Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 

23-24 ноября 2017 года состоялась 12 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути из решения», на которой обсуждались вопросы медико-биологические и экологические аспекты здоровья человека. Самое активное участие в подготовке и проведении Конференции приняла Петровская академия наук и искусств (ПАНИ) в лице академиков ПАНИ, профессора СПбГУ С. А. Варзина (координатор оргкомитета), профессора СЗГМУ им. И. И. Мечникова В. С. Никифорова, профессора ФБГБОУ ДПО  ИРДПО В. В. Матвеева и других.

В целом в Конференции приняли участие около 50 видных российских и зарубежных представителей учёного мира, среди которых С. Н. Бабурин, С. Ю. Глазьев, Ю. С. Васильев, В. В. Глухов.

С приветствием к участникам Конференции обратился Президент ПАНИ, д. ф. н., профессор А. В. Воронцов. Он же выступил с докладом «Великий Октябрь и духовное преобразование советского общества». Тезисы доклада предлагаем Вашему вниманию:         

Перечитывая заново массу литературы, посвящённой Великой Отечественной войне, беседуя с ветеранами, невольно проникаешься желанием глубже понять сущность и величие нашей Победы. Почему именно Советский Союз смог одолеть столь могущественного противника? Каковы, в частности, духовные, политико-идеологические истоки Победы над фашизмом? Вопросы закономерные, если учесть, что вооружённые силы гитлеровской Германии и её сателлитов были значительно мощнее Красной Армии. К началу войны по численности вооружённых сил Третий Рейх превосходил советские вооружённые силы почти в 1,6 раза, по танкам - в 3, а  самолётам – в 3,7 раза. На германскую военную машину работала практически вся Европа (кроме Англии).

И всё же мы одержали Великую Победу. Главным источником нашей Победы явились два основных фактора:

  1. Высокие темпы индустриализации страны. Как отметил академик Савельев Ю. П. темпы прироста национального дохода в СССР, начиная с 1922 по 1940 год составлял 15,3%.  Таких темпов развития не знала ни одна страна в мире.
  2. Духовные основы, заложенные Великим Октябрём, и в частности, Культурной революцией, которая вывела из темноты широкие массы народа, дала образование и приобщила их к достояниям отечественной и мировой культуры. 

          Известный философ и социолог А. Зиновьев справедливо отмечает: «Идеологически, психологически мы к войне были подготовлены блестяще, что и стало одним из факторов Победы. Но физической возможности подготовиться по-настоящему не было»2. Одним из ведущих факторов нашей Победы А. Зиновьев называет  социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну, а организацию системы в невероятно сложных условиях он выделяет в качестве второго фактора.  Состояние населения можно выразить как «дух народа».

«Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». Эти проникновенные, знаменитые слова политрука Василия Клочкова стали девизом защитников столицы. Слова и символы такого рода играли огромную роль в общественном сознании, и в массе, по крайне мере, в самой активной части населения, сложилось такое психологическое состояние, которое сломить было невозможно. Было бы насилием  над  исторической правдой не видеть исключительной роли большевистской партии и как фактора, обеспечившего единство советского народа, и как ведущую политическую и социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну.

     Основные  предпосылки будущей Победы были заложены в годы первых советских пятилеток. Качественные сдвиги произошли в экономике, социальных отношениях, духовной сфере. Были построены многие тысячи промышленных и энергетических объектов. Созданы оборонные предприятия, составившие основу военно-промышленного комплекса. Сложилась новая социально-классовая структура. Численность рабочих в промышленности, к примеру, увеличилась с 1928 по 1940 год на 3,3 млн. и достигла 8,3 млн. человек. Период индустриализации – этот время массового трудового героизма и мощного духовного подъёма, питавшего чувство гордости за Советскую Родину и уверенность в правильности избранного пути.

На селе в результате коллективизации господствующее положение заняло колхозное крестьянство. Большинство исследователей сходятся в том, что при  ее проведении преобладали насильственные методы. Не только по отношению к кулачеству, но и среднему крестьянству.  Склонен считать, что в таком подходе есть большая доля правды, какой бы она ни казалась горькой. Но это лишь часть правды. Существует, однако, её другая часть: несмотря на насильственный характер, коллективизация стратегически была необходимой  и оправданной. В этом убеждает изучение быта, культуры и психологии крестьянства, чему мне пришлось посвятить многие годы своей научной деятельности. И внутренняя, и международная обстановка того времени вынуждала форсировать коллективизацию и, если бы это не было сделано, если бы фашистская Германия встретила в деревне частника, который  ежеминутно, ежечасно порождает капитализм, исход войны мог бы быть совсем иным. Добавим: к началу 40-х гг. сельчане составляли две трети населения страны, а Красная Армия в массе своей оставалась крестьянской, а по идеологическим  воззрениям социалистической.

Духовный мир советских людей формировался не только в атмосфере созидания и глубоких преобразований в экономике, социально-классовой структуре, но и в условиях становления новой культуры. Бесценен вклад в Победу в Великой Отечественной войне культурной революции, преобразившей общественное сознание и духовный мир всех классов и социальных групп.  Для нашей страны культурная революция предоставляла большие трудности, вызванные большой отсталостью и мелкобуржуазностью страны, сплошной неграмотностью крестьянства, отсутствием материальной базы. Однако, несмотря на трудности, культурную революцию нельзя было откладывать на более поздние сроки. Она была необходимым условием общего процесса социалистических преобразований и культурного строительства в стране.

На VIII съезде РКП(б) Ленин главной целью культурной революции называл «сделать из некультурной и дикой капиталистической страны – культурную коммунистическую страну». Культурная революция изменила общественное сознание и духовную жизнь всех классов и социальных групп. Она оказалась востребованной в силу практических  преобразований страны  и была широко поддержана «снизу». В результате культурной революции, за сравнительно короткий исторический срок в нашей стране возникла новая культура, значительно повысился культурный уровень населения, его творческая активность.  

Значимость и успехи культурной революции большевиков были признаны многими, в том числе и западными исследователями. Вот что, в частности пишет об этом Петибридж: «Согласно переписи населения, проведенной в 1939 г., 81,2% населения старше 9 лет и 89,1% от 9 до 49 лет умели читать и писать. Таким образом, неграмотным был примерно один человек из каждых пяти.  В течение 22 лет Советское правительство подняло свой народ до уровня грамотности большинства западноевропейских стран в конце ХIХ столетия. В Британии, Франции и Германии подобного успеха удалось достигнуть по меньшей мере за сто лет».  Подобную оценку дает и Г.Уэллс «….в условиях величайших трудностей большевики сумели поднять дело просвещения на поразительную высоту»4. Благодаря ликвидации безграмотности десятки миллионов людей приобщились ко многим достижениям науки и культуры.

Вооружая разносторонними знаниями и практическими навыками, образование как социальный институт воспитывало, прививало вступающим в жизнь поколениям общественно-значимые качества.

В общем можно утверждать: история и русская литература, особенно классическая, была представлена в школьном обучении лучше, основательнее, чем в школе нынешней. Но, быть может, самая главная специфика советского социогуманитарного образования заключалась в его духовно-идеологической направленности. Именно благодаря этому выросло целое поколение, воспитанное на идеях коллективизма и патриотизма получившее отменную физическую закалку, способное не только успешно трудиться, но и защищать Отечество. Была создана народная  интеллигенция. Лучшие её черты воплотились в новом типе интеллигента-подвижника, будь то кадровый офицер, инженер или врач. Особенно значимой была роль советского учителя. Когда-то германский канцлер О. Бисмарк высказал мысль, ставшую крылатой, о том, что под Садовой победила не столько прусская армия, сколько прусский народный учитель, который оказался выше австрийского.

Если это так, то надо признать: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель, выиграла наша советская школа. Поэт Вл. Луговской в стихотворении «В сельской школе» нисколько не преувеличивал, утверждая, что школа – «оплот государства и наше бессмертие». Приходится с горечью констатировать, что в современной  России власть, именующая себя демократической этого не понимает, проводя губительные эксперименты в области образования, называя их «реформами», «модернизацией» и т.д.

Воспитанию молодёжи в духе патриотизма и дружбы народов способствовала деятельность комсомольской и пионерской организаций. Только комсомол объединял перед войной 10 млн. единомышленников. И уже в первый год войны два миллиона из них вступили в ряды Красной Армии. 90% членов Ленинградской организации ВЛКСМ сражались на подступах к городу Ленина. Всего за годы Великой Отечественной войны в ВЛКСМ вступило 12 млн. юношей и девушек.

Формированию высоких морально-волевых, физических и профессиональных качеств, необходимых для защиты Отечества, была подчинена оборонно-массовая работа среди молодёжи. Её проводило добровольное Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству, объединявшее около 14 млн. человек. В учебных центрах и заведениях этого Общества юноши и девушки осваивали стрелковое дело, радиосвязь, средства противовоздушной обороны, приёмы штыкового боя, технику вождения автомобилей и пилотирования самолётов

В Советском Союзе, особенно в предвоенные годы, воспитание человека, любящего Родину, радеющего о благе своего народа, было неотъемлемой частью государственной политики. Причем эта политика корректировалась, обретала новое содержание. Не сразу, например, утвердилось понимание созидательной, воодушевляющей роли национальных чувств, национального патриотизма. Пришлось преодолеть наследие 20-х годов, когда дали о себе знать проявления космополитизма и троцкизма в этой чувствительной для каждого человека области. Как крайность можно расценить заявление наркома просвещения А.В. Луначарского на первом Всесоюзном учительском съезде (1925г.) о том, что-де «идея патриотизма насквозь лживая». Такие заявления воспринимались в качестве официальных установок и ориентиров в воспитательной работе. И не только. Люди, тяготевшие к национальному патриотизму, объявлялись националистами, антисоветчиками, подвергались преследованиям. Достаточно вспомнить судьбу С. Есенина и поэтов его круга И. Клюева, П. Орешина, С. Клыкова. Писателя М. Булгакова некоторые критики пролеткультовского толка обвинили в том, что его творчество белогвардейское и слишком русское.

Ситуацию удалось переломить уже в 30-е годы. Центральное место в формировании массового сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного как на идеях революционных традиций и достижениях в социалистическом строительстве, так и на истории Отечества, на славных деяниях наших предков. Литература, кино, официальная пропаганда обратились к образам героев, военных и политических деятелей исторического прошлого: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова и многих других.

В те суровые дни военного ненастья писатели, поэты, говоря словами В. Маяковского, «к штыку приравняли перо». 30-40-е годы советского строительства были годами, как я их называю, золотым веком советской культуры. Значительный вклад в духовное обогащение народа, укрепление его нравственных ценностей и патриотических чувств вносили деятели многонациональной советской литературы и искусства. М. Шолохов – в литературе, С. Прокофьев и Д. Шостакович – в музыке, К. Петров-Водкин – в изобразительном искусстве, С. Эйзенштейн – в кино, Н. Симонов, Н. Черкасов, Г. Уланова – в исполнительском искусстве, К. Станиславский – в театре, А. Щусев, К. Мельников – в архитектуре. Разве пантеон только этих имён недостаточен, чтобы считать советскую культуру великой, чтобы короткий период 70-летия советской власти вошёл в нашу историческую память как золотой век культуры?

Благотворное влияние на патриотическое и нравственное воспитание масс оказывал отечественный кинематограф, который начал развиваться уже в 1919 году. Из всех искусств кино было самым доступным и любимым и вместе с тем одним из могущественных средств просвещения народа. До сих пор старшее поколение помнит фильмы режиссера С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) как эпохальное явление молодого киноискусства советской России. Чаплин назвал его лучшей кинокартиной мира. Как крупное событие встретило население фильм В.И. Пудовкина «Мать» (1928), снятый по одноименному роману Максима Горького, киноленту И.П. Довженко «Земля» и др. В конце 30-х годов появились фильмы, показывающие боевой дух и военную подготовку красноармейцев (режиссера А. Рома «Эскадрилья», Е. Двигана «Если завтра война» и др.) Поистине народным стал фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1935), который на протяжении десятков лет не сходил с экранов кинотеатров,  а затем телевидения. Огромную роль в возвращении к исторической памяти народа имел один из лучших фильмов С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

В годы войны, пройдя с советской армией весь героический путь от Москвы до Берлина кинодокументалисты запечатлели все этапы и все важнейшие события войны. Это позволило Р. Кармэну совместно с американцами создать киноэпопею «Великая Отечественная», которая неоднократно были показаны в СССР, позднее и в нынешней России, а также во многих странах мира. Героико-патриотическая и историческая тематика киноискусства нашла отражение в таких кинокартинах, как «Александр Пархоменко», «Котовский», «Кутузов» и др., а также экранизация произведений классической литературы «Без вины виноватые» Островского, «Свадьба»  Чехова, и др.

Небывалого расцвета достигли живопись и скульптура. Среди наиболее известных художников 30-х годов можно назвать К.С. Петрова-Водкина, П.П. Кончаловского, М.С. Сарьяна, А.А. Дейнеку, В.А. Фаворского. В эти годы продолжают работать и такие замечательные художники, как Н. Крымов, А. Куприн, каждый из которых своими индивидуальными средствами создавал эпически-величавый образ Родины («Речка», «Летний день в Тарусе» Крымова; «Тиамская долина» Куприна).

Одно из поэтичнейших и романтических произведений этого периода – картина А.А. Дейнеки «Будущие летчики» (1938). Позднее в разгар войны Дейнека создал ряд полотен, отразивших трагизм и героику военных лет.

Образы русских воинов, защитников родной земли воплотил в своем творчестве художник П. Корин. Показателен живописный триптих, посвященный Александру Невскому. Центральная его часть изображает прославленного полководца, одетого в рыцарские латы и шлем, с огромным мечом в руках.

Предвоенные годы были определенным этапом в развитии всех видов монументального искусства. В скульптуре много работали и старые мастера, заявившие о себе еще в первые годы советской власти, и молодые: М. Манизер, А.Т. Матвеев, С. Лебедева, Я. Николадзе и др.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» (1937), обессмертившая имя В.И. Мухиной, стала символом нашей страны в определенный период истории. Это один из самых выразительных памятников советской эпохи, который после долгих проволочек вновь вернулся на своё место.

Советское руководство делало многое для того, чтобы опереться на пробудившийся в народных массах стихийный патриотизм, придать ему новую динамику. В этом русле необходимо рассматривать начавшийся еще в 30-е годы процесс возрождения некоторых элементов дореволюционной российской государственности. В частности, в армии были введены погоны, учреждались гвардия и ордена с именами славных предков, включая святого князя Александра Невского. На улицах городов появились милиционеры, одетые примерно так же, как полицейские в царской России. Вновь начали использовать некоторые названия старых чинов и должностей (министр, генерал, советник и т.д.).

Государственная политика, отвергавшая национализм и шовинизм, направленная вместе с тем на формирование патриотизма русской нации, была, по определению Г. Электерова, тщательно подобранной, тонкой, но сверхэффективной политикой реализации национальной гордости. «Именно в этот период, - констатирует автор, - произошла ассимиляция всех народов и превращение русского языка в язык, несущий общую культуру и формирующий единую национальную среду. Нация превращалась в монолит». Сказано смело и, пожалуй, исчерпывающе. Такая оценка отвечает реальному положению.  

Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система помогла сформировать по-настоящему крепкую породу людей, которые не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний. 

Фашистское нашествие представляло смертельную угрозу для всего советского народа, для всех наций и народностей нашей страны. Чтобы отстоять своё право на жизнь, право строить её на основе социальной справедливости и равенства, советский народ противопоставил зловещим замыслам заправил гитлеровского рейха все свои материальные и духовные ресурсы, верность своему Отечеству и интернациональную сплочённость, свою непоколебимую волю, готовность на жертвы и подвиги.

Избавить Родину от посягательств врага – великая цель, рождавшая столь же великую энергию. Вспоминая то суровое и критическое для нашей страны время, М.И. Калинин писал: «Когда имеются великие и жизненно важные цели, когда перед народом стоят большие общегосударственные задачи, которые ему ясны и понятны, тогда поднимается народная энергия, которая ломает все препятствия на своём пути. Такая именно энергия поднялась в нашем народе, когда над Родиной нависла смертельная опасность. Когда каждый советский человек и даже самая отсталая колхозница увидели, что на карту поставлено всё: и наша жизнь, и наша свобода, и наша национальная честь и наше независимое государственное существование».

Война развеяла в прах расчёты врага на внутреннюю зыбкость и неустойчивость многонационального Союза ССР. В борьбе с фашизмом приняли участие все нации и народности. Уже в первые дни, защищая Брестскую крепость, сражались сыны и дочери более 30 национальностей, изумляя мир неслыханным мужеством, силою духа, неиссякаемой верой в победу правого дела. Накрепко запомнилось мне слова экскурсовода Брестской крепости. Когда фашисты почти полностью захватили крепость, отчаянно сопротивлялся последний батальон из нескольких человек. Их хотели взять живыми. «Русские сдавайтесь» - кричал немецкий офицер. «Русские не сдаются!»  - прозвучал громкий ответ и прогремел мощный взрыв. Это был советский солдат, возможно офицер, узбек по национальности.

Время Великой Отечественной войны вызвало огромный патриотический, творческий подъем у наших композиторов. В первое время Великой Отечественной войны было написано много песен и произведений малых жанров – песен-маршей, частушек, иногда юмористического характера, произведений эстрадного жанра

Мгновенно была перестроена вся культурная работа в стране. Особое звучание получило искусство и его публицистический тон. Уже 23 июня 1941 г. «Правда» напечатала стихотворение «Присягаем Победой» Суркова, 24 июня в «Известиях» появилась «Священная война» Лебедева-Кумача. И уже 26 июня вечером состоялось первое исполнение этой песни композитора А.В. Александрова на Белорусском вокзале в Москве. Стоя, слушала эту песню воинская часть отъезжающая на фронт. Песня утихла, но бойцы требовали ее повторения. Пять раз повторял ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине, наполняя души и сердца воинов «яростью благородной». Легендарная «Катюша» прошла всю войну и приобрела особое значение за рубежом. В Италии партизаны, боровшиеся с фашистами, сделали «Катюшу» своим гимном. Она была популярна в рядах сопротивления Франции, а затем стала народной почти во всех странах социализма.

Песни Великой Отечественной войны,  самый распространенный жанр советского музыкального искусства, это музыкальная летопись войны. В ней отражена душа  русского народа его вера в нашу победу. Замечу, что самые лучшие песни были написаны в самые тяжелые времена войны. Уже в первую неделю войны советскими композиторами были написаны около двухсот песен, большинство которых сразу же «ушли на фронт». Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжелых, месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны я наблюдал явление неожиданное и в то же время закономерное: у народа-великана – советского народа, и прежде всего у русского народа, родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

В июле А. Ахматова закончила стихотворение «Клятва». Симонов, Полевой, Вишневский присылали первые военные корреспонденции с фронтов. Художники Н. Радлов, Ефимов, Кукрыниксы выпускали номера «Окон ТАСС», а артисты всех жанров объединялись в концертные фронтовые бригады.

 Да, были и горечь отступления, 900 дней и ночей блокады непокоренного Ленинграда, радость победы под Москвой, битва за Сталинград, Курская дуга и освобождение одиннадцати государств Европы. Была поверженная нацистская Германия. Неизменным оставалось фронтовое братство советских людей, представлявших разные нации и народности, но сплочённых чувством патриотизма и преданности Родине.

Боевое братство советских людей явилось естественным следствием общности их коренных интересов. Каждый человек, где бы он ни находился, видел в каждом клочке советской земли, в любом её пункте, селении или городе, свой посёлок, свой родной город, частицу своей родной земли. Осенью 1941 года осаждённый Ленинград по радио получил «Послание» 95-летнего казахского акына Джамбула Джамбаева. Послание, пронизанное трепетным чувством боли и восхищения перед мужеством и стойкостью его жителей: Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! Мне в струе степного ручья,  Виден отблеск Невской струи.

9 августа 1942 года. 355-й день ле­нинградской блокады. На стенах домов появились афиши: «Управление по делам искусств ис­полкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по ра­диовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг. Шостакович. Седьмая сим­фония (в первый раз)». 

У немцев на этот день был назначен торжественный вечер в «Астории», даже пригласительные билеты напечатали. Музыка звучала, но на порог города солдат вермахта не пустили. От пленных позже узнали: их удивил массированный артиллерийский удар, который сравнял с землей батареи, а потом симфония, что звучала из всех советских репродукторов.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».   «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания бой с черными си­лами. Написанная в Ленинграде, она выросла до раз­меров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний», - писал Алексей Толстой.

Американская пресса после исполнения симфонии в Нью-Йорке писала: «Какой дьявол может победить народ, способный создать музыку, подобную этой!»

Каждое военное соединение Советской Армии было интернациональным по составу. Многие из них полностью укомплектовывались представителями республик Кавказа, Средней Азии, Прибалтики и составляли национальные формирования. Но при этом все они оставались частью единого целого – вооружённых сил сражающейся страны. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря высокой сознательности и самоотверженности советского народа и его доблестных воинов, благодаря несокрушимому единству рабочих, крестьян и интеллигенции, благодаря нерасторжимому братскому союзу народов СССР. За боевые заслуги, подвиги в войне 7 млн. воинов, представлявших 100 национальностей Советского Союза, были награждены орденами и медалями, 11603 человека стали Героями Советского Союза.

В Великой Отечественной войне противоборствовали не только противоположные социально-экономические системы, вооружённые силы и военные стратегии. Война была противоборством двух принципиально различных систем ценностей и идеологий. Фашизм как идеология проповедовал культ силы, расизм и крайний шовинизм – «превосходство арийской расы», необходимость завоевания для Германии «жизненного пространства». В этом духе пропагандистские службы нацистской Германии вели интенсивную идеологическую обработку населения. Особое значение придавалось воспитанию ненависти к коммунизму, коммунистам, советским людям.

И надо признать, что в значительной мере это удалось. Оглушённые социальной демагогией фашизма, отравленные ядом расизма и шовинизма, массы немецких солдат были брошены Гитлером в огонь грабительской бесчеловечной и вместе с тем безнадёжной войны за чуждые немецкому народу интересы германских монополий. Западногерманский историк Якобсен по этому поводу писал: «Не было никаких шансов выиграть эту войну даже и «без Гитлера». Германия так же тотально проиграла войну, как тотально она её вела. Можно без преувеличения сказать, что эта война была проиграна  политически ещё до начала военных действий». Проиграна она была и идеологически. Победу одержала идеология  основанная на идеях равенства, справедливости, народовластия, ценности человека труда, дружбы и солидарности трудящихся всех национальностей.

Разгром фашизма – результат усилий и борьбы всего советского народа. Признание этого объективного исторического факта нисколько не противоречит признанию того, что решающий вклад в этот разгром внесла русская нация*. Разумеется, дело вовсе не в численном преобладании русских, хотя и этот фактор не последний по своей значимости. Главное – особая роль, которую русский народ сыграл в создании тысячелетней российской государственности. Именно русский народ является становым хребтом той великой державы, которая веками не позволяла её недругам осуществлять свои гегемонистские замыслы. Так было в прошлом, так случилось и в годы Великой Отечественной войны.

Отражая нашествие фашистских варваров, русский народ, как всегда в годину тяжких испытаний, проявил свои лучшие национальные качества: огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность его представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации и Родины. Сошлёмся на один красноречивый факт, в концентрированной форме отразивший ратный подвиг соотечественников. Из 11603 Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг., 8182 человека – русские. Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова и многих других героев, отдавших свою жизнь за Родину и её народ, навечно вписаны в историю. «…Русский народ для меня святыня, и здесь я вижу его непосредственно. Только позже, если буду жив, я опишу его…», - писал жене из района боёв под Курском прошедший на войне все пути фронтового корреспондента Андрей Платонов.

Война с фашизмом стала мощным катализатором роста русского национального самосознания и патриотизма. Наиболее заметно это отразилось в творчестве художественной интеллигенции. Не в пример нынешним деятелям культуры демократического разлива русские советские писатели от начала войны и до её победного завершения были вместе со всем народом, словом и делом помогая партии в мобилизации его духовных сил на отпор врагу. Свыше тысячи писателей и поэтов, многие актёры и музыканты ушли добровольцами в действующую армию, стали бойцами, командирами, политработниками, организаторами культурно-массовой работы в войсках. О советском искусстве военного времени Дмитрий Шостакович, переживший блокаду в Ленинграде и потерявший многих своих учеников и близких, писал: «В годы битвы с фашизмом …искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако даже в самые тяжкие дни в нём звучала героика, призыв, вера в грядущую победу. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине, это был его главный определяющий тон».

В те суровые дни военного ненастья писатели, поэты, говоря словами В. Маяковского, «к штыку приравняли перо». В 1942-м самом трудном военном году 23 февраля - в день Советской Армии – центральная газета «Правда» публикует стихотворение «Мужество» опальной Анны Ахматовой, которую не допускали в печать с 1924 года: Не страшно под пулями лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём. Навеки!

В стихотворении – две доминанты, две главные смысловые единицы: «мужество и великое русское слово». И если первая воспринимается как должное (шла война!), то вторая могла показаться неожиданной и сказанной не ко времени. Почему русское слово? И почему его нужно было спасать? Да потому что в слове отражается душа народа, его духовная самобытность и неповторимость. Спасти, сохранить родное слово, русскую речь - значит сохранить себя, свою свободу, честь и национальное достоинство. Мужество и достоинство нам нужны и сегодня, когда настежь распахнуты двери перед массовой культурой Запада и когда для шопов, шоу, блокбастеров, ваучеров и прочих англо-американизмов созданы более комфортные условия, чем для родной русской речи. Это тоже агрессия. И, как представляется, не менее разрушительная для нашей культуры и национального духа.

Близким и понятным для сотен тысяч советских воинов, сражавшихся за каждую пядь родной земли, стало стихотворение писателя, поэта, фронтовика К. Симонова: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Для меня оно значимо не только тем, что в нём воспета наша русская, смоленская, разорённая и опустошённая деревня, где я родился и вырос, но и своей доверительностью, широким философским обобщением, возвращением к истокам, гордостью за русский народ, за милую русскую землю: «За то, что на ней мне сражаться завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла...».

В летописи военной поры поэтическая муза заняла достойное место. Стихи и поэмы М. Исаковского, В. Инбер, О. Бергольц, А. Суркова, Н. Тихонова, других русских и национальных поэтов воодушевляли, укрепляли духовные силы, помогали переносить тяготы военной поры.

Комментарии для этой записи закрыты