Священный Поместный Собор Русской церкви 1917 года, на наш взгляд, — величайшее событие не только истории России, но и всей истории развития христианства на Земле.
Кровавая заря Пролетарской революции в России затмила, к сожалению, этот беспрецедентный социально-исторический и сакральный факт и акт. Подавляющее число соборян — этой живой души Собора было либо уничтожено новой богоборческой властью, либо покинуло пределы Родины. Движущая сила — руководители Собора, как и сама Церковь, объявлены вне закона, получили клички «врагов народа» и были вынуждены, как первохристиане, страдать за веру и отстаивать само существование апостольской Церкви вместе со своим православным мировоззрением. Их интеллектуальный труд — документы и деяния Собора попали под крепкий замок «спецхрана» и почти не использовались в качестве дровишек для питания тлеющего костра христианской жизни в СССР.
Совсем другая ситуация сложилась сейчас, когда мы сердечно и безбоязненно празднуем столетнюю годовщину Поместного Собора, который восстановил в христолюбивом Отечестве древнее патриаршее правление. А главное для нашего регионального самосознания — празднуем 100-летие со дня избрания (а будет это 18 ноября сего года), избрания нашего земляка, торопчанина Василия Ивановича Беллавина (в монашестве Тихона) патриархом Московским и всея России!
Основной задачей Собора было: вернуть каноническое патриаршее правление Церковью, которое упразднил Петр I в 1721 г. Вторая задача, вытекающая из первой, — выработка документов, регламентирующих систему управления Православной Российской Церковью (так она называлась во времена Тихона!) в новых исторических условиях.
Собор стал уникальным, самым легитимным и массовым представительским собранием православной России: 576 депутатов, в т.ч. 277 священнослужителей и 299 мирян, представляли все сословия, организации и территории страны. Осуществить такое: протяжённость подготовки, высокую демократичность выборов, масштабность представительства, объём разработанных и принятых решений не удавалось больше ни до, ни после.
Как известно, 5 ноября (18 ноября по н.с.) 1917 г. в Москве в храме Христа Спасителя патриархом Русской Церкви стал митрополит Тихон. Это историческое событие произошло одновременно, в один год и один месяц с Октябрьским переворотом и взятием власти большевиками в Петрограде.
Есть тайна предопределения и историческая загадка в одновременности этих двух великих событий. Как они воздействовали друг на друга? Как привлечь внимание широкой общественности к современному пониманию такой «закрытой» на долгие годы темы, как системное взаимовлияние двух русских революций 1917 г., и соответствующих органов государственного управления: Временного правительства, затем Совета народных комиссаров и нового Церковного управления в лице Поместного Собора 1917-1918 гг. и патриаршего правления Русской Церковью?
На наш взгляд, Собор был составной частью революционного процесса в российском обществе, но его мирной частью. Поэтому он взял на себя третью задачу и сакральную миссию: отмолить потрясённую Россию, укрепить «храмину государственного бытия», предотвратить гражданскую войну, воссоздать христианскую любовь в душах озлобленных сограждан. Первые две задачи были решены, третья — нет. Собор действовал с 15 (28) августа 1917 г. по 7 (20) сентября 1918 г. и оставил огромное количество детально продуманных принятых решений и документов, которые ждут своих исследователей и современного воплощения в жизнь.[1]
Соборяне искали и в какой-то степени нашли мирный путь решения проблем, которые привели Россию к революции! Но им не дали его осуществить. А вёл более года этот Соборный корабль по бурному морю коренного переустройства мира первых лет Великой русской революции наш Патриарх Тихон.
...................
И не один он. Ответственную, трудозатратную и нервно-напряжённую работу: быть председательствующим и ведущим заседания столь высокого собрания, каким и был Поместный Собор, с Патриархом Тихоном разделили Товарищи Председателя — митрополит Антоний (Храповицкий) и митрополит Арсений (Стадницкий).
Напомню, что все трое были избраны на Соборе кандидатами на Патриарший Престол. Вот какую образную и запоминающуюся характеристику дал кандидатам один из членов Собора: «Это были три богатыря духа: самый умный из русских архиереев – архиепископ Антоний (Храповицкий), самый строгий – архиепископ Арсений (Стадицкий) и самый добрый – митрополит Тихон (Беллавин)».
После того, как Божественное проведение через жребий указало на Тихона как на патриарха, Антоний и Арсений соборной волей были переведены из архиепископов в митрополиты.
Степень участия в председательствовании на Соборе у них оказалась разной. После того, как большевики взяли политическую власть в стране и взялись за уничтожение Церкви, на Патриарха Тихона навалилось столько неотложных практических дел, что он не смог в полной мере исполнять обязанности Председателя на Соборе. Основное бремя руководства заседаниями Собора вынес на своих плечах Товарищ Председателя митрополит Арсений (Стадницкий). Действительно, это уникальный случай: он — единственный член Собора, который не пропустил ни одного заседания, — пишет Наталия Кривошеева. — Он председательствовал вместо Патриарха на 140 пленарных заседаниях и 20 заседаниях Соборного Совета.
А открывал собор по праву старейшего иерарха Церкви митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) в ранге Почётного Председателя. Затем на 4-м заседании Собора 18 (31) августа 1918 г., на котором избрались руководящие органы Собора, абсолютным большинством голосов Председателем Собора был избран Митрополит Московский и Коломенский Тихон.
Здесь уместно вспомнить о том, как это случилось. Вот свидетельство соборянина, бывшего обер-прокурора Святейшего Синода профессора Антона Карташёва. Он дал его в своей работе «Революция и Собор 1917-1918 гг.». «И тут обнаружилась одна неожиданность, — пишет Карташёв. — В выборе своего Председателя подавляющее большинство остановило свое внимание не на звездах первой величины в иерархии, каковыми были Антоний Харьковский и Арсений (Стадницкий) Новгородский, а на скромном, добродушном, не ученом и не гордом, а сияющем русской народной простотой и смирением, новом митрополите Московском Тихоне. Ему сразу же было дано эффектное большинство 407 голосов из 432 присутствовавших на заседании. Антоний и Арсений были избраны только товарищами Председателя» [2].
Возникает вопрос: почему делегаты Собора столь единодушно остановили свой выбор ключевой фигуры Высокого собрания на тишайшем Тихоне, митрополите Московском, недавно избранным по новым — по-настоящему демократичным принципам Русской революции? Что? Сразу узрели в нём будущего патриарха?.. Нет! При многоступенчатых выборах кандидатов на Патриарший Престол святитель Тихон получил наименьшее количество голосов среди трёх итоговых претендентов. За архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) проголосовало 159 человек, за архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) — 148, за митрополита Московского Тихона (Беллавина) — 125.
Может быть, это было делом привычки церковного чинопочитания: митрополит Тихон по иерархии ведь выше архиепископов?... Если и так, то лишь отчасти.
Неужели могла сработать гостевая психология: кто в доме хозяин, тому и честь?! А Тихон как митрополит Первопрестольной принял и разместил соборян со всей России... Скорее всего, тоже — нет! Соборяне не были толпой, случайными гостями, даже привычным собранием единомышленников. Они были — избранными! Их выбрала стотысячная православная Россия. За каждым стоял свой приход, своя епархия, своя кафедра, или своя партия. И Тихон был равным среди равных.
Разногласий и разномыслия было множество. Небывалая демократия представила на Соборе самые разные точки зрения по каждому обсуждаемому вопросу. Выступали, не соглашались друг с другом, спорили до хрипоты. Но когда вне стен Собора, не обращая на него никакого внимания, большевики стали прибирать власть к своим рукам, произошло настоящее чудо. Дух Божий повеял над Высоким собранием, всех примиряя, всех объединяя. В первый раз Собор стал единодушен в выборе Председателя, второй раз стал истинно соборным, когда принял решение о восстановлении патриаршества.
На это обстоятельство справедливо обращал внимание в своих, пока не полностью опубликованных, Дневниках митрополит Арсений (Стадницкий): «Церковный Собор — это нечто совсем отличное от мирских собраний: это... прежде всего момент религиозного подъема, единения верующих, созидания новой церковной жизни, обновления веры».
Здесь, наконец, вступает в свои права методология Русского неклассического человековедения и даёт нам единственно правильный ответ... На наш взгляд, всё дело и вся суть заключается — в самой уникальной православной личности Тихона (Беллавина)!
Он был необыкновенно светлым, радостным и доброжелательным человеком. Все знавшие отмечают его прекрасную речь, знание семи иностранных языков, рассудительность, целомудрие и смирение, прекрасные способности ко всему творческому, трудолюбие и истинную святость. Таких людей любят бескорыстно, за ними идут не раздумывая, им верят до конца. Недаром ярославцы, которых он правящим архиереем духовно окормлял с 1907 по 1914 годы, окрестили его «ясным солнышком».
Он стал для многих идеалом русского человека, земным воплощением христианской любви к ближнему, спасителем. заступником, и даже духовным вождём Русского мира. Именно эту духовную сущность сразу увидели и прочувствовали в Тихоне соборяне: по лику, манере поведения, отношению к ним и святому Православию. А Божественный выбор, по мнению самого Тихона идущий от Богородицы, указавший на него как на будущего Патриарха, только подтвердил превосходную степень оценок личности Святителя... Слава ему! Поклон низкий за духовно-нравственный подвиг длиною в целую жизнь! И спасительная молитва в Дни поминовения: «Святый Тихоне, не оставь нас, грешных!»
В заключение — несколько слов о памятнике Патриарху Тихону. Наша идея создания монументального памятника Патриарху Тихону, которая звучала на предыдущих Торопецких Свято-Тихоновских конференциях, к сожалению, ни в какой степени не была реализована к юбилейной столетней дате в Тверской области. Однако, она обрела практические очертания в Северной столице, где Святитель Тихон учился в Духовной академии. В противовес равнодушию официальной Твери, Санкт-Петербург оживил эту идею конкретными действиями.
А именно, усилиями иерея, бывшего строителя, Виктора Матяшова в Питере уже создан и отлит в бронзе памятник Патриарху Тихону. Согласно его проекта, памятник на постаменте установят в селе Кунья Псковской области, близ места рождения Васи Беллавина. Автор этой скульптуры в рост — петербургский скульптор Виктор Новиков.
X съезд Петровской академии наук и искусств, который прошёл 6 октября 2017 г. в Северной столице, поддержал своей Резолюцией проект Тверского отделения ПАНИ по сбору средств, изготовлению и установке памятника Патриарху в г. Торопце. Скульптор, академик и председатель отделения искусств ПАНИ Борис Сергеев, с моей подачи, готов взяться за эту работу. Примечательно уже то, что именно он является автором установленных на Тверской земле прекрасных памятников: Николаю Чудотворцу на истоке Волги, Нилу Столобенскому на Селигере и Ксении Петербургской в Твери.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См.: Поместный Собор 1917-1918 годов и восстановление патриаршества // Современники о патриархе Тихоне. Т.2 — М., 2007, С.49-57, С.72-137.
2. Карташёв А. В. Революция и Собор 1917—1918 гг. // Дело великого строительства церковного. С. 503.
Сведения об авторе
ФОРМА ЗАЯВКИ:
Ф.И.О. : Осипов Владимир Глебович
Страна : Россия
Город : Тверь
Место работы : Тверской научный центр комплексного изучения человека, Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств.
Должность : Руководитель Центра. Председатель Отделения.
Ученая степень: кандидат философских наук, профессор.
Сфера научных интересов: философия, гуманитарное познание, неклассическое комплексное человековедение, история Русской Православной Церкви, стратегическое планирование развития территорий, тверское регионоведение.
Тема: 1) Патриарх ТИХОН — председатель Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.; 2) Священный Всероссийский Поместный Собор как мирная часть Великой русской революции 1917 года.
Контактный телефон, адрес электронной почты: 8-920-161-07-40;
8 (4822) 34-40-43; E-mail: vladimir.osipov44@ mail.ru
Форма участия : очная
Особые пожелания-
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: