной  связке,  работая  над  выполнением  приоритетных  задач  развития  экономики  (В  российских  масс-медиа  и  научных  кругах  по  этому  вопросу  идет  дискуссия – прим. ред.).

Но  есть  и  другие  позиции.    С  предложениями  С.Ю. Глазьева  в  комментарии  «Эксперту»   высказал   свое  несогласие   главный  экономист  Института  экономики  роста  им.   П.А.  Столыпина  (Москва)  Б.А. Копейкин:  «Задачи  развития    обычно  делегируются   специализированным  институтам.  В  рыночной  экономике  ценовые  сигналы,  а  отнюдь  не  решения  чиновников  определяют  наиболее  эффективные  направления  вложений  капиталов.  В  тех  случаях,  где  требуется  особое  внимание   государства,  -  например,  из  соображений  национальной  безопасности  или  технологической  независимости,  -  необходима  глубокая  отраслевая  экспертиза,  которая  в  большинстве  стран  концентрируется  в  специализированных  институтах  развития.   С  точки   же    зрения   динамики  инвестиций   и  экономического  роста  лучшие  механизмы – стабильный  инвестиционный  климат,  защита  прав  собственников  и  доступное  кредитование  для  всех  участников  экономической  деятельности»  (ИЭР: среднесрочная  программа  социально-экономического  развития  России  до  2025  года,  модель  близкая  к  классической   рыночной   экономики  – прим. ред.).

От  редакции: Данные  подходы,  на  наш  взгляд,  должны  рассматриваться  с  учетом  фактических  возможностей  реального  сектора  и  положения   субъектов  экономической  деятельности,  которые,  как  правило,  отличаются  от  классической  модели  и  в  каждой  национальной  экономике  имеют  свои  особенности  с  учетом  доли  экономической  неопределенности  и  прогнозных  сценариев  развития.  Ситуации,  когда  интересы,  задачи  и  цели  социальных  групп  населения,  крупного  бизнеса,  малого  и  среднего  предпринимательства,  и  экономических  ведомств - не  всегда  совпадают.

По  словам  академика  РАН  С.Ю. Глазьева,  в  современном  мире  происходит  смена  технологических  и  хозяйственных  укладов.  Так  называемый  имперский  мирохозяйственный  уклад,  сформировавшийся  после  первой  мировой  войны  и  Октябрьской  социалистической  революции  в  России,  в  виде  социализма  у  нас  и  империализма  в  США,  уступает  место  новой  интегральной  модели,  сочетающей  в  себе   преимущества  первого  (централизованное  планирование  на  макро-уровне)  и  второго  (рыночная  самоорганизация  хозяйствующих  субъектов).

Новая  модель – социалистическая  по  системе  ценностей,  провозглашает,  что  главной  задачей  государства  в  экономике  является  рост  общественного  благосостояния.  В  тоже  время  она  является  и  рыночной,  поскольку  сочетает  государственную  собственность  с  частной  собственностью.

Основной  задачей  государства  в  данной  модели,  согласно  С.Ю. Глазьеву,  является   гармонизация  интересов  различных  социальных  групп  и  создание  условий   для  реализации  каждым  человеком  своих  способностей  и  возможностей  посредством  повышения  общественного  благосостояния (эл. ресурс  vesmir-информ. С. Глазьев.  06.04.2019 г.).

 Стратегические  управленческие  решения,  как  известно,  принимаются  с  учетом  прогнозов,  ситуации,  сценариев  развития,  достигнутого  уровня,  конъюнктуры  и  мировой  экономики.  А  время  и  результаты  показывают  правильность  и  объективность   направления  движения,  при  условии  научного  подхода  в  управлении,  инвестиционной  активности и инновационной  эффективности,  модернизации  связей  науки  с  производством, дисциплины труда,  ответственности  работников,  экономической  обоснованности  налогообложения  и  объективной  оценки  трудового  вклада,  уровня  «теневой  экономики»  - как  результата  налогового  давления  на  бизнес  и  недостаточного  уровня  жизни  основной  социальной  группы,  ликвидации   нетрудовых   доходов,   коррупции     (примерно  15-20  процентов  от  ВВП  или  20-25  трлн.  рублей - эл. ресурс.  РБК. Экономика.  20.12.2021 г.)   и  других   составляющих.  

 Успешное  проведение  Специальной  военной  операции  (СВО),  по  многим  свидетельствам  политиков  и  экспертов  показало,  что  несмотря  на  колоссальное  геополитическое,  идеологическое,  военно-техническое  и  санкционное  давление  Запада  в  2022 – 2025  годах,  «Россия  не  была  поставлена  «на  колени» -  ни  экономически,  ни  каким-либо  другим  способом!».

Наше  дело  правое!  Победа  будет  за  нами!

Подготовил  к  публикации  к.э.н.,  доцент, 

профессор  ПАНИ   Горбунов  Г.Ф.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить