Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Психологи из Университета Нью-Йорка подтвердили утверждение философа Иммануила Канта о том, что красота требует работы ума, и опровергли мысль о том, что чувственные удовольствия некрасивы.

Иммануил Кант считается авторитетом в области философии красоты. В трактате «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» он утверждал: для восприятия красоты требуется работа ума, а чувственные удовольствия, такие как секс или еда, красивыми быть не могут, значит, мыслительное усилие для них не требуется. Эти философские идеи трудно проверить экспериментально, так как понятие красоты субъективно, но американские психологи попытались.

Они провели ряд экспериментов с 62 участниками, которые должны были пройти тесты. В ходе тестов участники выполняли три типа деятельности: сосали леденцы, гладили плюшевых мишек и рассматривали картинки. Картинки были нескольких категорий: те, которые участники предварительно сами выбрали как красивые; те, которые исследователи взяли из специальной базы и считающиеся конвенционально красивыми; а также условно нейтральные картинки, например мебель из каталога IKEA. Затем участники оценивали свой опыт восприятия каждого объекта по шкале красоты, имевшей четыре пункта, а также по шкале удовольствия, нарастание и спад которого ученые потом вычислили, построив математическую модель.

В итоге 92% участников назвали собственноручно выбранные картинки красивыми, 56% назвали красивыми картинки, которые подобрали для них психологи, и лишь 3% сочли красивыми нейтральные картинки. При этом более трети участников назвали красивыми и не визуальные стимулы — сосание конфеты и ощущение от поглаживания плюшевого мишки.

На втором этапе эксперимента участникам было предложено повторить то, что они сделали раньше, включая просмотр тех же картинок, но с одной лишь разницей: их внимание специально отвлекали несложной задачей. Участники во время процедур просмотра, сосания и поглаживания должны были слушать ряд текстов, которые им зачитывали, и нажимать на кнопку, когда один и тот же фрагмент повторялся. Так исследователи рассчитывали нагрузить временную память участников и создать дополнительную когнитивную нагрузку. После этого участники снова заполняли «шкалу красоты».

Исследователи обнаружили, что опыт созерцания некрасивых объектов не был изменен, когда участники отвлекались. Но когда дело касалось красивых объектов, отвлекающие задания «понижали» восприятие красоты и человек ставил более низкий бал картинке, которую считал очень красивой в первой части эксперимента. Так, процент оценивших красивые картинки наивысшим баллом снизился с 92 до 40.

Из этого психологи сделали вывод, что отчасти Кант был прав: восприятие красоты требует умственного усилия.

Однако вопреки утверждению Канта о том, что чувственные удовольствия никогда не могут быть красивыми, около 30% участников сказали, что они, безусловно, испытали чувство красивого после поедания вкусных конфет или прикосновения плюшевого мишки. Как пишут ученые, «многие участники заметили, что вкус конфеты для них имеет очень личное переживание, это своего рода память из детства».

Построив математическую модель, психологи выяснили, что ощущение красоты увеличивается линейно с увеличением удовольствия, и сильное удовольствие для людей субъективно всегда красиво, независимо от того, получено ли оно от чего-то реально красивого или чувственно приятного. Это утверждение работает и в обратную сторону: сильное удовольствие можно получить и от рассматривания красивой картины, а не только от «секса, наркотиков и шоколада», — пишут авторы исследования.

«А это значит, что красота имеет значение. В целом мы подтверждаем утверждение Канта о том, что только удовольствие, связанное с чувством красоты, требует мысли, и опровергаем утверждение о том, что чувственные удовольствия никогда не могут быть прекрасными. Таким образом, мы демонстрируем, что психологические эксперименты могут проверять философские теории и что математические модели могут описывать эстетические переживания», — пишут психологи.

Комментарии для этой записи закрыты